Автор: Ефремова Нина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДО МБОУ "СОШ № 27"
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: Обобщенный опыт работы
Тема: "Развитие словаря у детей с ТНР"
Раздел: дошкольное образование
Обобщённый опыт работы по теме
«Развитие словаря у детей с общим
недоразвитием речи»
2024 г.
Содержание.
Введение .....................................................................................2
1. Актуальность выбранной темы..............................................3
2.1. Цель, задачи, педагогические принципы ............................ 6
2.2. Методы и приёмы...................................................................10
2.3.Условия достижения основных задач...................................12
2.4. Развивающая речевая среда в группе...................................13
2.5.Работа с родителями...............................................................19
3.1.Результаты...............................................................................23
3.2. Перспектива...........................................................................24
3.3. Используемая литература.....................................................25.
1
Введение.
Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова,
их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий,
воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных
образов, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в
два - три года столько, что и половины того не может усвоить в
двадцать лет прилежного методического учения», писал К.Д.
Ушинский. Он впервые в отечественной педагогике подчеркнул
значение обучения ребёнка на родном языке ( из истории известно,
что обучение в семьях среднего и высшего сословия осуществлялось
на французском, немецком и других иностранных языках). К.Д.
Ушинский обосновал необходимость первоначального преподавания
русского языка. Им были поставлены три цели обучения. Первая из
которых - развитие словарного запаса ребёнка с привлечением
наглядности и его жизненного опыта.
Сторонницей и последовательницей взглядов К.Д.Ушинского
была
Е.И.Тихеева,
подчеркивающая,
что
«лингвистическое
воспитание ребёнка должно начинаться рано и в первые годы жизни
совершаться
исключительно
на
родном
языке».
Ею
была
разработана
система
занятий
по
обогащению
словаря
с
использованием наблюдений, экскурсий, рассматриванием картин,
дидактических
игр
и
т.п.
Е.И.
Тихеева
делает
акцент
на
необходимость ранней диагностики и специально организованного
коррекционного обучения детей с нарушением речи.
Дальнейшее развитие теории и практики методики развития
речи осуществила Е.А. Флерина, в области исследований которой
находилось эстетическое воспитание дошкольников средствами
художественного слова.
Н.К. Крупская в своих педагогических трудах рассматривала
вопрос о формировании речи детей. Она считала речь основой
умственного воспитания, словарь - его богатство, важной стороной
речи. «Словарь дошколят не ширится, не ширится горизонт... Ребят
надо учить слушать, развивать их речь». Развитие речи ребёнка не
стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического
руководства.
Немаловажное значение придавали проблеме формирования
правильной речи мвслители - гуманисты, просветители, педагоги
XVIII - XIX веков. (Ж.Ж. Руссо, М.Ю.Ломоносов, В.Г. Белинский,
Я.А. Каменский, К.Д Ушинский)
Формирование современной методики развития речи являлось
результатом коллективного труда ученых и методистов - практиков.
На современном этапе методика развития речи совершенствуется
вследствие
изменения
социально
-
политических
условий,
2
изменений в системе образования в связи с достижениями научно -
технического прогресса остаётся наиболее актуальной в наши дни.
Актуальность выбранной темы.
Наше время - время перемен. Сейчас России нужны люди,
способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески
мыслить.
Детский сад - первое звено в системе народного образования.
Современная педагогика из дидактической постепенно становится
развивающей. Педагоги начинают осознавать и видеть результаты
своей
воспитательной
и
образовательной
работы в развитии
личности
каждого
ребёнка,
его
творческого
потенциала,
способностей, интересов.
Речь - величайшее богатство, данное человеку. И её, как и
любое богатство, можно
либо приумножить, либо незаметно
растерять.
Говорить - это значит владеть определённым запасом слов,
активно
пользоваться
ими,
уметь
строить
высказывание,
формулировать свою мысль, понимать речь окружающих. Всему
этому ребёнок учится с помощью взрослого в дошкольные годы.
Человек всю свою жизнь совершенствует свою речь, овладевая
богатствами языка.
В современном мире вопрос развития речи детей дошкольного
возраста стоит особенно остро. Каждый второй ребёнок нуждается в
коррекции развития речи. Можно выделить множество причин
появления такого количества нарушений развития речи:
Ухудшение здоровья;
Снижающийся уровень бытовой культуры;
Существенное снижение общения родителей и детей;
Бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров;
Агрессивно-примитивная
речь,
насаждаемая
телевизионной
рекламой, иностранными мультфильмами;
Снижение уровня речевой культуры в обществе;
Недостаточное
внимание
педагогов
к
речевому
развитию
ребёнка;
Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи
Актуальность выбранной мною темы работы подтверждает
документ
«Федеральный,
Государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования»,
утверждённый
приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября
2013
года,
где
прописаны
требования
к
структуре
образовательной
программы
дошкольного
образования.
В
содержании
программы
должны
быть
четко
представлены
направления развития и образования детей, одним из которых
3
является речевое развитие. Это направление включает в себя задачу
по обогащению активного словаря детей, развитию связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Всё сказанное позволяет сделать вывод о том, что к числу
важнейших задач образовательного процесса с дошкольниками
является формирование у них связной речи, а формирование словаря
является базой для формирования связной речи детей.
Богатый словарный запас ребёнка играет огромную роль для
полноценного развития Обогащение словарного запаса является
необходимым условием для развития коммуникативных умений
детей.
Современный ребёнок к пяти годам в норме свободно
овладевает всей системой родного языка: говорит связно, полно
излагает
свои
мысли,
легко
строя
развёрнутые
сложные
предложения; без труда пересказывает рассказы и сказки. Такой
малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит
многосложные слова. Его словарный запас составляет от 4 до 5
тысяч слов.
По данным А.Н.Гвоздева, в словаре у четырёхлетнего ребёнка
наблюдается
50.2%
существительных,
27.4%
глаголов,
11.8%
прилагательных, 5.8% наречий, 1.9% числительных, 1.2% союзов,
0.9% предлогов, 0.5% междометий и частиц.
Анализ приведённых данных свидетельствует о том, что дети
дошкольного
возраста
чаще
употребляют
существительные
и
глаголы. Это объясняется тем, что у них есть потребность в этих
словах. Остальные части речи употреблялись гораздо реже в связи с
тем, что понятия о признаках находятся в стадии формирования,
поскольку у них ещё не сформировано само ощущение признака.
Анализируя словарный запас детей в возрасте 6-7 лет, можно
выделить
наиболее
употребляемые
слова
в
речи
детей:
существительные-
«мама»,
«мальчик»,
«девочка»,
«люди»;
прилагательные - «маленький», «большой», «хороший», «плохой»;,
глаголы - «пойти», «поговорить»; отмечается преобладание в
словаре у детей слов, обозначающих людей.
Психологическими исследованиями установлено, что значение
слова на всех этапах развития ребёнка не остаётся неизменным, а
напротив, претерпевает сложнейшее развитие. На самых ранних
этапах развития слова не разграничиваются друг от друга. Слово
выступает для ребёнка как компонент целой ситуации, которая
включает в себя ряд неязыковых явлений. В процессе совместной
деятельности со взрослым ребёнок узнаёт и запоминает названия
отдельных предметов, их свойств, качеств, действий.
4
Несформированность высших психических процессов не дает
возможности ребёнку усвоить многочисленные понятия, названия
предметов, признаков, действий, явлений окружающей жизни.
Поэтому исследователи отмечают перенесение названия одного
предмета на ряд других, ассоциативно связанных с исходным
предметом. Ребёнок использует слово для названия ряда предметов,
которые имеют один или несколько общих признаков, а также
общефункциональное назначение предметов..
По мере развития словарного запаса значение слова постепенно
уточняется.
Это
связано
с
усвоением
детьми
новых
слов,
уточнением их значения и дифференцированным употреблением
известных слов. Слово становится для ребёнка самостоятельным
знаком. Усвоив предметные, конкретно отнесённые значения,
ребёнок овладевает логическими операциями.
По мере развития слово начинает обозначать отдельные
признаки предмета или стороны явления.
Слово постепенно приобретает функцию обобщения и начинает
выступать в качестве средства формирования понятий. Значение
слова развивается от конкретного к абстрактному, обобщенному.
В ходе овладения активным словарём, ребёнок упражняется в
связывании слов - образуются словесные связи, формируется
словоизменение и словообразование.
Овладение
ребёнком
средствами
языка
протекает
на
протяжении всего дошкольного возраста. Потребность в его речевом
общении стимулирует его к овладению языковыми средствами.
Ребёнок проходит путь от отсутствия речи, появления первых
лепетных слов до фразовой речи.
Работая с детьми, имеющими речевые нарушения мне часто
приходится сталкиваться с ситуацией, когда на предложение
поговорить с детьми, по какой - либо теме (фрукты, животные,
одежда и т.д.)дети говорят о каком-то одном, или двух характерных
признаках, обсуждаемого предмета.
Мои
опасения
и
наблюдения
подтвердили
результаты
проводимого обследования детей. Из 14 обследуемых детей,
имеющих диагноз ОНР, только 4 ребёнка хорошо справились с
предложенными заданиями, у других детей возникли трудности.
Проведённый мониторинг детей с общим недоразвитием речи
показал:
Бедность словарного запаса, неточность употребления слов,
трудность актуализации словаря, более значительное, чем при
норме, преобладание пассивного словаря над активным, а так же
несформированность
структуры
значения
слова.
Наиболее
важными причинами бедности словарного запаса у наших детей
5
является
низкий
уровень
развития
их
познавательной
деятельности, ограниченность представлений об окружающем
мире.
Прежде
всего,
отмечаются
существенные
количественные
различия активного и пассивного словаря. Словарь детей очень
своеобразен.
Некоторые
дети
не
знают
названий
многих
предметов, которые их окружают (перчатки, будильник, кружка),
особенно названий частей предметов (обложка, рукав, рама).
В словаре детей с ОНР преобладают лишь существительные с
конкретным значением. Усвоение же слов с абстрактного
значения вызывает большие трудности.
У многих детей в речи отсутствуют слова обобщающего
характера(мебель, посуда,
овощи и т.д.). Многочисленные
ошибки наблюдаются в обозначении животных и их детёнышей
(у кошки - киска; у собаки - собаченочек; у лошади - лошадёнок).
В активном словаре отсутствуют многие глаголы, обозначающие
способы
передвижения
животных.
На
вопрос:
кто
как
передвигается, дети дают такие ответы: «Лягушка идёт.» «Змея
идёт».
«Птичка
идёт».
В
речи
детей
имеется
лишь
незначительное количество глаголов с приставками, которые
чаще всего дети заменяют бесприставочными глаголами (пришёл
- шёл;, перешёл - шёл).
Дети с ОНР очень редко употребляют слова, обозначающие
признаки предметов. Часто они называют лишь основные цвета
(красный, зелёный, синий); величину (большой - маленький);
вкус (сладкий, вкусный). Противопоставление же по признакам
(длинный - короткий, толстый- тонкий, высокий - низкий) в речи
детей
почти
не
встречаются.
Дети
чрезвычайно
редко
употребляют
прилагательные,
обозначающие
внутренние
качества человека.
Очень ограничено количество употребляемых детьми наречий.
Они употребляют, в основном, такие наречия, как «здесь, там,
туда, потом...»
Обозначая предметы, дети часто смешивают слова одного рода,
вида. Так, словом рубашка обозначаются и кофта, и рубашка, и
свитер, и куртка; словом ботинки - и сапоги, и ботинки, и туфли,
и калоши. Неточности в употреблении слов обозначаются
трудностями дифференциации как самих предметов, так и их
обозначений.
Пассивный словарь детей с общим недоразвитием речи гораздо
больше активного, но он актуализируется с большим трудом:
часто для воспроизведения слова требуется наводящий вопрос.
6
Цель, задачи, педагогические принципы обучения.
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии
ребёнка имеет игра. Её характером определяются речевые функции,
содержание
и
средства
общения.
Для
речевого
развития
используются
все
виды
игровой
деятельности.
Особенно
дидактические, они закрепляют и уточняют словарь, изменение
образования слов, упражняют в составлении связных высказываний.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых,
так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях.
В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден
использовать приобретённые речевые знания и словарь в новых
условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Дидактические
игры
-
эффективное
средство
закрепления
грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности
проведения и заинтересованности детей они дают возможность
многократно упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ.
Работая с детьми, я заметила, что лучшего результата можно
достичь тогда, когда ребёнок вовлечен в интересную для себя
деятельность. Важно побудить ребёнка к речевой деятельности,
стимулировать его речевую активность, как в процессе ежедневного
общения, так и в процессе специально организованного обучения.
Поэтому в своей работе, направленной на формирование словаря, я
решила использовать дидактические речевые игры.
Такие игры помогут:
Обеспечить количественное накопление слов;
Освоить социально закрепленное содержание слов;
Овладеть значением слов;
Освоить обобщающее значение слова на основе выделения
существенных признаков предметов и явлений;
Проникнуть в образный строй речи и умение пользоваться им;
Активизировать словарь.
При выборе темы, я, прежде всего, преследовала коррекционные
цели и учитывала особенности детей с общим недоразвитием речи.
Целью моей работы в этом направлении является:
Создание условий для обогащения словаря детей дошкольного
возраста
с
тяжелыми
нарушениями
речи
через
активное
использование в совместной с воспитателем и самостоятельной
деятельности дидактических игр.
7
Библиография:
1.
Аркин Е.А. «Ребёнок в дошкольные годы» Под ред. А.В.
Запорожца, В.В. Давыдова; Москва: Просвещение, 2000
2.
Валитова И.Е. «Психология развития ребёнка дошкольного
возраста: задачи и упражнения» -учеб. Пособие - 2-е изд. - МН
2002 - 160 с.
3.
Гамезо
М.В.,
Герасимова
В.С.,
Орлова
Л.М.
«Старший
дошкольник
и
младший
школьник:
психодиагностика
и
коррекция развития» - М.: Издательство «Институт практической
психологии»; Воронеж «МОДЭК», 2001 - 256 с.
4.
А.Н.Гвоздев «Вопросы изучения детской речи»
5.
Громова
О.Е.
Инновации
—
в
логопедическую
практику
/Методическое
пособие
для
дошкольных
образовательных
учреждений.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008г.-232с. .
6.
Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у
дошкольников с общим недоразвитием речи.: Монография. —
СПб.: КАРО, 2006. — 240с. (48).
7.
. Коноваленко В.В.ДСоноваленко С.В. Фронтальные
логопедические занятия в старшей группе для детей с общим
недоразвитием речи.З-й уровень,!!! — период. Пособие для
логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: Изд-во. ГНОМ и
Д.2002- 104с.
8.
Лосев П.Н. Коррекция речевого и психического развития детей
4-7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения. -
М.: ТЦ. Сфера, 2005. -112с.
9.
Лопухина И.С. 550 упражнений для развития речи. — СПб.:
КАРО, Дельта +,2004. — 336с.- (Популярная логопедия).
10. Максаков А.И. Правильно ли говорит Ваш ребёнок: Книга для
воспитателя детского сада. - 2-е изд., испр.- М.: Просвещение,
1988 - 159 с.
11. Нищева
Н.В.
Организация
коррекционно
—
развивающей
работы в старшей логопедической группе детского сада. СПб.:
2004. 120с.
12. Сековец. Л.С. Коррекция нарушений речи у дошкольников:
Часть Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях
ДОУ. — М.: АРКТИ, 2006. -368 с.
13. Смирнова Л.Н.Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6
лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов,
8
дефектологов и воспитателей. — М.: «Мозаика- Синтез»,2006. —
80с.
14. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7
лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов,
дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез,2006. -96 с.
15. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом
дошкольника: пособие для логопедов, воспитателей и родителей.
М.: Изд — во ГНОМ и Д, 2001.-32с.
16. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических
представлений: Сборник упражнений и практических
рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. -
М.: Изд — во ГНОМ и Д, 2002. — 104с.
17. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей
дошкольного возраста: практ. пособие/ Т.Б. Филичева,
Г.В.Чиркина.-;4-е изд. -М.: Айрис - пресс,2007 — 225с.
(библиотека логопеда-практика).
9