Автор: Ветошкина Людмила Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ОО ДО "ДШИ № 12"
Населённый пункт: Ижевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Воспитательная роль педагога специального класса фортепиано
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 12»
«Воспитательная роль педагога
специального класса фортепиано»
Выполнила: преподаватель Ветошкина Людмила Сергеевна
Ижевск, 2024
«Музыкальное воспитание - воспитание не музыканта, а прежде всего
человека» В.А. Сухомлинский
Эстетическое воспитание - один из факторов формирования сознания и
высокой
нравственности,
всестороннего
развития
творческих
и
художественных способностей подрастающего поколения. Важным разделом
эстетического воспитания является музыкальное образование, которому в
нашей стране уделяется большое внимание.
Дать учащимся общее музыкальное развитие, приобщить детей к
сокровищнице музыкального искусства, сформировать их эстетические
вкусы на лучших образцах классической русской и зарубежной музыки, а
также произведений советских композиторов это основные направления
работы детской музыкальной школы. Педагоги школы должны выявит и
развить творческие задатки детей, обучить их игре на музыкальных
инструментах.
Указанные задачи музыкальных школ определяют содержание
обучения, разнообразные формы и методы индивидуальной воспитательной
работы.
Индивидуальный урок в классе по специальности является основной
формой учебной и воспитательной работы. На педагога по специальности
возлагается ответственная задача развития музыкального вкуса у ребенка,
привить
любовь
к
музыке,
развитие
трудолюбия,
формирование
разностороннего человека.
Форма индивидуальных занятий в специальном классе создает педагогу
необходимые
условия
для
внимательного,
всестороннего
изучения
и
воспитания каждого ребенка. Объективная оценка его возможностей как то:
общего и физического развития рук и приспосабливаемости к инструменту,
музыкальной
памяти,
работоспособности
на
уроке,
обусловливает
конкретные дифференцированные задачи и методы работы.
Важной частью воспитания является проведение коллективных занятий
с группами учеников, так называемых «классных часов». Тематика таких
мероприятий широка и разнообразна: прослушивание музыки в живом
исполнении или в записи с последующим обсуждением; концерты силами
учеников и с участием педагога, посвященные различным событиям
музыкальной
жизни;
подведение
итогов
истекшего
полугодия,
заключительная
оценка
педагогом
успехов
класса
с
последующим
совместным чаепитием.
Обучение ребенка музыке есть часть общего воспитания, в котором
эстетическое начало неразрывно связано с этическим. Укреплению этой
связи
могут
способствовать
следующие
формы
работы:
совместные
посещения музеев, концертов, вечера, посвященные показу самостоятельной
работы, подбору по слуху и транспонированию, вечера - викторины,
концерты – лекции подготовленные учащимися, встреча с бывшими
выпускниками, ставшими профессионалами и с теми, кто, не сделав музыку
своей специальностью, успешно музицирует в кругу коллег. Все это
укрепляет дружбу ученика с педагогом и товарищами по классу, повышает
интерес к занятиям, расширяет кругозор, воспитывает этически.
В
процессе
целенаправленного
индивидуального
воспитания
приходится сталкиваться с многообразными формами воздействия:
1. Это прежде всего доброжелательное отношение к каждому ученику,
готовность замечать и поддерживать лучшие его черты, уважение к ученику
как становящейся личности. Умение услышать и отметить привлекательные
черты исполнения ученика, как бы скромны они не были, уловить, а иногда
даже угадать проблески замысла, поощрить и поддержать их. Тем самым
педагог повышает веру в свои силы, его энергию и увлечение работой, его
готовность добиваться того, чего он еще не умеет. В чутком отношении
педагога к исполнению ученика- залог тесного контакта в совместной работе.
2. Однако для педагога недостаточно одной лишь готовности замечать
положительные моменты в игре ученика: ему необходимо уметь слушать
ученика. Казалось бы, это само собой разумеется: какой же педагог не умеет
слушать своих учеников. Однако дело обстоит не так уж просто, играя,
напевая, жестикулируя, слушает себя, увлекается и любуется собой, чаще это
происходит при посторонних.
Противоположная манера проведения урока: педагог внимает игре
ученика, молча участвует в ней, вместе с учеником вслушивается в музыку,
изредка поощряя его и направляя отдельным жестом. Все это отражается в
позе
и
выражении
лица
педагога.
Он
вдохновляет
ученика
своим
сосредоточенным, сочувственным слушанием, помогает ему раскрыть себя.
Итак, сила воздействия педагога проявляется не только в экспансивности.
эмоциональном подъеме, заражающем ученика, но и в умении слушая,
настраивать и вдохновлять.
Выше были отмечены предпосылки педагогического процесса -
уважение к ученику, готовность и умение слушать его. Коснемся теперь
многообразных
форм
воздействия,
применяемых
в
процессе
индивидуального воспитания.
1. Эмоциональное воздействие педагога на ученика имеет особенно большое
значение при занятиях искусством. Педагог предает ученику свое отношение,
свое видение к музыке, к изучаемому произведению и свое искреннее
увлечение, и свой восторг перед прекрасным или наоборот свою холодность,
а то и равнодушие. Если то или иное произведение не трогает самого
педагога или надоело ему, то всегда можно опасаться, что и у ученика оно
вызовет подобное отношение. Длительное общение с педагогом обогащает
воображение и эмоциональную сферу ученика, вызывает к жизни ранее не
свойственные ему качества исполнения.
От
непосредственного
эмоционального
воздействия
перейдем
к
методам обучения Передавая ученику знания, развивая его исполнительские
навыки, педагог прибегает к такой форме занятий, которая требует от
ученика сознательных усилий, побуждает его думать и искать. Тогда ученик
не только воспринимает, но и перерабатывает знания соответственно своим
личным особенностям, т. е. осваивает их. Благодаря этому обучение
оказывает глубокое влияние на личность ученика. В этом случае можно
говорить о развивающем обучении.
2. Стоит упомянуть еще об одной форме воспитания: об умении педагога
выжидать,
не
торопя
ученика,
не
вмешиваться
пока
в
этом
нет
необходимости. Иногда приходится наблюдать как педагог пусть из лучших
побуждений торопит ученика, форсирует его развитие, иногда невольно
скатываясь к натаскиванию. Как избежать этой опасности? Простой совет:
не требовать от ученика сегодня того, к чему он сам естественным путем без
нажима придет завтра. Иногда чрезмерный нажим педагога объясняется
предстоящим публичным выступлением, опасением, что исполнение ученика
не будет оценено достаточно высоко. Но даже если педагогу покажется, что
он достиг своей цели, «кровь и пот» будут выпирать из каждой фразы. Надо,
однако заметить, что понятие это иногда применяют слишком широко: если
ученик прочувствовал, осознал, освоил то, чего добивался от него педагог, то
такой метод работы уже никак нельзя назвать натаскиванием.
Конкретные педагогические приемы и формы воспитания ученика
бесконечно разнообразны. Преподавателю музыки стоит с первых уроков
добиваться понимания учащимся того значения, какое имеет музыка в жизни
людей и стремиться к тому, чтобы воспитать определенное отношение к
музыкальному искусству как к одному из естественных проявлений. От
успешности воспитательной деятельности педагога зависит дальнейшее
обучение игре на инструменте: ребенок ощутит радость приобщения к
искусству, почувствует в уроках музыки возможность удовлетворения своих
эстетических потребностей, свою значимость среди сверстников.
Педагог обязан стремиться расширять общий кругозор ученика
применяя принцип» воспитания через предмет». Эффективность этого
метода
заключается
в
ом,
что
знания
обучающегося
обогащаются
восприятием окружающей его действительности через эмоции.
Литература:
1. М. Фейгин «Индивидуальность ученика и искусство педагога»
2. Л. А .Баренбойм «Музыкальная педагогика и исполнительство»
3. «Вопросы музыкальной педагогики» вып. 1, под ред. В.Натансона