Автор: Пикулева Светлана Владимировна
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБПОУ СПО им. Красной Армии
Населённый пункт: г. Дзержинск Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка урока по обществознанию
Тема: "Человек и общество. Социальная сфера общества"
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«ДЗЕРЖИНСКИЙ ХИМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ КРАСНОЙ АРМИИ»
Методическая разработка урока обществознания
по теме
«Человек и общество. Социальная сфера
общества»
Преподаватель:
Пикулева С.В.
Дзержинск
2024
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.
Тип и вид урока, характеристика группы………………………………с.3
2.
Цель и задачи урока……………………………………………………...с.3
3.
Педагогические
технологии,
методы
и
формы
обучения,
образовательные ресурсы ……………………………………………….с.4
4.
Планируемые результаты………………………………………………..с.5
5.
Технологическая карта урока……………………………………………с.6
6.
Приложение……………………………………………………………....с.8
2
ТИП и ВИД УРОКА, ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ
Группа: М12. В группе обучается 25 человек, все мальчики. Группа слабая по
успеваемости, степени усвоения материала, темпам работы на уроке. Многие темы
возможно донести только в игровой форме. Им тяжело выдерживать целую пару,
нуждаются в постоянной смене деятельности. Концентрация внимания невысокая. При
этом на уроке многие достаточно хорошо работают, могут работать в группах,
коммуникативные качества развиты, регулятивные качества нуждаются в развитии.
Преподаватель: Пикулева С.В.
Тип урока: урок комбинированный.
Вид урока: 1) дидактическая игра в командах;
2) лекция с элементами беседы.
ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ УРОКА
Цель урока:
1.
Создать условия для определения уровня овладения знаниями, умениями и
навыками по разделу «Человек и общество»; аргументировано отвечать на
поставленные вопросы, анализировать, рассуждать, делать выводы.
2.
Способствовать формированию представления о социальной сфере общества.
3.
Дать представление о профессионально ориентированном содержании:
Образ профессии в истории науки.
Задачи урока:
1.
Совершенствовать навыки работы в группе.
2.
Совершенствовать навыки устного выступления и слушания.
3.
Продолжить формирование умений работать с разными типами заданий по
обществознанию
(викторина,
притча,
материалы
учебника,
материалы
презентации, материалы интернета, задания типа ЕГЭ).
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Личностно значимая проблема:
«То, что есть в человеке, несомненно, важнее для него и
общества того, что есть у человека». (А. Шопенгауэр). Согласны ли Вы с этим
высказыванием и почему?
3
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ и ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Педагогические технологии:
игровые технологии, технология формирования УУД,
информационно-коммуникативные технологии.
Методы и формы обучения.
Методы организации учебно-познавательной деятельности: словесный, наглядный и
практический, репродуктивный, частично-поисковый.
Методы
стимулирования
и
мотивации
учебно-познавательной
деятельности:
познавательная игра.
Методы контроля: устный.
Интерактивный метод.
Формы обучения:
групповая, фронтальная.
Основные понятия:
Человек, биосоциальное существо, индивид, личность, ценности, совесть, потребности,
мировоззрение.
Общество, прогресс, регресс, эволюция, революция, институты общества, глобальные
проблемы, свобода, сферы общества, типы общества (традиционное, индустриальное,
информационное).
Культура, мораль, совесть, религия, наука, познание, мышление, истина, искусство,
творчество, право, философия, образование .
Деятельность, игра, труд, учение, общение.
Сферы общества, страта, стратификация, каста, сословие, класс, предписанный и
достигаемый статус, социализация, агенты социализации, социальная мобильность и виды
мобильности, каналы социальной мобильности, социальная роль.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:
1.
А.Г. Важенин. Обществознание для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, гуманитарного профилей. – М.: Издательский центр
«Академия», 2021.
4
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные
Метапредметные
Личностные
Научатся: проявлять
личностные
свойства
в
основных
видах
деятельности.
Получат
возможность
научиться:
применять
исторические
знания
для
анализа обществоведческих
явлений;
устанавливать
причинно-следственные
связи,
развивать
умение
выделять
главное,
существенное в изучаемой
теме,
Продолжат
формирование
умений
выполнять
познавательные
и
практические
задания,
определять
понятия,
работать с текстом учебника
и
ресурсами
интернета,
высказывать
собственное
мнение,
суждения,
делать
выводы,
составлять
и
презентовать сообщение.
Метапредметные:
Познавательные: научатся
устанавливать
причинно-
следственные
связи
и
зависимости
между
объектами,
получать
необходимую информацию,
аргументировать свою точку
зрения,
организовывать
сотрудничество
и
совместную деятельность с
учителем,
другими
учениками
и
работать
самостоятельно.
Формирование
умений
сравнивать, обобщать факты
и
понятия;
развитие
у
учащихся
самостоятельности;
развитие
внимательности
при поиске ошибок.
Коммуникативные:
Научатся планировать цели
и способы взаимодействия;
обмениваться
мнениями,
слушать
друг
друга,
понимать
позицию
партнера, в том числе и
отличную
от
своей,
согласовывать
действия
с
партнером,
работать
в
группах.
Регулятивные: научатся
принимать
и
сохранять
учебную задачу; учитывать
выделенные
учителем
ориентиры
действия;
овладеют
приёмами
контроля
и
самоконтроля
усвоения изученного.
Проявляют
заинтересованность
не
только в личном успехе, но
и в решении проблемных
заданий
всей
группой;
выражают
положительное
отношение
к
процессу
познания;
адекватно
понимают
причины
успешности/ неуспешности
учебной
деятельности.
Воспитание чувства само- и
взаимоуважения;
развитие
сотрудничества при работе в
парах; воспитание интереса
к
обществознанию
как
к
социально-гуманитарному
знанию.
5
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Название,
содержан
ие этапа
урока
Цель
этапа
Деятельность
педагога
Деятельность
учащихся:
познавательная
Деятельность
учащихся:
коммуникативная
Деятельность
учащихся:
регулятивная
Результат
Организа
ционный
момент
3-5 мин.
Приветствует
класс,
проверяет
готовность
к
занятию
Приветствуют
педагога
Проверяют
уровень своей
готовности к
уроку
Волевая
саморегул
яция
Постанов
ка
учебной
задачи,
актуализа
ция
субъектив
ного
опыта
учеников.
5 мин.
Создан
ие
пробле
мной
ситуаци
и,
фиксац
ия
новой
пробле
мной
задачи.
Работа с
эпиграфом.
Постановка
личностно
значимой
проблемы.
Постановка
цели и задач
урока.
Отвечают
на
вопросы педагога,
формулируют
учебную
проблему,
строят
понятные
для
собеседника
высказывания.
Принимают и
сохраняют
учебную цель
и задачу
Умение
точно
выражать
свои
мысли и
формулир
овать
вопросы
для
получени
я ответов.
Обобщен
ие и
системати
зация
изученног
о по
разделу
«Человек
и
общество
»
20мин.
Повтор
ение
изученн
ых
знаний
Организует
викторину в
командах,
подсчет
баллов.
Организует
работу с
притчами по
вопросам:
продолжить
притчу, чему
учит притча –
в группах.
Групповая
работа с
вопросами
викторины, с
притчами.
Участвуют в
обсуждении
содержания
материала
Принимают и
сохраняют
учебную
задачу.
Осуществляю
т
самоконтроль.
Выработк
а УУД:
оценка,
контроль,
коррекция
.
Применен
ие общего
способа
действий
для
решения
частных
задач
25 мин.
Коррек
ция
отработ
ки
способо
в
действи
й.
Работа
с
профес
сиональ
но
ориенти
рованн
ым
содерж
анием
урока
(«Образ
профес
сии в
науке).
Организует
работу в
группах с
заданиями
типа ЕГЭ (2
задания) по
разделу.
Организует
работу с
ресурсами
Интернета на
этапе работы
с
профессионал
ьно
ориентирован
ным
содержанием
урока (группа
составляет и
презентует
сообщение о
механиках).
Групповая
работа с
заданиями типа
ЕГЭ, с
ресурсами
Интернета
(составление и
презентация
сообщения о
механике).
Строят
рассуждения,
понятные для
собеседника,
умеют
использовать речь
для регуляции
своего действия
Отрабатываю
т способ в
целом,
осуществляют
пошаговый
контроль.
Самоопре
деление,
самоусвое
ние
знаний.
Усвоение
Создан
Организация
Слушают
Отвечают на
Принимают и
Умение
новой
темы –
15-20
мин.
ие
пробле
мной
ситуаци
и,
фиксац
ия
новой
пробле
мной
задачи.
первичного
усвоения
путем
объяснений и
вопросов,
связывающих
новый
материал с
предыдущей
темой.
объяснения,
фиксируют
новое в тетради,
отвечают на
уточняющие
вопросы.
вопросы педагога,
формулируют
учебную
проблему, строят
понятные для
собеседника
высказывания.
сохраняют
учебную цель
и задачу.
точно
выражать
свои
мысли и
формулир
овать
вопросы
для
получени
я ответов.
Первична
я
проверка
понимани
я и
первично
е
закреплен
ие темы –
10-15
мин.
Уточне
ние
понима
ния
содерж
ания
новой
темы.
Отработка
понимания
новых
терминов с
помощью
упражнений.
Слушают
объяснения,
строят
предложения с
новыми
терминами,
отвечают на
уточняющие
вопросы.
Отвечают на
вопросы педагога,
строят понятные
для собеседника
высказывания.
Принимают и
сохраняют
учебную цель
и задачу.
Умение
точно
выражать
свои
мысли и
формулир
овать
вопросы
для
получени
я ответов.
Рефлекси
я
5 мин.
Анализ
результ
атов
учебно
й
деятель
ности
Актуализируе
т внимание на
пройденном
материале,
побуждает к
высказывани
ю своего
мнения.
Задают друг
другу вопросы
по новой теме.
Формулируют
результат работы
на уроке
Соотносят
достигнутые
цели с
поставленным
и
результатами.
Умение
определят
ь
результат
ивность
образоват
ельной
деятельно
сти.
Информа
ция о
домашне
м задании
– 5 мин.
Коррек
ция
отработ
ки
способо
в
действи
й дома.
Задание:
составить
небольшой
рассказ с уже
изученными и
новыми
определениям
и (5-8
предложений)
.
Задают
уточняющие
вопросы.
Отвечают на
вопросы педагога,
строят понятные
для собеседника
высказывания.
Принимают и
сохраняют
учебную цель
и задачу.
Умение
точно
выражать
свои
мысли и
формулир
овать
вопросы
для
получени
я ответов.
7
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИТЧИ
Жизнь ради детей
Как-то шел по дороге мудрец, любовался красотой мира и радовался жизни. Вдруг
заметил он несчастного человека, сгорбившегося под непосильной ношей.
- Зачем ты обрекаешь себя на такие страдания? – удивился мудрец.
- Я страдаю для счастья своих детей и внуков, - простонал человек. Мой прадед всю
жизнь страдал для счастья деда, дед страдал для счастья моего отца, отец страдал для
моего счастья, и я буду страдать всю свою жизнь, только чтобы мои дети и внуки стали
счастливыми.
- А был ли хоть кто-то счастлив в твоей семье? – спросил мудрец.
- Нет, но мои дети и внуки обязательно будут счастливы! – ответил несчастный.
- Неграмотный не научит читать, а кроту не воспитать орла! – сказал мудрец. – Научись
вначале …
Кто всегда побеждает?
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк
представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк
представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый
до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, …
Cпор ветра с солнцем.
Однажды сердитый северный Ветер и Солнце затеяли спор о том, кто из них сильнее.
Долго они спорили и решили испробовать свою силу на одном путешественнике.
Ветер сказал: «Я сейчас вмиг сорву с него плащ!» И начал дуть. Он дул очень сильно и
долго. Но человек только плотнее закутывался в свой плащ.
Тогда Солнце начало пригревать путника. Он сначала опустил воротник, потом развязал
пояс, а потом снял плащ и понёс его на руке. Солнце сказало Ветру: «Видишь: добром,
лаской, можно …
Основное правило
К Мастеру в стрельбе из лука пришли трое новичков и сказали: « Ты самый ловкий
стрелок во всём мире! Мы хотим стать такими же успешными!»
- Я могу научить вас! – ответил Мастер. – Но в свои ученики я возьму только одного!
Мастер предложил пройти всем троим испытание. Он повесил на дерево мишень и
подвёл первого новичка.
- Что ты видишь перед собой? – спросил Мастер.
- Я вижу дерево, на котором висит мишень. Позади зелёная лужайка, на ней растут цветы.
- Хорошо, - сказал Мастер и подозвал следующего. – А ты что видишь перед собой?
- Я вижу мишень, дерево, поляну, цветы, небо.
- Хорошо! – ответил Мастер и задал такой же вопрос третьему новичку. – А что видишь
ты?
- Я вижу перед собой мишень! – ответил он.
- Хорошо, – сказал Мастер, – что ещё?
- Больше ничего! Самое главное – это мишень, я вижу только её!
Кого выбрал Мастер?
Враждебен ли мир для человека?
Учитель рассказывал:
« Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Среди
прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были
зеркальными. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо.
Однажды в эту залу забежала собака и в изумлении застыла посередине - целая свора
собак окружила ее со всех сторон, сверху и снизу. Перепугавшись не на шутку, она
отчаянно залаяла. Эхо повторило ее лай. Собака лаяла все громче. Эхо не отставало.
Собака металась туда и сюда, кусая воздух, и ее отражения тоже носились вокруг, щелкая
зубами.
Наутро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении миллионов
отражений издохших собак.»
- Теперь ты видишь, - закончил учитель, - мир не приносит ни добра, ни зла сам по себе.
Он безразличен к человеку. Все происходящее вокруг нас …
1
команда.
1.Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к
описанию потребностей человека в безопасности. Найдите «лишнюю» характеристику:
А) стремление сохранить свою жизнь, Б) обезопасить свое жилище от вторжения, В)
потребность в отсутствии насилия над личностью, Г) потребность в воспроизводстве, Д)
уверенность в завтрашнем дне.
2. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из
предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«XX—XXI века ознаменовались бурными событиями, которые дали новую информацию к
размышлению о прогрессе и _________ (1) в жизни общества. Появились философские и
социологические
теории,
которые
отказались
от
оптимистического
взгляда
на
___________ (2) цивилизации. Испанский философ X. Ортега-и Гассет писал: «Поскольку
люди позволили этой ____________(3) затмить им рассудок, они выпустили из рук
поводья_____________ (4), утеряли бдительность и сноровку. Жизнь выскользнула из их
рук, перестала им покоряться». Вместо идеи развития разные философы предлагают
теории
___________(5)
круговорота,
глобальных
экологических
и
ядерных
____________(6)».
Cлова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть
использовано только один раз.
Список терминов: А) развитие; Б) катастрофа; В) циклическое; Г) история; Д) регресс; Е)
идея.
1
2
3
4
5
6
2
команда.
1.Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением одной,
относятся
к
производству
материальных
благ.
Найдите
«лишнюю»
характеристику:
А) строительство жилого дома; Б) ипотечный кредит; В) сбор урожая
зерновых; Г) переработка нефти; Д) строительство автодороги.
2.
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на
место пропусков.
«Неуклонно возрастает доля людей, которые становятся «работниками
умственного труда». ________________________(1) и знание составляют
одновременно и исходный материал, и продукт их деятельности. Но дело не
только
в
том,
что
всё
больше
людей
занимаются
________________________(2): растёт интеллектуальное содержание всякого
труда, будь то в сельском хозяйстве, промышленности, учреждениях или в
_____________________(3).
Современный
врач,
вооружённый
антибиотиками,
магнитными
резонансными
томографами
и
_______________________(4), привносит в
свою
деятельность гораздо
больше знаний, нежели его предшественники до Второй мировой войны,
главными
лекарствами
которых
были
горячая
вода
и
внимательное
отношение к больным. Героический образ __________________________(5)
— голого по пояс, с отблесками адского пламени из доменной печи на торсе
— уходит в прошлое, как до него исчез с исторической арены крестьянин.
Современный работник трудится скорее в диспетчерской с кондиционером,
наблюдая за рядами _____________________(6).»
Cлова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание)
может быть использовано только один раз.
Список терминов: А) информация;
Б) умственный труд; В) свободные
профессии;
Г) экраны и циферблаты; Д) методы микрохирургии; Е)
фабричный рабочий.
1
2
3
4
5
6
3
команда.
1.Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением одной,
относятся к понятию «семья». Найдите «лишнюю» характеристику:
А) коллектив родственников; Б) малая группа; В) коллектив сверстников; Г)
наличие совместного хозяйства; Д) коллектив представителей нескольких
поколений.
2.
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на
место пропусков.
«А. Кондорсе, как и другие французские просветители, считал источником
совершенствования человечества развитие_______ (1). Социалист-утопист
Сен-Симон
считал,
что________
(2)
должно
принять
такую
форму
организации, которая привела бы к осуществлению принципа: все люди
должны относиться друг к другу как братья. Немецкий философ Ф. В.
Шеллинг писал, что сторонники и противники веры в совершенствование
человечества
запутались
в
спорах
о
критериях________
(3).
Одни
рассуждают о совершенствовании человечества в области________ (4),
другие — о развитии науки и_________ (5). Шеллинг предлагал своё
решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса
человечества может служить только постепенное приближение его к______
(6) государству».
Cлова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание)
может быть использовано только один раз.
Список терминов: А) общество; Б) разум; В) правовое; Г) прогресс; Д)
мораль; Е) техника.
1
2
3
4
5
6
4
команда.
1.Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением одной,
относятся
к
области
духовной
культуры.
Найдите
«лишнюю»
характеристику:
А) религия; Б) образование; В) наука; Г) биржа; Д) право.
2.Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на
место пропусков.
«Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет человека как «живое
существо, обладающее____________(1) и ____________(2), способностью
создавать
орудия
и
пользоваться
ими
в
процессе
общественного____________(3)». Такое определение объединяет в этом
понятии две сущности человека – его биологическое начало и его
социальную сущность. Человек, с одной стороны, часть _________(4), и его
формирование подчиняется всем природным____________(5). Он, как и
другие
природные
существа,
должен
постоянно
удовлетворять
свои
физиологические _____________(6) (есть, пить спать и т.д.), должен
защищать своё тело от холода одеждой. Но человек не только биологическое
существо, он еще и социальное (иными словами - общественное)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово
(словосочетание) может быть использовано только один раз.
А) сознание Д) природа
Б) речь Е) потребность
В) труд
Г) закон
В данной таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым
номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
1
2
3
4
5
6
5
команда.
1.Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением одной,
относятся к описанию типов общества. Найдите «лишнюю» характеристику:
А)
постиндустриальное
общество;
Б)
теократическое
общество;
В)
традиционное общество; Г) индустриальное общество; Д) информационное
общество.
2. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на
место пропусков.
«Общество возникло на определённом этапе развития _________(1). Оно
– часть природы и вместе с тем качественно отличается от неё. Общество
представляет собой сложную _________(2), все элементы которой постоянно
взаимодействуют между собой. условно общество можно подразделить на
четыре сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную,
взаимосвязанные
но
в
то
же
время
обладающие
определённой
самостоятельностью. Все эти четыре большие сферы общественной жизни
взаимодействуют
между собой. Они не только взаимосвязаны, но и
взаимообусловливают друг друга. Действительно, хотя _______(3) выполняет
важную роль в жизни общества, всё же основой является __________(4). В
свою очередь экономическая сфера не смогла бы существовать без людей,
носителей классовых, групповых и иных отношений. в то же время те же
люди являются носителями форм общественного _________(5) . Таким
образом, все указанные __________(6) жизни общества составляют единое
целое, то есть конкретное общество с определённым обликом».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово
(словосочетание) может быть использовано только один раз.
А) структура Д) сфера
Б) природа Е) сознание
В) политика
Г) экономика
В данной таблице указаны номера пропусков, запишите под каждым
номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
1
2
3
4
5
6