Напоминание

"Педагогические аспекты обучения в классе ансамбля"


Автор: Киселева Лариса Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ ГО Анадырь
Населённый пункт: г. Анадырь
Наименование материала: "Ансамблевое исполнение"
Тема: "Педагогические аспекты обучения в классе ансамбля"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств городского округа Анадырь»

«

Педагогические аспекты обучения в классе ансамбля

"

Методическая разработка

ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЙ

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

(НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ)

Детских школ искусств

Составитель: преподаватель МАУ ДО ДШИ ГО Анадырь

Киселева Лариса Владимировна

Анадырь, 2024 г.

Пояснительная записка

Ансамбль

-

это

вид

совместного

музицирования,

которым

занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне

владения инструментом. В этом жанре писали почти все выдающиеся

композиторы. Писали, как для домашнего музицирования, так и для

интенсивного обучения и концертных выступлений.

С самого раннего возраста дети привыкают к музыке, естественно и

легко воспринимают её и стараются понять с таким же любопытством, как и

другие явления окружающего мира. Поэтому в начале занятий музыкой

ребёнка

необходимо

заинтересовать,

используя

его

естественную

любознательность. Лучшим средством для этого является игра в ансамбле

учитель – ученик.

Материалом

для

ансамбля

могут

служить

уже

накопленные

сознанием и слухом детей отрывки из музыки к кинофильмам, радио и

телепередачам. Большое значение для учащегося имеет систематическое

прочтение нот с листа в ансамбле. Необходимо учитывать, что развитие этих

навыков зависит от всего музыкального опыта учащегося, от общего уровня

музыкально – технической подготовки. Особенно тесно навыки разбора и

чтение нот в ансамбле связаны с развитием, так называемого «внутреннего

слуха». Руководство педагога над работой в ансамбле и чтения нот с листа в

ансамбле

осуществляется

путём

подбора

музыкального

материала

и

практической помощи учащимся в процессе работы.

Вот что писал Б. Нейгауз по поводу этого метода работы: «С самого

первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование. Совместно

с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение

пьесы. Дети сразу ощущают радость непосредственного восприятия, хотя и

крупицы, но искусства. То, что ученики играют музыку, которая у них на

слуху, несомненно будет побуждать их лучше выполнять свои первые

музыкальные обязанности. А это и есть начало работы над художественным

образом,

работа,

которая

должна

начинаться

одновременно

с

первоначальным обучением игре на аккордеоне».

Одной из важных задач является подбор участников ансамбля,

равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом, надо

учитывать межличностные отношения учеников ансамбля. Если коллектив

состоит из людей, уважающих и ценящих друг друга, то занятия проходят

более результативно, дети чаще встречаются, интенсивнее репетируют.

Благоприятный морально – психологический климат в ансамбле – залог

успешной работы.

Начинать надо занятия с доступных детям произведений, в игре

которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а всё

внимание направляется на художественные цели.

К сожалению, довольно часто приходится наблюдать обратную

картину, когда ансамблисты, не имея достаточной базы, выносят на зачёты и

экзамены слишком сложные для них произведения.

Ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не

чувствует

собственной

беспомощности,

а

получает

удовольствие

от

результатов своей работы. Лучше разучить несколько нетрудных пьес и

играть их на высоком уровне, чем «мусолить» одну сложную, так и не

добравшись до творческой её интерпретации.

Следует

часть

урока

посвящать чтению с

листа

несложных

произведений. Часто старший ученик, пришедший на урок, аккомпанирует

младшему, читая свою партию с листа. Совместная игра отличается от

сольной прежде всего тем, что и общий план, и все детали интерпретации

являются плодом разумной и творческой фантазии не одного, а нескольких

исполнителей и реализуются их общими усилиями.

Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с

предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех

исполнителей. Синхронность является результатом важнейшим качеством

ансамбля – единого понимания и чувствования партнёрами темпа и

ритмического пульса.

В

области

темпа

и

ритма

индивидуальности

исполнителей

сказываются очень отчётливо. Незаметное в сольном исполнении лёгкое

изменение темпа или незначительное отклонение от ритма при совместной

игре может резко нарушить синхронность. Ансамблисты в таких случаях

«уходит» от партнёра, опережая его или отставая. Малейшие нарушения

синхронности

при

совместной

игре

улавливаются

слушателями.

Музыкальная ткань оказывается разорванной, голосоведение гармонии

искажается.

Игра

в

ансамбле

помогает

музыканту

преодолеть

присущие

ему

недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жёсткий ритм;

помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным.

Синхронность является первым техническим требованием игры. Нужно

вместе взять и снять звук, вместе выдержать паузы, вместе перейти к

следующему звуку.

Динамика является одним из самых действенных, выразительных

средств.

Умелое

использование

динамики

помогает

раскрыть

общий

характер музыки, её эмоциональное содержание и показать конструктивные

особенности форм произведения. Особо важное значение приобретает

динамика в сфере фразировки. По-разному поставленные логические

акценты кардинально меняют смысл музыкального произведения.

Признавая существенную роль динамики в исполнительском искусстве, не

следует забывать и о других средствах выразительности, аналогичное

увеличение громкости, уплотнение фактуры производит появление новых

регистров и тембров. Своеобразный ритмический рисунок или характерный

штрих может выделить какой – либо голос из общего звучания не меньше,

чем динамика.

В практике работы по классу ансамбля музыкальное воспитание

имеет разные формы: беседы о музыке на уроке, классные часы, совместные

посещения концертов, выставок с последующим их обсуждением.

Важной частью работы в классе ансамбля является проведение концертов,

тематических классных собраний в форме концертов.

На таких встречах выступают учащиеся и педагоги, звучат ансамбли

концертов разных стилей и жанров музыки.

Педагог может расписать партии для каждого ученика, учитывая

индивидуальные возможности, способности.

Участие

учеников

в

игре

ансамбля,

помимо

ознакомления

с

разнообразными приёмами, способствует развитию чувства коллективизма,

чего порой не хватает ученикам, привыкшим, в основном, к условиям

индивидуального обучения.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендуемые для

изучения в классе ансамбля, даётся в годовых требованиях. Для каждого

класса в программе даны примерные перечни музыкальных произведений

(различные по уровню трудности) для исполнения на академических

концертах в течение учебного года и примерные программы в выпускном

классе.

Перечень рекомендуемых сборников, примерные репертуарные

списки по классам даны в приложении.

Начинать обучение ансамблю рекомендуется в подготовительных группах.

В индивидуальном плане ученика фиксируется репертуар, учитывая

то, что некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного

исполнения, другие для показа в классе, третьи – в порядке ознакомления.

Занятия ансамблем возможно проводить как на уроке, (подготовительный

класс, 1, 2, класс) так и вне его – в рамках «Предмета по выбору» - ансамбль

(3, 4, 5 класс), в классах профессиональной ориентации (6, 7, 8 классы).

ЦЕЛЬ программы по классу ансамбля:

работать над воспитанием эмоционального

восприятия ансамблевых музыкальных произведений;

стимуляция мышления, памяти учащихся;

активное чтение с листа в ансамбле («эскизное» изучение

ансамблевых произведений);

активное публичное выступление по классу ансамбля;

пробуждать, развивать интерес к музыке;

воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.

Задачами педагога в работе по классу ансамбля:

научить

учащихся

понимать

ансамблевые

музыкальные

произведения, разбудить его творческие способности;

научить работать, (увлечь и зажечь ученика!);

подготовить ученика, обладающего определёнными знаниями по

классу ансамбля для самостоятельной работы в данном направлении;

научить ученика грамотному и осмысленному чтению нот с листа

при игре в ансамбле.

Задача воспитания ученика:

Развивать интерес к музыке ансамбля;

Понимание высокой общественной роли искусства ансамбля;

Направлять музыкальное развитие учащегося;

Углублять музыкально – исторические и теоретические знания в

связи с работой в классе ансамбля;

Развивать чувство ответственности, сознательную дисциплину, волю

к преодолению трудностей и другие качества;

Воспитывать любовь к народной музыке, к искусству родной страны,

к русской классической музыке, реалистическим произведениям советских

композиторов,

к

произведениям

зарубежной

классики

и

творчеству

современных зарубежных композиторов.

Краткие методические рекомендации

Основной формой учебной и воспитательной работы в классе

ансамбля является урок, который проводится в форме индивидуального

занятия, а также в группе (2,3,4 человека). В процессе урока следует

использовать различные формы урока, («проверка выполнения домашнего

задания,

объяснение

характера

исполняемого

произведения,

указание

относительно работ над заданиями и т.д.»). В большинстве случаев более

целесообразен такой метод работы, при котором вначале прослушивается

заданное произведение, а затем уже делаются необходимые указания.

Сочетание исполнения педагогом ансамблевого произведения целиком или

частично, со словесным объяснением - следует признать наилучшей формой

классной

работы,

стимулирующей

интерес,

внимание

и

активность

учащегося.

Способы прохождения учебного материала по ансамблю должны

видоизменяться в соответствии с теми задачами, которые стоят перед

учащимися на каждом этапе его музыкально – художественного и

технического развития в классе ансамбля. Педагог должен всесторонне

развивать

музыкальный

кругозор

учащегося

в

обучении

учащихся

ансамблевой музыки. Помимо произведений, которые учащиеся изучают

детально, он должен знакомиться с разной ансамблевой литературой

(оригинальной и в переложении). При этом допустимо различная степень

завершённости работы. Преподаватель в работе с ансамблевой музыкой

должен приучать учащихся к обобщению приобретаемых знаний и навыков,

к умению практически применять их при получении новых знаний.

Планирование учебной работы и глубоко продуманный выбор репертуара

является

важнейшими

факторами,

способствующими

правильной

организации учебного процесса по классу ансамбля. При составлении

индивидуального плана ученика педагог должен стремиться к всестороннему

развитию исполнительских данных учащегося, к охвату всех разделов

репертуара ансамблевой музыки. В ансамблевый репертуар следует включать

произведения разные по содержанию, форме, стилю и фактуре. Учебный

материал ансамблевой музыки должен соответствовать индивидуальным

особенностям учащихся, уровню его общемузыкального и пианистического

развития, и возникающим на каждой ступени этого развития новым

педагогическим задачам. Приложенные ниже репертуарные списки являются

примерными и не должны сковывать инициативы педагога.

Педагог должен продуманно подбирать материал для разбора и

изучения ансамбля, учитывая интересы и запросы ученика. Не следует давать

произведения, которые не могут по своему содержанию и музыкальному

языку не могут доставить данному ученику удовлетворения в работе.

Материал по ансамблю должен быть доступным, увлекательным и иметь

воспитательное и познавательное значение. Важна систематичность работы

над развитием навыков самостоятельного разбора произведений ансамбля

как в классе, так и дома.

Даже играя одну ноту, ребёнок знакомится с названием клавиш, с

диапазоном

инструмента,

осваивает

ритмические

закономерности,

элементарную динамику, а также первоначальные игровые движения.

Попутно у детей развивается и звуковое воображение, начинающие

играть имитируют звуки башенных часов, призывы кукушки, эффекты эха.

Прежде всего ученику надо показать «До» первой октавы, «Ми» первой

октавы и научить естественным движением и собранной рукой равномерно

извлекать этот звук 2-ым или 3-им пальцем. Примером могут служить

«Песня о родине» И. Дунаевского, «Родина слышит…» Д. Шостаковича.

В песенке Старокаданского «Весёлые путешественники» ученик должен

играть уже знакомую «ми» I- ой октавы, но на слабой доле.

Не менее важен материал для ансамблевого музицирования в

педагогике

младшего

звена.

Если

в

дошкольном

обучении

(Д/сад,

подготовительный класс) у ребёнка не сформировался ещё необходимый для

начала обучения запас навыков музыкальной речи, то время, отведённое на

период донотного ансамблевого музицирования, должен увеличиваться.

Важно в дальнейшем не прекращать занятий по чтению с листа в

ансамбле.

Среди пособий, предназначенных для этих видов работы выделяется:

1). Агафонников В. «Музыкальные игры»

«27 пьес для начинающего пианиста» М., 1991.

2) Бородин А., Кюн Ц., Лядов Н., Римский – Корсаков Н. «Парафразы»

«24 вариации и 15 пьес на неизменяемую известную тему»

Данные

музыкальные

пособия

посвящаются

маленьким

пианистам,

способным сыграть тему одним пальцем каждой руки.

3) Бахмацкой О. «Здравствуй малыш»

Песни и ансамбли для дошкольного и младшего школьного возраста для

пения и игры. Цветное оформление, стихи, рисунки – иллюстрации к

музыкальным текстам, игра – пособия с большим нотным станом, нотами –

фишками, на основе которых занимательно преподаются основы нотной

грамоты, служат пробуждению интереса и активности ребёнка.

Репертуарное направление здесь близко тому, которое наблюдалось в

сборнике

«Ансамбли»

от

народной

музыки,

произведений

советских

композиторов - к музыкальной классике.

II раздел сборника целиком занят ансамблями. Сначала дуэтами, затем

ансамблями для 2-х фортепиано.

Здесь 2 вида репертуарных заданий. Первый связан с народной музыкой,

второй – переложения отрывков из симфонических, оперных, камерных и

вокальных произведений

В период донотного музицирования и на первых уроках в 1 классе можно

использовать также «Музыкальный букварь» Н. Ветлугиной. Автор адресует

своё пособие подготовительным группам музыкальной школы.

Здесь музыкальное объединение с рисунком и стихами. Начинать занятия

по этим сборникам можно в 4 – 5 лет! Он также может быть использован для

чтения с листа в ансамбле на уроке в 1 и 2 классах.

Музыкальные знания навыки, необходимые для игры пьес сборника, не

превышают уровня трудности I полугодия занятий в ДШИ. Образность,

мелодичность, тактичное использование средств выразительности сообщают

музыкальному материалу привлекательность и облегчают его усвоение.

Расширение музыкальных представлений детей по ансамблю на раннем

этапе обучения может служить альбом аккордеониста «Я музыкантом быть

хочу», составленный Игнатьевым В., Игнатьевой Л. Он предназначен для

обучения пяти – шестилетних детей

в течении 2-х лет. Здесь также

музыкальные

ансамбли,

пьесы

сопровождаются

стихами

и

весёлыми

картинками.

Тексты

соответствуют

возрастному

восприятию

-

это

всевозможные детские считалки, припевки, дразнилки, шумелки, песенки из

мультфильмов.

В

книжке

оживают

персонажи

из

детских

сказок,

радиопередач, пластинок. Музыкальный язык пьес и песенок в целом близок

народной песенно – танцевальной интонации, а необходимые технические

навыки ограничены здесь поочередной игрой рук, освоением основных

штрихов и динамических градаций.

В качестве материала для музицирования по ансамблю можно шире

привлекать самые различные детские музыкальные издания: «Гусельки»,

«Ну, погоди!», «Удивительный колобок», «Ребёнок за роялем» (Соколовой)

Милич В.

Учитель

может

приводить

очень

много

других

интересных примеров, используя сборники:

В.

Игнатьева

«Я

музыкантом

стать

хочу»

1,

2

части,

А.

Мирек.

«Самоучитель игры на аккордеоне»

Прогнозируемые результаты:

- умение играть в классе ансамбля осмысленно с пониманием характера,

стиля, звука данной музыкальной пьесы;

- умение без особых затруднений справляться с музыкальным репертуаром

ансамбля в соответствии своего класса.

Примерный репертуарный список

Примерные репертуарные списки, приводимые в данной программе не

являются исчерпывающими, педагог может варьировать объём и сложность

программы, пополняя репертуарные списки за счёт выходящих из печати

нового учебно – инструктивного материала.

Подготовительный класс

Репертуар дошкольника

А.Мирек «Самоучитель игры на аккордеоне»,

«Первые шаги» (по выбору М., 1989

«Маленький аккордеонист» С – П., 1998

«Калинка» Л. Хереско «Весёлые картинки» (по выбору)

А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой» М., 1992

1 класс

Американская народная песня

Белорусская народный танец «Бульба»

Блага В. «Танец»

Вилькорейская Т. « Скакалочка»

Витлин В. «Детская песенка»

Гречанинов А. соч. 99. «На зелёном лугу»

Гречанинов А. «Пьеса»

Гай П. «Хор девушек»

Грузинская народная песня «Светлячок»

Грузинская народная песня «Сны фиалки»

«Ансамбль для одного фортепиано в 4 руки» вып. 3.

Корещенко А. «Майская песня»

Кюи Ц. «Слети к нам тихий вечер»

Китайская народная песня

Переложение и обработка Кузнецова «Брат и сестра» народные песни и

лёгкие ансамбли вып. 1.

Красев М. «Колыбельная»

Кабалевский Д. «Наш край»

Кабалевский Д.«Про Петю»

Калинников В. «Тень – тень»

составители Кувшинников Н. , Соколов М. «Школа игры на фортепиано для

1 года обучения»

Латышская народная песенка

Лобычев Г. «Кот Васька»

Левина В. «Тик – так»

Латвийский народный танец «Рыбачок»

составители: Ляховицкая С. Баренбойм Л. «Сборник фортепианных пьес,

этюдов и ансамбли». 1 часть.

Лазаренко А. «Зимняя забава»

Моцарт Л. «Песня»

Моцарт В. «Тема вариаций»

Макаров Е. «Марш»

Мусоргский «Поздно вечером сидела»

Майкопар С. соч. 29. «Первые шаги»

составитель Натансон В. «Лёгкие пьесы для фортепиано в 4 руки»

обработка В. Нидмы Чешская народная песня

ред. Николаева А. «Школа игры на фортепиано»

Иорданский М. «Песенка про чибиса»

Составитель и ред. В. Натансон «Брат и сестра»

составитель В. Натансон «Избранные ансамбли»

народные песни и танцы вып. 2.

Польская народная песня «На охоту»

Русская народная песня «Колыбельная»

Русская народная песня «Из – за дуба», «Дуня – тонкопряхя»

Русская народная песня «Здравствуй, гостья зима!»

обработка Римского – Корсакова Н.

составитель П. Ройзман., Натансон В. «Юный пианист» вып.1 .

Сорокин К. «Украинская колыбельная»

Старокадомский «Что за дерево такое?»

Украинская народная мелодия «Птичка»

Украинский народный танец «Казачок»

Украинская народная песня «Ехал казак на Дунай»

Украинская народная песня «Журавль»

«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано» вып. 1.

1 – 2 класс составители: Любомудрова М., Сорокин К., Туманян А.

Хренников Т. «Песня девушек» из оперы «В бурю»

Чешская народная песня

Чайковский П. И. «Майский садик» Шуберт Ф. «Швейцарская песня»

обработка Чайковского Русская народная песня «Исходила младёшенька»

Чекалов П. «Канон»

2 класс

Бекман - Щербина Е. «3 детские пьесы» для 2-х фортепиано в 4 руки

Беркович И. соч. 30 «Фортепианные ансамбли»

Бах И. «Песня»

Беркович И. «Восточный напев»

Балакирев М. «На Волге»

Бетховен Л. соч. 113 «Марш» из музыки «Афинские развалины»

Ванкхаль Я. «2 пьесы»

Глинка М. «Жаворонок»

Глинка М. «Краковяк» из оперы «Иван Сусанин»

Глинка М. «Ходит ветер у ворот»

ГлинкаМ. «Танец» из оперы «Иван Сусанин»

КалинниковВ. «Сосны»

составители Любомудрова Н., Сорокин К., Туманян А.»Хрестоматия

педагогического репертуара для фортепиано» вып. 1. 1 – 2 класс.

составитель Ляховицкая С. «Сборник пьес, этюдов и ансамблей» часть 2.»

Моцарт В. «Колыбельная песня»

Мусоргский Д. «Поздно вечером сидела»

ред. Николаева «Школа игры на фортепиано»

Осокин «Танцы из балета»

Прокофьев С. «Фрагменты из музыки к кинофильмам и драматическим

спектаклям»

Ребиков В. «Лодка по морю плывёт»

Римский – Корсаков Н. «Белка»

составитель Ройзман П., Натонсон В. «Юный пианист» вып. 1.

Сибирский В. «Жили – были два кота»

Старокадомский М. «Любитель – рыболов»

Украинский танец «Д

Хор из оперы «Хованщина»

Чайковский П «50 русских народных песен»

Чайковский П. «Танец лебедей» из балета «Лебединое озеро»

Чайковский П. «Вальс» из балета «Спящая красавица»

Чайковский П. «Обрывок» из балета «Лебединое озеро»

Шуберт Ф. «Немецкий танец»

3 класс

Аренский А. «Гавот», «Романс»

Блантер М. «Футбол» спортивный марш

Беркович И. соч. 30 «Фортепианные ансамбли»

Бетховен Л. «2 немецких танца»

Брамс И. «Колыбельная»

Беркович И. «Вальс»

Балаев Г. «Каноны», «Пьеса», «Знакомая тропинка», «В лодке»

Балаев Г. «Как по нашей улице», «Казачья»

Бартон Б. «Венгерская песня»

Гайдн И. «Менуэт быка»

Григ Э. «В лесу»

Дроздов «№ пьесы на народные темы»

Дунаевский И. «Девчонки – мальчишки»

Мусоргский М. «Гопак»

Моцарт В. «Ария Дон Жуана» из оперы «Дон Жуан»

Моцарт В. «Ария Церлины»

Моцарт В. «Менуэт»

Мурзин «Бабушка и дедушка»

Прокофьев С. «Петя» отрывок из симфонической сказки»Петя и волк»

Раков Н. «На прогулке»

Разорёнев С. «Птичка»

Сибирский «Тающие льдинки»

Узбекская народная песня «Весна»

Флисс Б. «Колыбельная», «Жили – были 2 братца»

Ходящев В. «2 чувашские мелодии» (народный танец, дивичий танец)

Чайковский П. «Вальс» из оперы «Евгений Онегин»

Чайковский П. «Под яблонью зелёною», «Колыбельная в бурю», «Вспомни,

вспомни…»

Шостакович Д. «Колыбельная»

Шуберт Ф. «Вальс» переложение Повжиткова Л.

обработка Щедрина Р. Русская народная песня

4 класс

Аренский А. соч. 34 «6 детских пьес» (для фортепиано в 4 руки)

«Сказка»

«Вальс»

«Фуга» на тему «Журавль»

Балакирев М. «14 избранных русских народных песен» (по выбору)

Балаев Г. «Казачья»

«Родной напев»

«Армянский танец»

«Горный ручей»

«На горной тропе»

«Танго»

«Испанский танец»

Балаев Г. «На карнавале»

Бах И. «Рондо» «Концерт» ? - cur

Глинка М. «Вальс» из оперы «Иван Сусанин» (для 2-х фортепиано в 8 рук)

Глинка М. «Танец» из оперы «Иван Сусанин»

Глиэр Р. соч. 41. «Песня»

Иорданского М. «Чибис» Фантазия – шутка для фортепиано в 4 руки

Кюи Ц. соч. 74 «10 пьес» (по выбору)

Лядов А. «Протяжная», «Колыбельная» соч. 58.

Моцарт В. «Ария Керубино» из оперы «Свадьба Фигаро»

Медведовский Е. «Вместо дикселенда»

Островский А. «Девчонки и мальчишки» обработка Стемпневского С.

Прокофьев С. «Кошка» из симфонической сказки «Петя и волк»

Парцхаладзе М. «Шествие» соч. 46 № 1.

«Вальс»

«Короткий хвост, холодный нос» соч. 24А

«В родном краю» соч. 46.

Рубинштейн «Горные вершины»

Фоглер «Концерт» До- Мажор

Чайковский П. «5 русских народных песен»

5 класс

Аренский Н. соч. 34 «Вальс»

Бородин «Полька»

Бах И. «Рондо» из концерта Соль- Мажор

Баневич С. «2 пьесы» из цикла «По сказкам Андерсена»

1) «Северное сияние»

2) Танец разбойников»

Балаев Г. «На горной тропе»

« Вечерний город»

«С днём Рождения»

Бах И. «Шутка» из сюиты си - минор

Бизе Ж. «Кукла»

Глинка М. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

Григ Э. соч. 35 «Избранные произведения»

«Норвежский танец»

«Канон»

Гендель Г. «Концерт» Фа – Мажор I часть.

«Концерт» Си – бемоль -Мажор I часть

Глазунов А. «Романеска» из балета «Раймонда»

Королёв И. «Синематограф» переложение Федосова Д.

Кабалевский Д. «Марш»

«Гавот»

Минков М. «Старый рояль» переложение Минаева В.

Мусоргский М. «Гопак»

Моцарт В. «Менуэт» Симфония Ми – бемоль - Мажор

Прокофьев С. «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта»

« Гавот» из классической сюиты

соч. 67 «3 отрывка из симфонической сказки «Петя и волк»»

Роулли А. «Миниатюрный концерт» для фортепиано с оркестром

Свиридов Г. «Вальс» из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина

«Метель»

Хачатурян А. «Шествие лимона» из балета «Чипполино»

Шостакович Д. «Тарантелла»

«Прелюдия»

Шуман Р. соч. 85. «Игра в прятки»

обработка Чайковского П. и Лядова А. «Русские народные песни»

(по выбору)

Чайковский П. «Танец пастушка» из балета «Щелкунчик»

6 класс

Аренский Н. «Полонез»

«6 детских пьес» соч. 34.

Бизе Ж. «Детские игры»

Бизе Ж. «Волчок»

Балаев Г. «Звёздная россыпь»

«Скерцо»

Гайдн И. «Венгерское рондо»

Глинка М. «Полька»

Глиэр Р. «Народная песня» соч. 61.

Григ Э. сюита «Пер Гюнт»

«Утро»

«Танец Анитры»

« В пещере горного короля»

Дунаевский И. «Увертюра» к к/ф «Дети капитана Гранта»

Кабалевский Д. «Гавот»

«Вальс»

Прокофьев С. «Сцены и танцы» из балета «Ромео и Джульетта» соч. 75.

Парцхаладзе М. «Детские пьесы» тетрадь 1.

«В цирке» соч. 31.

«Спортивный марш» соч. 56.

Полунин Ю. «Концертино» переложение фортепиано и струнного

фортепиано

Палеашвили З. « «Мирзоя»

Раков Н. «Пьесы»

Раков Н. «Протяжная»

Раков Н. «Серенада» переложение Федосова Д.

Ройтерштейн «Арабский напев»

Цфасман А. «Неудачное свидание» переложение Минаева В.

Хачатурян А. «Вальс» из музыке к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»

Хачатурян А. «Погоня» из балета «Чипполино»

Чайковский П. «Вальс» из балета «Спящая красавица»

«Марш» соч. 73.

«Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик»

7 класс

Азарашвили «Хота»

Арутюнян «4 пьесы»

Бизе Ж. «Антракт к III действию оперы «Кармен»

Балаев Г. «Ноктюрн»

« Элегическая пьеса»

Бах. И. «Концерт фа – минор для фортепиано и оркестра

Балакирев М. «Песенка без слов»

Брамс И. «Венгерский танец»

Брамс И. «Русский сувенир», «Вальс» из кинофильма

«Приключения Толи Клюквина»

«Восточный танец» соч. 65 № 3.

Григ Э. «Утро» из сюты «Пер Гюнт»

Дога Е. «Сонет»

Дебюсси «Шествие и танец»

Дворжак Н. « Славянские танцы» соч. 46.

Ипполитов - Иванов М. «Грузинский марш»

Крылатов Е. «Воспоминание»

Кабалевский Д. «Рапсодия» на тему «Школьные годы» для фортепиано

и оркестра

«Концертный вальс» соч. 17

а

Львов – Компанеец Д. «2 пьесы»

«Деревенская кадриль»

«За околицей»

Петров А. « Баллада» X

Парцхаладзе М. сборник «Детские пьесы» IV тетрадь

Парцхаладзе М. «Лесные картины» соч. 45

а

«Рассвет над озером»

«Непослушный лосёнок»

«Солнечный луг»

«Белка – непоседа»

« В лесной чаще»

« Тихий вечер»

«На опушке»

Свиридов Г. «Зимняя дорога» иллюстрация к драме А.С. Пушкина «Метель»

Сорокин К. « Павлин» из балета «Гадкий утёнок»

Хренников Т. «Ноктюрн»

Хренников Т. Адажио из балета «Гусарская баллада»

Шварц И. «Мелодия белой ночи»

Шостакович Д. «Концертино» для 2-х фортепиано

Шостакович Д. «Тарантелла»

Эшпай Э. «Венгерский танец»

Эйгес «Африканские мелодии»

«Колокола»

Годовые требования по классам

Первый класс

В течение года педагог должен проработать с учеником 15 – 20 ансамблевых

произведений, в том числе в порядке ознакомления: пьесы песенного,

танцевального жанра, пьесы с элементами полифонии.

Приобщение ученика к ансамблевому музицированию (чтение нот с листа в

ансамбле)

Второй класс

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником примерно

12 – 18 ансамблевых произведений, в том числе в порядке ознакомления.

Чтение нот с листа мелодий песенного характера с её несложным

сопровождением в виде опорных звуков в басу (в ансамбле!). Игра с

учащимся простых ансамблевых пьес разных жанров.

Третий класс

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником примерно

10 – 15, в том числе в порядке ознакомления, ансамблевых пьес + чтение нот

с листа в ансамбле.

Четвёртый класс

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником примерно

10 – 12 ансамблевых произведений, в том числе в порядке ознакомления.

Дальней шее освоение чтения нот с листа в ансамбле. Знакомство со стилем

«Джаз»

Пятый класс

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8 – 10

ансамблевых произведения, в том числе в порядке ознакомления. Чтение с

листа.

Шестой, седьмой класс

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 6 – 8

ансамблевых произведения, в том числе в порядке ознакомления.

Чтение нот с листа.

Рекомендуемая методическая литература.

1. Мирек А. «Самоучитель игры на аккордеоне», 1985.

2. Алексеев А. «О воспитании музыкального исполнения

ансамблевой музыки» М., 1980

3. Алексеев А. «Воспитание музыканта» М., 1980.

4. Антошина М. «Музыкальное развитие детей в ДМШ»

сборник «Музыканту – педагогу» М., 1939.

5. Алексеев А. «Педагог творческого поиска» № 2. , 3. М., 1980

6. Артобалевская А.Д. «Первая встреча с музыкой» М., 1978.

7. Артобалевская А. Д. «Первая встреча с музыкой» из опыты работы

педагога с детьми дошкольного и младшего школьного

возраста, М., 1935.

8. Астафов Б. «О музыкальных творческих навыках у детей»

сборник избранных статей о «музыкальном просвещении

и образовании» М., 1978.

9. Баренбойм Л.А. «Музыкальная педагогика и исполнительство» Л., 1974

10. Баренбойм Л.А. «Вопросы педагогики и исполнительства»

Л., 1969.

11. Баренбойм Л.А. «Путь к музицированию» Л., 1973.

12.. Баринова М. «О развитии творческих способностей в классе ансамбля»

Л., 1961.

13.. Бирман Л. «О художественной технике» М., 1973.

14.. «Вопросы музыкальной педагогики» Сборник статей ред

составитель Натансон В., Рощина Л. вып. 5. М., 1984.

15.. «Вопросы музыкальной педагогики» Сборник статей вып. 1 – 3,

М., 1963, 1967, 1971, 1976.

16. «Воспитание учащихся в классе ансамбля» Сост. Нимич В. К., 1964

17. Готлиб И. «Фактура и темп в ансамблевых произведениях» М., 1980

18. Зеленин В. «Работа в классе ансамбля» М., 1977.

19. Липецкий «Некоторые особенности использования выбранных средств

в ансамбле» М., 1988.

20. Ляховицкая С. «Развитие навыков самостоятельности у

юных музыкантов»,

Сборник «Вопросы методики преподавания в ДМШ» М., 1965.

21. «Методические указания в помощь педагога музыкальных школ»

Центральный Методический кабинет по детскому

музыкальному и художественному образованию. М., 1972.



В раздел образования