Автор: Гусева Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО " ДХШ №2"
Населённый пункт: город Альметьевск Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Натюрморт из двух геометрических тел"
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка
« План-конспект
открытого урока на тему: Натюрморт из двух
геометрических тел»
Выполнил: Гусева Т. Н.
МБОУ ДО ДХШ № 2
г. Альметьевск 2017г.
План-конспект урока
на тему: Натюрморт из 2-х геометрических тел
Цель: - развитие пространственного мышления в решении творческих задач.
Выяснить усвоение предыдущего материала разными видами практической
деятельности.
Научить навыку видеть главное, логически осмысливать
увиденное и ясно представлять образ данной пластической массы.
- активизация познавательной деятельности, раскрытие созидательной силы и
способности
личности.
Формирование
своеобразной
отзывчивости
интеллекта
на
активную
умственную
работу,
побуждение
учащихся
к
активному поиску решения.
-
формирование
целеустремленности,
чувства
ответственно сти,
аккуратности, творческого отношения к выполнению задания. Вырабатывать
последовательность в работе над рисунком.
Дидактическое и материально-техническое оснащение:
2 натурных столика, 2 гипсовых куба, 2 гипсовых конуса, 2драпировки, 2
лампы.
Наглядное пособие с изображением геометрических тел, а также пособие
отображающее последовательность построения и изображения.
Работы учащихся предыдущих выпусков.
Материалы: графические карандаши, резинка, лист формата А3
Ход урока:
I.
Организационный
момент:
подготовка
рабочих
мест,
эмоциональный
настрой на работу.
II. Постановка проблемной ситуации.
Сегодня мы будем рисовать натюрморт из геометрических тел, которые ранее
мы строили и тонально прорабатывали каждый только отдельно. Натюрморт
в переводе с французского – «мертвая природа». Этим словом называют
сложный
и
разнообразный
жанр
изобразительного
искусства,
а
также
отдельное произведение, художественно воспроизводящее домашнюю утварь,
цветы, фрукты и другие неодушевленные предметы, в том числе и гипсовые
тела.
III. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Вначале давайте вспомним некоторые понятия и термины, которые нужны
для выполнения данного задания.
1.
Итак, что мы называем перспективой?
Перспектива (фр. perspective от лат. Perspicio - ясно вижу) - 1. Явление
кажущегося
искажения
пропорций
и
формы
тел
при
их
визуальном
наблюдении. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися на
горизонте
в
двух
точках
(спереди
и
сзади
наблюдателя);
2.
Способ
изображения объемных тел, передающий их собственную пространственную
структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве
возможно
различное
применение
перспективы,
которая
используется
как
одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.
Привычная
современным
людям
прямая
линейная
перспектива
-
плод
длительного
развития
человеческого
разума.
Некоторые
исследователи
отмечают,
что
первоначально
человеку
понятнее
обратная
перспектива
(например, детям, или представителям племён, оторванных от современной
цивилизации).
2.
Что такое тональная перспектива?
Тональная
перспектива
-
понятие
техники
живописи,
способ
передачи
светотеневых и колористических (а не линейных) качеств изображаемых
объектов. Тональная перспектива - это изменение в цвете и тоне предмета,
изменение
его
контрастных
характеристик
в
сторону
уменьшения,
приглушения
при
удалении
вглубь
пространства.
Принципы
тональной
перспективы первым обосновал Леонардо да Винчи.
Натурная постановка включает в себя конус на переднем плане и куб.
Прежде всего сравним высоту всей группы с её длиной. Это подскажет нам
положение листа бумаги. Отметим на нём основную пропорцию всей группы
натюрморта. Посмотрим в целом на всю постановку и мысленно представим
себе её изображение на бумаге, чтобы проверить, соответствуют ли размеры
рисунка
размерам
изобразительной
плоскости.
В
заданных
размерах
натюрморта определим место и размеры каждого предмета. Сравнив ширину
конуса с его высотой, обозначим штрихом найденные пропорции. Отметим
положение левой части контура куба и, сравнив ширину куба с шириной
конуса, зафиксируем положение правой части его контура. По основанию
конуса определим положение основания куба, а по ширине куба его высоту.
Цельное
видение
натюрморта
позволяет
одновременно
обозревать
и
сравнивать несколько предметов, сопоставляя их части между собой и по
отношению
к
целому,
затем
планомерно
строить
это
целое.
Обобщенно
линейно изобразим форму каждого предмета, сравним по массам натюрморт
и его изображение, после чего тщательно построим форму каждого предмета
и вновь всё в целом проверим.
3.Следующий этап - передача светотени карандашом.
Легко
наметим
границы
тени,
света
и
бликов
на
поверхностях
формы
предметов, на предметной плоскости и фоне. Найдем в натуре самый яркий
свет
и
самую
тёмную
тень.
Определим
тоновые
отношения
всех
поверхностей. Учтём что все предметы натюрморта и среда светлые, значит,
общее тоновое состояние должно быть светлым. Начнем с самой темной
падающей тени на фон и будем вести штриховку в той последовательности,
которая вытекает из натурных тоновых отношений: обозначим собственную и
падающую тени на конусе, затем на кубе.
Заштриховав затенённые планы всех предметов натюрморта, проверим,
насколько
верно
переданы
тоновые
отношения
между
ними.
Сделанное
позволяет
перейти
к
моделировке
объемной
формы
предметов
тоном.
Моделируем штрихами по форме от тени, постепенно ослабляя нажим в
сторону света и усиливая его от света к полутени. Выделим корпусные тени и
рефлексы, плавно их соединим с тенями. Сравнив все светлые поверхности,
покажем тоновые отношения между ними. Фон и предметную плоскость
моделируем одновременно с теми предметами, с которыми они связаны,
стремясь отметить положение поверхностей среды в пространстве и вместе с
этим – объемность предметов. Проследим характер границ всех предметов,
уточним их четкость или мягкость, вид одной формы на фоне другой.
Теперь оценим в целом изображение и натурную постановку, чтобы
понять,
подчинены
ли
все
элементы
рисунка
целому,
как
в
натуре;
не
«вырывается» ли какая-либо часть композиции из этого целого, из своего
пространственного плана; не нарушен ли общий светлый тон натюрморта.
Последний
этап
работы
направлен
на
обобщение
сделанного,
заставляет
практически ослабить или усилить тон какой-то части натюрморта, смягчить
либо выделить контур или край поверхности, то есть добиться целостности,
единства и соответствия натуре.
4.Практическая работа.
Наконец,
мы
приступаем
непосредственно
к
выполнению
самого
натюрморта.
Во время выполнения практической работы делаю целевые обходы:
1.)
контроль
организации
рабочего
места;
2.)
контроль
правильности
выполнения приёмов работы; 3.) оказание помощи учащимся; 4.) контроль
объёма и качества выполненной работы.
5. Анализ практической работы.
Прошу дежурных собрать работы учащихся и раскладываю вместе с ними
или развешиваю с тем, чтобы получилась выставка работ учащихся.
Затем провожу оценивание работ учащихся по принципу соответствия их
работ тем понятиям, о которых говорилось на уроке и требованиям к работе.
Выделяю лучшие работы. Если в отдельных работах есть существенные
ошибки, прошу автора самого их найти, так как в сравнении с другими они
хорошо видны.
Сравниваю сегодняшние работы с теми, которые они делать ранее, если есть
достижения – акцентирую на них внимание. В средних и слабых работах
нахожу что-либо хорошее, чтобы похвалить автора.
Говорю о том, что на следующем уроке мы завершим начатое задание.
Список литературы
1. Виноградова Г. Уроки рисования с натуры. - М.: Просвещение, 2010.
2. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. 3-е изд., перераб. и доп.
М., 2014.
3. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в
школе: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1998.
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е
издание. - М.: Просвещение, 2006.
5.
Раушенбах
Б.
В.
Системы
перспективы
в
изобразительном
искусстве:
Общая теория перспективы. - М.: Наука, 1986.
6.
Ростовцев
Н.Н.
Методика
преподавания
изобразительного
искусства
в
школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак-тов педин-тов. 3-е изд., доп.
и перераб. - М., 1998.
7.
Терентьев
А.Е.
Рисунок
в
педагогической
практике
учителя
изобразительного искусства: Пособие для учителей. 2-е изд., доп. и перераб. -
М., 1979.