Напоминание

Дети- тундровички. Дошкольное образование и предшкольная подготовка.


Автор: Тайбери Елена Ачаловна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ "Начальная школа п.Щучье
Населённый пункт: Ямало- ненецкий автономный округ
Наименование материала: Инновационный проект
Тема: Дети- тундровички. Дошкольное образование и предшкольная подготовка.
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Дети- тундровички. Дошкольное образование и предшкольная подготовка».

2022 год

Руководитель проекта: Тайбери Елена Ачаловна

(директор школы и учитель по совместительству)

Введение

Актуальность проекта: В рамках Международного Форума, который проходил в

городе Салехард 28 февраля-02 марта 2017г.,был дан старт первому этапу проекта ФАДН

России «Дети Арктики. Дошкольное образование». Где Ямало - Ненецкий автономный

округ включился в эту Акцию. Наше муниципальное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа п. Щучье» тоже не осталась в стороне и активно включилась в

ежегодную Акцию, проводимой в ЯНАО. Отсутствие

вариативности и гибкости предоставления различных форм образовательных

услуг для обеспечения детям дошкольного возраста успешной предшкольной

подготовки в условиях кочевья - эта актуальная проблема, которую необходимо

решить

коллективу муниципального образовательного учреждения начальной

школы п. Щучье. Поэтому я как учитель и руководитель МОУ « Начальная школа п.

Щучье» приняла решение создать инновационный педагогический

проект «Дети-

тундровички. Дошкольное обучение и предшкольная подготовка», направленное на

разрешение выделенной проблемы.

Основной идеей данного проекта является организация трёх форм предшкольной

подготовки и дошкольного образования:

1форма-сезоннаякочевая группа для детей 4-7 лет в местах кочевий;

2 форма – сезонная группа кратковременного пребывания детей 4-7 лет в детском

саду и интернате;

3 форма - группа круглосуточного пребывания детей 6-7 лет в детском саду и

интернате.

Все формы предшкольной подготовки и дошкольного образования призваны

обеспечить «мягкую» (двойную) социализацию маленького тундровичка, создающие

благоприятные и комфортные условия для получения качественного дошкольного

образования, поддержку его возможностей и потребностей с целью успешной подготовки

к школьному обучению.

Проект

можно

рассматривать

как

целостный

методический

продукт,

описывающий:

- особенности организации сезонных кочевых групп на местах кочевий;

- содержание образовательной деятельности педагога с ребенком на местах

кочевий;

Проект с одной стороны учитывает современные нормативно-правовые требования

к целям, содержанию, технологиям педагогического взаимодействия педагогов с детьми

дошкольного возраста, с другой стороны - ориентирован на специфику проектирования

взаимодействия с особым ребенком, осуществляющим кочевой образ жизни с семьей.

На территории муниципального образования Приуральский район проживает 215

детей в возрасте от 4 до 7 лет, которые совместно с родителями ведут кочевой и

полукочевой образ жизни, которых необходимо подготовить к школе. Не все родители

готовы отдавать детей данного возраста в детские сады и интернаты. Понимают и

переживают, что при поступлении ребёнка в детский сад или школу, резкий отрыв его от

семьи, от привычного размеренного ритма жизни в тундре сразу в общежитие интерната

приводит ребёнка к сильным психологическим перегрузкам и стрессам. Они понимают и

то, что психологические перегрузки и стрессы, приводящие к зарождению комплексов,

заниженной самооценке, к трудностям социальной адаптации и другие отрицательные

последствия- это отсутствие равных стартовых возможностей их ребёнка при поступлении

в школу. Семьи, ведущие кочевой образ жизни осознают проблему необходимости

предшкольной подготовки, понимая, что у детей дошкольного возраста должны быть

одинаковые стартовые возможности. Встречаясь на родительских собраниях в течение

учебного года, педагоги вместе с родителями будущих первоклассников пришли к

единому мнению – необходимо искать пути решений этой проблемы.

Педагоги психолого- педагогического сопровождения МОУ «Начальной школы

п.Щучье» проводили опрос родителей. Данные показали, что большая часть родителей

хотят, чтобы в образовательных учреждениях функционировали подготовительные

группы (на примере 0 классов), многие из них предлагали свои альтернативы детских

садов.

Данные опроса родителей, ведущие кочевой(полукочевой) образ жизни:

В опросе участвовали 24 родителя, ведущих кочевой (полукочевой) образ жизни.

Вопрос №1: Вы отдали бы ребёнка в детский сад с сентября по май месяцы?

Да-1 родитель

Вопрос №2: Вы бы хотели, чтобы на базе образовательных учреждений

функционировали подготовительные группы на примере 0 классов?

Да-11 родителей

Вопрос №3: Вы хотели бы, чтобы открылись сезонные кочевые мини-сады?

Да- 7 родителей

Вопрос №4: Вы хотели бы, чтобы на базе

образовательных учреждений

функционировали сезонные круглосуточные и кратковременные группы?

Да- 5 родителей

Совместный анализ уровня подготовки первоклассников- тундровиков к школе,

проведенный родителями

и педагогами в марте 2022года,и данные мониторинга,

проводимые РЦОКО показывают, что дети приходят в школу с низким уровнем

готовности. Вместе выявили ряд основных затруднений в «неуспехе» маленького

тундровичка.

Пути решений основных затруднений

Трудности

Решения

отсутствие альтернативы 0 класса

поиск альтернатив 0 класса.

психологические

проблемы:

низкий

уровеньобщения

со

сверстниками

и

взрослыми

организация

методическойпомощи

воспитателям ДО;

разработка

и

реализация

программы

сотрудничества взрослых и детей.

отсутствие предшкольной подготовки в

условиях кочевья

поиск и организация вариативных форм

обучения детей дошкольного возраста;

трудности функционирования в роли

ученика

увеличение воспитательных моментов

вне школы.

расхождение во мнениях учителей и

родителей об уровне готовности детей к

школе

разработка

и

реализация

системы

мероприятий

работы

с

родителями

дошкольников,

направленной

на

согласование позиции.

недостаточный

уровень

зрелости

в

познавательной деятельности

повышение

уровня

дошкольной

подготовки;

построение

индивидуальных

образовательных траекторий обучения

на основе диагностик;

Для того чтобы дети в условиях тундры могли получить первоначальные умения и

навыки, познакомиться с правилами поведения в организованном детском коллективе,

легче

перенести

адаптационный

период

при

поступлении

в

школу-интернат,

социализироваться

в

обществе

сверстников

и

взрослых,

необходимо

создать

соответствующие

условия.

В

связи

этим

возникает

необходимость

внедрения

дошкольного образования в кочевой образ жизни.

Привлекательность сезонных групп для тундровых семей обусловлено особым

отношением к маленькому ребенку, ценность малыша в современной семьи, приоритет

семейного воспитания не позволяет реализовать интернатную модель дошкольного

образования для кочующих семей. Тундровое население не готово отдать своих детей в

раннем возрасте в детский сад на круглосуточный режим.

В

целях

обеспечения

доступности

дошкольного

образования

для

детей,

проживающих с родителями в тундре, в МОУ будет организована системная работа по

созданию

сезонных

кочевых

групп

и

группы

круглосуточным

пребыванием

в

образовательном учреждении. Предполагается открывать сезонные кочевые группы на

базе образовательного учреждения, на местах кочевий оленеводов, поселений охотников и

рыболовов, в факториях, родовых общинах и в крупных местах компактного проживания

тундрового населения весной и летом.

Особенности

административно-территориального

устройства

муниципалитета

(большая территориальная разобщенность - это отсутствие транспортной доступности,

большая доля кочующих, низкий уровень развития инфраструктуры) на сегодняшний день

обуславливают ряд противоречий в области дошкольного образования детей кочевья:

проблема

обеспечения

равного

доступа

к

получению

бесплатного

дошкольного образования детей, ведущих с родителями кочевой и полукочевой образ

жизни;

отсутствие

вариативных,

адаптированных

форматов

предшкольного

образования тундровых детей, позволяющих учитывать специфику развития детей

кочевья и ориентированных на успешность социализации как ключевого результата

дошкольного образования;

острая потребность сохранения самобытности коренных малочисленных

народов Севера на фоне существующей системы общего (в том числе и дошкольного

образования), базирующейся на интернатных моделях, «отрывающей» ребенка от семьи,

привычной бытовой обстановки, от родного языка, традиций и обычаев.

Разработанный проект - это новая форма организации обучения и воспитания

детей. Она позволяет максимально учесть этнокультурные потребности детей из числа

коренных малочисленных народов Севера, обеспечить равный доступ детей кочевья к

получению бесплатного дошкольного образования, создать условия для качественной

подготовки старших дошкольников к школьному обучению.

Цели и задачи, принципы построения Проекта

Цель Проекта :

Создание успешной адаптации детей –тундровичков к школьной жизни и

обеспечение им одинаковых стартовых возможностей в первом классе;

Задачи Проекта:

- создать неорганизованным детям дошкольного возраста в условиях кочевья

одинаковые стартовые возможности и предоставить им возможность в дальнейшем

успешно поступить в школу первой ступени;

- подготовить детей к обучению, как новому для них виду деятельности;

- формировать эмоционально- положительное отношение ребёнка к школе,

желание учиться;

-развить навыки общения со сверстниками, взрослыми в процессе совместной

деятельности;

- создать оптимальные условия для максимальной реализации ребёнком своих

возрастных и индивидуальных возможностей;

-повышать педагогическую

культуру родителей, дети которых поступают в

первый класс, информировать.

Принципы построения Проекта:

природосообразность обучения – реальный учет особенностей и ценностей

дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений,

знаний, умений и личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;

гуманный характер взаимодействия педагога и детей –эмоционально-

положительный фон работы с детьми, оптимистическая гипотеза взрослого по отношению

к недостаткам ребенка, терпеливость и сдержанность;

деятельностный подход– опора на ведущую деятельность данного периода

(игровую), создание условий для разнообразных игр и игровых упражнений; обеспечение

поступательности в развитии актуальных деятельностей, развитие предпосылок учебной

деятельности; становление различных форм взаимодействия, сотрудничества и общения;

индивидуализация обучения – сохранение и развитие индивидуальности

каждого

ребенка,

учет

особенностей

темперамента,

темпа

деятельности,

сформированности умений взаимодействовать; обеспечение условий для проявления

интересов, желаний, творческих порывов ребенка;

культуросообразность обучения– создание условий для ознакомления с

доступными

областями

культуры

(искусство,

литература),

возможность

развития

индивидуальной культуры, эрудиции ребенка.

Нормативно-правовое обоснование проекта базируется на анализе эшелона

федеральных, региональных документов, определяющих:

целостный и структурированный пакет документов федерального уровня,

определяющий систему требований к организации дошкольного образования;

документы, раскрывающие подходы к пониманию и уточнению понятия

«ребенок с особыми образовательными потребностями»;

нормативно-правовые акты, отражающие статус коренных малочисленных

народов Крайнего Севера и способы их государственной поддержки и сопровождения.

Новизна и теоретическая значимость проекта заключается в том, что в ходе

реализации проекта будут:

-изучены и обобщены портретные характеристики дошкольника

в условиях

кочевья, учет которых позволит обеспечить адресность социально-педагогического и

психологического

сопровождения малыша в образовательном процессе, максимально учитывать его

возможности и потребности при реализации программы дошкольного образования;

определены

социально-педагогические

условия

повышения

качества

кочевого дошкольного образования;

методологически обоснованы особенности организации образовательного

процесса сезонной кочевой группы, сезонной группы кратковременного пребывания и

группы круглосуточным пребыванием.

Практическая значимость проекта заключается в разработке и подборе форм,

методов

и

способов

взаимодействия

с

детьми,

ориентированных

на

успешную

социализацию ребенка, включение ребенка кочевья с совместные коллективные события и

мероприятия, что в дальнейшем позволяет обеспечить качественную подготовку ребенка к

школьному обучению, в первую очередь в направлении социально-коммуникативной,

мотивационной и психологической готовности.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

На

базе

МОУ

«Начальная

п.Щучье»

планируется

открыть

три

формы

предшкольной подготовки:

сезонная кочевая группа;

срок: март- апрель, июль- август

сезонная группа кратковременного пребывания в детском саду и интернате;

срок: март-апрель

группа круглосуточного пребывания в детском саду и интернате.

Дошкольное образование и предшкольную подготовку будут проходить дети от4-

6,6 лет, чьи родители ведут кочевой(полукочевой) образ жизни. Дети будут готовиться к

школе три года, обучение будет трёхступенчатое.

Первый год: от4- 5 лет (средняя группа);

Второй год: от 5- 6 лет (старшая группа);

Третий год: от 6- 6,6 лет(подготовительная к школе группа).

При желании родителей сезонную кочевую группу могут посещать дети 3-хлет с

гибким режимом пребывания, для того чтобы поиграть, пообщаться со сверстниками.

Сезонная кочевая группа будет организовываться на местах кочевий весной с марта

по апрель (1 сессия)в районе п.Щучье и п.Аксарка, а летом с июля по август(2сессия)в

районе реки Но- яха и озера «Хорубей –то»(туда можно добраться на «Трэколе» по трассе

Ухта- Бованенково.Это обусловлено массовым «скоплением» оленеводов в летний

период.

Также

сезонная

кочевая

группа

запланирована

в

рыболовецком

стане

Сидельниково. Выбор рыболовецкого стана определен в связи с незначительной

отдаленностью стана от п. Щучье и наличием в этом стане 15 детей дошкольного

возраста. Образовательную деятельность планируется организовать с гибким режимом

работы. Дети, которые не проходили предшкольную подготовку в

первую сессию,

пройдут подготовку во второй сессии. Занятия будут проводиться в отдельно стоящей

палатке, где будут созданы условия для игровой, самостоятельной, совместной

деятельности детей и педагога.

Сезонная группа с круглосуточным и кратковременным пребыванием детей весной

будет функционировать на базе МОУ «Начальная школа п.Щучье» по режиму детского

сада.

Взаимоотношения

между

муниципальным

образовательным

учреждением и

родителями детей

регулируются договором, включающим в себя взаимные права,

обязанности и ответственность сторон. Мною

для организации форм дошкольного

образования и предшкольной подготовки разработано:

положение о сезонной кочевой группы и группе круглосуточного и

кратковременного пребывании детей в детском саду и интернате;

адаптированная общеобразовательная Программа;

должностные инструкции воспитателя и водителя;

режим дня и расписание деятельности (сетка занятий)детей;

разрабатывается программное обеспечение.

Количество и наполняемость групп для тундрового кочующего населения будет

определяться исходя из потребностей населения, и комплектоваться по разновозрастному

принципу.Обучение и воспитание детей в кочевой группе должно проводиться на русском

и родном языках. Содержание образования в этих трёх формах предшкольной подготовки

определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования

МОУ «Начальная школа п.Щучье» обязательная часть которой базируется на основе

примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.

Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Организация воспитательно-образовательной работы в предшкольной подготовке

предусматривает создание условий для развития различных видов деятельности детей с

учетом их возможностей, интересов и потребностей. Воспитатели, работающие по

проекту «Дети- тундровички. Дошкольноеобразование и предшкольная подготовка»,

должны будут вести следующую документацию:

1. Программы образовательных областей;

2. Календарный тематический план, включающий:

режим дня, расписание(сетка) непосредственно образовательных областей, план

работы с родителями, посещающих сезонную кочевую группу на местах кочевий,

круглосуточным и кратковременным пребыванием в детском саду и интернате.

4. Табель посещаемости детей.

5. Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной

общеобразовательной программы дошкольного образования.

Формы, участники, сроки и место проведения предшкольной подготовки

Форма

Участники

Срок

Место

план

факт

1.Сезонная

кочевая

группа

Дети 4-7лет и кочевой

(выездной)воспитатель

МОУ

«Начальная

школа п.Щучье»

Дети 4-7лет и кочевой

(выездной)

воспитатель

МОУ

«Начальная

школа

п.Щучье»

1сессия весна:

март-апрель

2сессия

лето:

июль-

август

(охват

детей,

непроходившие

предшкольную

подготовку

в1сессию)

Стойбища

в

районе п.Щучье ,

п.Аксарка

и

рыбацкий

стан

«Седельниково»

Стойбища

в

районе реки «Но-

яха»

и

озера

«Хорубей- то»

10-

15дет

.

10-

15дет

.

12дет

---

2.Сезонная

кочевая

группа

с

кратковремен

ным

пребыванием

Дети

5-7

лет

и

педагоги

МОУ

«Начальная

школа

п.Щучье»

сессия весна:

март-апрель

Начальная школа

п.Щучье

7-10

детей

3ребё

нка

2.Группа

круглосуточн

огопребывани

я в детском

саду

и

интернате

Дети 5-7 лет и

педагоги МОУ

«Начальная школа-

п.Щучье»

сентябрь- май

Начальная школа

п.Щучье

10-

15дет

.

3ребё

нка

Преемственность форм

Единые программы

об.областей и учебный

группа кратковременного

пребывания в дет.саду для

детей4-5 лет

Программа средней группы

Сезонная кочевая

группа для детей 4-5

лет.

Программа средней

группы ДО

Единые программы

об.областей и учебный

группа

кратковременного

пребывания в дет.саду

для детей5- 6 лет

Программа старшей

группыДО

Сезонная кочевая группа

для детей 5-6 лет.

Программа старшей

группы ДО

Выход

1класс

6,6 лет-7лет

Выход

Группа круглосуточного

пребывания -

подготовительная группа к

школе (дети 6-6,6лет)

АОП «От рождения до

школы» под редакцией Н.Е.

Вераксы

Участники Проекта

Функциональные обязанности участников Проекта:

Коллектив

муниципального

образовательного

учреждения

«Начальная

школа п.Щучье» является главным исполнителем. В его задачи входит планирование,

организация выполнения Проекта, отслеживание, контроль и корректировка

результатов.

Педагогический совет анализирует ход выполнения Проекта, осуществляет

контроль деятельности участников Проекта, регулярно подводит итоги реализации

основных этапов Проекта.

Дети сезонных кочевых групп и группы круглосуточного пребывания

являются

основным

объектом

исследования,

принимают

участие

в

организации

проведения внеклассных мероприятий и учебных занятий.

Родители детей сезонных кочевых групп и группы круглосуточного

пребывания в образовательном учреждении принимают активное участие в реализации

Проекта.

Родительский

комитет

МОУ

«Начальная

школа

п.Щучье»

является

общественным помощником.

Администрация МОУ «Начальная школа п.Щучье»является координатором

Проекта.

Средства

массовой

информации

являются

«трибуной»

Проекта

и

пропагандируют опыт работы форм дошкольного обучения и предшкольной подготовки

по реализации Проекта.

Целевая группа: дети 4-7 лет, их родители (законные представители) и педагоги

предшкольной подготовки.

Объект исследования:

Объектом

исследования

является

воспитательный

процесс

детей

дошкольного возраста;

Особенности организации учебно-воспитательного процесса, основанного

на этнокультурных ценностях;

Специфика форм и методов организации образовательного процесса с

использованием дифференцированного и личностно-ориентированного подхода.

Субъект исследования:

Субъектом исследования будут являться дети сезонных кочевых групп и

группа круглосуточного пребывания в образовательном учреждении.

Предмет исследования:

Дети дошкольного

возраста

Родители,

кочующих

детей

Исполнители-

педагоги

МОУ «Начальная

школа п.Щучье»

Средства

массовой

информации

Управляющий

Совет МОУ

Родители,

кочующих

детей

Предметом исследования является: реализация и создание условий основной

общеобразовательной программы дошкольного образования в условиях сезонных кочевых

групп и группы круглосуточного пребывания.

Гипотеза исследования:

Если:

- организовать образовательный процесс в сезонных кочевых группах без отрыва

от родителей и сезонную группу круглосуточного пребывания на основе этнокультурных

ценностей, с учётом этнопсихологических и этнопедагогических особенностей;

- вооружить воспитанников базовыми знаниями с целью подготовки к начальной

школе,

то

это

поможет

подготовить

воспитанников

к

школе;

формированию

у

воспитанников личностных качеств: умственных, трудовых, художественно-эстетических,

нравственных качеств поведения и общения; создать условия для успешной адаптации во

время перехода из детского сада в начальную школу.

Методы оценки:

Для оценки результативности работы кочевых групп и группы круглосуточного

пребывания могут использоваться следующие методы:

наблюдение;

практические занятия;

творческие отчёты;

тесты;

анкетирование.

Ресурсное обеспечение

1. Нормативно – правовое

Формирование пакета документов для создания сезонных кочевых групп и

группы круглосуточного пребывания;

разработка локальных актов, регламентирующих деятельность сезонного

кочевого мини- сада и группы круглосуточного пребывания (приказы, положение,

должностные инструкции и т.д.).

2. Программно – методическое:

формирование банка методических материалов, позволяющих обеспечить

качественное дошкольное образование в условиях кочевого образа жизни;

создание и корректировка основной общеобразовательной программы

дошкольного образования;

обеспечение дидактическими и наглядными пособиями и материалами.

3. Информационное:

разъяснительная работа с родителями, ведущими кочевой образ жизни об

открытии и предназначении сезонных кочевых групп и

группы круглосуточного

пребывания;

информирование родителей о воспитании и обучении детей согласно

индивидуальным возрастным особенностям.

4. Мотивационное:

усиление мотивационной работы среди воспитанников и родителей о

необходимости внедрения преобразований в детском саду.

5. Кадровое:

подбор

и

расстановка

кадров

в

соответствии

с

потребностями

и

необходимостью;

проведение специальной подготовки педагога, работающего в условиях кочевого

детского сада.

6. Организационное:

Составление плана непосредственно образовательной деятельности, режима

дня, расписания деятельности воспитанников сезонных кочевых групп и группы

круглосуточного пребывания;

7.Материально – техническое:

Приобретение и установка балка (палатки);

обеспечение помещения необходимым оборудованием

и мебелью,

учебно-

наглядными пособиями;

приобретение ТСО, аудио, видео- и оргтехники.

пополнение фонда библиотеки учебными пособиями, методической и

художественной литературой.

8. Финансовое:

Составление и корректировка сметы расходов на реализацию основной

общеобразовательной программы дошкольного образования в условиях кочевого образа

жизни. Финансирование работы форм предшкольной подготовки

по следующим

направлениям:

модернизация материально-технической базы;

программное и методическое обеспечение;

повышение квалификации педагогов.

Поэтапный план реализации проекта:

Этапы

Сроки

Мероприятия

Исполнение

1этап-

организацион

ный

09.01.2022г.-

28.02.2025г.

Разработка

нормативно-правовой

базы;

изучение потребностей населения,

ведущих

кочевой

и

полукочевой

образ

жизни,

в

образовательных

услугах дошкольного образования;

подбор

кадров

для

работы

в

условиях тундры;

подготовка

программного

обеспечения

образовательного

процесса;

отбор

диагностических

методик

прогнозирования

потребностей

детей, родителей;

оборудование помещения (палатки и

балка);

приобретение

дидактических

и

демонстрационных

материалов

и

оборудования;

80%

70%

12,5%

от

общего

кол- ва педагогов

частично

частично

не выполнено

частично

2этап-

(основной)

весна, лето

реализация

основной

общеобразовательной

программы

дошкольного

образования

в

реализуется

условиях кочевья;

выстраивание

субъект-субъектных

отношений воспитателя, родителей и

воспитанников кочевой группы;

совершенствование

предметно-

развивающей

среды

в

условиях

кочевья;

обеспечение

просветительской

работы родителей их вовлечение в

образовательный процесс;

реализуется

частично

частично

3этап-

рефлексивны

й

сентябрь-

декабрь

2022г.,

сентябрь-

декабрь

2023г.

Оценка эффективности реализации

проекта;

Определение

проблем,

препятствующих

достижению

ожидаемого результата;

Выработка стратегии дальнейшего

развития

кочевого

дошкольного

образования;

Осуществление

комплексной

рефлексии проектной

деятельности всеми участниками

воспитательно-образовательного

процесса.

Оценка

эффективности

реализации дана в

августе

на

педсовете (протокол

№1 от 28.05.2022г.)

Проблемы

определены

в

августе

на

педсовете (протокол

№1 от 28.08.2022г.)

_

Итоги

результатов

рассмотрены

в

августе

на

педсовете (протокол

№1)

План действий по достижению результатов

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Исполнение

1

Разработка нормативно-правовой

базы

Сезонного кочевого мини-сада и

группы круглосуточного

пребывания в д/саду и интернате

09.01.22г.-

01.09.23г.

Директор

частично

2

Разработка программно-

методического

обеспечения инновационного

образовательного проекта

09.01.23г.-

01.09.24г.

Директор и зам.

директора по УВР

частично

3

Осуществление экспертизы

10.03.22г.-

Директор,

зам.

_

рабочих

программ

01.12.23г.

директора по УВР

4

Внедрение новых педагогических

технологий в проекте

01.03.22г.-

31.05.23г.

Педагоги

МОУ

«Начальная

школа

п.Щучье»

--

5

Осуществление тиражирования

опыта

через средства массовой

информации,

проведение семинаров и

мероприятий, участие в

конкурсах различного уровня.

01.03.21г.-

31.05.23г.

Педагоги

МОУ

«начальная

школа

п.Щучье»

--

6

Проведение круглого стола по

теме

«Цели

и

задачи

педагогического коллектива при

реализации

инновационного

образовательного проекта».

26 мая 22г.

Зам.

директора

по

УВР и руководитель

ШМО

исполнено

7

Оформление

карт

индивидуального развития (карта

развития)

учащихся 1класса

и

дошкольного развития

Март-

сентябрь

2023г.

Зам.

директора

по

УВР,

классный

руководитель,

руководитель ШМО

психолог

и

воспитателиДО

8

Формирование

системы

диагностики

и

мониторинга

в

рамках

инновационного

образовательного проекта

В

течение

года

Зам.

директора

по

УВР

и

психолог,

соц.педагог

частично

9

Проведение педагогического

совета:

«Роль

педагогического

коллектива

в реализации инновационного

образовательного проекта»

Апрель

2022г.

Зам.

директора

по

УВР и руководитель

ШМО

Исполнено

(протокол)

10

Открытость инновационного

образовательного

проекта

публикация

материалов на школьном сайте

Постоянно

Зам.

директора

по

УВР и руководитель

ШМО

исполнено

11

Разработка

системы

стимулирования

участников инновационного

образовательного проекта

Апрель

2023г.

Директор

и

Комиссия

по

надбавкам

и

доплатам

исполнено

12

Внесение

изменений

в

должностныеинструкции

воспитателей,

разработка

должностных

инструкций

выездных воспитателей

Март-

апрель

2024г.

Специалист

по

кадрам

исполнено

Организация иконтроль за выполнением Проекта

Координацию и контроль выполнения Проекта Администрация МОУ «Начальная

школа п.Щучье» возлагается на руководителя Проекта. Педагоги анализируют ход

выполнения плана действий по реализации Проекта и вносят предложения на

педагогический совет по его коррекции; осуществляют информационное и методическое

обеспечение реализации Проекта, подводят итоги выполнения Проекта на заседании

итогового Родительского комитета.

Критерии результативности Проекта.

1Организация и функционирование форм обучения в новом технологическом

укладе ;

2.Реализация системно-деятельностного подхода в обеспечении соответствия

дошкольной

деятельности

детей-тундровиков

их

возрасту

и

индивидуальным

особенностям:

-

количество

детей

предшкольного

возраста

охваченных

дошкольным

образование(до100%);

- уровень адаптации первоклассников к школе (100 %);

- уровень готовности к школе: средний и выше среднего (60 %).

3.Функционирование

сезонных

кочевых

групп

и

группы

круглосуточного

пребывания детей в детском саду.

4.Количество детей, ведущих с родителями кочевой и полукочевой образ жизни,

охваченных дошкольным образованием (18-20 воспитанников).

5.Создание системы работы сезонных кочевых групп в условиях тундры для

совершенствования учебно-воспитательного процесса;

6.Создание системы непрерывного ступенчатого дошкольного образования;

7.Информация на школьном сайте о реализации проекта «Дети-тундровички.

Дошкольное

образование

и

предшкольная

подготовка»:

проблемы,

инновации,

достижения и т.п.;

8. Банк информационно-диагностических материалов (анкеты, диагностики);

8. Диссеминация опыта на всех уровнях;

9.Удовлетворённость родителей качеством предоставляемых услуг (до 87 %).

10.создание рабочих мест для тундрового населения, количество дополнительно

введённых штатных единиц работников (1 ставка кочевого воспитателя, 0,5 ставки

младшего воспитателя, 1 ставка водителя).

Заключение

Как уже отмечалось ранее, создание сезонных кочевых групп и группы

круглосуточного пребывания в детском саду и интернате направлено на создание модели

единой образовательной среды с целью

создания успешной адаптации детей –

тундровичков к школьной жизни и обеспечение им одинаковых стартовых

возможностей в первом классе;

Сезонные кочевые группы и группа круглосуточного пребывания в детском саду

– это получение социально-адаптированного образования в условиях кочевого образа

жизни без «отрыва» от семьи и исконных занятий народа, создание этнообразного

пространства для дошкольников КМНС через определение нового содержания, методов и

форм дошкольного воспитания. Приобщение детей-дошкольников к традиционным

занятиям (оленеводство, рыбалка, охота) родителей (законных представителей), обычаям

предков, укреплению семейных связей и индивидуализация предметно-пространственной

среды

развития

ребенка-тундровика

на

местах

кочевий

позволит

обеспечить

индивидуальную траекторию развития каждого дошкольника, что в целом значимо для

системы

образования.

Внутриродовая

социокультурная

среда

обеспечит

целенаправленную работу предшкольной подготовки детей коренной национальности без

отрыва от семьи и позволит:

– пробудить в ребёнке духовно-нравственное начало, развить это начало как

доминирующее в структуре личности;

– сформировать личность в контексте родной культуры и речи как эмоциональной

природной среды ребёнка;

сформировать

творческую индивидуальность,

которая

живёт

активно,

интересно, согласно возрастным и физиологическим нуждам, готовая физически и

психически к дальнейшим требованиям семьи, школы, жизни;

– прививать ребёнку бескорыстие как высшую ценность культуры, а также

элементы экономической осведомленности, деловитости и экологической безопасности.

Результатом работы «кочевых групп» в новом технологическом укладе будет:

реализация соответствия предшкольной подготовки детей-тундровиков их

возрасту и индивидуальным особенностям.

количество

детей

предшкольного

возраста

охваченных

дошкольным

образованием (до 100%);

уровень адаптации первоклассников к школе (87 %);

уровень готовности к школе: средний и выше среднего (60 %);

доля сотрудников МОУ«Начальная школа п.Щучье», прошедших курсы

«кочевой воспитатель» и поступивших в педагогические учебные заведения (до 40 %);

удовлетворённость родителей качеством предоставляемых услуг (до 87 %);

банк информационно-диагностических материалов (анкеты, диагностики);

Диссеминация опыта на всех уровнях;

Заключение:

Ребёнок-тундровик

с

достаточным

уровнем

готовности

к

школе

это

представитель коренной национальности, личность с внутренней установкой на ценность

образования и правильной гражданской позицией, направленной на сохранение культуры,

языка народов Севера, что актуально и своевременно. За год реализации нашего проекта

75% от общего количества охваченных детей показали показатели средние и выше

среднего. Проект в дальнейшем можно использовать в практике другие образовательные

учреждения Ямало – ненецкого округа (Приуральского района).

Информация об основных исполнителях проекта

Ф.И.О.

Должность

в

проекте

Деятельность

(обязанности)

Место

работы,

занимаемая должность

Тайбери

Елена

Ачаловна

Руководитель

проекта

Разработка,

организация,

координация, контроль и

руководство работой по

реализации проекта

Директор

МОУ

«Начальная

школа

п.Щучье»

Администрация

МОУ «Начальная

школа п.Щучье»

Координатор

проекта

Осуществляет

стратегическое

руководство

Администрация

МОУ

«Начальная

школа

п.Щучье»

Окотэтто

Анна

Геннадьевна

Участник

проекта

Реализация

рабочих

программ

сезонного

кочевого мини -сада на

местах кочевья

Соц.

педагог

(по

совместительству

педагог-

организатор)

МОУ «Начальная школа

п.Щучье»

Окотэтто Анжела

Вячеславовна

Участник

проекта

Реализация

рабочих

программ

сезонного

кочевого мини -сада на

местах кочевья

Воспитатель

МОУ

«Начальная

школа

п.Щучье»

Васильева

Светлана

Валериановна

Участник

проекта

Разработка и реализация

рабочих

программ

кратковременного

пребывания

детей

в

Воспитатель интерната

детском саду

Лаптандер Раиса

Андреевна

Долганова

Людмила

Ивановна

Участник

проекта

Разработка

учебного

плана

и

рабочих

программ

образовательных

областей.

Зам.директора по УВР

Ермакова Наталья

Владимировна

Участник

проекта

Ответственный

за

банк

информационно-

диагностических

материалов

(анкеты,

диагностики);

Психолог-педагогог

Нормативно-правовое обеспечение проекта:

Проект опирается на следующие нормативно-правовые документы:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года,

распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-7 Распоряжение

Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р «Концепция

Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы».

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155

«Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного образования».

4.

Приказ

Президента

Российской

Федерации

от

04.02.2010

г.

Пр-271

«Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

5. Закон «Об образовании в Ямало – Ненецком автономном округе» от 27 июня

2013 года № 55 – ЗАО.

6. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа № 148 – ЗАО «О программе

социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2016

годы» от 24 декабря 2014 года.

7. Окружная долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования

Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы», утверждена постановлением

Правительства ЯНАО от 27 декабря 2010 года № 526-П.

8. Приказ департамента образования ЯНАО от 28.12.2012 № 2406 «Комплекс мер,

направленных на эффективную реализацию программы социально-экономического

развития ЯНАО на 2013-2016 годы «Кочевая школа».

Методическое обеспечение проекта:

Кокорева Н.Я. Ненецкий язык в детском саду: пособие для воспитателей

дошкольного образования учреждения – СПб.: филиал издательства «Просвещение»,

2008г.

Методические рекомендации по организации альтернативных форм обучения детей

кочевников. Лымар Г.В., Няруй В.Н., Вануйто Г.И.

Методические рекомендации по организации альтернативных форм обучения детей

кочевников. – Салехард: ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО» 2014г. 47 с

Окотэтто Е.Н. Программа подготовки детей к школе в условиях кочевья и

рыбаловецкого стана., Тюмень: институт проблем освоение Севера СО РАН. 1994

Организация

деятельности

кочевых

дошкольных

групп

кратковременного

пребывания для детей, ведущих с родителями кочевой или полукочевой образ жизни, как

одна из новых форм образовательных услуг населению. – Салехард: ГАОУ ДПО ЯНАО

«РИРО» 2014г. Воронина Г.Л



В раздел образования