Напоминание

Консультация для педагогов. Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.


Автор: Софронова Ольга Николаевна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №6
Населённый пункт: Ворсма Нижегородская область
Наименование материала: Консультация для педагогов.
Тема: Консультация для педагогов. Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов.

Развитие познавательных способностей детей младшего

дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Всем известно, что с самого рождения

ребенок

является

первооткрывателем,

исследователем того мира, который его

окружает. А особенно ребенок-дошкольник.

Ребенок

усваивает

все

прочно

и

надолго, когда слышит, видит и делает сам.

При активном действии

ребенка

в

процессе познания действуют

все

органы

чувств. Учеными доказано, что чем больше

органов чувств одновременно участвуют в

процессе познания,

тем

лучше

человек

ощущает,

запоминает,

осмысливает,

понимает,

усваивает,

закрепляет

изучаемый материал.

Следовательно, одним из эффективных приемов в работе по развитию

познавательной

активности

дошкольников

является

детское

экспериментирование, которое дает реальное представление о различных

сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира. Следствием

является не только ознакомление дошкольника с новыми фактами, но и

накопление

фонда

исследовательских

умений,

что

делает

незаменимым детское экспериментирование в развитии познавательной

активности

детей

дошкольного

возраста. Чем активнее

ребенок

трогает, нюхает, экспериментирует, исследует,

ощупывает,

наблюдает,

слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в

образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные

способности, и повышается познавательная активность.

Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему,

что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые

предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства,

задумываются

над

простейшими

причинами

наблюдаемых

явлений.

Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее

пониманию.

В процессе практико-познавательной деятельности (обследования,

опыты,

эксперименты,

наблюдения

и

др.)

воспитанник

исследует

окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней

добытые.

Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях,

животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в

ближайшем окружении.

Я

стараюсь

направить

исследовательскую

деятельность

моих

воспитанников на предметы живой и неживой природы через использование

опытов и экспериментов.

Экспериментирование

осуществляется

во

всех

сферах

детской

деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, умывание.

В ходе опытов дети высказывают свои предположения о причинах

наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы,

высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление

и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий,

которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Поскольку у меня дети младшего дошкольного возраста, то я начала

работу с самых простых опытов и экспериментов.

А начали со знакомства с водой и её свойствами: прозрачная, текучая,

без

запаха,

льётся,

в

ней

растворяются

некоторые

вещества.

Провели опыты: «Узнаем, какая вода», «Цветная вода», «Прятки», «В какую

бутылку быстрее нальется вода?» и «Когда льется, когда капает». С

интересом проводим опыты по замораживанию воды, по изготовлению

цветных льдинок. Дети ждали конечного результата: что произойдет с водой

на холоде.

Перед проведением опытов, экспериментов мы наблюдали за водой,

текущей из крана; беседовали на темы: «Что такое вода» и «Что мы знаем

о воде», читали стихи о воде.

В

зимний

период

наблюдали

за

снегом

и льдом,

экспериментировали с ним. Подводили детей к пониманию того, что снег –

это одно из состояний воды. Знакомили с его свойствами: рыхлый, липкий,

мокрый. С детьми из снега лепили комочки, делали «тесто» из снега для

лепки горки. Проводили опыт «Установление зависимости свойства снега

от температуры»: приносили снег в группу, он становился липким и из него

лепили снежные комочки. Дети наблюдали «Таяние снега»: обращали

внимание на то, что в тепле, при комнатной температуре, снег тает и

превращается в воду и она очень грязная. Дети сами для себя делали вывод:

нельзя есть снег – он грязный и там много микробов.

Познакомила детей с тем, что человек дышит воздухом и что ветер –

это движение воздуха.

С интересом проводили такие опыты:

- «Послушай ветерок» - дети наблюдали за движением кораблика на

воде.

- «Ворчливый

шарик» -

надутый

шарик отпускали

в

воздухе

и

наблюдали за его «метанием» (выход воздуха, и надутый шарик разжимали в

воде, в которой наблюдали появление пузырьков (выход воздуха в воде).

В группе познакомили детей со свойствами песка и глины. Делали

песок сырым, сравнивая его с схим, рисовали палочками по сырому песку.

Эти работы будем продолжать в летний период из-за доступности большого

количества песка и почвы.

Организуя игры с водой и песком, я не только знакомила детей со

свойствами

различных

предметов

и

материалов,

но

и

закрепляла

элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая

мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно

пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно

закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки, а

потом разрушать и снова построить. Воду можно переливать, окрашивать

цветами, ловить в воде льдинки и т. д.

Экспериментирование

можно

проводить

с

самыми

различными

материалами.

Обратите внимание на этот список, он достаточно большой. Таким

образом, поле для организации деятельности с детьми огромно.

Один только песок даст столько тем для экспериментирования и

проведения экспериментальных игр.

Например, с помощью дидактической игры «Следы», дети убедятся,

что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

При

проведении

опыта

с

песком

детям

предлагается

пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши придут к

выводу, что сухой песок может сыпаться, а мокрый нет.

Самым главным открытием для детей на прогулке при наблюдении

станет вывод, что песок – это множество песчинок.

игра «Печем печенье»

- закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка.

игра «Норка для зверушек»

- закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка.

игра «Что спрятано в песке?»

-развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.

игра «Чудо пекарь»:

- закрепить знания детей о свойстве влажного песка — сохранять

форму предмета.

В

завершении

хотелось

бы

напомнить

одну

древнюю

китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай

попробовать – и я пойму.

Только через действия

ребенок

сможет познать многообразие

окружающего мира и определить собственное место в нем.

Как доказал Н.Н. Подъяков лишение возможности

экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной

деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным

психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно

сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на

способности обучаться в дальнейшем. Позвольте детям реализовать

заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность

познания эффективным и доступным для них способом – путём

самостоятельного исследования мира .



В раздел образования