Напоминание

Индивидуальные занятия по развитию познавательной сферы старших дошкольников


Авторы: Заикина Ольга Владимировна, Ольга Владимировна Заикина
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ "Румянцевская СОШ"
Населённый пункт: г.о. Истра
Наименование материала: Программа занятий
Тема: Индивидуальные занятия по развитию познавательной сферы старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Индивидуальные занятия по развитию

познавательной сферы старших дошкольников

Занятие 1.

Логическое мышление:

«Найди лишнее слово».

Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является

однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от

них и должно быть исключено.

Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».

· Старый, дряхлый, маленький, ветхий

· Храбрый, злой, смелый, отважный

· Яблоко, слива, огурец, груша

· Молоко, творог, сметана, хлеб

· Час, минута, лето, секунда

· Ложка, тарелка, кастрюля, сумка

· Платье, свитер, шапка, рубашка

· Книга, телевизор, радио, магнитофон

· Мыло, метла, зубная паста, шампунь

· Береза, дуб, сосна, земляника

Игра «4-лишний»

-развитие обобщения

Пирамидка – матрёшка – портфель – кукла;

Сосиски – печенье – тарелка – сыр;

Чайник – кружка – колбаса – кастрюля;

Кепка – шапка – шляпа – тапочки;

Перчатки – ботинки –сапоги – туфли;

Муха – воробей – стрекоза – кузнечик;

Мандарины – бананы – помидоры –лимоны;

Машина – троллейбус – самолёт – скакалка;

Синичка – индюк –гусь –петух;

Пенал – тетрадь – карандаш – юла;

Сом – щука – жук – окунь;

Куртка – полотенце – платье – костюм.

Память:

Упражнение «Осень».

Цель: развитие смыслового запоминания

Возраст: с 5 лет.

Я прочитаю тебе стихотворение. Прошу тебя нарисовать, то о чем говорится в этом стихотворении.

Миновало лето

Осень наступила,

На полях и в рощах

Пусто и уныло

Птички улетели,

Стали дни короче.

Солнышко не видно,

Темны, темны ночи.

После того, как рисунок будет закончен, стихотворение заучивается.

Восприятие:

Игра «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ПРЕДМЕТ»

Предназначена для детей 4—6 лет.

Ребенку предлагаются картинки: отдельно нарисованный эталон лампы и еще несколько рисунков

ламп, среди которых ребенок должен найти такую же, как эталон. Задание ограничено во времени, на

изучение картинок дается только 30 секунд. После этого ребенок должен дать ответ.

Для детей 4 лет можно оставить эталон перед глазами, для более старших детей эталон следует

просто закрыть листом белой бумаги. Такой вариант задания позволит развивать не только

восприятие ребенка, но и память, и внимание.

задание: Внимательно посмотри на лампу. Среди других 8 ламп найди такую же.

Воображение:

Упражнение

«На что похожи наши

ладошки

»

Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и

придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т. д.). Предложить

создать рисунок на основе обведенных ладошек.

Внимание:

1.

Помоги зайчику найти морковку

2.

Что перепутал художник

Занятие 2.

Логическое мышление:

Найди лишнюю картинку».

Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по

общему признаку, а четвертая лишняя.

Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите ему лишнюю убрать. Спросите:

«Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

Отметьте, выделяет ли ребенок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы.

Если вы видите, то ребенку трудно достается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с

ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное

заинтересовать ребенка игровой формой задания.

«Назови слова…»

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

· Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)

· Назови, слова, обозначающие домашних животных

· Назови, слова, обозначающие диких животных

· Назови, слова, обозначающие наземный транспорт

· Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт

· Назови, слова, обозначающие водный транспорт

· Назови, слова, обозначающие овощи

· Назови, слова, обозначающие фрукты

· Назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…)

Память:

Игра «День рождение куклы».

Цель: развитие зрительной и слуховой памяти.

Возраст: с 3 лет.

Взрослый сообщает, что у куклы наступил день рождения и скоро придут гости поздравить

именинницу. А как зовут гостей, они узнают позже. Взрослый достает 4-5 игрушек и называет их

имена. Затем все гости усаживаются за стол, и начинается чаепитие. Ребенок должен всех угощать

чаем, обращаясь по имени. Игру можно изменять, приглашая к кукле разных гостей и называя их

разными именами. Количество гостей постепенно увеличивается.

Восприятие :

Игра «сравни предмет»

Дошкольнику следует предлагать задания, направленные на развитие восприятия величины,

размера предмета. Сравнивая предметы между собой, ребенок сможет лучше усвоить целый ряд

понятий: больше, меньше; короче, длинее; шире, уже; ниже, выше.

1) На каком из рисунков расположена самая большая чашка?

2) На каком из рисунков находится самая маленькая елка?

3) На каком из рисунков расположен забор, который ниже других?

4) На какой из картинок нарисована кисточка, которая длиннее других?

5) На какой из картинок изображена самая узкая лента?

6) На какой из картинок изображен самый большой чемодан?

7) Покажите картинку, где находится карандаш, который короче других.

Воображение:

Упражнение

«Волшебники»

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно

одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить

придумать, что совершил плохого «злой»волшебник и как его победил «добрый».

Внимание:

1.

Найди все круги на рисунках

2.

Найди пару каждому грибу

Занятие 3.

Логическое мышление:

Упражнение «Назови, одним словом».

- Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию.

Процедура:

1.Дети должны назвать каждую группу одним словом:

а) Вера, Анна, Надежда, Галина, Елена -…

б) Стол, диван, кресло, стул -…

в) Москва, Баку, Кишинев, Минск -…

г) Чашка, блюдце, стакан, кастрюля -…

д) Январь, март, май, август -…

2.Дети должны закончить начатое перечисление и назвать каждую группу одним словом:

а) Ботинки, туфли – это…

б) Прятки, жмурки – это…

в) Зима, осень - это…

г) Пальто, куртка – это…

д) Иванов, Петров, Сидоров – это…

Игра «Как это можно использовать?»

Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо

предмета.

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот

предмет.

Ребенок называет такие варианты:

· Рисовать

· Писать

· Использовать, как палочку,

· Указка

· Градусник для куклы и т.д.

Упражнение «Подбери признаки»

-развитие логического мышления и смысловой памяти.

-Подобрать -слова признаки по каждому слову

Игра (какая?)- интересная;

Снег (какой)- пушистый;

Вода (какая?) -холодная;

Луна (какая?)- круглая;

Дым (какой?) - густой);

День (какой)- солнечный;

Трава –

Крик-…

Стол -..

Окно -..

Дом -…

Память:

Игра «Какой игрушки не хватает?»

Цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.

Возраст: с 3 лет

Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите

одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «какой игрушки не хватает?». Игру можно усложнить: ничего не

убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в

неделю.

Восприятие:

Игра «сравни предмет»

Затем задания можно усложнять, просим ребенка сравнивать между собой несколько предметов:

1) На какой из картинок гриб ниже цветка?

3) На какой из картинок линейка шире ластика?

4) На какой из картинок кисточка короче карандаша?

5) На какой из картин

7) На какой из картинок дорога уже речки?

Затем можно предложить задания еще большей сложности:

1) Покажи картинку, где девочка больше мальчика, но меньше дерева.

3) На какой картинке береза выше ели, но ниже горки.

3) Покажи картинку, на которой корабль находится ближе к маяку и дальше от лодки.

Воображение:

Дорисуй картинку

Предлагается дорисовать незаконченную картинку

Внимание:

1.

Найди 5 отличий

2.

Что перепутал художник?

Используемая литература: Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей.- Ярославль, 1995 г.,

Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника. Ярославль,1996 г., Широкова Г.А., Жадько Е. Г.

Практикум детского психолога. Ростов н/Д,2005

Петраков А.В., Девина И.А. Развиваем внимание

. -- М., 2001



В раздел образования