Автор: Ивахненко Нина Николаевна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МБУ ДО "Дальнеконстантиновская ДШИ"
Населённый пункт: р.п. Дальнее Константиново, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Классический танец для обучающихся по общеразвивающим программам ДШИ и в самодеятельных коллективах (Методические рекомендации для преподавателей)
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дальнеконстантиновская детская школа искусств»
Классический танец для обучающихся по общеразвивающим программам
ДШИ и в самодеятельных коллективах
Методические рекомендации для преподавателей хореографии и руководителей
самодеятельных танцевальных коллективов
Составитель: преподаватель хореографии МБУ ДО «Дальнеконстантиновская ДШИ»
Ивахненко Нина Николаевна
Р.п Дальнее Константиново
2024
Введение
Не важно какими танцами вы занимаетесь: народными, латиноамериканскими, восточными,
ирландскими или фламенко, современными и т.д., вам необходим классический тренаж – это
постановка хореографической основы для любых танцев. Изучение даже азов классического танца
означает воспитание утонченного танцевального вкуса. Балетный класс – мощный способ
формирования осанки, манеры двигаться и держать себя. Результаты будут заметны как в танце,
так и в обычной жизни. Все движения классического танца основаны на выворотности – одном из
важнейших качеств, которое просто необходимо для любого сценического танца. Выворотность и
развитие шага необходимы, независимо от высоты на которую поднимается нога. Выворотность,
словно держит ногу, ведет её к нужному положению, способствуя чистоте пластических
движений.
Классический тренаж – абсолютно необходимое звено в учебно-воспитательном процессе
любого хореографического коллектива. Однако есть свои специфические особенности, которые
отличают общеразвивающий процесс (обучаются дети средне и мало способные к классическому
танцу,
не
набравшие
при
поступлении
необходимого
количества
баллов)
от
процесса
предпрофессионального обучения (обучаются дети, набравшие при поступлении необходимое
количество баллов, обладающие специальными физическими данными и способностями):
1.
Значительно меньше объем учебного времени (2 раза в неделю)
2.
Средние и слабые способности учащихся
3.
Как норма, наличие разных возрастов
4.
Более дифференцированный подход к учащимся, требующий гибкого варьирования в
подаче изучаемого материала с учетом возможностей детей
Данные методические рекомендации направлены на выстраивание алгоритма для более
успешного результата при обучении классическому танцу в условиях ограниченного объёма
учебного времени в системе дополнительного образования и самодеятельного танцевального
коллектива. Более подробно в предложенных материалах будут рассмотрены следующие темы:
1.
Первый раздел посвящён проблеме ущербности «скоростного» усвоения элементов
классического танца при ограниченном объёме учебного времени.
2.
Вопросу развития устойчивости в условиях выворотности (усложненного равновесия)
посвящён второй раздел.
3.
Ещё одна из трудностей, с которой сталкиваются преподаватели хореографии – развитие
танцевальной выразительности.
4.
В четвёртом разделе рассмотрена тема учёта возможностей детей при подаче учебного
материала и возможности использования классического репертуара.
Методические рекомендации разработаны на обобщении личного опыта и направлены на
решение отмеченных трудностей.
Методические рекомендации
I
Школа классического танца - строгая, веками отшлифованная система движений,
обеспечивающая гармоничное развитие двигательного аппарата человека. Особенно важен
начальный этап обучения, когда закладываются основы профессиональных навыков, развитие
музыкальности и умения связывать движения с ритмом и темпом музыки. Поэтому распределять
учебную программу следует дифференцированно, с учётом уровня и типа коллектива, а также
количества часов отведённых на занятия.
Несомненна ущербность «скоростного» усвоения элементов классического танца, что
обязательно ведет к танцевальной безграмотности. Поэтому необходимо «сжатие» движений
классической системы, чтобы при применении минимума ее элементов, можно было достигнуть
максимума грамотности, музыкальности, танцевальности и выразительности. Важным принципом
работы является минимум упражнений при максимуме их всевозможных сочетаний . Длительное
изучение и проработка небольшого количества движений даёт возможность качественно их
усвоить. Большое количество сочетаний этих элементов даёт впечатление новизны и простор
фантазии ребенка. Программа должна включать в себя минимум знаний, которые должны
усвоить учащиеся, чтобы после окончания знать профессиональную терминологию, владеть
балетной постановкой корпуса, головы, рук, всеми позами классического танца, основными
движениями, вращениями и прыжками. Та часть программы, которая заключает в себе
упражнения, вырабатывающие виртуозность, должна проходиться факультативно лишь с теми
учащимися, чьи силы и способности позволяют рассматривать, что они будут в состоянии овладеть
мастерством в танце. С наиболее способными учащимися полезно вести дополнительные
тренажные занятия по ходу усвоения программы.
Существует много методических «секретов», которые облегчают процесс освоения классики и
заставляют учащихся правильно работать над своим телом:
1. Обучение комплексу упражнений, способствующих развитию двигательного аппарата –
балетная
партерная
гимнастика.
Эти
упражнения
способствуют
развитию
и
укреплению
внутренних бедренных мышц и сухожилий, стопы, спины и живота, развитию гибкости и
выворотности. Примеров партерной гимнастики можно найти множество на просторах YouTuba.
2. Партерный станок. Каждое движение, прежде чем изучить у станка, проучивают лежа на
полу. Это очень помогает потом ученицам удерживать «4 точки» - два бедра и два плеча, так как
на полу положение спины, плеч и ягодиц жестко фиксируется.
II
На сцене нет ничего более неприятного, чем видеть танцующего исполнителя, смотрящего в
пол. Рефлекс этот, довольно сильный, выражает страх перед падением. Преодоление этого страха
происходит на всех этапах обучения, начиная с простых движений в условиях выворотности
(усложненного равновесия). Неудобства в танце, отсутствие технической выразительности чаще
всего проистекают от плохой, неудобной и неправильной постановки корпуса. Закономерность
процесса в том, чтобы неудобное сделать удобным, привычным, а затем и красивым.
Устойчивость – один из основных элементов классического танца. Развитие устойчивости
начинается с первого класса. Когда вырабатывается постановка ног и корпуса и умение находить
центр тяжести корпуса стоя на одной или двух ногах.
1.
Большое значение для правильного развития тела и устойчивости имеет положение
ступней. При неправильной постановке неминуем завал на внутреннюю часть ступни.
Получаются ноги, напоминающие ласты тюленя. Ступни искривляются и не могут быть
опорой тела. Нужно предложить детям, согнув ноги в коленях, притопывать по полу всей
ступней. Если они поймут, что так стоять устойчиво и удобно, то уже постараются избежать
«завала» внутрь, пусть и с меньшим поворотом ступней. Поэтому позиции ног изучаются
без
предельного
отведения
носков
в
стороны.
Полная
выворотность
возможна
исключительно у способных детей. Ориентиром правильной постановки стопы является
отсутствие «навала» на внутреннее ребро. От детей с плохой природной выворотностью не
нужно требовать максимального разворота ступней (им это все равно не удастся). Гораздо
важнее научить их находить устойчивое и удобное положение.
2.
Учащимся с маловыворотными ногами следует избегать подъема на высокие
полупальцы. Низкие полупальцы дают большую возможность сохранить выворотность.
3.
Корпус во всех упражнениях находится в вертикальном и подтянутом положении, за
исключением моментов, когда его наклона, перегиба или поворота требует комбинация.
Работая перед зеркалом, не следует сосредотачивать внимание на какой-либо отдельной
части тела,- необходимо охватывать взглядом всю фигуру, следя за правильностью формы
и положением ног. Но кроме зрительного восприятия должно быть и ощущение всего тела,
его собранности и подтянутости. В третьей и пятой позиции у малоспособных детей
возможно «не чистое» закрытие ног. Главное, чтобы подошвы находились на полу без
«навалов» и была возможность вытянуть бедра. У детей с ограниченной амплитудой
подвижности тазобедренных суставов в сильно перекрещенных позициях невозможно
построить должную вертикаль корпуса.
4.
Часто поступают дети с плохой осанкой – лордоз, сутулость, сколиоз. Задача – каждому
индивидуальная выработка правильной осанки, подбор упражнений для коррекции.
III
Очень важно уделять внимание не только технической составляющей урока по классическому
танцу, но и развитию выразительности исполнения движений. Танцевальность на уроках
достигается за счет использования различных port de bras и связующих движений, а так же важна
и координация, для развития которой используются многочисленные ракурсы.
1.
Для приобретения танцевальности используют ракурсы движений и поз – epaulement.
Чувство позы – источник и начало танцевального ощущения. Лучше использовать медленные
темпы, где есть возможность зафиксировать позу, почувствавать ее. Нудные движения можно
разнообразить, давать игровую разрядку. Ребенку должно быть весело. Например, закрыв глаза,
ощущать на какую высоту поднята рука. Или, делай что угодно, но руки в первой позиции. Опустил
руки – проиграл.
2. При проучивании port de bras необходимо пройти несколько этапов:
- Показ и разъяснение пространственного рисунка движений рук, т.е. «точки», через которые
проходят кончики пальцев и весь рисунок от плеча до пальцев;
- Затем увеличивается задача тем, что, в движения рук, вносятся пластические элементы
волнообразного движения в локте (т.е. задача соединить строгость формы с мягкостью
переходов);
- Координация рук с движениями головы и ног. Именно правильное положение рук завершает
художественный облик танцовщиков и даёт полную гармонию танцу, голова окончательно
завершает его, и последней точкой является взгляд.
3. В дальнейшем можно начинать изучать движения то с нижних, то с верхних конечностей.
Там можно заметить, что одни дети легче овладевают движениями рук, другие ног. Это является
индивидуальным свойством, зависящим от характера ребенка. Выразительные дети хорошо
овладевают движениями рук, менее выразительным шаги даются легче.
4. Только после того, когда каждое pas изучено в медленном темпе под контролем сознания,
что даёт возможность телу как можно точнее освоить упражнения и запомнить все ощущения,
можно
начинать
отрабатывать автоматизм его
воспроизведения. Только
тогда появится
ощущение лёгкости, удобства при его исполнения, именно тогда оно начинает приобретать
танцевальность.
IV
Продвижение ребёнка зависит от передачи ему информации. Дети очень разные, у них
разные способности. Педагогу следует искать пути и способы донести информацию до ученика.
Многие преподаватели идут по одному и тому же пути, делая занятия рутинными. Но жизнь не
стоит на месте – меняется время и люди – всё требует новых способов совместной деятельности
педагога и ученика, при помощи которых наилучшим образом детьми усваиваются танцевальные
навыки, развиваются хореографические способности. Хореография даёт широкий простор для
использования всех известных методов учебной деятельности: словесного, метода показа,
практического, игрового, упражнения, образного видения и т.д. , и чем гармоничнее они увязаны
в материале и разнообразной деятельности учащихся, тем эффективнее будет результат.
Система дополнительного образования призвана дать детям начальное хореографическое
образование. «Мы растим не профессиональных исполнителей, а грамотных зрителей», -
услышала я на курсах повышения квалификации от руководителя одного очень известного в
Нижегородской области детского хореографического коллектива. Но, тем не менее, дети за годы
обучения,
хотят
и
должны
проявить
свои
исполнительские
способности
в
концертной
деятельности. Основу репертуара любительских (не профессиональных) детских коллективов
составляют эстрадные, стилизованные и народные массовые танцы. Классический репертуар им
обычно недоступен. Он сложен, требует специальных физических данных и очень качественного
исполнения. И только с наиболее способными детьми эта задача может быть осуществима.
Однако, здесь есть несколько условий. Во-первых, не претендовать на «взрослый» репертуар, а
адаптировать его для детей с учётом их возможностей и пройденноого материала. Во-вторых,
добиваться качественного и грамотного исполнения. Нельзя превращать классический танец в
пародию, а у детей вырабатывать ненужное самомнение и амбиции. В-третьих, донести до детей,
что выход на сцену требует кропотливого труда на репетициях и, особенно, на уроках.
Дети очень разные. У них разные способности, особенности характера. До определенного
возраста детям очень сложно сравнивать себя со сверстниками. Когда ребенок старается, он не
видит того, что видим в нем мы. И объяснить ему это очень сложный процесс. Дети нас не слышат,
или вернее слышат то, что хотят услышать. И потом дома рассказывают очень интересные вещи,
которые я никогда не говорила. Начинаются обиды, слезы: «Я же старалась, а меня не взяли
танцевать!» До 13 лет предпочтительно говорить об этом с родителями. Если я хочу донести до
девочки информацию – что конкретно я о ней думаю и почему сегодня не могу дать ей это
станцевать, а даю другой, я говорю с мамой.
Можно долго объяснять ученику, что он делает не так, все проходит «мимо ушей». Очень
полезно раз в неделю снимать их на видео для сравнения. Ничто не действует лучше и быстрее,
чем возможность посмотреть на себя со стороны. И постепенно приходит понимание, что «я пока
не тяну». Это во многом оградит от лишних слез и обид.
Когда с детьми разучивается танец, все элементы для танца полезно сначала проучивать у
станка медленно, «по миллиметру». Дети, быстрее всех усвоившие эти элементы, выходят на
середину. Это является стимулом лучше и быстрее овладеть движениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При работе с детьми, важно правильно оценивать их возможности. Одним из важных
факторов успеха является правильно спланированный учебный процесс. Занятия должны
проходить в удобном для детей темпе. Материал должен соответствовать их возрасту и
способностям. Грамотное и логическое сочетание выше перечисленного поможет достичь
максимальных результатов в профессиональной деятельности и повысить исполнительский
уровень своего хореографического коллектива.
Методическая литература
1.
Т. Барышникова. Азбука хореографии, - М: Искусство, 1999
2.
Р.Блок. Методические указания в помощь начинающему педагогу,- М.1972
3.
М.С.Боголюбская. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и
нравственного воспитания,- М.1986
4.
А.И.Буренина. Ритмическая мозаика,- СПб.2000
5.
Ю.Громов. Работа педагога в детском хореографическом коллективе,- М.1962
6.
С. Ким, И. Л. Кузнецов. Программа классического танца для хореографических студий ( АРБ
им. Вагановой), - СПб, 2022
7.
А. В. Никифорова. Советы педагога классического танца, -СПб: Искусство России, 2005
8.
Сборник научных трудов «Самодеятельное хореографическое искусство в клубе»,- Л.1988
9.
Учебно-воспитательная работа в самодеятельном хореографическом коллективе,- М.
ВНМЦ НТ И КПР 1993