Автор: Маливенко Валентина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 51
Населённый пункт: город Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 51»
Статья
«Развитие сенсорики и мелкой
моторики у детей раннего
дошкольного возраста»
Подготовила:
Воспитатель МБДОУ д/с № 51
Маливенко Валентина Алексеевна
«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их
пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской
руке, тем умнее ребёнок».
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование
представлений
о
внешних
свойствах
предметов:
их
форме,
цвете,
величине,
положении в пространстве. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет
фундамент
общего
умственного
развития
ребёнка,
с
другой
стороны,
имеет
самостоятельное
значение,
так
как
полноценное
восприятие
необходимо
для
успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих
видов труда.
В
сенсорном
уголке
нашей
группы
мы
используем
большое
количество
приобретенного материала: пластмассовые и деревянные конструкторы; «пазлы»;
«шнуровки»; «мозаика»; наборы кубиков для сбора картинок; «пирамидки»; бусы
— «змейка»; «складная матрешка»; разнообразные логические домики и теремки;
часы с передвижными стрелками и многое другое.
Так же в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять
развитию мелкой моторики. Развитие и улучшение речи находится в прямой
зависимости
от
сформированности
тонких
движений
пальцев.
Если
развитие
движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в
пределах нормы.
Поэтому играя с детьми в дидактические игры, развиваем мелкую моторику,
восприятие, внимание, память.
Для
развития
мелкой
моторики
очень
хорошо
использовать
массаж
с
гранеными карандашами (перекатывая карандаш по всей поверхности ладошек,
самомассаж (для этого мы используем обыкновенный лист бумаги, пытаясь его
смять и превратить в комок при этом массажируются все точки, находящиеся на
ладошках, пальчиковую гимнастику как с речевым сопровождением, так и без
него.
Хорошим помощником в развитии мелкой моторики и сенсорики в нашей
группе
являются
различные
развивающие
игрушки
и
дидактические
игры,
которые мы сделали сами.
Мешочки для развития мелкой моторики.
Сшили 10 маленьких мешочков и наполнили их горохом, фасолью, рисом и
другой
крупой.
Должно
получиться
по
два-три
мешочка
с
одним
и
тем
же
наполнителем. Предлагаем ребенку найти на ощупь одинаковые мешочки. Игра
развивает
мелкую
моторику
рук,
тактильное
восприятие.
Делаем
массаж
пальчиков и кистей рук малыша.
С
мешочками
мы
изучаем
понятия
"Легче-тяжелее",
"Больше-меньше",
"Тише-громче".
Дидактические игры с пуговицами.
Отлично
развивают
мелкую
моторику
и
точность
движений,
сенсорное
развитие,
тактильное
восприятие,
внимание,
мышление,
способствуют
эмоциональному
и
творческому
формированию.
Для
этого
мы
изготовили
подушку с пуговицами.
Подушка с пуговицами.
Перебирая пуговицы, у ребенка можно спросить: какого цвета пуговица,
какого
она
размера
(большая
-
маленькая,
какая
форма
пуговиц
-
круглая,
квадратная, треугольная, Мишка, яблочко, сердечко и т. д.) . Или попросить найти
маленькую
зеленую,
самую
большую,
железную
желтую,
самую
маленькую,
красную квадратную и т. д.
Коробка самых разных пуговиц.
Пуговки
насобирали
родители:
маленькие
и
большие,
с
ножкой
и
с
отверстиями, плоские и выпуклые, золотистые и перламутровые, в форме цветка,
различной шероховатости. Чем разнообразнее пуговицы, тем интересней играют
малыши. Одна из игр называется:
1.«Разноцветные пуговки».
Воспитатель предлагает детям:
- разобрать пуговки по цветам: жёлтые, синие, зелёные; по форме и т. д. ;
- положить красную пуговицу, затем – жёлтую, зелёную, синюю (составляем
цепочки) ;
- рассортировать пуговицы на 2 баночки: большие – маленькие;
- сгрести в кучу, пересыпать из руки в руку, насыпать в стакан и погреметь,
как погремушка;
- взять одну пуговицу – много пуговиц, положить пуговицу далеко – близко,
вверх – вниз.
2. «Пуговичная мозаика».
Воспитатель предлагает выложить из пуговиц
какой-то узор или фигуру (можно гусеницу, цветок,
вишенку, машинку, виноград и др.).
3. «Дорожка».
Воспитатель просит детей сделать дорожку из пуговиц:
- красная дорожка, зеленая и т. д.
- чередовать пуговицы четырех основных цветов;
- дорожка из маленьких или больших пуговиц;
- сохраняя определенную закономерность:
синяя – белая, синяя - белая и т. д.
Так
же
нами
изготовлены
предметы
одежды,
на
которых
дети
учатся
застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки и замочки.
Следующая игра «Матрешки, грибочки и цветочки с пуговицами».
Цель: упражнять детей в назывании цвета, учить пристегивать и отстегивать
бабочку на грибочке, одежду для матрешки, лепестки у цветочка, закрепление
понятия «один», «много».
«Бабочки».
Цель:
развитие
мелкой
моторики,
закрепление
понятий
«один
–
много»,
«вверх – вниз», закрепление умения застёгивать кнопки.
«Найди шарик».
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление желтого, красного, синего
цвета, умения пользоваться липучками.
Для развития сенсорики и мелкой моторики очень хорошо использовать игры
с прищепками.
Игры с прищепками.
Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие
мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Также эти игры направлены на
формирование
умения
сличать
и
объединять
предметы
по
признаку
цвета,
в
прикреплении и отстегивании. Одна из игр с бельевыми прищепками – это:
«Весёлые фигурки».
Детям предлагают прикрепить прищепки к вырезанной из цветного картона
заготовке.
Игра «Рассели по домикам».
Цель: научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения
однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по
цветовому различению.
Игра «Веселая гусеница».
Выкладывание цветных пробок по заданному образцу.
Игра «Упрямые шарики».
Перекладывание теннисных мячиков ложкой из одной емкости в другую.
Игра «Умные шнурочки».
Продевание шнурка в дырочки, составление узоров.
С большим увлечением дети занимаются играми с сыпучими материалами,
сортировка, пересыпание. Интересный прием - это рисование по крупе.
Развитие навыков мелкой моторики важно, потому что вся дальнейшая жизнь
ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и
пальцев,
которые
необходимы,
чтобы
одеваться,
рисовать
и
писать,
а
также
выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Поэтому мы
начали
в
первой
младшей
группе
активную
тренировку
пальцев
ребенка,
используя дидактические игры, сделанные своими руками.