Автор: Беликова Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 55 "Пчелка"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: статья
Тема: Картотека подвижных игр в младшей группе
Раздел: дошкольное образование
Воробушки и автомобиль
Цель. Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по
сигналу воспитателя, находить свое место.
Описание
.
Дети садятся на стульчики или скамеечки на одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки в гнездышках. На
противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя "Полетели, воробушки, на
дорожку" дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками-крылышками.По сигналу воспитателя "Автомобиль
едет, летите, воробушки, в свои гнездышки!" автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают в гнезда (садятся на стулья).
Автомобиль возвращается в гараж.
Указания к проведению. Сначала в игре принимает участие небольшая группа (10-12) детей, со временем играющих может быть
больше. Необходимо предварительно показать детям, как летают воробушки, как они клюют зернышки, проделать эти движения вместе
с детьми, затем можно ввести в игру роль автомобиля. Первоначально эту роль берет на себя воспитатель, и только после многократных
повторений игры ее можно поручить наиболее активному ребенку. Автомобиль должен двигаться не быстро, чтобы дать возможность
детям .
Поезд
Цель
.
Учить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группками, сначала держась друг за друга, затем не держась;
приучать их начинать движение и останавливаться по сигналу воспитателя.
Описание
.
Воспитатель предлагает нескольким детям стать друг за другом, сам становится впереди них и говорит: "Вы
будете вагончиками, а я - паровозом". Паровоз дает гудок - и поезд начинает двигаться сначала медленно, а затем быстрее.
Движение сопровождается звуками, которые произносят играющие. Время от времени паровоз замедляет ход и
останавливается, воспитатель говорит при этом: "Вот и остановка". Затем паровоз вновь дает гудок - и поезд движется
дальше.
Указания к проведению. Сначала к игре привлекается небольшая группа детей. При повторении может быть большее число
участвующих (12-15). Первое время каждый ребенок держится за одежду впереди стоящего, затем дети свободно идут друг за
другом, двигают руками, подражая движению колес паровоза, и произносят в такт: "Чу-чу-чу".Роль паровоза вначале
выполняет воспитатель или ребенок старшей группы. Лишь после многократных повторений роль ведущего поручается
наиболее активному ребенку. Паровоз должен двигаться медленно, чтобы вагончики-дети не отставали. Играющие строятся
друг за другом произвольно. При многократном повторении игры можно предложить малышам выйти на остановке погулять,
нарвать цветы, собрать ягоды, поиграть, попрыгать. Услышав гудок, дети должны быстро построиться в колонну за
паровозом.
Поезд отправляется!
Самолеты
Цель
.
Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и
начинать движение по словесному сигналу.
Описание
.
Воспитатель называет имена 3-4 детей и предлагает им приготовиться к полету, показав предварительно, как
заводить мотор и как летать.Названные дети выходят и становятся произвольно на одной стороне площадки или комнаты.
Воспитатель говорит: "К полету приготовиться. Завести моторы!" Дети делают вращательные движения руками перед грудью
и произносят звук "р-р-р". После сигнала воспитателя "Полетели!" дети разводят руки в стороны (как крылья у самолета) и
летят - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя "На посадку!" они направляются к своим стульчикам и
садятся на них. Затем играет другая группа детей.
Указания к проведению. Воспитатель должен показать детям все игровые движения. При проведении игры в первый раз он
выполняет движения вместе с детьми.При повторном проведении игры можно вызывать большее число детей, а после
многократных повторений можно предложить всем детям полетать на самолетах.
Самолеты, на посадку!
Солнышко и дождик
Цель
.
Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу
воспитателя.
Описание
.
Дети сидят на стульчиках или скамейках. Воспитатель говорит: "Солнышко! Идите гулять!" Дети ходят и бегают
по всей площадке. После слов "Дождик! Скорей домой!" они бегут на свои места. Когда воспитатель снова произносит:
"Солнышко! Можно идти гулять", игра повторяется.
Указания к проведению. В игре участвует сначала небольшое число детей, затем может быть привлечено 10-12 человек.
Вместо домиков-стульев можно использовать большой пестрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу "Дождик!". Во
время прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами. При повторении игру можно
усложнить, разместив домики (по 3-4 стула) в разных местах комнаты. Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать
в него.
А нас дождик не намочит
Мой веселый звонкий мяч
Цель. Учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены
последние слова.
Описание. Дети сидят на стульях в одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель становится перед ними на некотором
расстоянии и выполняет упражнения с мячом; он показывает детям, как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой, и
при этом приговаривает:
Мой веселый
Звонкий Мяч, Ты куда Помчался Вскачь? Красный, Желтый, Голубой, Не угнаться За тобой! С. Маршак
Затем воспитатель вызывает 2-3 детей, предлагает им попрыгать одновременно с мячом и повторяет упражнение, сопровождая его
словами. Закончив, он произносит: "Сейчас догоню!" Малыши перестают прыгать и убегают от воспитателя, который делает вид,
что ловит их.
Указания к проведению
. При повторении игры воспитатель вызывает других детей и в большем количестве. Последний раз
можно предложить быть мячиками всем детям одновременно. Воспитатель должен производить движения и произносить текст в
быстром темпе, соответствующем прыжкам детей, прыжки же довольно часты. Если дети не могут воспроизвести движения мяча,
им еще раз надо показать, как прыгает мяч.
Прыгаем как мячики
Зайка беленький сидит
Цель. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши,
убегать, услышав последние слова текста. Доставить детям радость.Описание
.
Дети сидят на стульчиках или скамейках по
одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети
выходят на середину комнаты, становятся около воспитателя и приседают на корточки.Воспитатель произносит текст:
Зайка
беленький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит.
Дети шевелят кистями рук,
подняв их к голове
Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Надо лапочки
погреть.
Со слова "хлоп" и до конца фразы дети хлопают в ладоши.
Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать, Скок-
скок, скок-скок, Надо зайке поскакать
Со слов "скок-скок" и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах на месте.
Кто-
то (или мишка) зайку испугал, Зайка прыг... и ускакал.
Воспитатель показывает игрушку мишку
- и дети убегают на
свои места.Указания к проведению. Игру можно проводить с любым количеством детей. Обязательно до начала игры надо
подготовить места, куда будут убегать зайчики. Первое время можно не выделять водящего, все дети одновременно выполняют
движения в соответствии с текстом. После многократного повторения игры можно выделить ребенка на роль зайки и поставить
его в середине круга. Закончив чтение текста, не следует быстро бежать за детьми, надо дать им возможность найти себе место.
Не нужно требовать от малышей, чтобы они сели обязательно на свое место; каждый занимает свободное место на стуле,
скамейке, ковре. Но при систематическом повторении игры дети хорошо запоминают свои места и быстро находят их.
Весело зайкам на полянке
Птички летают
Цель
.
Учить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу; приучать малышей
помогать друг другу.
Описание
.
Дети становятся на небольшое возвышение - доску, кубики, бруски (высота 5-10 см) - по одной стороне комнаты или
площадки. Воспитатель говорит: "На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки, крошки". Дети
спрыгивают с возвышений, летают (бегают, размахивая руками), приседают, клюют зернышки (стучат пальчиками по коленям
или по полу). Со словами воспитателя "Дождик пошел! Все птички спрятались в гнездышки!" дети бегут на свои места.
Указания к проведению. Перед игрой воспитатель должен приготовить невысокие скамеечки или такое количество кубиков,
брусков, чтобы хватило всем желающим играть. Расположить их надо в одной стороне площадки или комнаты на достаточном
расстоянии один от другого, чтобы дети не толкались и могли свободно занять места. Нужно показать малышам, как мягко
спрыгивать, помочь им подняться на возвышение после бега. При повторении игры сигнал можно давать одним словом:
"Солнышко!" или "Дождик!". Дети должны знать, по какому сигналу что нужно делать.
Вылетают птички из гнездышек
Птички в гнездышках
Цель
.
Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу
воспитателя, помогать друг другу.
Описание
.
Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты. Это гнездышки. По сигналу воспитателя все птички
вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-
крыльями. По сигналу воспитателя "Птички, в гнездышки!" деть возвращаются на свои места.
Указания к проведению. Воспитатель следит, чтобы дети-птички действовали по сигналу, улетали от гнездышка как можно
дальше и возвращались бы только в свое гнездышко.
Для гнездышек можно использовать большие обручи, положенные на пол, а на участке это могут быть круги, начерченные на
земле, в которых дети приседают на корточки.
Воспитатель приучает детей быть внимательными во время бега, уступать место бегущим навстречу, чтобы не столкнуться;
учит детей выпрыгивать из гнездышек (обруча).
Лошадки
Цель
.
Приучать детей двигаться вдвоем один за другим, согласовывать движения, не подталкивать бегущего впереди, даже
если он двигается не очень быстро.
Описание
.
Дети распределяются в пары по желанию: один - лошадка, другой - кучер, который запрягает лошадку (надевает
вожжи) и едет по площадке от одной стороны ее до другой и обратно. Затем по предложению воспитателя дети меняются ролями
и игра повторяется.
Указания к проведению. Первое время воспитатель помогает детям надеть вожжи и непосредственно участвует в игре в роли
кучера. Целесообразно на первых порах помочь подобрать в пару детей примерно одинаковых по уровню двигательной
подготовленности. Вместо вожжей могут быть использованы цветные шнуры или скакалки. По мере того как дети научатся
запрягать лошадку и ездить по площадке, можно разрешить играть сразу нескольким парам и не только на площадке, но и на
прилегающей дорожке.
Мыши и кот
Цель
.
Приучать детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве, менять
движения по сигналу воспитателя.
Описание
.
Дети сидят на скамейках или стульчиках. Это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты или площадки
сидит кот, роль которого исполняет воспитатель. Кот засыпает (закрывает глаза), а мыши разбегаются по всей комнате. Но вот
кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои
места). Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затем
возвращается на свое место и засыпает.
Указания к проведению
.
Мыши могут выбегать из норок только тогда, когда кот закроет глаза и заснет, а возвращаться в
норки - когда кот проснется и замяукает. Воспитатель следит, чтобы все мыши выбегали и разбегались как можно дальше от
норок. Норками, кроме стульев, могут служить дуги для подлезания, и тогда дети - мышки - выползают из своих норок. Когда
мышки возвращаются обратно, они могут просто забежать за свой стульчик или дугу и спрятаться, присев за ними.
Выбегайте, мышки, кот крепко спит!
Лохматый пес
Цель. Учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться
ловящему и не толкаясь.
Описание
.
Дети сидят или стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребенок, находящийся на противоположной
стороне, на ковре, изображает пса. Дети гурьбой тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:
Вот лежит
лохматый пес, В лапы свой уткнувши нос, Тихо, смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим И посмотрим: "Что-то будет?"
Дети приближаются к псу. Как только воспитатель
заканчивает чтение стихотворения, пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, пес гонится за ними и старается поймать
кого-нибудь и увести к себе. Когда все дети спрячутся, пес возвращается на место
Указания к проведению. Место, где находится пес, и место, куда убегают дети, должны располагаться подальше одно от
другого, чтобы было пространство для бега. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не трогали пса при приближении к нему и не
толкали друг друга, убегая от негои опять ложится на коврик.
Не догонит нас пес!
.
Конники
Цель. Приучать детей бегать, не наталкиваясь друг на друга, ускорять или замедлять движения, ориентироваться в
пространстве.
Описание
.
Группа детей (5-6 чел.) становится у одного края площадки. Воспитатель дает каждому палку длиной 50-60 см.
Дети садятся на палку верхом и скачут на противоположную сторону площадки, изображая конников, стараясь не наталкиваться
друг на друга и не задевать предметы, оборудование, находящееся на площадке.
Указание к проведению
.
Во время игры воспитатель может предложить конникам ехать быстро и медленно, а также в
разных направлениях. Когда дети научатся быстро бегать, можно устроить соревнования. Дается задание, кто скорее проскачет
на лошадке до определенного места на площадке или дорожке
Трамвай
Цель
.
Учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать
цвета и в соответствии с ними менять движение.
Описание
.
3-4 пары детей становятся в колонну, держа друг друга за руку. Свободными руками они держатся за шнур, концы
которого связаны, т. е. одни дети держатся за шнур правой рукой, другие - левой. Это трамвай. Воспитатель стоит в одном из
углов комнаты, держа в руках три флажка: желтый, зеленый, красный. Он объясняет детям, что трамвай двигается на зеленый
сигнал, на желтый замедляет ход, а на красный - останавливается. Воспитатель поднимает зеленый флажок - и трамвай едет:
дети бегут по краям зала (площадки). Если воспитатель поднимает желтый или красный флажок, трамвай замедляет ход и
останавливается.
Указания к проведению. Если детей в группе много, можно составить два трамвая. Сюжет игры может быть более
развернутым: во время остановок одни пассажиры выходят из трамвая, другие входят, приподнимая при этом шнур. Воспитатель
знакомит детей с правилами уличного движения. Он следит за тем, чтобы все играющие были внимательными, не пропускали
остановок, следили за сменой флажков и меняли движение.
Кролики
Цель. Учить детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, пролезать под ножками стульев, развивать ловкость,
уверенность.
Описание
.
В одной стороне комнаты полукругом расставлены стулья, сиденьями внутрь полукруга. Это клетки кроликов. На
противоположной стороне - дом сторожа. Посередине находится лужайка, на которую кроликов выпускают гулять. Дети (по 2-3)
становятся сзади стульев, по указанию воспитателя они присаживаются на корточки - кролики сидят в клетках. Воспитатель-
сторож подходит к клеткам и выпускает кроликов на лужок: дети один за другим проползают под стулом, а затем прыгают,
продвигаясь вперед по всей лужайке. По сигналу воспитателя "Бегите в клетки!" кролики возвращаются на свои места, снова
проползая под стульями.
Указания к проведению. Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети, проползая под стульями, старались не задевать за
них спинами. Вместо стульев можно использовать дуги для подлезания или положенные на сиденья стульев палки, рейки
Выбегайте, кролики, на лужайку!
Наседка и цыплята
Цель
.
Учить детей подлезать под веревку, не задевая ее, увертываться от ловящего, быть осторожным и внимательным;
приучать их действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им.
Описание
.
Дети, изображающие цыплят, вместе с наседкой находятся за натянутой между стульями на высоте 35-40 см
веревкой. Это их дом. На противоположной стороне площадки или комнаты сидит большая птица. Наседка выходит из дома и
отправляется на поиски корма, она зовет цыплят: "Ко-ко-ко-ко". По ее зову цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и
вместе с ней гуляют, ищут корм. По сигналу "Большая птица!" цыплята быстро убегают.
Указания к проведению. Роль наседки в первое время выполняет воспитатель, а затем на эту роль можно выделять детей,
сначала по их желанию, а потом по назначению воспитателя.
Когда цыплята возвращаются в дом, убегая от большой птицы, воспитатель может приподнять веревку повыше, чтобы дети не
задевали за нее.
Такси
Цель
.
Приучать детей двигаться вдвоем, соразмерять движения друг с другом, менять направление движений, быть
внимательным к партнерам по игре.
Описание
.
Дети становятся внутрь большого обруча (диаметром 1 м), держат его в опущенных руках: один - у одной стороны
обода, другой - у противоположной, друг за другом. Первый ребенок - водитель такси, второй - пассажир. Дети бегают по
площадке или по дорожке. Через некоторое время меняются ролями.
Указания к проведению. Одновременно могут играть 2-3 пары детей, а если позволяет площадь - то больше. Когда дети
научатся бегать в одном направлении, воспитатель может дать задание двигаться в разных направлениях, делать остановки.
Можно место остановки обозначить флажком или знаком стоянки такси. На остановке пассажиры меняются, один выходит из
такси, другой садится
Вот как быстро едет такси
.
Кто бросит дальше мешочек
Цель: упражнять детей метать на дальность правой и левой рукой, действовать по сигналу.
Ход игры: Дети стоят на одной стороне зала (площадки) за начерченной линией или положенной веревкой. Каждый из
играющих получает мешочек, По сигналу воспитателя все дети бросают мешочки вдаль. Каждый внимательно следит за тем,
лежал мешочек. Они поднимают двумя руками мешочек над головой. Воспитатель отмечает детей, которые бросили мешочек
дальше всех. Дети возвращаются на исходные места.
Игру лучше проводить с половиной группы. Бросать мешочки нужно по заданию воспитателя и правой и левой рукой.
«Попади в круг».
Цель: упражнять детей в метании в горизонтальную цель двумя руками снизу.
Ход игры: Дети стоят по кругу на расстоянии 2—3 шагов от лежащего в центре большого обруча или круга (из веревки или
начерченного на полу, диаметр 1—1,5 м). В руках у детей мешочки с песком. По сигналу воспитателя «Бросай!» все дети
бросают мешочки в круг. Затем воспитатель говорит: «Поднимите мешочки». Дети поднимают мешочки и становятся на
место.
Указания. Мешочек надо бросать обеими руками.
«Угадай, кто кричит».
Цель: упражнять детей подражать крику животного, соотносить издаваемые звуки с определенным животным.
Ход игры: Дети становятся в круг спиной к центру. Воспитатель стоит в кругу. Он назначает водящего, который тоже
становится в середину круга и подражает крику какого-либо домашнего животного или птицы. После этого все дети
поворачиваются лицом в круг. Тот, кому предложит воспитатель, отгадывает, кто кричал. Назначается новый водящий.
Указания. Если ребенок затрудняется и не знает, какому животному или птице подражать, воспитатель помогает ему,
подсказывает
.
БЕГИТЕ КО МНЕ
Задачи: Учить детей действовать по сигналу. Упражнять в ходьбе и беге в прямом направлении.
Описание: Дети сидят на стульях, поставленных у одной из стен комнаты. Воспитатель отходит к противоположной стене и
говорит «бегите ко мне!». Дети бегут к воспитателю. Воспитатель приветливо их встречает. Затем он переходит на другую
сторону площадки и говорит «бегите ко мне!» На слова воспитателя «Бегите домой!» дети садятся на стульчики и отдыхают.
Правила:
бежать к воспитателю только после слов «Бегите ко мне!»
Дети бегут к стульям и садятся только после слов «Бегите домой!»
Варианты: Вначале дети могут занимать любой стул, а затем находить свое место. Внести колокольчик. Позвонить, сигнал
«Побежали!».
ПТИЧКИ И ПТЕНЧИКИ
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, запоминать свое место, упражнять в беге в
разных направлениях, не задевая друг друга.
Описание: Дети делятся на 3-4 группы по 5-6 человек, каждая группа имеет свой домик – гнездо. Дети изображают
птенчиков. У каждой группы есть птичка – мать. По слову воспитателя «Полетели!» - птенчики вылетают из гнезда. Летают
около дома, помахивая руками – крыльями. Птички – матери улетают подальше, за кормом. По слову воспитателя «Домой!» -
птички – матери возвращаются и зовут птенчиков домой. В гнезде птенчики усаживаются в кружок и птичка – мать кормит их
воображаемыми червячками.
Правила:
птички и птенчики вылетают по слову воспитателя «Полетели!».
Птенчики возвращаются домой по зову птички – матери.
Птички – матери возвращаются домой по слову воспитателя «Домой!».
Варианты: Предложить птичкам взлетать на возвышенность. У каждой птички свой цвет домика – гнезда. Можно менять
домики местами.
МЫШИ И КОТ
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.
Описание: Дети – «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» - воспитатель.
Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и
занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и
засыпает.
Правила: воспитатель следит за тем, чтобы все дети выбегали из норок.
Воспитатель может использовать в игре – кошку – игрушку.
Варианты: Мышки перепрыгивают через ручеек, преодолевают препятствия, идут по мостику.
Художественное слово: Котик мышек не нашел и поспать к себе пошел,
Только котик засыпает, все мышата выбегают!
БЕГИТЕ К ФЛАЖКУ
Задачи: Развивать у детей внимание, умение различать цвета. Учить действовать по зрительному сигналу. Упражнять в беге и
ходьбе.
Описание: Дети получают флажки двух цветов – одни красные, другие синие. Воспитатель встает на одной стороне площадки
и держит в одной руке синий, в другой красный флажок. Дети с синими флажками группируются около синего, с красными –
около красного. Затем воспитатель предлагает детям погулять. Дети ходят и бегают по площадке. Воспитатель переходит на
другую сторону и говорит: «Раз, два, три – сюда скорей беги!». Он протягивает руки в стороны, дети бегут к воспитателю и
группируются около флажка соответствующего цвета. Когда все дети соберутся, он предлагает помахать флажками.
Правила:
1.
Расходиться по площадке можно только по слову воспитателя «Идите гулять!».
2.
Собираться около воспитателя можно только после слов «Раз, два, три – сюда скорей беги!».
Варианты: Взять вместо флажка ленточку или платочек, затем поплясать с ним. Ввести по 2 красных и синих флажка.
Воспитатель может менять флажки, перекладывая их из одной руки в другую. Включить добавочный сигнал «Стоп!» (все
закрывают глаза).
НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТ
Задачи: Развивать у детей внимание, умение различать цвета, действовать по сигналу. Упражнять в беге, ходьбе.
Описание: Дети получают флажки 3-4 цветов и группируются по 4-6 человек в разных углах комнаты, в каждом углу
воспитатель ставит на подставке цветной флажок. По сигналу воспитателя «Идите гулять!» дети расходятся по площадке. На
слова «Найди свой цвет!» - дети собираются возле флага соответствующего цвета. Воспитатель отмечает, какая группа
быстрей собралась.
Правила:
1.
Выходить из домиков можно по сигналу воспитателя «Идите гулять!».
2.
Бежать и собираться возле флажка соответствующего цвета только после слов «Найдите свой цвет!»
Варианты: Предложить закрыть глаза, переставить флажки, стоящие в углах комнаты.
«ПО РОВНЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ»
Задачи: Развивать у детей умение двигаться ритмично, согласовывать движения со словами, находить свое место. Упражнять
в ходьбе, прыжках, приседаниях, беге.
Описание: Дети сидят на стульях, воспитатель предлагает им пойти гулять. Они встают с места, свободно группируются или
строятся в колонну. Воспитатель говорит «по ровненькой дорожке, шагают наши ножки, раз-два, раз-два, по камушкам, по
камушкам, в яму - бух». При словах «По ровненькой дорожке..» дети идут шагом. «По камешкам» прыгают на двух ногах
слегка продвигаясь вперед. «В яму бух» - присаживаются на корточки. Вылезли из ямы – дети поднимаются. После 2-3
повторов воспитатель произносит «по ровненькой дорожке устали наши ножки, вот наш дом – там мы живем».
Правила:
1.
Движения должны соответствовать тексту.
2.
Вставать с корточек после слов «Вылезли из ямы».
3.
Убегать домой только после слов «там мы живем».
Варианты: Пройти по скамейкам, поставленным вдоль стены. Спрыгивание в глубину на мягкую дорожку
.
«ПОЙМАЙ КОМАРА»
Задачи: Развивать у детей умение согласовывать движения со зрительным сигналом, упражнять детей в прыжках
(подпрыгивание на месте).
Описание: Играющие становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель находится в середине
круга. Он держит в руках прут длиной – 1- 1,2 метра с привязанным на шнуре картонным комаром. Длина шнура – 50 см.
Воспитатель обводит прутом, «кружит комара», немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, ребенок
подпрыгивает, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит «Я поймал!». Затем воспитатель снова обводит прутом
круг.
Правила:
1.
Ловить комара можно только обеими руками и подпрыгивая на двух ногах.
2.
Ловить комара нужно не сходя с места.
Варианты: Можно бежать впереди, держа в руках прут с комариком, дети бегут его догонять.
«
МЫШИ В КЛАДОВОЙ»
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в подлезании, в беге.
Описание: Дети – мыши сидят в норках, на скамеечках. На противоположной стороне площадки натянута веревка на высоте
50 см. Это кладовая. Сбоку от играющих сидит кошка – воспитатель. Кошка засыпает, мыши бегут в кладовую. Проникая в
нее они нагибаются, чтобы не задеть веревку. Там они присаживаются и как будто грызут сухарики или другие продукты.
Кошка просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки. Возвратившись на место, кошка засыпает и игра
возобновляется.
Правила:
1.
Мыши могут бежать в кладовую только тогда, когда кошка заснет.
2.
Возвращаться в норки мыши могут лишь после того, как кошка проснется и замяукает.
Варианты: Мышки подлезают под дугу, убегая в норки, вводится вторая кошка.
«НАЙДИ, ЧТО СПРЯТАНО?»
Задачи: Развивать у детей зрительную память, внимание.
Описание: Дети сидят на стульях, на полу, по одной линии. Воспитатель кладет в центре круга три – пять предметов и
предлагает их запомнить. Затем играющие встают и поворачиваются спиной к центру или к стене и закрывают глаза.
Воспитатель прячет один предмет, лежащий в центре круга и говорит «Посмотрите». Дети открывают глаза, поворачиваются
лицом к центу и вспоминают, какого предмета нет. Воспитатель подходит к детям и каждый из них на ухо говорит ему, что
спрятано. Когда большинство играющих даст правильный ответ, воспитатель громко называет спрятанный предмет. После
этого игра возобновляется.
Правила:
1.
Когда воспитатель прячет предмет, играющие поворачиваются спиной и закрывают глаза
2.
По сигналу «Посмотрите!», играющие открывают глаза и снова поворачиваются лицом к центру круга.
Варианты: Закрепить знания основных цветов, взять кубики или флажки. Вызывать одного играющего. Убирать по 2
предмета
.
«БЕРЕГИ ПРЕДМЕТ»
Задача: приучать детей действовать по сигналу; развивать ловкость, выдержку, глазомер.
Описание: дети становятся в круг. У ног каждого ребенка лежит кубик (или погремушка). Воспитатель находится в кругу, он
старается взять предмет то у одного, то у другого ребенка. Играющий, к которому приближается воспитатель, приседает,
закрывает кубик руками и не дает до него дотронуться. Как только воспитатель отходит, малыш встает, оставляя кубик на
прежнем
месте.
Не отдам свой кубик!
Указания к проведению. Вначале воспитатель не берет у детей кубики, а только делает вид, что сейчас возьмет. Затем при
повторении игры он может взять кубик у ребенка, не успевшего его закрыть. Этот ребенок временно не участвует в игре.
Когда водящему удается взять кубики у двух-трех играющих, он возвращает их им и говорит, чтобы они побыстрее закрывали
кубик и не отдавали его.
Во второй младшей группе можно выбрать на роль водящего кого-нибудь из детей.
«НАЙДИ СВОЁ МЕСТО»
Задачи: развивать у детей внимание, активность. Формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать
движения, ориентироваться в пространстве.
Описание: каждый играющий выбирает себе домик: стул, круг, гимнастическую скамейку и др. По сигналу воспитателя дети
выбегают на площадку, легко и, стараясь не шуметь, бегают в разных направлениях. На сигнал «Найди свое место»
возвращаются на свои места.
Варианты:
1. Дети имитируют движения: зимой мы катаемся на лыжах (ходьба широким шагом с отмашкой), на коньках (ходьба с
выносом ноги в сторону, туловище наклонено, руки за спиной), лепим снежки и бросаем их («взяли снег» - наклон, двумя
руками коснулись пола, «слепили снежок», «бросили» - метание), согреваемся (бег); летом мы плаваем (бег с движением рук -
«брасс»), ныряем (бег с остановкой и приседанием), бегаем за стрекозами и бабочками, катаемся на велосипеде.
2. Детей можно разделить на две команды.
Дети под музыку (бубен) ходят обычным бегают по всему залу врассыпную. Когда
музыка прекращается, дети должны найти свое место в колонне.