Автор: Елисеева Виктория Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №89
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Проект
Тема: "Удивительные ложки"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольного образовательное учреждение
«Детский сад № 89»
Юридический адрес: 660132 г. Красноярск, ул Ольховая д.8
Фактический адрес: 660132, Красноярск, ул. Ольховая, 8; Славы,3
Утверждаю__________
Зам заведующего по УВР МАДОУ №89
Генергардт А.А
Дата утверждения:
Педагогический проект
«Удивительные ложки»
Группа «Русачок»
МАДОУ №89
Автор проекта:
Елисеева В.С.
дата проведения:
16.02.24
Красноярск 2024г.
Методический паспорт проекта
1.
Тема
Педагогический проект
«Удивительные ложки» для реализации в условиях
образовательного учреждения общего типа.
Тип проекта
Познавательно-творческий
Руководитель проекта
Елисеева В.С.
Сроки
реализации
проекта
Краткосрочный (2 дня).
Участники проекта
Педагог, дети 2 мл гр.(3-4г.).
Пояснительная записка
Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей
стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения
детей к истокам русской культуры. Ведь, приобщая детей к народному
творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к
нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше
неспокойное время.
Актуальность проекта
Ложка – это отражение самобытности нашей русской культуры и ее
культурных традиций. Про нее можно говорить много, потому что у ложки
есть история, семейная реликвия, ложка –сувенир, музыкант…
Работа на заданную тему позволит приобщить детей к русской
народной культуре, традициям; осуществлять патриотическое воспитание к
своей стране России.
Цель:
приобщить
детей
к
русскому
народному
творчеству;
содействовать познавательному развитию детей через вовлечение в игровую
и творческую деятельность.
Задачи:
- Познакомить детей с историей возникновения русской ложки,
формировать представления о ложке как столовом приборе (посуда) и
музыкальном инструменте.
- Познакомить с художественной литературой малых фольклорных
жанров (потешки, стихи) о ложке.
- Формировать первичные представления о хохломской росписи.
- совершенствовать умения: сравнивать и выделять нарядную ложку.
- Обогащать игровой опыт детей.
-
Способствовать
развитию
у
детей
патриотических
чувств;
художественно – эстетических чувств при рассматривании результатов
труда,
созданных
народом
и
собственных
продуктов
творческой
деятельности.
- Воспитывать умение действовать в коллективе под руководством
взрослого.
Проблема: ежедневно и неоднократно дети используют ложки для
приёма пищи в течение дня, пользуются этим столовым прибором, не
подозревая, сколько разной информации он несёт с собой. Первое знакомство
с ложкой во 2 младшей группе начинается с азов дежурства по столовой, на
этом то, в общем, и заканчивается. Данный проект позволяет выйти за
пределы имеющейся примитивной информации и расширить представления
о ложке как о многофункциональном предмете, связанном и историей и
культурой нашей страны.
Ожидаемые результаты
- Развитие интереса детей к художественному творчеству.
-Уточнение и систематизация материала про деревянные ложки, традиции и
обычаи.
- закрепление творческих умений для создания рисунков нетрадиционным
способом (ватными палочками).
- Уточнение представлений родителей о ложках ,как об истории и традициях,
через консультацию.
-Воспитание эстетического вкуса и творческих способностей при
выполнении рисунков.
Принципы проекта
- Ведущим принципом проекта является духовно-нравственное развитие
личности в различных видах деятельности.
-Принцип активности предполагает
максимальную
включенность
участников в работу по проекту.
-Принцип добровольности участия
каждого
в
различных
видах
деятельности.
-Принцип взаимосвязи педагогического
управления
и
командного
самоуправления, при котором передача и усвоение детьми и социального
опыта осуществляется через совместную деятельность всех участников
проекта на основе равного партнёрства.
Основные методы реализации проекта
Подготовительный:
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую и художественную литературу (стихи,
загадки, рассказы).
3. Подбор ложек, картинок и иллюстраций для рассматривания с
детьми.
4.
Подобрать
материал
для
изобразительной
и
продуктивной
деятельности детей.
5. Подобрать материалы, атрибуты для игровой деятельности детей.
8.
Подобрать
и
оформить
информационный
и
наглядно-
иллюстративный материал для родителей.
Практический:
Деятельность
в
соответствии
с
календарно-тематическим
планированием.
- Проведение с детьми НОД;
Социально-коммуникативное:
история
деревянной
ложки,
рассматривание узоров. Какие бывают ложки (материал). Мини музей ложек.
Художественно
эстетическое
развитие
(рисование):
Ложка
для
Мишутки- нетрадиционным способом с помощью ватных палочек.
- Проведение дидактических игр;
- Дидактические упражнения «Держу ложку правильно», «Сервировка
стола».
- Сюжетно ролевая игра «Напоим куклу Машу чаем».
-Чтение художественной литературы детям: Кристиан Пино «История
деревянной ложки» в сокращении, сказка «Жихарка», «Три медведя»,
«Антошка».
-Рассмотрение картин, рисование рисунков.
Заключительный:
Выставка рисунков «Ложка для Мишутки».
Эффективность реализации проекта
-
Обогатили развивающую среду группы дидактическими играми.
-Развили
интерес
детей
к
художественному
творчеству.
-Развили творческие способности детей.
-Дети приобрели большой объём знаний о деревянных ложках..
Вывод:
В результате проделанной работы дети научились узнавать какими
ложками мы пользуемся сейчас, а какими пользовались на Руси,
познакомились
с
историей
появления
ложки,
с
процессом
ее
преобразования человеком. Видеть ее отличительные признаки, дети могут
дать элементарную оценку по внешним признакам, они проявляют
желание
украшать
силуэты
посуды
по
средствам
изобразительной
деятельности.
Список литературы:
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М.:
Мозаика Синтез, 2008
2. М.В. Тихонова, Н.С. Смирнова «Красная изба» - знакомство детей с
русским народным искусством, ремёслами, бытом, СПб: «Детство – пресс»,
2010
3. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-
методическое пособие. –М. : Центр педагогического образования, 2013.
4. Забылин, М. «Русский народ: его обычаи, предания, обряды, суеверия»
[Текст] / М. Забылин. – М., 2003. – 608 с
5. Интернет –ресурсы.
Ход занятия:
Приветствие:
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся).
Находим мешочек.
В: Что же там в мешочке лежит, давайте посмотрим!
Д: дети по очереди достают ложки.
Ложки все разные (деревянные, железные, большие и маленькие).
В: как вы думаете, все ли ложки одинаковые?
Д: нет.
В: чем они отличаются?
Д: одни деревянные другие железные, одни разукрашены другие нет.
В: А какие ложки мы с вами используем сейчас? А какими ели давным давно
на Руси?
Д: Деревянными.
В: Правильно ребята. Раньше давным - давно люди сначало делали ложки из
глины и камней. Но они были неудобными. Затем начали изготавливать из
дерева. Ложки делали специальные мастера, их называли- ложечники. Затем
стали наносить на них красивые рисунки.
Посмотрите на ложечки, какие вы видите на них узоры? Эти узоры
называются хохлома.
Ребята а скажите, может кто знает для чего еще использовались
деревянные ложки.
Д: Ответы детей.
В: Да правильно ребята на них играли музыку. А музыканты которые
играли назывались –ложкарями.
Я предлагаю вам взять ложки и попробовать поиграть немного.
Физкультминутка – танец с ложками.
Стук в дверь.
В: Ой ребята, а кто это к нам там пришел?
Заходит Антошка, здороваемся?
А: Здравствуйте ребята. Я Антошка. Я смотрю вы уже нашли мой
мешочек с ложками, вам они понравились? А какие самые красивые?
Д: Показывают.
А: А посмотрите у меня есть моя любимая большая ложка, я с ней не
когда не расстаюсь. А вы бы хотели себе такие красивые ложки?
Д: Да.
А: Смотрите я вам принес еще много ложек, но они не раскрашены, вы
можете их раскрасить и оставить себе. И у вас будет своя красивая ложечка
как у меня. А сейчас мне пора идти, у меня там каша стынет. Всем
досвидание!
Рисуем ложки нетрадиционным способом (с помощью ватных
палочек).
Рефлексия:
-Ребята с какими ложками мы с вами сегодня познакомились?
-А какие раньше были ложки?
-А как назывались люди, которые изготавливали ложки?
- А как называются музыканты, которые играют на ложках?