Автор: Иванова Ирина Павловна
Должность: Преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ п. Кедровый
Населённый пункт: пгт. Кедровый, Красноярский край
Наименование материала: План-конспект открытого урока
Тема: «Развитие творческих навыков в младших классах ДМШ»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская музыкальная школа»
посёлка Кедровый
Красноярского края
План-конспект открытого урока
«Развитие творческих навыков
в младших классах ДМШ»
Выполнила: Иванова Ирина Павловна
Преподаватель по классу фортепиано
2023 год
пгт. Кедровый
План – конспект открытого урока по специальности
«фортепиано» с обучающимся 1 года обучения.
Тема урока: «Развитие творческих навыков в младших классах ДМШ»
Введение.
Самая большая радость для педагога- проявление учеником творческого
начала
во
время работы. Наиболее часто это
имеет место у одаренных
обучающихся. Но, порой и у самых средних по музыкальным данным детей
вспыхивает
творческая
искорка.
Для
успешного
развития
творческих
задатков, в известной мере свойственных каждому ребенку, необходимы
определенные условия.
Важнейшее
значение
имеют
факторы,
благоприятствующие
музыкальному обучению в целом, умение заинтересовать ученика музыкой,
воспитывать
у
него
слуховые
представления,
способность
осознавать
и
эмоционально переживать содержание пьесы. Задач, решение которых имеет
непосредственное отношение к развитию творческих навыков, очень много.
Это умение сочинять музыку, подбирать мелодию по слуху, аккомпанировать,
изменять ритмический рисунок заданной мелодии и т. д.
Л. Стоковский в своей книге «Музыка для всех нас» писал, что у детей
примерно с полуторогодовалого возраста возникает тяга к музыкальному
творчеству, а приблизительно с восьми лет начинает исчезать. «Приучая их
делать свои песенки постоянной частью своего быта, своих игр, -пишет Л.
Стоковский, - мы сумеем найти путь к развитию их творческих сил, переводя
эти силы из сферы бессознательного в сознательную. Чрезвычайно важно для
каждого ребенка-для родителей во всем мире-найти способы к сохранению тех
созидательных
музыкальных
способностей,
которые
заложены
почти
в
каждом ребенке».
Обучение игре на инструменте лучше всего начинать в возрасте 6-7 лет,
нередко в 5-6 лет, когда уроки можно проводить в форме «игры в музыку».
Ведь естественная деятельность маленького ребенка - игры, а на наших
занятиях, это игры с целью музыкального развития. Важно с первого урока
вызвать не только интерес к созданию звука, но и желание выразить звуками,
что-то определенное. Поэтому на уроке не раз появятся конкретные образы-
игрушки,
картинки,
которые
призваны
пробудить
творческую
фантазию
ребенка. А при помощи условных знаков – кружков, палочек обучающийся
сможет обозначить то, что слышит, таким образом, не теряя интереса к такой
скучной работе, как изучение нотной грамоты.
Важным элементом развития творческих задатков для всех учащихся
должен стать подбор к мелодии фортепианного сопровождения. В целях
развития
творческих способностей
желательно,
чтобы
обучающийся
мог
подобрать по слуху песню, снабдив ее простым аккомпанементом. Этому
нужно
учить, постепенно усложняя задачи. Также
необходимо приучать
ребенка к слушанию музыки. Как показывает практика, дети 6-7 лет любят не
только
«детскую»,
но
хорошо
воспринимают
произведения
классиков
и
романтиков, так называемую «взрослую» музыку.
Творческую
работу
учащихся
необходимо
тактично
направлять
и
всячески
поощрять.
Атмосфера
уроков
должна
быть
доброжелательной,
творческой, наполненной ощущением новых открытий.
План урока.
Цель
урока:
воспитание
и
развитие
творческих
навыков
и
пианистических способностей.
Тип урока: комбинированный.
Образовательные задачи урока:
- развитие творческой инициативы и пианистических навыков.
Воспитательные задачи:
1.
Воспитание интереса к музыке, к пианистической работе.
2.
Развитие эмоциональности обучающегося.
3.
Воспитание трудолюбия, усидчивости, собранности.
Развивающие задачи:
1.
Развитие слуха.
2.
Активизация образного музыкального мышления через различные виды
деятельности.
Методические приемы:
1. Словесный, наглядный, практический.
2. Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию обучающегося.
3. Прямая и наводящая формы воздействия.
4. Развитие мышления
Оборудование: два фортепиано, две банкетки, таблица «средства музыкальной
выразительности». Рисунки, картинки, нотные пособия. Компьютер.
Применение педагогических технологий:
Здоровьесберегающая:
- развитие мышц пальцев, что положительно влияет на память;
- рациональная организация урока: физкультминутка, включение игровых
моментов,
гимнастика
для
глаз,
упражнения
на
расслабление
мышц,
упражнения для пальцев;
- чередование различных видов учебной деятельности.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата,
пальчиковая гимнастика.
3. Работа с музыкальным материалом.
4. Домашнее задание.
Ход урока:
1.Организационный
момент. Приветствие.
Озвучивание
темы
урока,
задач. Посадка за инструментом.
2. Разминка.
3. Проигрывание преподавателем «Солдатского марша» Р. Шумана.
-
определение
обучающимся
формы
произведения,
определение
ритма
музыки;
-проигрывание
белорусской
польки
«Янка»,
определение
обучающимся
формы, сравнение ее с предыдущим маршем;
-
просмотр
на
компьютере
(2-3
минуты),
заранее
подобранных
преподавателем, видео марша и польки.
4.
Исполнение
обучающимся
польки
А.
Спадавеккиа
из
к/ф
«Золушка»
«Добрый жук». Определение характера музыки. Игра с аккомпанементом
целыми
нотами.
Проведение
с
обучающимся
анализа
соответствия
аккомпанемента характеру пьесы. Выбор с учеником ритмического рисунка
аккомпанемента.
Знакомство
с
понятием
«вариации».
Закрепление
выученного, посредством видеозаписи (используя компьютер 2-3 минуты).
5. Исполнение обучающимся «Маленького вальса» В. Кессельмана.
Определение размера, аккомпанемента, анализ в сравнении с полькой и
маршем. Определение сильных долей.
6.
Проговаривание
стихотворения
«Шесть
котят»,
запись
обучающимся
ритмического рисунка на одном звуке. Затем проигрывание на двух звуках
(ми, соль) и соответствующая запись с учетом высоты звуков и пропевание в
миноре, выявление ступени, определяющей минор.
7. Проигрывание попевки «Побежали дети в лес» сначала в мажоре, затем в
одноименном
миноре,
выявление
обучающимся
тональности,
изменение
ритмического рисунка (навык импровизации).
8. Применение здоровьесберегающей технологии.
Упражнение для глаз: подвигать глазами (вправо, влево, вверх, вниз).
Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса: поднимаясь
на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом, поднять руки вверх. Затем
легко развести их в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись
вперед,
тяжело
уронить
расслабленные
руки
вниз.
Руки
свободно
раскачиваются, пока не остановятся.
Упражнение: свободные повороты головы (вправо, влево, вверх, вниз).
9.
Проигрывание
преподавателем
пьесы
Я.
Сибелиуса
«Ель».
Диалог
с
обучающимся о характере музыки, используя образные представления.
Вопрос: что помогает при исполнении произведения создать нужный образ?
Использование компьютера: видеозарисовки скомпоновать предварительно 2-
3 минуты.
10. Чтение стихотворения «Два кота» с аккомпанементом. Затем по двум
нотам ре # и ля# исполнить, с применением педали. Исполнение варианта,
предложенного обучающимся. (Навык сочинительства).
11.Домашнее задание.
Используемая литература:
1.
Л. Стоковский «Музыка для всех нас»; «Советский композитор» 1963 г.
2.
И. Н. Малахова «Первые шаги в мире звуков» «Знание» 1977 г.
3.
Т.И.
Смирнова
«Фортепиано.
Интенсивный курс:
методические
рекомендации»; М.: РИФ «Крипто-логос», 1992г.
4.
А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»; М.:
«Классика XXI», 2013г.