Напоминание

Особенности развития двигательной сферы у детей с дизартрией


Автор: Мария Сергеевна Тимофеева
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский са д № 422 г.Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития двигательной сферы у детей с дизартрией
Раздел: дошкольное образование





Назад




Учитель-логопед Тимофеева Мария Сергеевна

Особенности развития двигательной сферы у детей с дизартрией

В

логопедии

под

дизартрией

понимают

расстройство

произносительной организации речи, связанное с поражением центрального

отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц

артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает

нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса

и просодической стороны речи.

Дизартрия характеризуется сочетанием стертых нарушений в процессе

моторной реализации речи (артикуляция, дикция, голос, дыхание, просодика,

мимика). Ведущим дефектом является фонетическое расстройство.

Е. М. Мастюкова отмечает, что для дизартрии характерны: нарушение

артикуляционной моторики в виде изменения тонуса артикуляционных

мышц, нарушение координации, ограничение объема их произвольных

движений, различные виды дискинезий, тремор, гиперкинезы языка, губ,

нарушения дыхания, расстройства голосообразования.

При дизартрии возникает смазанная, невнятная речь, кроме того,

нарушается темп речи, который может быть ускорен или замедлен. В

некоторых случаях наблюдается чередование ускоренного и замедленного

темпа речи. Фразы, предложения и речь в целом звучат неясно, не

договариваются до конца, смысловые ударения расставлены хаотично,

расстановка пауз нарушена, характерны пропуски звуков и текстов. В той

или иной степени также существуют голосовые расстройства: обычно не

громкие, тихие, иногда неравномерные (изменяется как громкость голоса, так

и звучность), монотонные, иногда назальные или даже хриплые.

При дизартрии ребенок не может выполнять достаточный объем

движений. В связи с нарушением мышечного тонуса разной степени тяжести

для детей с дизартрией характерна общая невнятная речь, назалированный

голос, замедление темпа речи, просодическая слабость, что делает речь

ребенка с дизартрией невнятной и неразборчивой. Эмоциональные оттенки

часто не читаются в речи, они по своей сути немодулированы, монотонны,

при понижении или замедлении голоса он превращается в неразличимое

бормотание.

Присутствуют

множественные

ошибки

в

произношении

отдельных групп звуков.

Кроме всего прочего, произношение губных звуков нарушается тем,

что они приближаются к единственному глухому щелевому губно-губному

звуку, смычные согласные приближаются к щелевому, переднеязычные – к

единственному глухому плоскощелевому звуку.

Нарушение

моторики

артикуляционного

аппарата

приводит

к

неправильному развитию восприятия звуков речи. В зависимости от степени

нарушения речевой моторики возникают трудности звукоанализа. Уровень

владения звуковым анализом у подавляющего большинства детей с

дизартрией считается недостаточным для грамотности. При письме старшие

дошкольники

часто

допускают

такие

ошибки,

как

неправильное

употребление

предлогов,

неправильная

синтаксическая

связь

слов

в

предложении (согласование, управление) и др..

Как было сказано выше, у детей этой категории имеются дефекты

произношения, обусловленные нарушением иннервации артикуляционного

аппарата при любых формах дизартрии. Речь у них невнятная, голос низкий,

произношение гласных очень затруднено из-за малой подвижности губ и их

вялости.

Для

этих детей также характерны трудности при

выполнении

физических упражнений. Нелегко научиться соотносить свои движения с

началом и концом музыкальной фразы, менять тип движений в соответствии

с ударным тактом. Им трудно балансировать, стоя на одной ноге, часто они

не могут прыгать на левой или правой ноге. Обычно взрослый помогает

ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за поясницу, а

затем – спереди за обе руки, пока он не научится делать это самостоятельно.

Для общей моторики детей с дизартрией свойственны замедленные,

неловкие, ограниченные, скованные, недифференцированные движения.

Недостаток общемоторной сферы у дошкольников с дизартрией

проявляется сильнее при выполнении сложных двигательных действий,

требующих точного контроля движений, четкой работы различных групп

мышц и правильной пространственно-временной организации движений [40].

Может быть ограничен объем движений рук и ног, синкинезии,

нарушен тонус мышц, экстрапирамидная недостаточность двигательной

сферы.

Иногда

отмечается

выраженная

подвижность,

движения

малопродуктивны и бесцельны. Наблюдается повышение тонуса мышц рук

при поднимании, легкий тремор пальцев, отклонение языка в сторону

поражения, незначительные гиперкинезы языка.

Дети

испытывают

трудности

при

одевании,

обувании,

хуже

сверстников бегают, прыгают, рисуют.

Дети

с

дизартрией

поздно

и

с

трудом

овладевают

навыками

самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д.

Движения

рук

у

детей

с

дизартрией

имеют

ряд

нарушений.

Моторика рук детей данной группы отличается снижением точности,

быстроты и координации движений.

Сильнее всего недостаточность ручной моторики у детей с дизартрией

видна

при

выполнении

сложных

движений,

которые

требуют точности и чёткости, быстрого переключения с одного движения на

другое.

Эмоционально-волевая

сфера

таких

детей

характеризуется

повышенной истощаемостью нервной системы и общей эмоциональной

гиперчувствительностью. Исследователи отметили, что у большинства детей

с дизартрией медленно формируются такие категории, как пространственно-

временные представления и зрительное восприятие. То же самое относится к

конструктивной практике и навыкам фонематического анализа. Кроме того,

отмечается высокий уровень утомляемости при умственной работе, что

также объясняется незрелостью эмоциональной сферы таких детей.

Практически у всех детей с дизартрией ограничено внимание,

свидетельством их нарушения являются такие факты:

-

ребенок перебивает разговор взрослых;

-

не может дослушать задание до конца;

-

по инструкции воспитателя не может долго сидеть на месте;

-

во время игры громко кричит, перебивает товарищей по команде, часто

остается вне игры;

-

повышенная отвлекаемость во время выполнения задания.

У детей с дизартрией снижена вербальная память, также может

страдать

моторная

или

двигательная

память.

Нарушение

зрительно-

пространственного

гнозиса

может

сочетаться

с

нарушениями

соответствующих видов памяти. Оптимальный уровень усвоения материала:

с расстояния двух метров ребенок показывает максимальный уровень

усвоения знаний, с трех метров уровень усвоения материала снижается на 15-

20 %.

Движения

старших

дошкольников,

страдающих

дизартрией,

характеризуются беспокойством, стереотипностью, связаны с повышенной

раздражительностью и возбуждением. Нередки и поведенческие проявления

истероидного типа – часто можно отметить использование крика как

универсальной реакции на раздражители или наоборот - речевой негативизм,

тревожность и вялость, как во взаимодействиях со сверстниками, так и со

взрослыми.

Навыки самообслуживания также находятся на достаточно низком

уровне – из-за недоразвитости моторики дети часто не умеют шнуровать

обувь, застегивать пуговицы и т. д. Основная трудность при работе в этом

направлении – высокий уровень утомляемости ребенка, так как все

упражнения

и

методы

развития

навыков

ухода

за

собой

требуют

сосредоточенности и повторения.

Нарушения мелкой моторики ясно видны на занятиях по продуктивной

деятельности: дети не умеют держать карандаш, у них возникают трудности

при вырезании, раскрашивании. Нарушения мелкой моторики у детей со

стёртой дизартрией можно выявить при выполнении проб-тестов пальцевой

гимнастики.

Среди нарушений лицевой моторики наиболее ярко проявляется

недостаточность движений мышц лба и глаз. При этом у детей возникают

такие затруднения, как поднятие бровей и зажмуривание глаз по очереди

(зажмуривание двух глаз или только одного глаза). Это связано с

поражением лицевого нерва (VII пара).

При асимметрии лицевых нервов (VII пара) наблюдается легкая

сглаженность носогубных складок справа и слева, что вызывает слабое

надувание щек с одной стороны. Из-за слабой иннервации нижней челюсти

рот может быть приоткрыт.

В некоторых случаях в мимической моторике отмечается скованность

движений, невозможность выполнения сложных движений, в других –

двигательное беспокойство, насильственные и содружественные движения

лицевой мускулатуры.

Таким образом, дизартрия представляет собой сложное речевое

расстройство центрального генеза, сочетающееся с нарушениями в процессе

моторного осуществления речи, а именно артикуляции, дикции, голоса,

дыхания, просодики, мимики. Ведущим дефектом является фонетическое

расстройство. Общая моторная сфера детей с дизартрией определяется

замедленными,

неуклюжими,

скованными,

недифференцированными

движениями. Основные признаки двигательных нарушений при дизартрии -

нарушение тонуса мышц и нарушение координации движений, которые

определяются

характером

и

выраженностью

проявлений

общих

двигательных расстройств. Движения мимической, лицевой мускулатуры и

артикуляционного аппарата у детей с дизартрией характеризуются быстрой

истощаемостью, низким качеством,

не имеют

достаточной

точности,

плавности, часть их выполняется вяло, с недостаточной мышечной силой, не

в полном объеме.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.

Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. Серия: Высшая школа – М.:

АСТ, 2006. – 319 с.

2.

Белякова Л.И., Бабина Г.В., Идес Р.Е., Практикум по дисциплине

«Логопедия (раздел «Дизартрия»)»: учебно-методическое пособие/Под

ред. Г.В. Бабиной. – Москва: Прометей, 2012. – 104 с.

3.

Белякова Л.И., Волоскова Н.Н., Логопедия. Дизартрия. [Текст]— М.:

Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.

4.

Волкова Л.С., Шаховская С.Н., Логопедия: Учебник для студентов

дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской –

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

5.

Ворожцова О.А., Музыка и игра в детской психотерапии /О. А.

Ворожцова. – М.: Издательство Института психотерапии, 2004.– 90с.

6.

Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я., Клинические

симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии. / Логопедия.

Методическое наследие. / Под ред. Л. С. Волковой. Кн.1, часть2.-

М.,2003, с. 103-118

7.

Чиркина

Г.В.,

Методы

обследования

речи

детей:

пособие

по

диагностике речевых нарушений [Текст] / под общ. ред. Г.В. Чиркиной.

– М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.



В раздел образования