Напоминание

"Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста"


Автор: Маливенко Валентина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 51
Населённый пункт: город Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 51»

Статья

«Развитие сенсорики и мелкой

моторики у детей раннего

дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ д/с № 51

Маливенко Валентина Алексеевна

«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их

пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской

руке, тем умнее ребёнок».

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование

представлений

о

внешних

свойствах

предметов:

их

форме,

цвете,

величине,

положении в пространстве. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет

фундамент

общего

умственного

развития

ребёнка,

с

другой

стороны,

имеет

самостоятельное

значение,

так

как

полноценное

восприятие

необходимо

для

успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих

видов труда.

В

сенсорном

уголке

нашей

группы

мы

используем

большое

количество

приобретенного материала: пластмассовые и деревянные конструкторы; «пазлы»;

«шнуровки»; «мозаика»; наборы кубиков для сбора картинок; «пирамидки»; бусы

— «змейка»; «складная матрешка»; разнообразные логические домики и теремки;

часы с передвижными стрелками и многое другое.

Так же в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять

развитию мелкой моторики. Развитие и улучшение речи находится в прямой

зависимости

от

сформированности

тонких

движений

пальцев.

Если

развитие

движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в

пределах нормы.

Поэтому играя с детьми в дидактические игры, развиваем мелкую моторику,

восприятие, внимание, память.

Для

развития

мелкой

моторики

очень

хорошо

использовать

массаж

с

гранеными карандашами (перекатывая карандаш по всей поверхности ладошек,

самомассаж (для этого мы используем обыкновенный лист бумаги, пытаясь его

смять и превратить в комок при этом массажируются все точки, находящиеся на

ладошках, пальчиковую гимнастику как с речевым сопровождением, так и без

него.

Хорошим помощником в развитии мелкой моторики и сенсорики в нашей

группе

являются

различные

развивающие

игрушки

и

дидактические

игры,

которые мы сделали сами.

Мешочки для развития мелкой моторики.

Сшили 10 маленьких мешочков и наполнили их горохом, фасолью, рисом и

другой

крупой.

Должно

получиться

по

два-три

мешочка

с

одним

и

тем

же

наполнителем. Предлагаем ребенку найти на ощупь одинаковые мешочки. Игра

развивает

мелкую

моторику

рук,

тактильное

восприятие.

Делаем

массаж

пальчиков и кистей рук малыша.

С

мешочками

мы

изучаем

понятия

"Легче-тяжелее",

"Больше-меньше",

"Тише-громче".

Дидактические игры с пуговицами.

Отлично

развивают

мелкую

моторику

и

точность

движений,

сенсорное

развитие,

тактильное

восприятие,

внимание,

мышление,

способствуют

эмоциональному

и

творческому

формированию.

Для

этого

мы

изготовили

подушку с пуговицами.

Подушка с пуговицами.

Перебирая пуговицы, у ребенка можно спросить: какого цвета пуговица,

какого

она

размера

(большая

-

маленькая,

какая

форма

пуговиц

-

круглая,

квадратная, треугольная, Мишка, яблочко, сердечко и т. д.) . Или попросить найти

маленькую

зеленую,

самую

большую,

железную

желтую,

самую

маленькую,

красную квадратную и т. д.

Коробка самых разных пуговиц.

Пуговки

насобирали

родители:

маленькие

и

большие,

с

ножкой

и

с

отверстиями, плоские и выпуклые, золотистые и перламутровые, в форме цветка,

различной шероховатости. Чем разнообразнее пуговицы, тем интересней играют

малыши. Одна из игр называется:

1.«Разноцветные пуговки».

Воспитатель предлагает детям:

- разобрать пуговки по цветам: жёлтые, синие, зелёные; по форме и т. д. ;

- положить красную пуговицу, затем – жёлтую, зелёную, синюю (составляем

цепочки) ;

- рассортировать пуговицы на 2 баночки: большие – маленькие;

- сгрести в кучу, пересыпать из руки в руку, насыпать в стакан и погреметь,

как погремушка;

- взять одну пуговицу – много пуговиц, положить пуговицу далеко – близко,

вверх – вниз.

2. «Пуговичная мозаика».

Воспитатель предлагает выложить из пуговиц

какой-то узор или фигуру (можно гусеницу, цветок,

вишенку, машинку, виноград и др.).

3. «Дорожка».

Воспитатель просит детей сделать дорожку из пуговиц:

- красная дорожка, зеленая и т. д.

- чередовать пуговицы четырех основных цветов;

- дорожка из маленьких или больших пуговиц;

- сохраняя определенную закономерность:

синяя – белая, синяя - белая и т. д.

Так

же

нами

изготовлены

предметы

одежды,

на

которых

дети

учатся

застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки и замочки.

Следующая игра «Матрешки, грибочки и цветочки с пуговицами».

Цель: упражнять детей в назывании цвета, учить пристегивать и отстегивать

бабочку на грибочке, одежду для матрешки, лепестки у цветочка, закрепление

понятия «один», «много».

«Бабочки».

Цель:

развитие

мелкой

моторики,

закрепление

понятий

«один

много»,

«вверх – вниз», закрепление умения застёгивать кнопки.

«Найди шарик».

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление желтого, красного, синего

цвета, умения пользоваться липучками.

Для развития сенсорики и мелкой моторики очень хорошо использовать игры

с прищепками.

Игры с прищепками.

Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие

мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Также эти игры направлены на

формирование

умения

сличать

и

объединять

предметы

по

признаку

цвета,

в

прикреплении и отстегивании. Одна из игр с бельевыми прищепками – это:

«Весёлые фигурки».

Детям предлагают прикрепить прищепки к вырезанной из цветного картона

заготовке.

Игра «Рассели по домикам».

Цель: научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения

однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по

цветовому различению.

Игра «Веселая гусеница».

Выкладывание цветных пробок по заданному образцу.

Игра «Упрямые шарики».

Перекладывание теннисных мячиков ложкой из одной емкости в другую.

Игра «Умные шнурочки».

Продевание шнурка в дырочки, составление узоров.

С большим увлечением дети занимаются играми с сыпучими материалами,

сортировка, пересыпание. Интересный прием - это рисование по крупе.

Развитие навыков мелкой моторики важно, потому что вся дальнейшая жизнь

ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и

пальцев,

которые

необходимы,

чтобы

одеваться,

рисовать

и

писать,

а

также

выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Поэтому мы

начали

в

первой

младшей

группе

активную

тренировку

пальцев

ребенка,

используя дидактические игры, сделанные своими руками.



В раздел образования