Напоминание

«Патриотическое воспитание дошкольников. Опыт, проблемы, решения»


Автор: Волкова Алевтина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Подсолнух"
Населённый пункт: г.Тамбов
Наименование материала: методическая разработка семинара- практикума для воспитателей
Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников. Опыт, проблемы, решения»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар-практикум Волкова А.В.

Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников. Опыт, проблемы, решения»

форма проведения: Деловая игра для педагогов.

Цели семинара - практикума:

повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам нравственно-

патриотического воспитания дошкольников;

обобщить знания педагогов об этапах нравственно-патриотического воспитания,

формах и методах работы;

повысить интерес педагогов к данной проблеме.

Организационный момент:

Игра: «Обратись к соседу!»

Вам необходимо обратиться по очереди к соседу, не называя его по имени.

Например: «Я начну нашу цепочку: коллега – сосед – друг – напарник –

сослуживец – россиянин – землячка – товарищ – девушка – женщина –

приятельница – гражданка – госпожа – сударыня – мадам – сестра – уважаемая –

голубушка – руководитель – начальник…»

Ход семинара-практикума:

1.

Вступительное слово.

Добрый день уважаемые коллеги!

Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без

наследия прошлого и настоящего не может быть будущего.

Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеют огромное значение для

развития личности ребенка. Без любви к родине и уважения к истории и культуре

невозможно воспитать гражданина и патриота своей родины, сформировать у

детей чувство собственного достоинства , положительных качеств личности.

«Нет земли лучше родины своей, лучше чем на родине нет людей»,- говорится в

народной пословице.

И это действительно так, нам педагогам необходимо научиться интересно

подходить к теме патриотизма, чтобы этот интерес появился в наших детях.

1.

Деловая игра.

ХОД ИГРЫ

Ведущий: Сегодня у нас с вами проводится деловая игра по нравственно-

патриотическому воспитанию дошкольников.

«Мозговая разминка».

(За 1 минуту нужно дать как можно больше правильных ответов.)

Документ, охватывающий все основные моменты жизнедеятельности детей, иными

словами – это модель учебно – воспитательного процесса в ДОУ? (Образовательная

программа ДОУ).

Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально

моделирующая содержание его нравственно – патриотического воспитания. Что

это? (Предметно – пространственная развивающая среда).

Земля, где ты родился? (Родина).

Древнее название России? (Русь).

Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и

пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого

государства? (Гражданин).

Сохранение прошлых ценностей в настоящем? (Культурное наследие).

Своеобразие, непохожесть на других? (Самобытность).

Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу? (Патриотизм).

Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется

государственным суверенитетом? (Страна).

Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение,

этническую историю и культурные взаимовлияния? (Этнография).

Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность

населения, оборону и безопасность страны? (Государство).

Кто несет ответственность за воспитание ребенка? (Родители).

Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру

полотнище установленных размеров и цветов? (Флаг).

Официальная эмблема государства? (Герб).

То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовало от

предшествующих поколений? (Традиция).

Как в старину называли дом? (Изба)

Один из православных праздников? (Пасха)

Короткая шутливая песенка? (Частушка)

Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)

Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)

Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)

Население определенной стороны? (Народ)

Страна, в которой человек родился? (Родина)

Где хранился хлеб у крестьян? (Амбар)

Человек любящий свою страну? (Патриот)

Первая игра «Патриотизм»

Уважаемые коллеги у нас на столах лежат фломастеры.

Придумайте ассоциацию на каждую букву слова РОССИЯ

РОССИЯ

Р-родная

О- огромная

С- светлая, сильная

С- славная

И- историческая, идеальная

Я- яркая

Молодцы!

Эта методика дает представление педагогу о сформированности у детей понятия

патриотической направленности.

Игра «Угадай право»

Перед вами карточки с указаниями прав человека.

Вам необходимо сопоставить данные права с фрагментами из песни.

Будьте внимательнее.

[музыка]-право на образование

[музыка]-сохранение информации

[музыка]-право на жизнь

[музыка]-право на отдых

[музыка]-право на жилище

[музыка]-право на собственное мнение

Данная методика может быть использована на воспитательных мероприятиях,

посвященных конституции российской федерации и помогает детям закрепить

знания о правах человека.

«Бой пословиц».

Ведущий. Пожалуйста, возьмите в конверте карточку с заданием. Вам нужно

восстановить пословицы.

1 команда.

Восстановите пословицы

Нет в мире краше

когда над ней крыша одна.

Глупа та птица,

будет Родина крепка.

Если дружба велика,

которой свое гнездо не мило.

Семья сильна,

хорошие дети растут.

В хорошей семье

Родины нашей.

2 команда.

Восстановите пословицы

Человек без Родины,

дороже всякого богатства.

В своем доме и

счастье дорогу не забывает.

Народное братство

что соловей без песни.

В семью, где лад,

а в ленивом доме пусто.

В прилежном доме – густо

стены помогают.

Игра «Черный конверт».

Ведущий. Каждой команде дается черный конверт. Ваша задача: по описанию

определить изображение какого предмета находится в черном конверте.

Внимание! Вопрос!

1 команда.

В черном конверте находится символ русского быта, который долго служил

признаком социального неравенства и мерой достатка в семье. В деревнях он

передавался из поколения в поколение. С развитием промышленности каждый

мог заказать его по каталогу или своему эскизу. На ярмарках их продавали по

весу и сорту. Итак, это….. (Самовар).

2 команда.

Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-

за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от

этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в

сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это… (Яблоко)

Игра Русский народный костюм

Старинный женский головной убор женщины?

(Кокошник)

Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку?

(Косоворотка)

Украшение и оберег от сглаза на одежде?

(Вышивка)

Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен?

(Зипун)

Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси?

(Кушак - кушак или пояс он был не только деталью костюма, а

опознавательным знаком, символом благородства)

Рефлексия «Всё в наших руках»

Ведущий. У вас на столах лежит куб. На основании проведенной игры, предлагаю

Вам выбрать и записать на гранях куба, что Вы считаете самым важным в

воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Возьмите их в руки. Мы видим, что куб сам по себе не держится, а только

благодаря нашим рукам.

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это

наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед

всей страной». А.С. Макаренко

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что

мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая

бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее

умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих

руках». И действительно! всё в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то

новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у

детей тоже в Ваших руках!!!



В раздел образования