Напоминание

"Предметы из стекла и металла"


Автор: Богданова Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: структурное подразделение "Детский сад с. Заостровье" МБОУ "Заостровская СШ"
Населённый пункт: Приморский район, Заостровье
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Предметы из стекла и металла"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБОУ «Заостровская СШ» структурное подразделение

«Детский сад с. Заостровье»

Приморского района Архангельской области

Конспект НОД

Тема: Предметы из стекла и металла

подготовила воспитатель

Богданова Наталья Васильевна

2017 г.

НОД

Тема: Предметы из стекла и металла

Цель: познакомить со свойствами стекла и металла и их применением;

развивать любознательность, тактильную память, внимание; уточнить

представление детей о том, какие предметы могут быть сделаны из стекла и

металла; познакомить с профессиями людей, работающих со стеклом и

металлом.

Ход НОД

Воспитатель

Русская пословица гласит: «Жизнь дана на добрые дела».

Среди таких добрых дел — великие открытия, изобретения и исследования.

Вы, знаете кто такие изобретатели?

А как вы думаете, кто такие исследователи?

Ответы детей

Воспитатель

Исследователь - это человек который способствует получению новых знаний.

Ребята, посмотрите, кто к нам пришел?

Воспитатель показывает наряженную металлическую ложку и наряженный

стеклянный бокал.

Это давние друзья и великие спорщики Ложка Ивановна и Бокал Стеклянович.

Каждый из них утверждает и уверен, что он главнее всех остальных. Ложка

спорит, что из металла делают много очень полезных человеку предметов, а

бокал утверждает, что из стекла - гораздо больше.

Как разрешить их спор?

Кто из них прав?

Ответы детей

Воспитатель

Я предлагаю вам стать учеными исследователями и во всем разобраться.

Вы согласны?

Ответы детей

На столике стоят два подноса. На первом разложены предметы из стекла, на

втором - из металла.

Воспитатель

Ребята, посмотрите, что приготовили нам на столике Ложка Ивановна и Бокал

Стеклянович. Назовите, что вы видите, (ответы детей)

Ребята, как вы думаете, почему одни предметы положили на первый поднос, а

другие - на второй?

Ответы детей

Правильно, на первом подносе все предметы из стекла, стеклянные, а на втором

подносе все предметы из металла, металлические.

Вы любите играть в прятки? И Ложка Ивановна и Бокал Стеклянович, тоже

очень любит играть. Хотите с ними поиграть? Я сейчас буду прятать шарик, а

вы должны будете догадаться, где он. Смотрите, закрывайте глаза хорошо!

Дети закрывают глаза.

Раз, два, три - шарик скорее найди!

Воспитатель прячет шарик в стакан. Дети открывают глаза и сразу находят

предмет.

Ребята, как вы так сразу смогли найти шарик?

Дети отвечают, что они увидели шарик.

А каким свойством обладает стекло, что вы сразу увидели через него шарик?

Стекло какое? (Прозрачное.) Давайте скажем все вместе: «Прозрачное». А где

еще люди применяют стекло, чтобы использовать это замечательное свойство -

прозрачность? (Из стекла изготавливают стекла автомашин, стенки аквариума,

термометры, очки, стекла вставляют в рамы окон, лампочки и т. д.)

Хорошо, что люди придумали стекло. Что бы было, если бы у нас в группе не

было стеклянных окон? (Было бы темно, не было бы солнца и света в группе, не

видели бы через окно природу.)

Ребята, пора с вами поиграть. На этот раз, я постараюсь спрятать шарик

хорошенько.

Воспитатель прячет шарик в металлическую коробочку с крышкой.

Раз, два, три - шарик найди!

Дети открывают глаза н ищут шарик. Игра «Горячо - холодно».

Находят в коробочке.

А теперь сложнее было искать? В металлической коробочке шарик не видно, но

вы догадались по звуку. Когда взяли коробку в руки, шарик загремел.

Металлическая коробочка непрозрачная. Повторим все вместе: «Непрозрачная».

А теперь, ребята, я выберу тот, предмет который мне понравился.

Воспитатель берет стеклянный предмет и чуть было не роняет его.

Ой, осторожно!

Ребята, что было бы, если бы мы уронили стакан на пол? Что было бы со

стаканом из стекла, если бы он ударился о твердый пол? (Он бы разбился)

Значит, стекло обладает еще одним свойством. Какое это свойство? (Стекло

хрупкое.)

А металлическая коробочка тоже хрупкая? (Нет.)

Проверим? (После удара о пол коробка осталась целой.)

Стекло - хрупкое, а металл - прочный, твердый.

Ребята, Ложка Ивановна захотела попить воды и волнуется, куда же ей лучше

налить воду: в стеклянный или металлический стакан. Он думает, что если

стекло прозрачное, то вдруг вода из него вытечет. Давайте попробуем налить

воду в металлический и стеклянный стакан. Пусть Ложка Ивановна посмотрит,

что будет.

Воспитатель наливает воду.

Смотрите, вода не выливается, не просачивается, а прочно удерживается во всех

стаканчиках. Значит, стекло и металл обладают еще одним общим свойством -

водонепроницаемостью.

Проведем еще один эксперимент.

Пригласить для эксперимента ребенка

Смотрите, ребята, если мы возьмем стеклянный и металлический шарик и

опустим их в воду, что с ними произойдет? Правильно, они погрузятся в воду

значит, стекло и металл какие? Легкие или тяжелые? (Тяжелые.)

Пригласить для эксперимента ребенка

Проведи рукой по стеклянным и металлическим предметам. Какие они? Мягкие

или твердые? (Твердые.) Гладкие или шероховатые? (Могут быть и гладкими, и

шероховатыми, в этом они похожи.)

А по запаху можно различить их? (Нет.)

А по звуку? (Можно.)

Пригласить для эксперимента ребенка

Мы сейчас поиграем с вами в интересную игру «Что звучит?»

Ребенок стучит палочкой по различным предметам, дети узнают по звуку,

какой предмет.

И по звуку можно определить металл и стекло.

Ребята, давайте разделимся на две команды. Первая команда – девочек будет

называть предметы, сделанных из стекла, вторая - мальчиков назовет предметы,

сделанные из металла.

Дети называют по очереди предметы из стекла и металла.

Молодцы, ребята, много предметов назвали. Выходит, и ложка, и бокал были

правы. И стекло, и металл - очень полезны и необходимы в жизни человека.

Ребята, а вы знаете, откуда человек берет стекло и металл? И вы Ложка

Ивановна и Бокал Стеклянович не знаете?

Тогда послушайте интересную историю.

Рассказ воспитателя

Однажды человек увидел таинственную гору, которая извергала огонь и

раскаленные камни. Эта гора называется вулкан. Когда извержение

заканчивалось, камни остывали и становились очень твердыми. Пытливый и

смелый человек стал изучать свойства таких камней. Оказалось, что из такого

прочного камня можно было сделать топор лучше прежнего, сделанного из

обычного камня и дерева. И иголки были крепче, и нож был тверже. Этот

материал человек назвал металлом. Но не везде бывают вулканы и извергаются

они не всегда. Вот и додумался человек соорудить специальную огромную печь

и в ней «варить» металл.

(Воспитатель иллюстрирует свой рассказ: доменная печь, люди, работающие с

металлом и т.д.)

Ребята, а кто-нибудь из вас знает, люди каких профессий работают с металлом?

(ответы детей)

Правильно, это сварщики, токари, кузнецы, металлурги.

И стекло, ребята, - это хорошо известный всем материал. Способ получения

стекла человек придумал очень давно. Так обычный чистый песок и другие

специальные добавки расплавляют, хотя песок и добавки непрозрачны, при

расплавлении получается прозрачная паста. Из нее вытягивают листы. Эти

прозрачные стеклянные листы и вставляют в оконные рамы.

Ребята, люди каких профессий работают со стеклом? (ответы детей)

Правильно, стекла вставляют стекольщики. Очень интересная работа у

стеклодува. Он выдувает из раскаленного стекла различные изделия: вазы,

графины, игрушки, различные фигурки людей и животных, цветы.

Рефлексия

Давайте встанем в круг, справа друг и слева друг.

Как вы думаете, что было самым интересным?

Что было сложным в работе?

Что тебе больше всего запомнилось?

Что ты сегодня расскажешь, когда придешь домой?

Информационные ресурсы:

Фотографии – Богданова Н.В.



В раздел образования