Автор: Гарипова Эльвира Альмировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ ЦРР -д/с " Аленушка"
Населённый пункт: Республика Башкортостан,Уфимский район,д.Алексеевка
Наименование материала: статья
Тема: нравственное патриотическое воспитание
Раздел: дошкольное образование
Дошкольное детство – важнейший период становления
личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств,
формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе
и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми
сторонами жизни ребенка.
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из
основных задач дошкольного образовательного учреждения. Нравственно-
патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В
основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины… Оно
начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к
матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным
домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения
тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает
отклик в его душе… Детям необходимо знать и изучать культуру своих
предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в
дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям
других народов. Цель патриотического воспитания детей дошкольного
возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена
любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре
страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут
соотечественниками. Воспитание патриотических чувств у детей
дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания,
включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к
родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются
в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной
социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно,
естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и
культуре своей страны, к быту своего народа.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую
его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к
родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения
своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после
нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и
целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание
детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках,
в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через
сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-
дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям –
отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой
он живет, детскому саду, городу, стране.
Для детского сада особое значение приобретает педагогическая
деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и
умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование
эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение
основам труда и формирование представлений о социальных проблемах
поселка, воспитание духовно-нравственных чувств
ребенка, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.
Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой
связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с
историческим, культурным, национальным, географическим, природно-
экологическим своеобразием Кузбасса. Знакомясь с родным городом, его
достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в
определённый временной период, в определённых условиях и приобщаться к
богатствам национальной и мировой культуры.
Главной целью детского сада в патриотическом воспитании
дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с
активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к
самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не
только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а
также физического воспитания.
Задачами нравственно – патриотического воспитания
дошкольников являются :
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,
детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам,
их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на
занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не
только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со
взрослыми и сверстниками.