Автор: Денисова Оксана Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №30"
Населённый пункт: г. Череповец Вологодская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект ООД по познавательному развитию
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 30»
Конспект ООД по познавательному развитию
во второй младшей группе
«Рыбки в аквариуме»
Денисова Оксана Степановна
Г. Череповец 2024
Цель: формирование знаний детей о рыбках, живущих в аквариумах.
Задачи:
Обучающие:
-продолжить знакомить детей с живыми объектами, которые можно
содержать в домашних условиях. Закрепить правила ухода за рыбками,
знания об особенностях их жилья.
-расширять словарь детей по теме "Аквариумные рыбки" (аквариум,
плавают, хвост, плавники, чешуя)
-совершенствовать представления детей о внешнем виде рыбок (есть
рот, глаза, плавники, тело покрыто чешуёй).
-формировать умения детей составлять коллективную композицию.
Развивающие:
-Развивать разговорную речь, умение отвечать простыми
предложениями на вопросы воспитателя.
-Развивать воображение, наблюдательность, мышление.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к миру живой природы,
-воспитывать желание ухаживать за аквариумными рыбками.
Предварительная работа с детьми:
беседа о рыбках, рассматривание картинок с разными аквариумными
рыбками.
Материалы и оборудование: Кукла Маша, картинки с изображением
аквариума, рыбок, аквариум с рыбками, рыбки - изготовленные из
картона на каждого ребёнка, лист ватмана с изображением аквариума,
клей-карандаш.
Методы и приёмы:
Словесный: беседа, вопросы, объяснения, словесные указания,
поощрения.
Наглядный: рассматривание, показ иллюстраций.
Игровой: сюрпризный момент, д/игра» Найди домик для рыбки»,
динамическая пауза: «Маленькие рыбки».
Практический: выполнение аппликации.
Ход ООД:
1.
Вводная часть
В гости пришла Маша из мультика Маша и Медведь.
Воспитатель: здравствуйте, ребята!
Дети: здравствуй, Маша.
Маша (воспитатель): Ребята, я знаю, что все вы очень добрые, дружные.
Помогаете тем, кто попал в беду.
У меня случилось несчастье. У моего друга Медведя, в аквариуме жили
рыбки. Они были очень красивые. А вчера вечером я баловалась, бегала,
и нечаянно разбила аквариум. Все рыбки погибли. Мишка очень
расстроился. Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель: Ребята, вы готовы помочь Маше?
Дети: Да!
2.
Основная часть.
Воспитатель: Молодцы! Но прежде, чем помочь Маше, нам с вами надо
вспомнить, что такое аквариум?
Дети: Это домик для рыбок.
Воспитатель: А какими бывают аквариумы? Из чего он сделан?
Дети: прозрачный, круглый, овальный
Воспитатель: Молодцы! А что должно быть в аквариуме у рыбок?
(Показывает картинку аквариума).
Дети: Камешки, ракушки, водоросли, чистая вода.
Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, а почему рыбки не могут жить
без воды?
Дети: Потому что рыбки могут "дышать" только жабрами. У них нет
лёгких, как у человека.
Воспитатель: Правильно. Мы с вами не можем жить без воздуха, а рыбы
не могут жить без воды.
Воспитатель: - Давайте посмотрим, ребята, а кто еще живет вместе с
рыбами в аквариуме. (Показываем картинки улиток и растений и
ракушек, также можно показать наглядно ракушки, у нас есть
коллекция) (ответы детей)
-Правильно - это улитки, ракушки, аквариумные растения.
Воспитатель: Как выдумаете, рыбки, улитки живые или нет? (ответы
детей)
Воспитатель: - Правильно, рыбки и улитки живые существа.
- В какой воде им хотелось бы жить? (ответы детей)
Воспитатель: В чистой воде. Знаете, ребята, аквариумные растения
также нужны аквариуму, для красоты, для выделения кислорода, а
некоторые рыбы спрячутся там и могут полакомиться травинками.
Кушают рыбы специальный корм, который продается в зоомагазинах.
Воспитатель: Ребята, каких аквариумных рыбок вы знаете?
Дети: Гуппи, сомик, золотые рыбки.
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте назовём, какие части тела есть
у рыбки? (Рассматриваем иллюстрации рыбки)
Дети: У рыбок есть туловище, глаза, рот, хвост, плавники.
Воспитатель: Какой формы тело?
Дети: (овал, круг)
Воспитатель: Чем оно покрыто?
Дети: (чешуёй)
Воспитатель: Какого цвета бывают рыбки? (Ответы детей)
Д/игра «Найди домик для рыбки»
Воспитатель раскладывает перед детьми модели рыбок (фигуры).
Затем предлагает: Рассмотреть: аквариумы и рыбок (фигуры, и
разложить по форме в нужный аквариум. Все рыбки перемешаны, и
дети отбирают только нужной формы.
Воспитатель: А зачем рыбкам плавники и хвост?
Дети: Они помогают рыбкам плавать
Воспитатель: А как вы думаете, как нужно ухаживать за рыбками в
аквариуме?
Дети: Менять воду, кормить, мыть аквариум.
Воспитатель: Молодцы, а сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
Динамическая пауза: «Маленькие рыбки».
Воспитатель: Умнички! Маша (воспитатель обращается к кукле), чтобы
больше не было такого несчастья, дети расскажут тебе, как нужно вести
себя дома?
Дети: Не бегать, играть спокойно, не кричать.
Релаксация «Сон на берегу моря» 1 мин
Звучит спокойная музыка, дети располагаются на стульчиках, глаза
закрыты и слушают шум моря. Педагог спокойным голосом
рассказывает о том, что всем детям снится один и тот же сон. В этом
сне, они видят море с прозрачной голубой водой, через толщу которой,
можно рассмотреть подводный мир: необыкновенные водоросли,
диковинных рыб, медуз и весёлых дельфинов (затем пауза). Тишина,
слышен только шум моря и крики чаек.
Воспитатель: Молодцы ребята! Запомни, Маша, эти правила. Сейчас я
вам предлагаю пройти к столу. (Дети подходят).
Воспитатель: Что мы видим на столе?
Дети: Аквариум.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что здесь не так? Кого не хватает в
аквариуме?
Дети: Нет рыбок.
Игровое упражнение “Поймай рыбку”.
Материалы: тарелочки, коктельные трубки, бумажные рыбки.
Воспитатель: Ребята, перед вами стоят тарелочки с рыбками. Ваша
задача: вдохнуть воздух через коктельную трубку и “поймать рыбку”,
перенести ее из тарелки на стол.
Воспитатель: А теперь я предлагаю всем приклеить этих рыбок.
(Воспитатель напоминает ребятам, как работать с клеем, напоминает,
как правильно сидеть за столом. Дети приступают к работе, воспитатель
помогает по мере необходимости).
3.Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: (От лица Маши) Спасибо вам, ребята. Вы мне очень
помогли. Я дома буду вести себя хорошо. Не буду бегать и баловаться.
Я возьму этот аквариум. Отнесу Мишке. Он обрадуется. (Воспитатель
подводит итоги аппликации и поощряет детей за выполненную работу).