Автор: Чернышева Светлана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №8"
Населённый пункт: Ленинградская область, г.Сосновый Бор
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Азбука маленького пешехода"
Раздел: дошкольное образование
Групповой долгосрочный педагогический проект
«Азбука маленького пешехода»
Информационная карта проекта
МДОУ «Детский сад №8- комбинированного вида»
г. Сосновый Бор
Автор проекта:
Чернышева Светлана Васильевна
воспитатель высшей квалификационной категории
Вид, тип проекта:
Коллективный, долгосрочный, творческий
Постановка проблемы: в России ежегодно гибнут в ДТП около 2000 детей, более
20000 получают травмы.
Актуальность проекта: Данный проект разработан в силу особой актуальности
проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.
Детский сад является первым образовательным учреждением, с которым вступают в
контакт родители. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы
родителей и педагогов. Как бы серьезно ни продумывалась образовательная
деятельность ребенка в детском саду, невозможно достичь поставленной цели без
постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.
Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие системных
подходов в воспитании правильного поведения дошкольника на улицах города
заставляют искать новые, более совершенные подходы в решении данного вопроса.
Анализ данной проблемы в группе «Звездочка»:
В результате обследования детей (решение проблемных ситуаций) выявлено:
недостаточная осведомлённость о безопасном поведении на дороге.
В результате анонимного анкетирования родителей группы выявлено:
Рассказывают детям о правилах дорожного движения- 80%
Всегда выполняют правила дорожного движения- 40%
Нарушают правила дорожного движения в присутствии детей- 30%
Направление деятельности проекта:
Проект предполагает систематическую разноплановую работу в образовательной
области «Безопасность», использование творческих форм совместной и
самостоятельной деятельности детей, а также активные формы просвещения
родителей по данной проблеме.
Цель проекта:
Cоздание условий для формирования у детей потребности соблюдения правил
дорожного движения, выработке положительных устойчивых навыков безопасного
поведения на улице.
Данная цель реализуется посредством работы в следующих направлениях:
Профилактическое:
Расширение знаний детей о транспортных средствах передвижения.
Обучение детей элементарным правилам дорожного движения, в частности,
безопасному поведению на дороге.
Умение решить проблемную ситуацию (использование «метода мозгового
штурма»)
Пропаганда знаний о безопасном поведении на дороге среди родителей.
Организационное:
Обогащение предметно – развивающей среды группы.
Создание методической базы: конспектов занятий, развлечений, сценариев,
художественных произведений по данной теме.
Участие в методической работе д/с: выставки, семинары, открытые занятия, с
целью распространения опыта работы по данной теме.
Гипотеза: мы предполагаем, что комплексное решение проблемных вопросов в ходе
реализации проекта способно изменить деятельность дошкольного учреждения,
создать условия воспитания у детей устойчивых навыков безопасного поведения на
дороге.
Прогнозируемые результаты:
Дети:
- в процессе совместной игровой деятельности приобретут элементарные знания в
образовательной области « Безопасность»;
- научатся самостоятельно находить единственно верное решение в проблемной
ситуации,
- смогут осознавать негативное последствие отрицательных поступков для себя и
других.
Родители:
- повысят свою психолого-педагогическую компетенцию в области формирования у
детей основ безопасного дорожного движения,
- сформируется чувство ответственности за свою безопасность и безопасность своего
ребёнка,
- станут тесно сотрудничать с педагогами в целях развития самостоятельности детей в
освоении образовательной области «Безопасность».
Воспитатели :
- изучат и обобщат передовой опыт в образовательной области «Безопасность»,
- освоят современные игровые технологии
Среда:
- будут созданы необходимые условия для организации совместной деятельности с
детьми и родителями по охране и безопасности жизни детей,
- обогатится предметно-развивающая среда (макет дороги; атрибуты к сюжетно-
ролевым играм по теме «Транспорт»),
- оборудуются уголки безопасности в группе,
- пополнится методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса,
в группе будет создана мини- библиотеки по теме «ПДД», изготовлена картотека
дидактических игр,
Сроки проведения проекта: сентябрь 2022г.- май 2023г.
Участники проекта: 25 человек (11 детей с задержкой психического развития 5-6 лет,
11 родителей, 3 педагога группы, педагог дополнительного образования (ЦРТ)).
Форма проведения: совместная деятельность со взрослыми, самостоятельная
деятельность детей.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Содержание работы
Срок реализации
I этап- подготовительный
Цель: проанализировать проблему в группе, изучить передовой опыт,
современные технологии в образовательной области «Безопасность»;
разработать план по освоению детьми правил безопасного поведения
на дороге, а также взаимодействия с родителями по теме «Основы
безопасности жизнедеятельности»
1.
Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ
проблемы.
2.
Изучение методической литературы по теме «Дорожная
безопасность»
3.
Работа с периодическими изданиям «Дошкольное воспитание»,
«Обруч», «Дошкольное образование», газета «Добрая Дорога
Детства».
4.
Анкетирование родителей «Я и мой ребенок на улицах города»,
обработка анкетных данных.
5.
Оценка сформированности у детей навыков безопасного
поведения на дороге(решение проблемных ситуаций): «Почему
зайка попал под машину?», «Зачем нужен светофор?»,
«Опасности вокруг нас».
6.
Составление договора и дальнейшее сотрудничество с «ЦРТ» в
образовательной области «Безопасность»
7.
Создание плана взаимодействия с родителями на 2022 – 2023
уч.г.по проекту
сентябрь
II этап- основной
Цель: создание условий для воспитания у детей культуры поведения
пешехода, устойчивого поведения при решении проблемных ситуаций
на дороге; пропаганда знаний по безопасному поведению среди
родителей; накопление опыта, игрового и наглядного материала в
образовательной области «Безопасность»
1.Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным
материалом по теме «Дорожная безопасность» с разными
ситуациями: правильными и неправильными, привлечение детей к
решению этих ситуаций.
2. Разработка комплексно- тематического планирования в
образовательной области «Безопасность».
3. Создание проблемных ситуаций, стимулирующих детей на
совместные с педагогом «открытия» в решении спорных вопросов.
4. Знакомство с основными правилами перехода через дорогу,
моделирование различных ситуаций детьми и педагогами.
5. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок по теме
«Дорожная безопасность», привлечение детей к участию в
придумывании сказок, рифмовок и т.п.
6. Знакомство с основными дорожными знаками для пешеходов и их
Октябрь- апрель
назначением, использование условно – графических моделей детьми в
играх.
7. Изготовление игр, наглядных тематических пособий для детей.
8. Создание детьми своих творческих мини-проектов: рисунки,
аппликации, поделки из природного и бросового материала.
8.
Сотрудничество с родителями –
консультации,
анкетирование,
Педагогический университет «Законы Зеленого
Светофорчика»
статьи по теме проекта,
проведение индивидуальных бесед,
выставка творческих работ детей и родителей «Жизнь
свою оберегай, на дороге не зевай!»
проведение совместного физкультурного праздника
«Правила дорожные знать каждому положено».
10. Участие в методической работе детского сада по теме «Дорожная
безопасность»
Участие в выставке игровых и обучающих пособий по
«Дорожной безопасности» для воспитателей,
Участие в выставке детских рисунков «Дорожная
безопасность»,
Участие в педсовете по проектной теме.
III этап- заключительный
Цель:
обобщение и систематизация опыта работы, анализ анкетных
данных, планирование задач на будущее.
1.Развлечение с родителями «Приключение в городе Дорожных
знаков»
2. Коллективная работа: коллаж «Азбука безопасности»
3. Фотоколлаж «Учим дорожную азбуку»
4. Анкетирование родителей « Я и безопасность моего ребенка»
5.Обобщение и распространение опыта работы в образовательной
области «Безопасность», выступление с презентацией своего опыта
на итоговом педсовете
Май
Продукт проекта
Игры и пособия:
1.
«Лото осторожностей»
2.
«Опасности вокруг нас»
3.
«Если малыш поранился»
4.
«Лото безопасного поведения на дороге»
5.
«Хорошо – плохо»
6.
«Запрещающие и разрешающие знаки»
7.
«Чудо – кубик»
8.
«Расставь знаки» (работа с макетом перекрестка)
9.
«Сложи дорожный знак»
10.«Наш город»
Темы бесед с
проблемными
ситуациями:
1.
«Почему Зайка попал под машину?»
2.
«Если бы не было дорожных знаков?»
3.
«Помогите Медвеженку перейти через дорогу»
4.
«Зачем нужен светофор?»
5.
«Опасности вокруг нас»
6.
«Хорошо – плохо»
7.
«Если ты потерялся»
8.
«Ты приехал к другу в незнакомый город»
9.
«Если дорожные знаки обиделись?»
10.«Поломался светофор»
11. «Перекресток и подземный переход»
12. «Как обезопасить себя на улице»
13. «Опасные ситуации на дороге»
Совместные
сюжетно –
ролевые игры с
использованием
макета «Наш
город»:
1.
«Шоферы». Цель: закрепить знания детей о
профессии водителя; продолжать знакомить с
дорожными знаками и назначен6ием светофора;
воспитывать уважение и интерес к профессии
водителя.
2.
«Службы спасения». Цель: закреплять знания детей о
назначении «Служб спасения»: пожарной, милиции,
скорой помощи.
Игровые ситуации:
«Куда спешит «Скорая помощь»
«Тили – тили - тили – бом, загорелся чей - то
дом…»
«Пешеходы на дороге»
«Знаки перепутались»
Подвижные игры:
1.
«Красный, желтый, зеленый»
2.
«Воробушки и автомобиль»
3.
«Найди знак»
4.
«Регулировщик»
5.
«Путаница»
6.
«Затейники»
7.
«Цветные автомобили»
8.
«Найди свое место» (со знаками, с сигналами
светофора)
Выполнение проекта
Месяц
Непосредственно- образовательная деятельность
Сентябрь
Познание «Вот моя улица, вот мой дом»
Аппликация «Светофор»
Октябрь
Комплексное занятие «Вечерний город» (познавательное + аппликация)
Интегрированное занятие «Наши помощники – машины»,
Занятие – обсуждение тезисов: «Правила на всю жизнь»,
Пересказ сказки «О любопытном паровозике»
Развитие речи «Дорожная азбука»
Рисование «Дорога и светофор»
Рисование «Знаки разные важны…»
Ноябрь
Комплексное занятие «Перекресток и подземный переход» (познавательное
+аппликация)
Занятие – развлечение «Если «Правила Дорожного Движения» не знать, можно
в беду попасть»
Декабрь
Чтение сказки «Гордая машина»
Январь
Тематический день «В гостях у Светофора»
Февраль
Занятие – путешествие «Путешествие в прошлое автомобиля»
Развитие речи «Транспорт»
Конструирование из коробков «Автомобили, автомобили…»
Март
Беседа по сказке «Кто главнее?» (спецтранспорт)
Занятие – игра «Приключение в городе Дорожных знаков»,
Заучивание стихов на тему дорожной безопасности, с привлечением
родителей
Рисование «Пожарная машина»
Аппликация «Машины нашего города»
Апрель
Составление рассказов из опыта на тему «Случай на дороге»
Конструирование из бросового материала «Транспорт нашего города»
Май
Решение проблемных ситуаций - «Что мы видели на улице»
Конструирование из строительного материала и деталей конструкторов, Лего
технология «Автогородок»