Напоминание

"Через игру к творчеству"


Автор: Елена Александровна Кузнецова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Березка"
Населённый пункт: пгт Кумены Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: "Через игру к творчеству"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие художественно – творческих способностей младших

дошкольников в изобразительной деятельности через игру»

«Детский рисунок, процесс рисования -

это частица духовной жизни ребёнка.

Дети не просто переносят на бумагу

что – то из окружающего мира, а

входят в него как творцы красоты,

наслаждаются этой красотой.»

Л.В.Сухомлинский

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об

окружающем мире в своём изобразительном творчестве. В течение нескольких

лет, наблюдая за проявлениями дошкольников в изодеятельности, заметила, что

творчество

проявляется

слабо:

рисунки

детей

были

блеклыми, не

выразительными, а сам сюжет бедным и однообразным. Сделали вывод, что

использование на занятиях традиционных методов рисования недостаточно.

Традиционное

обучение

строится

преимущественно

на

использовании

репродуктивной деятельности по усвоению готовых истин, а исследовательский

поиск остаётся вспомогательной дидактической структурой педагогического

процесса. Вследствие такого информационно – репродуктивного обучения

ребёнок утрачивает главную черту исследовательского поведения – поисковую

активность. И это неудивительно: такое обучение основано на «подражании»,

«повторении» и «послушании». Итогом становится потеря любознательности,

способности мыслить, а значит и творить.

Стала искать решение этой проблемы в различных источниках: книгах,

журналах, методических пособиях, интернете. Изучив литературу по развитию

творческих способностей дошкольников, я обратилась к нетрадиционным

техникам рисования, которые и позволяют развить творческие способности,

воображение, образное и пространственное мышление, мелкую моторику рук.

Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка:

использование предметов, которые окружают ребёнка каждый день в новом

ракурсе (можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать

вместо кистей колосок, лист клёна и т.д.).

Одной из новых малоизвестных техник рисования, которую я применяю в

своей работе, является рисование с использованием сухих пищевых красителей:

на влажный лист бумаги насыпается пищевой краситель, соприкасаясь с влажной

поверхностью, он растворяется, растекается по листу бумаги, формируя необычные

образы, что даёт ребёнку возможность пофантазировать, дорисовать увиденный

образ.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что

здесь отсутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь.

Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их

многообразие и перспектива самостоятельного выбора, им доставляет огромное

удовольствие сам процесс выполнения.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности,

поэтому важно активизировать дошкольника, побудить его к деятельности при

помощи

дополнительных

стимулов.

Что и побудило

меня к поиску

инновационных форм организации изодеятельности .

В младшем дошкольном возрасте наиболее адекватной формой организации

образовательного процесса является игра – самая увлекательная и захватывающая

для дошкольников деятельность. Поэтому я решила использовать ее для развития

творческих способностей детей в изодеятельности , разработав следующие виды игр

для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Сюжетные игры

«Дорожки для кошки»

(Рисование линий не отрывая карандаш или фломастер от бумаги)

Ход работы: Вы знаете, что кошки гуляют, где хотят? А вдруг кошка не сможет

найти дорогу домой, давайте нарисуем для неё дорожки, но карандаш при этом не

должен отрываться от поверхности бумаги.

«Букет для мамы (подруги)»

(Рисование ладошками)

Ход работы: У моей мамы сегодня день рождения и я не успела купить подарок,

что же мне делать? Не могу же я прийти без подарка, подскажите, что же можно

сделать, чтобы маме было радостно и приятно…

Игры – эксперименты

«Деньги»

(штриховка по рифлёной поверхности)

Ход работы: Ребята, мы хотели с вами играть в магазин, а как же мы пойдём в

магазин без денег? У меня есть всего несколько монеток, но ведь этого мало,

что же делать?

Игры – упражнения

«Наряди кукол»

(Ватные палочки)

Ход работы: Сегодня Таня и Ваня (бумажные куклы) ходили в магазин

«Одежды», хотели купить себе новых нарядов, но ничего не подобрали. Сказали,

что вся одежда без рисунка и не интересная, а им бы хотелось носить яркую,

разноцветную одежду. Хотите нарядить Таню и Ваню?

«Платок для бабушки- загадушки»

(Печать штампами, пуговицами)

Ход работы: К нам в гости хотела прийти Бабушка – загадушка, но она потеряла

свой расписной платок, а без него идти не хочет. А мы так ждали её интересных

загадок. Будем ждать, когда она найдёт свой платок? А если она не найдёт его???

Что же делать?

Игры – гармонизации

«Солнышко и снежинка»

(раскрашивание готовых шаблонов в тёплые и холодные цвета)

Ход работы: Солнышко и Снежинка собираются на бал и им нужно подобрать

наряд, да вот беда - в стране Солнца можно одеваться в одежду только тёплых

цветов и оттенков, а в Снежном королевстве - только холодных. У меня есть

заготовки бальных платьев, вы можете выбрать любое и раскрасить его, чтобы

Солнышко и Снежинка могли попасть на бал.

«Гусенички»

(раскрашивание готовых шаблонов в один цвет, но разные тона)

Ход работы: Жили- были на свете расписные гусеницы. Жили, не тужили, но вот

пришла беда…На их волшебное дерево прилетела жить птица и стала она гусениц

есть. Что же делать? И решили они перекраситься, чтобы птица их не замечала.

Гусеница с листочка - в зелёные цвет, с ветки – в коричневый, с цветка - в

красный, синий… Сами они перекраситься не могут, вот и пришли просить вашей

помощи. А чтобы они оставались красивыми, можно их раскрасить одним

цветом, но в разные оттенки.

Игры – соревнования

«Весёлые человечки»

(рисование пальчиками смайликов)

Ход работы: Ребята, вы любите играть? А веселиться? Какие люди вам нравятся

весёлые или грустные? Гостей любите принимать? Я вам предлагаю пригласить

в гости весёлых разноцветных человечков. А кто больше всех пригласит к себе в

гости человечков, получит «Приз».

«Полянка с цветами»

(Трафареты + паролон + пальчики)

Ход работы: Наступила весна. На многих полянках появились цветы, а наши

полянки стоят грустные. Вы не знаете, почему? Как мы можем им помочь?

На чьей полянке будет больше цветов, на ту полянку прилетит больше бабочек.

Ролевые игры

«Маски или декорации для драматизации сказок »

(тычок сухой кистью, ватные палочки, поролон, печатки из различных материалов,

мятая бумага)

Ход работы: Ребята, вы помните, что в детском саду идёт «Неделя театра»? Мы с

вами готовимся показать сказку «Колобок» («Репка», «Теремок» и др.), а все

маски пропали. Что же будем делать? У меня есть не раскрашенные заготовки

масок, мы можем их использовать для показа сказки? (подвести детей к тому , что

маски надо раскрасить). Вы можете выбрать любую из масок и раскрасить её.

( Драматизация сказки с использованием изготовленных масок).

Таким образом,

перейдя

от репродуктивных

методов

к

творческим,

исследовательским,

мы

реализуем

истинный

развивающий

потенциал

нетрадиционных техник рисования.

Именно изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством

для развития у детей творческих способностей, всестороннего развития ребенка – а

это одна из важных задач педагогики.

Наблюдая за детьми, я отметила следующие положительные результаты:

-Повышение мотивации и интереса детей к изодеятельности;

-Проявление самостоятельности в выборе материала;

- Воплощение замысла;

- Развитие творческих способностей, воображения, фантазии.

.

Список используемой литературы:

Т.А.Цквитария «Нетрадиционные техники рисования»

Р.Г.Казакова «Занятие по рисованию с дошкольниками»

Е.В.Котова, С.В.Кузнецова, Т.А.Романова «Развитие творческих

способностей дошкольников»

Н.В.Шайдурова «Методика обучения рисованию детей дошкольного

возраста»

И.А.Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения детей



В раздел образования