Напоминание

«Развитие творческих навыков в младших классах ДМШ»


Автор: Иванова Ирина Павловна
Должность: Преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ п. Кедровый
Населённый пункт: пгт. Кедровый, Красноярский край
Наименование материала: План-конспект открытого урока
Тема: «Развитие творческих навыков в младших классах ДМШ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская музыкальная школа»

посёлка Кедровый

Красноярского края

План-конспект открытого урока

«Развитие творческих навыков

в младших классах ДМШ»

Выполнила: Иванова Ирина Павловна

Преподаватель по классу фортепиано

2023 год

пгт. Кедровый

План – конспект открытого урока по специальности

«фортепиано» с обучающимся 1 года обучения.

Тема урока: «Развитие творческих навыков в младших классах ДМШ»

Введение.

Самая большая радость для педагога- проявление учеником творческого

начала

во

время работы. Наиболее часто это

имеет место у одаренных

обучающихся. Но, порой и у самых средних по музыкальным данным детей

вспыхивает

творческая

искорка.

Для

успешного

развития

творческих

задатков, в известной мере свойственных каждому ребенку, необходимы

определенные условия.

Важнейшее

значение

имеют

факторы,

благоприятствующие

музыкальному обучению в целом, умение заинтересовать ученика музыкой,

воспитывать

у

него

слуховые

представления,

способность

осознавать

и

эмоционально переживать содержание пьесы. Задач, решение которых имеет

непосредственное отношение к развитию творческих навыков, очень много.

Это умение сочинять музыку, подбирать мелодию по слуху, аккомпанировать,

изменять ритмический рисунок заданной мелодии и т. д.

Л. Стоковский в своей книге «Музыка для всех нас» писал, что у детей

примерно с полуторогодовалого возраста возникает тяга к музыкальному

творчеству, а приблизительно с восьми лет начинает исчезать. «Приучая их

делать свои песенки постоянной частью своего быта, своих игр, -пишет Л.

Стоковский, - мы сумеем найти путь к развитию их творческих сил, переводя

эти силы из сферы бессознательного в сознательную. Чрезвычайно важно для

каждого ребенка-для родителей во всем мире-найти способы к сохранению тех

созидательных

музыкальных

способностей,

которые

заложены

почти

в

каждом ребенке».

Обучение игре на инструменте лучше всего начинать в возрасте 6-7 лет,

нередко в 5-6 лет, когда уроки можно проводить в форме «игры в музыку».

Ведь естественная деятельность маленького ребенка - игры, а на наших

занятиях, это игры с целью музыкального развития. Важно с первого урока

вызвать не только интерес к созданию звука, но и желание выразить звуками,

что-то определенное. Поэтому на уроке не раз появятся конкретные образы-

игрушки,

картинки,

которые

призваны

пробудить

творческую

фантазию

ребенка. А при помощи условных знаков – кружков, палочек обучающийся

сможет обозначить то, что слышит, таким образом, не теряя интереса к такой

скучной работе, как изучение нотной грамоты.

Важным элементом развития творческих задатков для всех учащихся

должен стать подбор к мелодии фортепианного сопровождения. В целях

развития

творческих способностей

желательно,

чтобы

обучающийся

мог

подобрать по слуху песню, снабдив ее простым аккомпанементом. Этому

нужно

учить, постепенно усложняя задачи. Также

необходимо приучать

ребенка к слушанию музыки. Как показывает практика, дети 6-7 лет любят не

только

«детскую»,

но

хорошо

воспринимают

произведения

классиков

и

романтиков, так называемую «взрослую» музыку.

Творческую

работу

учащихся

необходимо

тактично

направлять

и

всячески

поощрять.

Атмосфера

уроков

должна

быть

доброжелательной,

творческой, наполненной ощущением новых открытий.

План урока.

Цель

урока:

воспитание

и

развитие

творческих

навыков

и

пианистических способностей.

Тип урока: комбинированный.

Образовательные задачи урока:

- развитие творческой инициативы и пианистических навыков.

Воспитательные задачи:

1.

Воспитание интереса к музыке, к пианистической работе.

2.

Развитие эмоциональности обучающегося.

3.

Воспитание трудолюбия, усидчивости, собранности.

Развивающие задачи:

1.

Развитие слуха.

2.

Активизация образного музыкального мышления через различные виды

деятельности.

Методические приемы:

1. Словесный, наглядный, практический.

2. Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию обучающегося.

3. Прямая и наводящая формы воздействия.

4. Развитие мышления

Оборудование: два фортепиано, две банкетки, таблица «средства музыкальной

выразительности». Рисунки, картинки, нотные пособия. Компьютер.

Применение педагогических технологий:

Здоровьесберегающая:

- развитие мышц пальцев, что положительно влияет на память;

- рациональная организация урока: физкультминутка, включение игровых

моментов,

гимнастика

для

глаз,

упражнения

на

расслабление

мышц,

упражнения для пальцев;

- чередование различных видов учебной деятельности.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата,

пальчиковая гимнастика.

3. Работа с музыкальным материалом.

4. Домашнее задание.

Ход урока:

1.Организационный

момент. Приветствие.

Озвучивание

темы

урока,

задач. Посадка за инструментом.

2. Разминка.

3. Проигрывание преподавателем «Солдатского марша» Р. Шумана.

-

определение

обучающимся

формы

произведения,

определение

ритма

музыки;

-проигрывание

белорусской

польки

«Янка»,

определение

обучающимся

формы, сравнение ее с предыдущим маршем;

-

просмотр

на

компьютере

(2-3

минуты),

заранее

подобранных

преподавателем, видео марша и польки.

4.

Исполнение

обучающимся

польки

А.

Спадавеккиа

из

к/ф

«Золушка»

«Добрый жук». Определение характера музыки. Игра с аккомпанементом

целыми

нотами.

Проведение

с

обучающимся

анализа

соответствия

аккомпанемента характеру пьесы. Выбор с учеником ритмического рисунка

аккомпанемента.

Знакомство

с

понятием

«вариации».

Закрепление

выученного, посредством видеозаписи (используя компьютер 2-3 минуты).

5. Исполнение обучающимся «Маленького вальса» В. Кессельмана.

Определение размера, аккомпанемента, анализ в сравнении с полькой и

маршем. Определение сильных долей.

6.

Проговаривание

стихотворения

«Шесть

котят»,

запись

обучающимся

ритмического рисунка на одном звуке. Затем проигрывание на двух звуках

(ми, соль) и соответствующая запись с учетом высоты звуков и пропевание в

миноре, выявление ступени, определяющей минор.

7. Проигрывание попевки «Побежали дети в лес» сначала в мажоре, затем в

одноименном

миноре,

выявление

обучающимся

тональности,

изменение

ритмического рисунка (навык импровизации).

8. Применение здоровьесберегающей технологии.

Упражнение для глаз: подвигать глазами (вправо, влево, вверх, вниз).

Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса: поднимаясь

на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом, поднять руки вверх. Затем

легко развести их в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись

вперед,

тяжело

уронить

расслабленные

руки

вниз.

Руки

свободно

раскачиваются, пока не остановятся.

Упражнение: свободные повороты головы (вправо, влево, вверх, вниз).

9.

Проигрывание

преподавателем

пьесы

Я.

Сибелиуса

«Ель».

Диалог

с

обучающимся о характере музыки, используя образные представления.

Вопрос: что помогает при исполнении произведения создать нужный образ?

Использование компьютера: видеозарисовки скомпоновать предварительно 2-

3 минуты.

10. Чтение стихотворения «Два кота» с аккомпанементом. Затем по двум

нотам ре # и ля# исполнить, с применением педали. Исполнение варианта,

предложенного обучающимся. (Навык сочинительства).

11.Домашнее задание.

Используемая литература:

1.

Л. Стоковский «Музыка для всех нас»; «Советский композитор» 1963 г.

2.

И. Н. Малахова «Первые шаги в мире звуков» «Знание» 1977 г.

3.

Т.И.

Смирнова

«Фортепиано.

Интенсивный курс:

методические

рекомендации»; М.: РИФ «Крипто-логос», 1992г.

4.

А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»; М.:

«Классика XXI», 2013г.



В раздел образования