Автор: Шпак Татьяна Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Громовская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: посёлок Суходолье
Наименование материала: Доклад
Тема: "Формирование основных компетенций ученика и учителя на уроках русского языка и литературы"
Раздел: полное образование
Формирование основных компетенций ученика и учителя на уроках
русского языка и литературы
Учитель: Шпак Т.В.
I. Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в
условиях
значительных
изменений
во
всей
системе
образования.
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем.
Решение
этой
проблемы
связано
с
модернизацией
содержания
образования,
оптимизацией
способов
и
технологий
организации
образовательного
процесса
и
переосмыслением
цели
и
результата
образования. Цель образования стала соотноситься с формированием
основных компетенций как ученика, так и учителя.
Основные компетенции современного учителя:
уметь учиться вместе со своими учениками;
уметь
организовывать
самостоятельную
деятельность
обучающихся;
уметь
включать
их
в
разнообразные
виды
деятельности,
позволяющие нарабатывать требуемые компетенции;
уметь создавать на уроках атмосферу доверия, сотворчества и
сотрудничества;
использовать систему оценивания, позволяющую обучающимся
адекватно оценивать свои знания и совершенствовать их.
II. Одной из основных компетенций является коммуникативная.
1. Коммуникативная компетенция – осведомлённость школьников в
особенностях функционирования родного языка в устной и письменной
форме.
Коммуникативная компетенция – это способность к полноценному
речевому
общению
во
всех
сферах
человеческой
деятельности
с
соблюдением социальных норм речевого поведения, которая выражается в
умении
- самостоятельно вступать в контакт с любым типом собеседника (по
возрасту, статусу и т.д.), учитывая его особенности;
- поддерживать контакт в общении в формах монолога и диалога, соблюдая
нормы и правила общения;
- слушать собеседника, проявляя терпимость к чужому мнению;
-
высказывать,
аргументировать
и
в
корректной
форме
отстаивать
собственное мнение;
- грамотно разрешать конфликты в общении.
2. Работая в соответствии с требованиями ФГОС, я использую методы и
технологии,
позволяющие
наиболее
эффективно
формировать
коммуникативную компетенцию
в условиях образовательного процесса
средней общеобразовательной школы.
Современные образовательные технологии
1. Исследовательская деятельность – одно из перспективных направлений в
методике преподавания любого предмета. Исследовательская деятельность
помогает многого достичь:
- Ученики не получают «готовый» материал, а находят его и работают с ним
самостоятельно
(учитель
направляет
учеников,
создаёт
условия
для
реализации их потенциала);
- знания, приобретённые в результате исследовательской деятельности,
более прочные, они становятся личным достижением обучающегося;
- повышается качество обучения.
В 7 классе на уроке литературы знакомимся со стихотворением В.В.
Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
Перечитываем первые
строки стихотворения:
Били копыта.
Пели будто:
- Гриб.
- Грабь.
- Гроб.
- Груб. –
Ветром опита,
льдом обута,
Улица скользила.
Задание
- Определите, к кому относится слово «пели»?
Вначале ученики предполагают, что слово «пели» относится к слову
«копыта».
Предлагаю
обратить
внимание
на
синтаксис
предложений
(ученики
работают
в
парах,
задают
уточняющие
вопросы
учителю).
В
итоге
исследовательской работы приходим к выводу, что в первом предложении
нарисована завершённая картина, так как на конце предложения стоит точка
(«Били копыта».) Второе предложение по своей форме является диалогом.
Таким образом, слова «- Гриб. - Грабь. - Гроб. - Груб» поёт «улица», то есть
люди, которые по ней идут.
Итак, исследовательская деятельность позволяет создавать на уроках
атмосферу
сотрудничества,
приносит
радость
совместного
поиска
поставленной проблемы.
2. Блочное обучение
Одним из положительных моментов уроков в блочной технологии можно
считать
заинтересованность
и
высокую
активность
обучающихся,
объективность
полученной
оценки
и
самостоятельное
планирование
деятельности по преодолению пробелов в знаниях.
В 5 классе на уроках использую только отдельные модули по
определённой теме в целях усвоения материала. Например, изучая тему
«Правописание гласных Е-И в падежных окончаниях имён существительных»,
предлагаю поработать с модулем УЭ -3 (УЭ – это учебный элемент)
УЭ-3
10 мин
Цель: закрепление правописания
гласных
Е-И
в
падежных
окончаниях имен сущ-х.
К заданию 1
Таблица
1
скл
2
скл
3
скл
-
ия
-
ий
-
ие
Р.
-и
-и
-и
Д.
-е
-и
-и
П.
-е
-е
-и
-и
-и
-и
К заданию 2
Ошибка () изложени..., ошибиться
()
расчет...,
справиться
()
здоровь...,
расположились
()
долин..., ветки () акаци..., запись()
тетрадк...
1. Работа в паре.
Расскажите своему партнеру
правило
правописания
гласных
Е-И
в
падежных
окончаниях имен сущ-х. В
случае
затруднения
обращайтесь к таблице.
2.
Индивидуальная
работа
(или работа в паре).
Из данных слов составьте
словосочетания
с
подходящими
предлогами
НА,
В,
О.
Графически
обоснуйте написание Е или И
в
безударном
окончании
сущ-го
Полилог
СП
по
ключу №3
Без
ошибок-1б
Технология блочного обучения даёт широкие возможности работы в паре
или
группе,
что
способствует
формированию
коммуникативной
компетенции.
3. Работа над сочинением (форма работы – «Учимся вместе»; роль учителя –
организация работы)
Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности)
группы
Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием
какой-то большой темы, над которой работает весь класс
В результате совместной работы отдельных групп достигается
усвоение всего материала
Например, подбор рабочих материалов к сочинению по картине
П. Кончаловского «Сирень в корзине»
Задания по группам:
1 группа: запишите слова, словосочетания или предложения, описывающие
сирень
:
ветки
,
цветы
,
лепестки;
2 группа: опишите корзину, подумайте, почему сирень находится в корзине, а
не в вазе;
3 группа: подберите
прилагательные
к
словам
сирень
,
букет
,
краски.
Итог: заслушивание
ответов
представителей
каждой
группы,
дополнение
ответов, заполнение таблицы учениками всего класса.
4. Коммуникативно-ориентированные задания (работа с текстом, тип речи –
рассуждение)
Для 5-классников подготовлена памятка «Как работать с текстом».
Памятка «Как работать с текстом»
- Прочитайте текст. О чём говорится в тексте? (Тема)
- Что в нем утверждается? (ТЕЗИС)
- В какой части текста выражена его основная мысль?
- Как автор убеждает читателя в своем мнении?
- О чем сообщается в выводе?
- Как связаны между собой тезис и вывод? (С помощью каких слов вывод
присоединяется к основной части текста?)
Анализируем текст-рассуждение:
Изучать строение слова – увлекательное занятие. (Тезис)
Возьмем слово обуть. На первый взгляд оно кажется самым обычным.
Но попробуем найти в нем корень. Подберем однокоренные слова: разуть,
обувать, переобуть. В этих словах можно выделить как общий один-
единственный звук У. Что же это такое? Неужели корень? Да, в этом слове
такой странный корень. Он состоит всего из одного звука. (Доказательство)
Вот и оказывается, что по своему строению слово обуть весьма интересно.
(Доказательство)
Много тайн открывается тем, кто изучает строение слова. (Вывод)
5. Прогнозирование.
Типы заданий:
1. Восстановите исчезнувшие из текста слова, заполните пропуски в тексте:
Я люблю весну с ручьями,
… (лето) с яркими цветами,
… (осень) с ласковым дождём,
… (зиму) с горкой и катком.
2.
Напишите
сочинение-миниатюру,
используя
предлагаемые
слова
«белоснежный», «пушистый», «изумительный», «сияющий» и др.
3. Определите по заголовку, о чём произведение?
(Например, о чём рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро»?)
Мысленная обработка названия произведения – первый шаг к
постижению его идеи. Ученики задают наводящие вопросы, выдвигают
гипотезы, обмениваются мнениями. Заголовок настраивает их на вдумчивое
чтение рассказа, в ходе которого происходит постижение его содержания и
главной мысли. Таким образом, работая с заголовком, школьники учатся
«прогнозировать» события, описываемые в тексте.
Такие типы заданий развивают воображение обучающихся, вызывают
интерес
к
изучаемым
произведениям
и
желание
делиться
с
одноклассниками своими достижениями.
6. Драматизация.
Приём драматизации помогает обучающимся зрительно увидеть
содержание литературного произведения, развивает воображение, без
которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы.
Работу по драматизации можно провести так: предложить ученикам
инсценировать данное произведение или эпизод. Для этого им нужно
объединиться в группы в соответствии с поставленными задачами:
- выбрать произведение или эпизод из него;
- разобрать сценарий;
- определить, что и как играть, какие костюмы необходимо подготовить;
- распределить роли.
Приём драматизации
способствует полноценному речевому общению
обучающихся, формирует коммуникативную компетенцию.
III. Новые образовательные результаты:
высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;
повышение интереса к русскому языку и литературе;
прочное усвоение знаний, повышение результативности обучения;
умение создавать обучающимися исследовательские и проектные
работы;
активизация
творческой
деятельности
–
желание
участвовать
в
различных творческих конкурсах.
Литература
1. Блинов В.И., Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на
уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. - 2007
2. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы,
понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО,
2003.
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты.
Доклад на Отделении философии образования и теоретической педагогики
РАО 23 апреля 2002 г. // Эйдос.