Напоминание

"Натюрморт из двух геометрических тел"


Автор: Гусева Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО " ДХШ №2"
Населённый пункт: город Альметьевск Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Натюрморт из двух геометрических тел"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

« План-конспект

открытого урока на тему: Натюрморт из двух

геометрических тел»

Выполнил: Гусева Т. Н.

МБОУ ДО ДХШ № 2

г. Альметьевск 2017г.

План-конспект урока

на тему: Натюрморт из 2-х геометрических тел

Цель: - развитие пространственного мышления в решении творческих задач.

Выяснить усвоение предыдущего материала разными видами практической

деятельности.

Научить навыку видеть главное, логически осмысливать

увиденное и ясно представлять образ данной пластической массы.

- активизация познавательной деятельности, раскрытие созидательной силы и

способности

личности.

Формирование

своеобразной

отзывчивости

интеллекта

на

активную

умственную

работу,

побуждение

учащихся

к

активному поиску решения.

-

формирование

целеустремленности,

чувства

ответственно сти,

аккуратности, творческого отношения к выполнению задания. Вырабатывать

последовательность в работе над рисунком.

Дидактическое и материально-техническое оснащение:

2 натурных столика, 2 гипсовых куба, 2 гипсовых конуса, 2драпировки, 2

лампы.

Наглядное пособие с изображением геометрических тел, а также пособие

отображающее последовательность построения и изображения.

Работы учащихся предыдущих выпусков.

Материалы: графические карандаши, резинка, лист формата А3

Ход урока:

I.

Организационный

момент:

подготовка

рабочих

мест,

эмоциональный

настрой на работу.

II. Постановка проблемной ситуации.

Сегодня мы будем рисовать натюрморт из геометрических тел, которые ранее

мы строили и тонально прорабатывали каждый только отдельно. Натюрморт

в переводе с французского – «мертвая природа». Этим словом называют

сложный

и

разнообразный

жанр

изобразительного

искусства,

а

также

отдельное произведение, художественно воспроизводящее домашнюю утварь,

цветы, фрукты и другие неодушевленные предметы, в том числе и гипсовые

тела.

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Вначале давайте вспомним некоторые понятия и термины, которые нужны

для выполнения данного задания.

1.

Итак, что мы называем перспективой?

Перспектива (фр. perspective от лат. Perspicio - ясно вижу) - 1. Явление

кажущегося

искажения

пропорций

и

формы

тел

при

их

визуальном

наблюдении. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися на

горизонте

в

двух

точках

(спереди

и

сзади

наблюдателя);

2.

Способ

изображения объемных тел, передающий их собственную пространственную

структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве

возможно

различное

применение

перспективы,

которая

используется

как

одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.

Привычная

современным

людям

прямая

линейная

перспектива

-

плод

длительного

развития

человеческого

разума.

Некоторые

исследователи

отмечают,

что

первоначально

человеку

понятнее

обратная

перспектива

(например, детям, или представителям племён, оторванных от современной

цивилизации).

2.

Что такое тональная перспектива?

Тональная

перспектива

-

понятие

техники

живописи,

способ

передачи

светотеневых и колористических (а не линейных) качеств изображаемых

объектов. Тональная перспектива - это изменение в цвете и тоне предмета,

изменение

его

контрастных

характеристик

в

сторону

уменьшения,

приглушения

при

удалении

вглубь

пространства.

Принципы

тональной

перспективы первым обосновал Леонардо да Винчи.

Натурная постановка включает в себя конус на переднем плане и куб.

Прежде всего сравним высоту всей группы с её длиной. Это подскажет нам

положение листа бумаги. Отметим на нём основную пропорцию всей группы

натюрморта. Посмотрим в целом на всю постановку и мысленно представим

себе её изображение на бумаге, чтобы проверить, соответствуют ли размеры

рисунка

размерам

изобразительной

плоскости.

В

заданных

размерах

натюрморта определим место и размеры каждого предмета. Сравнив ширину

конуса с его высотой, обозначим штрихом найденные пропорции. Отметим

положение левой части контура куба и, сравнив ширину куба с шириной

конуса, зафиксируем положение правой части его контура. По основанию

конуса определим положение основания куба, а по ширине куба его высоту.

Цельное

видение

натюрморта

позволяет

одновременно

обозревать

и

сравнивать несколько предметов, сопоставляя их части между собой и по

отношению

к

целому,

затем

планомерно

строить

это

целое.

Обобщенно

линейно изобразим форму каждого предмета, сравним по массам натюрморт

и его изображение, после чего тщательно построим форму каждого предмета

и вновь всё в целом проверим.

3.Следующий этап - передача светотени карандашом.

Легко

наметим

границы

тени,

света

и

бликов

на

поверхностях

формы

предметов, на предметной плоскости и фоне. Найдем в натуре самый яркий

свет

и

самую

тёмную

тень.

Определим

тоновые

отношения

всех

поверхностей. Учтём что все предметы натюрморта и среда светлые, значит,

общее тоновое состояние должно быть светлым. Начнем с самой темной

падающей тени на фон и будем вести штриховку в той последовательности,

которая вытекает из натурных тоновых отношений: обозначим собственную и

падающую тени на конусе, затем на кубе.

Заштриховав затенённые планы всех предметов натюрморта, проверим,

насколько

верно

переданы

тоновые

отношения

между

ними.

Сделанное

позволяет

перейти

к

моделировке

объемной

формы

предметов

тоном.

Моделируем штрихами по форме от тени, постепенно ослабляя нажим в

сторону света и усиливая его от света к полутени. Выделим корпусные тени и

рефлексы, плавно их соединим с тенями. Сравнив все светлые поверхности,

покажем тоновые отношения между ними. Фон и предметную плоскость

моделируем одновременно с теми предметами, с которыми они связаны,

стремясь отметить положение поверхностей среды в пространстве и вместе с

этим – объемность предметов. Проследим характер границ всех предметов,

уточним их четкость или мягкость, вид одной формы на фоне другой.

Теперь оценим в целом изображение и натурную постановку, чтобы

понять,

подчинены

ли

все

элементы

рисунка

целому,

как

в

натуре;

не

«вырывается» ли какая-либо часть композиции из этого целого, из своего

пространственного плана; не нарушен ли общий светлый тон натюрморта.

Последний

этап

работы

направлен

на

обобщение

сделанного,

заставляет

практически ослабить или усилить тон какой-то части натюрморта, смягчить

либо выделить контур или край поверхности, то есть добиться целостности,

единства и соответствия натуре.

4.Практическая работа.

Наконец,

мы

приступаем

непосредственно

к

выполнению

самого

натюрморта.

Во время выполнения практической работы делаю целевые обходы:

1.)

контроль

организации

рабочего

места;

2.)

контроль

правильности

выполнения приёмов работы; 3.) оказание помощи учащимся; 4.) контроль

объёма и качества выполненной работы.

5. Анализ практической работы.

Прошу дежурных собрать работы учащихся и раскладываю вместе с ними

или развешиваю с тем, чтобы получилась выставка работ учащихся.

Затем провожу оценивание работ учащихся по принципу соответствия их

работ тем понятиям, о которых говорилось на уроке и требованиям к работе.

Выделяю лучшие работы. Если в отдельных работах есть существенные

ошибки, прошу автора самого их найти, так как в сравнении с другими они

хорошо видны.

Сравниваю сегодняшние работы с теми, которые они делать ранее, если есть

достижения – акцентирую на них внимание. В средних и слабых работах

нахожу что-либо хорошее, чтобы похвалить автора.

Говорю о том, что на следующем уроке мы завершим начатое задание.

Список литературы

1. Виноградова Г. Уроки рисования с натуры. - М.: Просвещение, 2010.

2. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. 3-е изд., перераб. и доп.

М., 2014.

3. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в

школе: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1998.

4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений

VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е

издание. - М.: Просвещение, 2006.

5.

Раушенбах

Б.

В.

Системы

перспективы

в

изобразительном

искусстве:

Общая теория перспективы. - М.: Наука, 1986.

6.

Ростовцев

Н.Н.

Методика

преподавания

изобразительного

искусства

в

школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак-тов педин-тов. 3-е изд., доп.

и перераб. - М., 1998.

7.

Терентьев

А.Е.

Рисунок

в

педагогической

практике

учителя

изобразительного искусства: Пособие для учителей. 2-е изд., доп. и перераб. -

М., 1979.



В раздел образования