Автор: Богданова Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: структурное подразделение "Детский сад с. Заостровье" МБОУ "Заостровская СШ"
Населённый пункт: Приморский район, Заостровье
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Предметы из стекла и металла"
Раздел: дошкольное образование
МБОУ «Заостровская СШ» структурное подразделение
«Детский сад с. Заостровье»
Приморского района Архангельской области
Конспект НОД
Тема: Предметы из стекла и металла
подготовила воспитатель
Богданова Наталья Васильевна
2017 г.
НОД
Тема: Предметы из стекла и металла
Цель: познакомить со свойствами стекла и металла и их применением;
развивать любознательность, тактильную память, внимание; уточнить
представление детей о том, какие предметы могут быть сделаны из стекла и
металла; познакомить с профессиями людей, работающих со стеклом и
металлом.
Ход НОД
Воспитатель
Русская пословица гласит: «Жизнь дана на добрые дела».
Среди таких добрых дел — великие открытия, изобретения и исследования.
Вы, знаете кто такие изобретатели?
А как вы думаете, кто такие исследователи?
Ответы детей
Воспитатель
Исследователь - это человек который способствует получению новых знаний.
Ребята, посмотрите, кто к нам пришел?
Воспитатель показывает наряженную металлическую ложку и наряженный
стеклянный бокал.
Это давние друзья и великие спорщики Ложка Ивановна и Бокал Стеклянович.
Каждый из них утверждает и уверен, что он главнее всех остальных. Ложка
спорит, что из металла делают много очень полезных человеку предметов, а
бокал утверждает, что из стекла - гораздо больше.
Как разрешить их спор?
Кто из них прав?
Ответы детей
Воспитатель
Я предлагаю вам стать учеными исследователями и во всем разобраться.
Вы согласны?
Ответы детей
На столике стоят два подноса. На первом разложены предметы из стекла, на
втором - из металла.
Воспитатель
Ребята, посмотрите, что приготовили нам на столике Ложка Ивановна и Бокал
Стеклянович. Назовите, что вы видите, (ответы детей)
Ребята, как вы думаете, почему одни предметы положили на первый поднос, а
другие - на второй?
Ответы детей
Правильно, на первом подносе все предметы из стекла, стеклянные, а на втором
подносе все предметы из металла, металлические.
Вы любите играть в прятки? И Ложка Ивановна и Бокал Стеклянович, тоже
очень любит играть. Хотите с ними поиграть? Я сейчас буду прятать шарик, а
вы должны будете догадаться, где он. Смотрите, закрывайте глаза хорошо!
Дети закрывают глаза.
Раз, два, три - шарик скорее найди!
Воспитатель прячет шарик в стакан. Дети открывают глаза и сразу находят
предмет.
Ребята, как вы так сразу смогли найти шарик?
Дети отвечают, что они увидели шарик.
А каким свойством обладает стекло, что вы сразу увидели через него шарик?
Стекло какое? (Прозрачное.) Давайте скажем все вместе: «Прозрачное». А где
еще люди применяют стекло, чтобы использовать это замечательное свойство -
прозрачность? (Из стекла изготавливают стекла автомашин, стенки аквариума,
термометры, очки, стекла вставляют в рамы окон, лампочки и т. д.)
Хорошо, что люди придумали стекло. Что бы было, если бы у нас в группе не
было стеклянных окон? (Было бы темно, не было бы солнца и света в группе, не
видели бы через окно природу.)
Ребята, пора с вами поиграть. На этот раз, я постараюсь спрятать шарик
хорошенько.
Воспитатель прячет шарик в металлическую коробочку с крышкой.
Раз, два, три - шарик найди!
Дети открывают глаза н ищут шарик. Игра «Горячо - холодно».
Находят в коробочке.
А теперь сложнее было искать? В металлической коробочке шарик не видно, но
вы догадались по звуку. Когда взяли коробку в руки, шарик загремел.
Металлическая коробочка непрозрачная. Повторим все вместе: «Непрозрачная».
А теперь, ребята, я выберу тот, предмет который мне понравился.
Воспитатель берет стеклянный предмет и чуть было не роняет его.
Ой, осторожно!
Ребята, что было бы, если бы мы уронили стакан на пол? Что было бы со
стаканом из стекла, если бы он ударился о твердый пол? (Он бы разбился)
Значит, стекло обладает еще одним свойством. Какое это свойство? (Стекло
хрупкое.)
А металлическая коробочка тоже хрупкая? (Нет.)
Проверим? (После удара о пол коробка осталась целой.)
Стекло - хрупкое, а металл - прочный, твердый.
Ребята, Ложка Ивановна захотела попить воды и волнуется, куда же ей лучше
налить воду: в стеклянный или металлический стакан. Он думает, что если
стекло прозрачное, то вдруг вода из него вытечет. Давайте попробуем налить
воду в металлический и стеклянный стакан. Пусть Ложка Ивановна посмотрит,
что будет.
Воспитатель наливает воду.
Смотрите, вода не выливается, не просачивается, а прочно удерживается во всех
стаканчиках. Значит, стекло и металл обладают еще одним общим свойством -
водонепроницаемостью.
Проведем еще один эксперимент.
Пригласить для эксперимента ребенка
Смотрите, ребята, если мы возьмем стеклянный и металлический шарик и
опустим их в воду, что с ними произойдет? Правильно, они погрузятся в воду
значит, стекло и металл какие? Легкие или тяжелые? (Тяжелые.)
Пригласить для эксперимента ребенка
Проведи рукой по стеклянным и металлическим предметам. Какие они? Мягкие
или твердые? (Твердые.) Гладкие или шероховатые? (Могут быть и гладкими, и
шероховатыми, в этом они похожи.)
А по запаху можно различить их? (Нет.)
А по звуку? (Можно.)
Пригласить для эксперимента ребенка
Мы сейчас поиграем с вами в интересную игру «Что звучит?»
Ребенок стучит палочкой по различным предметам, дети узнают по звуку,
какой предмет.
И по звуку можно определить металл и стекло.
Ребята, давайте разделимся на две команды. Первая команда – девочек будет
называть предметы, сделанных из стекла, вторая - мальчиков назовет предметы,
сделанные из металла.
Дети называют по очереди предметы из стекла и металла.
Молодцы, ребята, много предметов назвали. Выходит, и ложка, и бокал были
правы. И стекло, и металл - очень полезны и необходимы в жизни человека.
Ребята, а вы знаете, откуда человек берет стекло и металл? И вы Ложка
Ивановна и Бокал Стеклянович не знаете?
Тогда послушайте интересную историю.
Рассказ воспитателя
Однажды человек увидел таинственную гору, которая извергала огонь и
раскаленные камни. Эта гора называется вулкан. Когда извержение
заканчивалось, камни остывали и становились очень твердыми. Пытливый и
смелый человек стал изучать свойства таких камней. Оказалось, что из такого
прочного камня можно было сделать топор лучше прежнего, сделанного из
обычного камня и дерева. И иголки были крепче, и нож был тверже. Этот
материал человек назвал металлом. Но не везде бывают вулканы и извергаются
они не всегда. Вот и додумался человек соорудить специальную огромную печь
и в ней «варить» металл.
(Воспитатель иллюстрирует свой рассказ: доменная печь, люди, работающие с
металлом и т.д.)
Ребята, а кто-нибудь из вас знает, люди каких профессий работают с металлом?
(ответы детей)
Правильно, это сварщики, токари, кузнецы, металлурги.
И стекло, ребята, - это хорошо известный всем материал. Способ получения
стекла человек придумал очень давно. Так обычный чистый песок и другие
специальные добавки расплавляют, хотя песок и добавки непрозрачны, при
расплавлении получается прозрачная паста. Из нее вытягивают листы. Эти
прозрачные стеклянные листы и вставляют в оконные рамы.
Ребята, люди каких профессий работают со стеклом? (ответы детей)
Правильно, стекла вставляют стекольщики. Очень интересная работа у
стеклодува. Он выдувает из раскаленного стекла различные изделия: вазы,
графины, игрушки, различные фигурки людей и животных, цветы.
Рефлексия
Давайте встанем в круг, справа друг и слева друг.
Как вы думаете, что было самым интересным?
Что было сложным в работе?
Что тебе больше всего запомнилось?
Что ты сегодня расскажешь, когда придешь домой?
Информационные ресурсы:
Фотографии – Богданова Н.В.