Автор: Борисова Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ НСОШ с/п "Детский сад"
Населённый пункт: с. Нердва
Наименование материала: Нетрадиционные приемы по развитию у детей интереса к познанию окружающего мира.
Тема: мастер – класс
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Нердвинский детский сад
Борисова Ольга Ивановна
Воспитатель
Тема мастер – класса:
Нетрадиционные приемы по развитию у детей интереса к познанию
окружающего мира.
Цель: Распространение педагогического опыта по становлению у
детей любознательности, активности, эмоциональной отзывчивости.
Почему я использую в работе с детьми именно эти приемы?
Я работаю в разновозрастной группе, с круглосуточным пребыванием детей,
поняла, что к таким детям нужен особый подход. Многие из трудных семей,
дети малообщительны, не развит
кругозор, слабо развита речь. И я
поставила перед собой задачу: включить детей в осмысленную деятельность,
повысить познавательную активность,
Представленные приемы ненавязчивы, плавно переходят из режимного
момента в совместную деятельность.
Прием «Кто в теремочке живет?»
Назначение – пополнение знаний детей о предметах окружающего
мира. Развитие познавательного интереса. Разработала этот прием потому,
что мне не только нужно повысить познавательный интерес, но и развить
речь детей, т. к. словарный запас детей в начале года не соответствовал
возрасту. Прием разработала на основе игровой технологии Воскобовича. У
него есть пособие – игра Фиолетовый лес. Мы с родителями изготовили
точно такое пособие. Дети выкладывают на панно объекты живой и неживой
природы, описывают их.
Но на панно нельзя выложить изображения
бытовой техники, мебель, вещества, не подходят по содержанию, а в терем –
теремок можно класть все, что соответствует теме недели, по комплексно
тематическому планированию.. Вообще пособие Терем-теремок изначально
изготовлен на прием по развитию речи детей, но я заметила, как моим детям
нравиться играть
с теремком: они прячутся, приносят свои игрушки,
предметы. И я решила использовать пособие и разработала данный прием на
развитие у детей любознательности, познавательного интереса.
прием «Шагают наши ножки».
Назначение – вызвать желание экспериментировать, исследовать предмет,
узнать прошлое предмета.
Данный прием применяю в основном на прогулке. Детям всегда интересно
проводить эксперименты, поэтому на прогулке, они стараются заметить,
найти что – то необычное, положить в корзинку. Иногда мы организованно
идем с детьми и находим то, что я заранее положила на нашем пути, кусочек
коры, каменного угля. Чаще дети сами приносят различные камешки, листья
деревьев. Принося так много, что нам пришлось вывести правило: приносим
только то. Что еще не было в нашей корзинке. Как – то раз нашли с детьми
игрушку - колокольчик. (приготовила заранее) Исследовали ее,
предположили, что она из пластика. А из чего еще бывают колокольчики и
где их используют, дети решили узнать дома. Я провела с родителями
беседу, и на следующей неделе дети принесли картинки, рисунки и
рассказали о царь – колоколе; про колокольчик - звонок в школе; колокол на
шее коров. Дети представили минипроекты. Каждый рассказывал про свой
колокольчик .
прием «Сказка наоборот»
Данный прием учит детей анализировать нестандартные ситуации,
поддерживает интерес детей к знаниям о себе, о природном и социальном
мире. Разработан также по технологии Воскобовича.
Иногда мы просто читаем сказку, анализируем ее и делаем выводы.
Например, сказка про маленький лес, (Маленький лес – это участок леса за
которым мы ухаживаем). В результате, прочитав сказку, мы с детьми решили
очистить родник. Иногда я читаю сказку и предлагаю детям изменить сюжет
сказки, или придумать концовку сказки.
Приемы описанные мной игровые. В технологии Воскобовича меня
привлекло то, что основная идея заложена в основу игр и потому становится
максимально
действенной
для
ребенка.
Ребенок
замотивирован,
заинтересован, сам добывает себе знания – саморазвивается.
Используя
данные приемы уже в середине года, отметила, что дети стали более
активными, у них расширился словарный запас, Повысился интерес к живой
и неживой природе, окружающему миру.