Автор: Кудаева Юлия Павловна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Чебурашка"
Населённый пункт: с. Боринское
Наименование материала: статья
Тема: Медиация в системе образования
Раздел: дошкольное образование
Медиация в системе образования.
Выбранная мой тема, на мой взгляд, является очень актуальной и значимой в до-
школьных образовательных учреждениях. Так как очень много конфликтных ситуа-
ций, которые приобретают в дальнейшем тяжелый характер. В статье рассматрива-
ется медиация как альтернативный способ решений конфликтных ситуаций в усло-
виях современного дошкольного образования.
Актуальность темы заключается в том, что главным условием полноценного раз-
вития личности ребенка – является его эмоциональное благополучие, которое в
условиях дошкольного образовательного учреждения во многом зависит от профес-
сиональности сотрудников образовательного учреждения, в частности воспита-
телей, создать в детском саду благоприятный психологический климат. Даже в
группах самых маленьких детей, где воспитатели уделяют особое внимание созда-
нию положительных взаимоотношений с коллегами, и тем самым создается благо-
приятная атмосфера в группе, детки жизнерадостны, мало ссорятся, умеют дружно
играть. В благоприятных условиях работы значительно легче заниматься самооб-
разованием, проявлять пристальное внимание, беседам и радостям своих коллег,
поддерживать их инициативы, творческие проявления, предвидеть возможные кон-
фликты в коллективе, предотвращать их.
Цель – это создание безопасной и доброжелательной среды, как предупреждения
конфликтных ситуаций, так и цивилизованного их решения.
Задачи:
1.
Обучать воспитателей, родителей и других участников образовательных от-
ношений цивилизованным методам урегулирования конфликтов.
2.
Организовывать просветительские мероприятия и информировать участни-
ков образовательных отношений о принципах и технологиях медиации.
3.
Проведение примирительных программ для участников конфликтных ситуа-
ций.
Вместе с тем педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения
– это сложная система, в которой сотрудничают люди с самыми различными инди-
видуально – психологическими особенностями и под влиянием различных полити-
ческих и экономических условий жизни. Эта сложная система отношений в данной
организации скрывает в себе возможность возникновения самых различных кон-
фликтов, которые специфичны как по содержанию и динамике, так и по способу их
разрешения. В дошкольной образовательной организации могут разгораться самые
различные конфликты: между администрацией и педагогическим коллективом либо
отдельными сотрудниками, между воспитателями и родителями. При разрешении
практически всех конфликтов, которые происходят в дошкольном образовательном
учреждении, может быть успешно применима медиация – способ урегулирования
способов при содействии независимого лица (медиатора) на основе медиативных
технологий.
Разрешить конфликты самостоятельно конструктивно и результативно, это сделать
очень сложно. При этом особой формой разрешения конфликтов является медиа-
ция.
Согласно Федеральному закону от 27.07.2014 № 193-ФЗ, под процедурой медиации
поднимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе
добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого реше-
ния [1, с.297].
Медиация – это эффективный метод урегулирования конфликтов с учетом третьей
(нейтральной) стороны, которая является заинтересованной в том, чтобы стороны
разрешали свой спор (конфликт) максимально выгодно для обеих сторон.
Медиативный подход – это возможность разрешать конфликты с использованием
различных техник и инструментов. Медиатор помогает подготовить почву для взаи-
мопонимания: выразить мнения, переживания сторон, а так же услышать их точки
зрения. Так же медиативный подход позволяет корректировать разногласия сторон
или ущемления интереса участников образовательного процесса. Функции по про-
движению этого подхода в дошкольном учреждении могут использовать психологи,
воспитатели и другие специалисты, чья дальнейшая деятельность напрямую связана
с образовательном процессом.
Современные медиативные технологии в дошкольных образовательных учре-
ждениях обусловлены необходимостью модернизации, определенных изменений в
системе дошкольного образования в сторону социального партнерства. В основу
медиативного подхода ложатся принципы медиации: уважение к человеку, конфи-
денциальность, доброжелательность, нейтралитет и толерантность по отношению к
человеку, принятие его таким, какой он есть с учетом всех его индивидуальных ин-
тересов и потребностей.
Медиаторы не работают непосредственно с конфликтом, не разрешают разногласия.
Они только помогают сторонам найти к решению:
— организуют переговоры;
— разъясняют цель процедуры;
— следят за поведением сторон;
— используют психологические методы, чтобы направлять дискуссию в конструк-
тивное русло.
Создание службы медиации в дошкольном учреждении позволит:
— конструктивно разрешать конфликты внутри педагогического коллектива;
— урегулировать индивидуальные споры;
— организовать помощь родителям воспитанников.
В дошкольном образовательном учреждении медиативный подход может приме-
няться для создания безопасной среды в целях, как предотвращения конфликтов,
так и добровольного их решения. Он позволяет комплексно и эффективно работать
со всеми субъектами образовательного процесса.
Н.В. Семенова и Т.В. Цубина определяют цель службы дошкольной медиации как
формирования среды, признания ценности человеческой жизни, уникальности каж-
дой личности, уважения права каждого на удовлетворения потребностей и защиту
собственных интересов [2, с. 71].
Выше указанные авторы считают, что существует острая необходимость в обучении
дошкольников, родителей и воспитателей навыкам бесконфликтного общения, в по-
исках альтернативных путей разрешения конфликта начиная уже со старшего до-
школьного возраста [2, с. 74].
При привлечении в создаваемую службу родителей воспитанников будут способ-
ствовать не только успешному разрешению конфликтов и их профилактике, оказы-
вает помощь родителям в воспитании детей, создание конструктивного взаимодей-
ствия, так же создание благоприятных условий для развития и обучения.
Таким образом можно сделать вывод, метод медиации – это специальный способ,
позволяющий эффективно предупреждать и разрешать споры и конфликты, созда-
вать безопасную среду в дошкольном образовательном учреждении. Медиация –
это способ, которым могут и должны владеть все субъекты дошкольной образова-
тельной организации.