Автор: Софронова Ольга Николаевна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №6
Населённый пункт: Ворсма Нижегородская область
Наименование материала: Консультация для педагогов.
Тема: Консультация для педагогов. Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов.
Развитие познавательных способностей детей младшего
дошкольного возраста посредством экспериментирования.
Всем известно, что с самого рождения
ребенок
является
первооткрывателем,
исследователем того мира, который его
окружает. А особенно ребенок-дошкольник.
Ребенок
усваивает
все
прочно
и
надолго, когда слышит, видит и делает сам.
При активном действии
ребенка
в
процессе познания действуют
все
органы
чувств. Учеными доказано, что чем больше
органов чувств одновременно участвуют в
процессе познания,
тем
лучше
человек
ощущает,
запоминает,
осмысливает,
понимает,
усваивает,
закрепляет
изучаемый материал.
Следовательно, одним из эффективных приемов в работе по развитию
познавательной
активности
дошкольников
является
детское
экспериментирование, которое дает реальное представление о различных
сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира. Следствием
является не только ознакомление дошкольника с новыми фактами, но и
накопление
фонда
исследовательских
умений,
что
делает
незаменимым детское экспериментирование в развитии познавательной
активности
детей
дошкольного
возраста. Чем активнее
ребенок
трогает, нюхает, экспериментирует, исследует,
ощупывает,
наблюдает,
слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в
образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные
способности, и повышается познавательная активность.
Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему,
что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые
предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства,
задумываются
над
простейшими
причинами
наблюдаемых
явлений.
Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее
пониманию.
В процессе практико-познавательной деятельности (обследования,
опыты,
эксперименты,
наблюдения
и
др.)
воспитанник
исследует
окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней
добытые.
Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях,
животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в
ближайшем окружении.
Я
стараюсь
направить
исследовательскую
деятельность
моих
воспитанников на предметы живой и неживой природы через использование
опытов и экспериментов.
Экспериментирование
осуществляется
во
всех
сферах
детской
деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, умывание.
В ходе опытов дети высказывают свои предположения о причинах
наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы,
высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление
и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий,
которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Поскольку у меня дети младшего дошкольного возраста, то я начала
работу с самых простых опытов и экспериментов.
А начали со знакомства с водой и её свойствами: прозрачная, текучая,
без
запаха,
льётся,
в
ней
растворяются
некоторые
вещества.
Провели опыты: «Узнаем, какая вода», «Цветная вода», «Прятки», «В какую
бутылку быстрее нальется вода?» и «Когда льется, когда капает». С
интересом проводим опыты по замораживанию воды, по изготовлению
цветных льдинок. Дети ждали конечного результата: что произойдет с водой
на холоде.
Перед проведением опытов, экспериментов мы наблюдали за водой,
текущей из крана; беседовали на темы: «Что такое вода» и «Что мы знаем
о воде», читали стихи о воде.
В
зимний
период
наблюдали
за
снегом
и льдом,
экспериментировали с ним. Подводили детей к пониманию того, что снег –
это одно из состояний воды. Знакомили с его свойствами: рыхлый, липкий,
мокрый. С детьми из снега лепили комочки, делали «тесто» из снега для
лепки горки. Проводили опыт «Установление зависимости свойства снега
от температуры»: приносили снег в группу, он становился липким и из него
лепили снежные комочки. Дети наблюдали «Таяние снега»: обращали
внимание на то, что в тепле, при комнатной температуре, снег тает и
превращается в воду и она очень грязная. Дети сами для себя делали вывод:
нельзя есть снег – он грязный и там много микробов.
Познакомила детей с тем, что человек дышит воздухом и что ветер –
это движение воздуха.
С интересом проводили такие опыты:
- «Послушай ветерок» - дети наблюдали за движением кораблика на
воде.
- «Ворчливый
шарик» -
надутый
шарик отпускали
в
воздухе
и
наблюдали за его «метанием» (выход воздуха, и надутый шарик разжимали в
воде, в которой наблюдали появление пузырьков (выход воздуха в воде).
В группе познакомили детей со свойствами песка и глины. Делали
песок сырым, сравнивая его с схим, рисовали палочками по сырому песку.
Эти работы будем продолжать в летний период из-за доступности большого
количества песка и почвы.
Организуя игры с водой и песком, я не только знакомила детей со
свойствами
различных
предметов
и
материалов,
но
и
закрепляла
элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая
мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно
пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно
закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки, а
потом разрушать и снова построить. Воду можно переливать, окрашивать
цветами, ловить в воде льдинки и т. д.
Экспериментирование
можно
проводить
с
самыми
различными
материалами.
Обратите внимание на этот список, он достаточно большой. Таким
образом, поле для организации деятельности с детьми огромно.
Один только песок даст столько тем для экспериментирования и
проведения экспериментальных игр.
Например, с помощью дидактической игры «Следы», дети убедятся,
что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
При
проведении
опыта
с
песком
детям
предлагается
пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши придут к
выводу, что сухой песок может сыпаться, а мокрый нет.
Самым главным открытием для детей на прогулке при наблюдении
станет вывод, что песок – это множество песчинок.
игра «Печем печенье»
- закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка.
игра «Норка для зверушек»
- закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка.
игра «Что спрятано в песке?»
-развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
игра «Чудо пекарь»:
- закрепить знания детей о свойстве влажного песка — сохранять
форму предмета.
В
завершении
хотелось
бы
напомнить
одну
древнюю
китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай
попробовать – и я пойму.
Только через действия
ребенок
сможет познать многообразие
окружающего мира и определить собственное место в нем.
Как доказал Н.Н. Подъяков лишение возможности
экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной
деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным
психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно
сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на
способности обучаться в дальнейшем. Позвольте детям реализовать
заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность
познания эффективным и доступным для них способом – путём
самостоятельного исследования мира .