Напоминание

Медиация в системе образования


Автор: Кудаева Юлия Павловна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Чебурашка"
Населённый пункт: с. Боринское
Наименование материала: статья
Тема: Медиация в системе образования
Раздел: дошкольное образование





Назад




Медиация в системе образования.

Выбранная мой тема, на мой взгляд, является очень актуальной и значимой в до-

школьных образовательных учреждениях. Так как очень много конфликтных ситуа-

ций, которые приобретают в дальнейшем тяжелый характер. В статье рассматрива-

ется медиация как альтернативный способ решений конфликтных ситуаций в усло-

виях современного дошкольного образования.

Актуальность темы заключается в том, что главным условием полноценного раз-

вития личности ребенка – является его эмоциональное благополучие, которое в

условиях дошкольного образовательного учреждения во многом зависит от профес-

сиональности сотрудников образовательного учреждения, в частности воспита-

телей, создать в детском саду благоприятный психологический климат. Даже в

группах самых маленьких детей, где воспитатели уделяют особое внимание созда-

нию положительных взаимоотношений с коллегами, и тем самым создается благо-

приятная атмосфера в группе, детки жизнерадостны, мало ссорятся, умеют дружно

играть. В благоприятных условиях работы значительно легче заниматься самооб-

разованием, проявлять пристальное внимание, беседам и радостям своих коллег,

поддерживать их инициативы, творческие проявления, предвидеть возможные кон-

фликты в коллективе, предотвращать их.

Цель – это создание безопасной и доброжелательной среды, как предупреждения

конфликтных ситуаций, так и цивилизованного их решения.

Задачи:

1.

Обучать воспитателей, родителей и других участников образовательных от-

ношений цивилизованным методам урегулирования конфликтов.

2.

Организовывать просветительские мероприятия и информировать участни-

ков образовательных отношений о принципах и технологиях медиации.

3.

Проведение примирительных программ для участников конфликтных ситуа-

ций.

Вместе с тем педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения

– это сложная система, в которой сотрудничают люди с самыми различными инди-

видуально – психологическими особенностями и под влиянием различных полити-

ческих и экономических условий жизни. Эта сложная система отношений в данной

организации скрывает в себе возможность возникновения самых различных кон-

фликтов, которые специфичны как по содержанию и динамике, так и по способу их

разрешения. В дошкольной образовательной организации могут разгораться самые

различные конфликты: между администрацией и педагогическим коллективом либо

отдельными сотрудниками, между воспитателями и родителями. При разрешении

практически всех конфликтов, которые происходят в дошкольном образовательном

учреждении, может быть успешно применима медиация – способ урегулирования

способов при содействии независимого лица (медиатора) на основе медиативных

технологий.

Разрешить конфликты самостоятельно конструктивно и результативно, это сделать

очень сложно. При этом особой формой разрешения конфликтов является медиа-

ция.

Согласно Федеральному закону от 27.07.2014 № 193-ФЗ, под процедурой медиации

поднимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе

добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого реше-

ния [1, с.297].

Медиация – это эффективный метод урегулирования конфликтов с учетом третьей

(нейтральной) стороны, которая является заинтересованной в том, чтобы стороны

разрешали свой спор (конфликт) максимально выгодно для обеих сторон.

Медиативный подход – это возможность разрешать конфликты с использованием

различных техник и инструментов. Медиатор помогает подготовить почву для взаи-

мопонимания: выразить мнения, переживания сторон, а так же услышать их точки

зрения. Так же медиативный подход позволяет корректировать разногласия сторон

или ущемления интереса участников образовательного процесса. Функции по про-

движению этого подхода в дошкольном учреждении могут использовать психологи,

воспитатели и другие специалисты, чья дальнейшая деятельность напрямую связана

с образовательном процессом.

Современные медиативные технологии в дошкольных образовательных учре-

ждениях обусловлены необходимостью модернизации, определенных изменений в

системе дошкольного образования в сторону социального партнерства. В основу

медиативного подхода ложатся принципы медиации: уважение к человеку, конфи-

денциальность, доброжелательность, нейтралитет и толерантность по отношению к

человеку, принятие его таким, какой он есть с учетом всех его индивидуальных ин-

тересов и потребностей.

Медиаторы не работают непосредственно с конфликтом, не разрешают разногласия.

Они только помогают сторонам найти к решению:

— организуют переговоры;

— разъясняют цель процедуры;

— следят за поведением сторон;

— используют психологические методы, чтобы направлять дискуссию в конструк-

тивное русло.

Создание службы медиации в дошкольном учреждении позволит:

— конструктивно разрешать конфликты внутри педагогического коллектива;

— урегулировать индивидуальные споры;

— организовать помощь родителям воспитанников.

В дошкольном образовательном учреждении медиативный подход может приме-

няться для создания безопасной среды в целях, как предотвращения конфликтов,

так и добровольного их решения. Он позволяет комплексно и эффективно работать

со всеми субъектами образовательного процесса.

Н.В. Семенова и Т.В. Цубина определяют цель службы дошкольной медиации как

формирования среды, признания ценности человеческой жизни, уникальности каж-

дой личности, уважения права каждого на удовлетворения потребностей и защиту

собственных интересов [2, с. 71].

Выше указанные авторы считают, что существует острая необходимость в обучении

дошкольников, родителей и воспитателей навыкам бесконфликтного общения, в по-

исках альтернативных путей разрешения конфликта начиная уже со старшего до-

школьного возраста [2, с. 74].

При привлечении в создаваемую службу родителей воспитанников будут способ-

ствовать не только успешному разрешению конфликтов и их профилактике, оказы-

вает помощь родителям в воспитании детей, создание конструктивного взаимодей-

ствия, так же создание благоприятных условий для развития и обучения.

Таким образом можно сделать вывод, метод медиации – это специальный способ,

позволяющий эффективно предупреждать и разрешать споры и конфликты, созда-

вать безопасную среду в дошкольном образовательном учреждении. Медиация –

это способ, которым могут и должны владеть все субъекты дошкольной образова-

тельной организации.



В раздел образования