Автор: Факеева Татьяна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 217
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: Статья
Тема: "Что делать, если нарушается дисциплина в группе".
Раздел: дошкольное образование
Что делать, если нарушается дисциплина в группе.
Причинами нарушения дисциплины у детей в группе могут быть:
1.
Наличие нескольких лидеров;
2.
Присутствие гиперактивных, агрессивных детей в группе, которые зачастую не умеют
концентрироваться и управлять своими движениями, речью;
3.
Не соблюдение правил поведения дома, просмотр агрессивных передач, жестоких
фильмов, не соблюдение режима дня, нехватка внимания и т.п..
Способы работы с установлением дисциплины.
1.
Устанавливайте единые правила для всей группы, так как они создают безопасную
обстановку в группе, уменьшают конфликты.
- Правила должны:
а) исходить из потребностей группы, быть согласованы вместе с детьми, ребята могут
добавить свои правила.
Они могут нарисовать плакат (Например: каждый нарисует
рисунок и лучшие из них по голосованию, добавить на плакат) или наклеить, выбрав из
предложенных иллюстраций;
б) быть без частицы не;
в) правила необходимо внедрять постепенно;
г) находиться перед глазами у детей;
д) быть реальными и краткими;
е)
соблюдаться при всех воспитателях группы (они должны быть едины).
- Воспитатель должен:
а) следить за исполнением правил;
б) о нарушении правила сообщать ребенку сразу спокойным тоном (Например: ты
наверно забыл, что …);
в) если ребенок не слышит воспитателя, успокоить его и затем поговорить с ним;
Примеры правил:
- поссорился-помирись
- нужно игрушку – договорись
- предложи помощь, если видишь, что у кого-то, что-то не получается
- поиграл с игрушкой - убери на место (в домик).
- по лужам можно ходить аккуратно только в резиновых сапогах.
- в группе ходи медленно
- говори спокойно
- каждый имеет право сказать, но по очереди
- бегать можно на спортивной площадке.
2. Обсуждайте ситуации с детьми.
Можно подобрать конкретные картинки для вашей группы (Например: мальчик толкает
девочку, девочка забирает игрушку у Светы, Коля обозвал Мишу и он заплакал и т.п.).
3. Используйте сказкотерапию по коррекции поведения. Есть специальные книжки:
сказки для агрессивных, непослушных детей. Можно придумать сказку самому.
4. Делайте театральные мини-постановки ситуаций происходящих в вашей группе с
помощью перчаточного и других театров.
5.
Если в группе часто отбирают игрушки, можно предложите детям использовать
песочные. Один пять минут поиграл, потом другой.
6.
Можно придумать героя, который будет подводить итоги соблюдения правил.
7.
Благодарите детей за соблюдение правил, поощряйте их. Это может быть улыбка,
кивок головы, жест рукой.
8.
Если вы видите не соблюдение правил иногда может помочь не голос, а жест
(например: качание головой) или строгий взгляд.
9.
Применяйте игровые приемы. Используйте погремушку, свистульку, деревянные
ложки или другой звуковой сигнал для выработки спокойного поведения. По
звуковому сигналу дети должны застыть на месте и замолчать.
10.Есть дети, которые не любят внезапность и очень сильно реагируют, когда вы вдруг
сообщаете, что сейчас надо всем пойти и надеть чешки на музыку или уйти с
прогулки в группу, поэтому лучше обговаривать заранее планы детей, чтобы они
психологически были готовы. (Например сказать: «Осталось поиграть…, скоро…»).
11.
Для того, чтобы установить тишину перед началом занятия, можно использовать
различные игровые приемы. Например, провести игру «Телевизор». Педагог
проговаривает: «В руке у меня пульт, вы все находитесь в телевизоре, когда я включаю
телевизор, вы разговариваете, прибавляю звук, вы говорите громче, убавляю вы
говорите тише. Выключаю устанавливается тишина». Можно пропевать звуки.
12. На занятии обязательна должна быть разрядка: дети стоя, если сидели, участвуют в
пальчиковой игре или в физкульт-минутке, или читают чистоговорки громче, тише.
13. В игровых уголках должно быть не более трех-четырех человек, если группа имеет
маленькое пространство.
14. Можно озвучить состояние непослушного ребенка. Ты злишься, из за того, что тебе
не понравилось…, давай…. Обязателен контакт глаз.
15.Можно посадить на стул размышлений, дать время отдохнуть и подумать над своим
поведением, если правила нарушаются многократно и есть явная физическая угроза
другим детям.
16. Есть дети, которые постоянно нарушают правила поведения, они начинают уставать
от того, что у них не получается их соблюдать. Поэтому, если ребенок взбудоражен и
вы видите, что скоро случиться неприятное, можно предложить ребенку попить воды
или умыть руки, лицо прохладной водой, что снизит эмоции. Можно переключить на
другой вид деятельности. Дать время побыть одному в уголке уединения и там
полежать, поиграть в кинетический песок или какую-либо тактильную игрушку,
построить домик из бросового материала и т.п.
17. Если у вас в группе, есть гиперактивные, агрессивные дети, необходимо:
- отслеживать, чтобы они играли со спокойными детьми, а не друг с другом;
- переключать на любимый спокойный вид деятельности (резание бумаги, лепку и
т.п)
- просить помочь: накрыть на стол, подготовиться к занятию и т.п.
- исключить агрессивные игрушки: «Хагги Ваги», двуногих зубастых светофоров и
т.п.);
- подобрать кровать в спокойном месте, по возможности загородить во время
засыпания обзор, так как такие дети, как правило начинают вертеться и хватать все,
что рядом с ними находиться.
- подключить родителей и психолога;
В группе должно быть то, что успокоит ребенка:
- кинетический песок;
- песочные и водные часы;
- кинетические мешочки;
- тактильны игрушки, которые можно мять, бросать, разрывать, бить;
- уголок уединения;
- конструктор, например, который можно распилить игровой пилой на дрова.
- музыкальные инструменты (барабан, гармошка и т.п.).