Напоминание

Использование дидактических средств в процессе ознакомления детей 4-5 лет с временными представлениями


Автор: Матвеева Анна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Синьял-Покровская СОШ" Чебоксарского муниципального округа
Населённый пункт: д. Пархикасы
Наименование материала: Статья
Тема: Использование дидактических средств в процессе ознакомления детей 4-5 лет с временными представлениями
Раздел: дошкольное образование





Назад




Матвеева А.С.

МБОУ «Синьял-Покровская СОШ»

Чебоксарского муниципального округа

__________________________

Использование дидактических средств в процессе ознакомления детей

4-5 лет с временными представлениями

Формирование представлений о времени у детей дошкольного

возраста является важной педагогической задачей. Этой проблемой

занимались следующие педагоги и психологи: С. Л. Рубинштейн, А. П.

Леушина, Е. И. Щербакова, Т. Д. Рихтерман, Р. Л. Непомнящая, Е. Н.

Лебеденко, и другие.

А. М. Леушина, ссылаясь на педагогический опыт воспитателей,

утверждает,

что

ребенок,

знакомясь

со

способами

определения

длительности времени, начинают более адекватно пользоваться временем

в своей деятельности и поведении. У детей развивается «чувство времени»

постепенно,

вырабатывается

установка

на

время

(не

опаздывать,

укладываться в отведенное время). Установка на время мобилизует

внимание детей, обеспечивает ритмичное выполнение задания [2].

Т. Д. Рихтерман также указывает на необходимость формирования

представлений о времени в дошкольном возрасте. Она утверждает, что

детям необходимо объяснять и показывать временные характеристики

реальных

явлений,

их

длительность,

скорость

протекания,

частоту

повторений и ритм. Чтобы регулировать и планировать свою деятельность

во времени, менять темп и ритм своей деятельности в зависимости от

наличия времени, детям нужно чувствовать его длительность. Умение

планировать и регулировать свою деятельность во времени создает основу

для

развития

таких

качеств

личности

как

организованность,

целенаправленность,

точность,

которые

необходимы

ребенку

в

повседневной жизни и при последующем обучении в школе [5].

Формирование

у

детей

дошкольного

возраста

элементарных

представлений

и

понятий

о

времени

в

дошкольной

педагогике

рассматривается как составная часть гармонического и интеллектуального

развития ребенка.

Основными задачами по выработке временных представлений в

среднем дошкольном возрасте являются:

-

формирование

первичной

практической

ориентировки

во

времени;

-

формирование чувства времени;

-

ознакомление с отдельными «временными» эталонами;

-

формирование

начальных

представлений

и

понятий

о

некоторых свойствах времени (объективность, текучесть, периодичность,

одномерность).

У детей формируется понимание и правильное употребление слов,

которые указывают на длительность и временные отношения («долго»,

«скоро», «сейчас», «потом», «раньше»), слов, которые обозначают порядок

протекания явлений и действий во времени («было», «есть», «будет»).

А. А. Люблинская подчеркивала, что освоение времени совершается

медленно и осуществляется лишь через практическую деятельность самих

детей, когда воспитатель специально вычленяет в ней эту сторону жизни.

Педагогический опыт убеждает в том, что чем чаще, чем грамотнее

воспитатель

фиксирует

внимание

детей

на

времени

и

временных

отношениях, тем раньше, а главное тем более осознанно и прочно

усваиваются детьми эти знания [3].

Время воспринимается ребенком опосредованно, по каким - либо

конкретным признакам. Но эти конкретные признаки («Утро - когда светло

и дети идут в детский сад», «Ночь - когда темно, дети и взрослые спят»)

нестабильные, они зависят от времени года, от географического положения

того или иного места. Не безусловен при определении частей суток и

индивидуальный опыт ребенка. Признаки ночи (темно, все ложатся спать)

могут быть нехарактерны для детей, у которых родители работают по

сменам. Поэтому индивидуальные особенности быта должны быть

обязательно учтены в обучении детей различению частей суток.

Конкретным определителем времени для детей является в первую

очередь их собственная деятельность - «Освоение времени совершается

медленно и осуществляется лишь через практическую деятельность самих

детей, когда воспитатель специально вычленяет в ней эту сторону жизни».

Поэтому, обучая детей,

надо насыщать части суток конкретными

существенными

признаками

детской

деятельности,

называя

соответствующее время.

Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно

повторяются в режиме дня ребенка, есть постоянные, имеющие место

только в определенное время: это приход в детский сад, зарядка, завтрак,

обед, послеобеденный сон и т. п. Постоянные виды деятельности в первую

очередь могут быть использованы в качестве показателей времени частей

суток. Показать эти виды деятельности и связать время их протекания с

определенным названием частей суток можно, разговаривая с детьми об

этой деятельности и времени или показывая эту деятельность на

картинках.

Наиболее

доступными

для

установления

действий

последовательности во времени являются:

- знакомый детям материал, о котором у них есть определенный

запас знаний;

-

выделяемые

в

нем

звенья,

связанные

пространственными

отношениями (где эта лошадка стояла раньше, где потом) или временными

отношениями (что было сначала, что потом), где можно проследить

начало, продолжение, конец.

В условиях детского сада воспитатель может вместе с детьми

встретить восход солнца, посмотреть, как постепенно все окрашивается в

оранжевые, пурпурные и желтые тона; понаблюдать, как по мере

появления солнца все вокруг освещается ярким светом. Затем можно

прочитать стихотворение о солнце, порадоваться свету. В конце дня

понаблюдать,

как

все

вокруг

меняется,

погружается

в

темноту,

попрощаться с солнцем до утра. После этого предложить детям нарисовать

красками день и ночь и устроить выставку. И только потом следует

переходить к разговору о том, как жизнедеятельность людей меняется в

зависимости от времени суток, используя при этом жизненный опыт детей

и близких им взрослых.

В исследовании О. А. Фунтиковой показана роль и значение

моделей, схем в формировании знаний о времени. Именно знаково-

символические модели помогают детям пятого года жизни осознавать

существенные количественно - качественные признаки суток, прошедшие

и будущие сутки (вчера, сегодня, завтра) и на их основе наглядно

представлять главные и существенные признаки времени [6].

В работе ДОУ используется множество дидактических игр и

упражнений

различной

степени

сложности,

в

зависимости

от

индивидуальных способностей детей. Например, такие игры как “Это

весна или осень?”, “Бывает так в декабре?”, “Скоро ли наступит здесь

зима? и т.д. Для закрепления и уточнения знаний проводить дидактические

игры: “Неделька, стройся””, “Назови скорей”, “Назови соседей”, “Покажи

соответствующую цифру” и др.

Очень эффективным является метод использования различных

моделей.

В

моделях

-

квадратах,

кружках

-

обычно

цветом

символизируется один из значимых признаков временного отрезка (части

суток, время года, дни недели, месяцы). Обобщенные знаки - модели

выступают наглядным материалом, как для опосредованного распознания

отдельных эталонов, так и для установления последовательности между

ними.

Детям 4-х лет предлагаются только плоскостные модели и только

одна форма движения - линейная. Кружки или квадраты разного цвета

выкладываются слева направо друг за другом. При этом решается очень

важная

задача.

Ребенок,

выкладывая

отдельные

элементы

модели,

запоминает названия эталонов времени, чередование, последовательность

их. Например, утро, день, вечер, ночь.

Педагогические

коллективы

дошкольных

организаций

имеют

сегодня

возможность

конструировать

собственную

модель

педагогического процесса на основе выбора форм, средств, методов

образования детей. При этом принцип вариативности остается одним из

главных в процессе разработки программы, особенно в частности,

формируемой участниками педагогического процесса. В этих условиях

построение образовательной деятельности в группе детей на основе

взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на возможности и

интересы каждого воспитанника, учитывающего социальную ситуацию

развития через интеграцию, как содержания, так и разных видов

деятельности, становится особенно актуальным.

Итак,

в

результате

исследования

психолого-педагогической

литературы по теме исследования можно сделать следующие выводы.

Понятия

«пространство»

и

«время»

являются

неотъемлемой

составной частью картины мира в целом; это не абсолютные величины,

они не существуют вне материи и независимо от нее. Понимание времени

связано с пониманием неразрывной связи между прошедшим, настоящим и

будущим, и ощущением его движения. Непрерывность и цикличность

являются основными свойствами времени.

Дети рано начинают ощущать движение и непрерывность времени и

отражают их в словах «до», «после», «сейчас», «потом», «вдруг» и т.д.

Интуитивное понимание времени как формы существования реальной

действительности, которая постоянно изменяется, является одной из

предпосылок развития логического мышления.

Временные

представления

(утро,

день,

вечер,

ночь)

должны

развиваться в повседневной жизни, при проведении режимных моментов.

Эти части суток различаются также по изменению деятельности детей и

взрослых. Но поскольку деятельность взрослых в указанные отрезки

времени неоднородна, следует учитывать, что типично для той или иной

местности, того или иного географического пояса. Характеристика

временного отрезка должна быть конкретной и убедительной для каждого

ребенка,

поэтому

при

объяснении

необходимо

использовать

многообразные признаки.

В группе детей 4 – 5 лет многие знания могут быть приобретены

детьми в повседневной жизни, а также эти эмпирические знания могут

стать предметом специальных занятий.

Таким образом, важнейшим условием эффективности ознакомления

детей 4 – 5 лет с временными представлениями является использование

дидактических средств в процессе обучения – игр, моделей, наглядных

пособий и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Лебеденко, Е. Н. Формирование представлений о времени:

Методическое пособие для педагогов ДОУ / Е.Н. Лебеденко. – СПб., 2003.-

80 с.

2.

Леушина, А. М. Формирование элементарных математических

представлений у детей дошкольного возраста: Учеб.

пособие для

студентов пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и

психология» / А.М. Леушина. – М., 1974.- 368 с.

3.

Люблинская, А. А. Детская психология /А. А. Люблинская. –

М., 2007. – 173с.

4.

Непомнящая, Р. Л. Развитие представлений о времени у детей

дошкольного возраста / Р. Л. Непомнящая, - СПб.: Детство-Пресс, 2005г. –

94с.

5.

Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у

детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. Сада / Т.Д.

Рихтерман. - 2-ое изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. - 47с.

6.

Щербаков, Е. Формирование временных представлений / Е.

Щербаков, О. Фунтикова // Дошкольное воспитание. – 1988. - №3. – С. 14-

18.

7.

Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском

саду: Учеб. пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб.

Заведений / Е.И. Щербакова. – М., 2009.- 272 с.



В раздел образования