Напоминание

"Использование цветных лент в работе с детьми ОВЗ"


Автор: Кузнецова Елена Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МКДОУ "Д/с №16"
Населённый пункт: г. Бакал, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование цветных лент в работе с детьми ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование цветных лент в работе с детьми ОВЗ.

Лента – яркий атрибут декора. Ею традиционно перевязывают одеяльце с

новорожденным: мальчику-голубую, девочке-розовую. Разноцветные ленты вплетают

в девчачьи косички, украшают одежду, подарки. Лёгкие яркие ленты ассоциируются с

праздником, детством. А ещё лента – прекрасный материал для познавательного

развития ребенка.

История атласной ленты

Лента это – одно из самых первых украшений древнего человека. Декор в виде

тесьмы, сделанной путем скручивания растительных волокон, вплетали в волосы,

создавая с его помощью первые прически. Стоянки с удивительными находками были

обнаружены в разных точках планеты.

Другая версия происхождения атласной ленты ведет в Древний Китай – именно в

этом государстве впервые стали производить шелк. В 14 веке дорогая импортная ткань

попала в руки европейцев. Началась другая история атласной ленты, связанная с ее

применением в совершенно разных нишах человеческого бытия: в некоторых

государствах ее использовали как дорогое женское украшение, в других ленту носили

только представители высоких сословий, третьи наделяли её сакральными свойствами.

Сферы использования атласных лент:

Как украшение для волос;

Для оформления подарков;

Оригинальные интерьерные аксессуары, выполненные своими руками;

Во флористике – для дополнения букетов;

При изготовлении заколок, ободков в виде бантиков, цветов;

Для вышивки и других видов домашнего рукоделия;

Для обучения и развития ребенка.

С помощью лент и тесёмок можно осваивать простейшие математические

понятия, заниматься творчеством, устраивать игры на внимательность и мышление,

организовывать разнообразные подвижные игры, в которых ребёнок будет развивать

ловкость тела и выплёскивать свою бушующую энергию. Для детей ясельного

возраста подойдут игры и игрушки из лент, которые будут стимулировать

двигательную активность, развивать мелкую моторику, стимулировать развитие

зрительного внимания.

Используя ленту, можно придумать много интересных познавательных и

развивающих игр. Например, изобразить различные фигуры, буквы, цифры. Прокатить

по ленте мяч, пройти по ней не теряя равновесия. Проложить ленточную дорогу с

поворотами и провести по ней машинку, а заодно объяснить ребёнку понятия «право»

и «лево». Предлагаю несколько игр с лентами.

Игра: По извилистой дорожке.

Разложите на полу ленту длиной 5-6 м в виде извилистой тропинки - это будет

дорожка. По ней ребёнок должен пройти не спеша, при повороте проговорить (поворот

на право или налево). На другом конце дорожки посадите игрушку и предложите

ребёнку дойти до неё.

Так же можно сравнить несколько лент по цвету, длине, ширине, посчитать их

количество шагов, смотать и размотать ленту.

Игры-моталочки или «Кто быстрее скрутит ленточку».

Моталочки – это традиционные народные игры и забавы для детей. Они

используются для тренировки мелкой моторики пальцев рук, которая напрямую

связана с развитием умственных способностей и речевых навыков детей.

Игры «Моталочки» хорошо использовать в качестве соревновательных

игр, развлечений, индивидуальных занятий, а также в свободной игровой деятельности

детей. Моталочки очень просты в изготовлении.

Игра: «Дорожки»

Возьмите ленты разной длины — одну короткую, другую намного длиннее.

Предложите ребёнку выложить из лент две дорожки. Обратите его внимание, что

дорожки у вас получились разные. Одна дорожка длинная, другая короткая.

Пройдитесь по дорожкам. Скажите, что сначала идете по короткой дорожке, потом по

длинной дорожке. Прогуляйтесь по дорожкам несколько раз. Посчитайте сколько

«шагов». Предложите прокатить по дорожкам машинки. Или проведите игрушки.

Игра: «Цепочка из ленточных колечек».

Вам понадобятся полоски лент, на краях которых прикреплена текстильная

застежка (липучка). И начинается сбор гирлянд из разноцветных ленточек. Можно

подготовить образцы с изображением цветных кругов, и предложить составить

цепочку

в

определенной

последовательности

цветов.

Используя

ленты,

соответствующие цветам радуги, дети быстро запоминают последовательность, и

собирают радужную цепь.

Развивающая игрушка: «Волшебная баночка»

Такая игрушка с разноцветными лентами заинтересует малыша. Она развивает

мелкую моторику, цветовое восприятие и координацию «глаз-рука». Сделать её

просто своими руками.

Вам понадобятся:

– прозрачная пластиковая банка с крышкой;

– ленты разных цветов длиной 20–30 см;

– крупная бусина или пуговица.

Как сделать развивающую игрушку

1. Проделываем в крышке банки маленькие отверстия.

2. Продеваем в полученные отверстия разноцветные ленточки. На концах ленточек с

обеих сторон завязываем узелки. Чтобы добавить звуковой эффект, на одну из лент

проденьте крупную бусину или пуговицу.

3. Перетягиваем ленточки на внутреннюю сторону крышки, опускаем их в банку,

закрываем крышку.

Развивающая игрушка готова!

Чтобы усложнить задачу добавляем к лентам бусины с цифрами. Можно закрепить

порядковый или обратный счет. Можно соотносить цвет ленты и цифру.

Игра: Султанчики.

Их часто используют логопеды в своей работе по развитию речевого дыхания в

игре «Ветерок», рассмотрим несколько другое назначение этого дидактического

пособия.

Для изготовления султанчика мне понадобилось: цветные карандаши, (хорошо если

это будут основные цвета красный, синий, желтый, зеленый), имеющие грани; узкие

атласные ленты соответствующих цветов.

Предлагаю следующие варианты игр:

1)

катать карандаш между ладонями и наблюдать как ленточки начинают

кружиться: чем быстрей крутишь, тем быстрей крутятся ленточки;

2) можно усложнить задание: вращать карандаш только двумя пальцами: например,

большим и указательным;

3) вращать карандаш двумя пальцами: указательный правой и указательный левой

руки (или другие пары пальцев) - для самых ловких пальчиков!

Если приложить к уху вращающийся султанчик, то можно услышать его «голос» и

ощутить ветерок.

4) вращать султанчик двумя пальцами каждой руки т.е. использовать сразу два

султанчика - очень трудное задание!

Практика показала, что ребенку очень трудно вращать карандашик отдельными

пальчиками, но это упражнение ВОЛШЕБНОЕ - таким способом мы развиваем

межполушарное взаимодействие: оба полушария головного мозга начинают работать

гармонично, что в свою очередь способствует развитию всех познавательных

процессов (речь в первую очередь, внимание и т.д.)

Итак, использование султанчиков таким образом позволяет: развивать мелкую

моторику, координированность действий двух рук, внимание.

Ёлочка из ленты и бусин

В

процессе

подготовки

к

Новому

году,

интернет предлагает нам огромное количество

поделок

-елочек,

изготовленных

своими

руками.

Мое

внимание

привлекла

вот

такая елка из атласных лент и бусин. Делается

она очень легко и быстро, что очень актуально

в предновогодней суете. Потребуется совсем не

много компонентов: лента атласная (тесьма,

сломанная

молния,

поясок

или

широкий

шнурок) бусины (можно скатать шарики из

фольги, вырезать кубики из пенопласта и прочная нитка с

иголкой.

Как сделать новогоднюю игрушку елку из ленты и бусин

Начинаем делать елку из ленты и бусин с нижних ветвей.

Прокалываем ленту у края и продеваем нитку. Кончик

ленты лучше обработать, если материал крошится, или скрутить улиткой, как показано

на последнем фото.

Диаметр нижних петель примерно 5 – 6 см, дальше уменьшаем, чтобы получился

силуэт

равностороннего

треугольника

елочки.

Затем

нанизываем бусину и так чередуем: петелька — бусинка,

петелька — бусинка.

Закрепляем верхний конец ленты, а на вершину елочки можно

надеть

контрастную

большую

бусину,

которая

будет

символизировать звезду или шпиль новогодней красавицы. Из

оставшейся нитки делаем петельку.

Игра: «УБОРКА»

Материалы: набор лент, мелкие предметы разных цветов.

Описание. Игра, в ходе которой дети закрепляют умение в классификации предметов

по цвету.

Ход игры. Выбирается один из детей на роль «неряхи». Этот ребенок должен

рассыпать по площади зала мелкие предметы из «волшебного мешочка». Затем, дети

получают по одной ленте и начинают «уборку». Каждый ребенок собирает игрушки

только такого цвета, какого цвета у него лента.

Игра: «СМЕНА МЕСТ»

Материалы: два набора цветных лент. Один набор раздается детям в руки, второй у

ведущего.

Описание. Это подвижная игра, в ходе которой дети должны по команде поменяться

местами, а ведущий занять одно из освободившихся мест.

Ход игры. Все дети с лентами в руках стоят в кругу. Ведущий называет два цвета.

Например «желтый – красный». Дети в руках, у которых ленты этих цветов меняются

друг с другом местами. Ведущий старается занять место одного из них.

Игра: «ЧЕЙ ДОМИК»

Материалы: один набор цветных лент раздается детям, на полу раскладываются

цветные ориентиры обозначающие домики (обручи, цветные круги) в соответствии с

цветом лент. Второй набор у педагога.

Описание. Это подвижная игра, в которой каждый ребенок должен занять домик

определенного цвета.

Ход игры. Все дети берут из подставки по одной ленте. Пока звучит музыка, дети

бегают по залу. Как только музыка останавливается, каждый ребенок должен занять

свой домик. После этого все меняют цвет домиков, беря из второго комплекта новые

ленты. Игра повторяется несколько раз.

Игра: «ПОКАЖИ И НАЗОВИ»

Материалы: один набор лент.

Описание. Это игра, в которой ребенок должен назвать цвет имеющихся лент.

Ход игры.

1 вариант. Комплект лент находится у ребенка, который должен брать из подставки

цветные ленты по одной и называть их цвет.

2 вариант. Ребенок достает ленту того цвета, который называет педагог.

Игра: «Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЛОШАДКУ»

Ленту приложите к груди ребёнка, а концы пропустите под мышками- получаются

вожжи. Ребёнок бежит, стараясь высоко поднимать колени, как лошадка, не забывая

кричать:

«Иго-го!».

Предложите

выполнять

команды:

«вперёд»,

«стоять».

Познакомьтесь с поворотами: налево, направо.

Игра: «ИГРАЕМ В КЛАССИКИ»

Длинную ленту выложить на полу в виде классиков. При этом в каждое окошко

положите цифру, нарисованную на бумаге. Прыгайте по клеточкам и знакомьтесь с

цифрами.

Игра: «ЛОВИСЬ РЫБКА»

Игрок медленно тянет ленту на себя, а ребёнок ползёт за ней на четвереньках или

прыгает, стараясь поймать.

Игра: «КОЛЕЧКО С ЛЕНТОЙ»

Для игры необходимы колечко и длинная лента. На ленту (или шнур) надевают

колечко. Концы сшивают или связывают достаточно аккуратно для того, чтобы

колечко свободно проходило через узел. Ребята встают в круг и берутся за ленту двумя

руками. В центр круга встает ведущий. Ведущий закрывает глаза и медленно

поворачивается вокруг себя, пока дети (или взрослый руководитель игры) говорят

такие слова:

«Ты катись, катись, колечко,

К нам на красное крылечко!

Раз! Два! Три! Четыре! Пять!

Я иду кольцо искать!

Пока звучит стишок, ребята быстро передвигают кольцо по шнуру. Когда звучит фраза

«Я иду искать!», тот, у кого оказалось кольцо прячет его в кулаке. Теперь водящий

может открыть глаза и начать поиск «хранителя» кольца. Можно разрешить водящему

угадывать до трех раз, а можно дать только один шанс. Тот ребенок, чье имя назовет

вОда, должен сразу снять обе руки с ленты. Если водящий отгадал, то тот у кого

нашли кольцо будет водить следующий кон.

В эту русскую народную подвижную игру для детей можно играть, если наберется на

менее пяти-шести человек – иначе скучно. Если играющих очень много, то стоит

надеть на ленту 2-3 кольца, можно выбрать и двух водящих. Игра очень нравится

ребятам от 5 до 9 лет.

Через познавательные процессы ребёнок получает и осмысливает информацию.

Ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь являются неразрывными

частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное

познание

предметов

создаёт

исходное

для

формирования

личности

ребёнка

дошкольного возраста.

Таким образом, использование лент помогает в развитии познавательных

процессов у дошкольников.



В раздел образования