Напоминание

Развитие фразовой речи детей с тяжелыми нарушениями речи


Автор: Самойлова Валерия Дмитриевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ №56 "Северяночка"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: Картотека упражнений по развитию фразовой речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством наглядных опор
Тема: Развитие фразовой речи детей с тяжелыми нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯ-

МИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНЫХ ОПОР

Нижневартовск 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие фразовой речи детей с задержкой психического развития мо-

жет быть эффективно при помощи использования наглядных опор на заняти-

ях по развитию речи. Принцип наглядности в педагогике был всесторонне

проанализирован Константином Дмитриевичем Ушинским. В его педагоги-

ческой системе использование наглядности тесно связано с преподаванием

языка. Константин Дмитриевич считал, что принцип наглядности является

лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе развития

речи.

Цель данного комплекса заключается в том, чтобы помочь ребёнку

самостоятельно формулировать высказывание, которое будет информативным

и простроенным на основных правилах употребления лексико-грамматиче-

ских конструкций.

Воспитательная и развивающая ценность упражнений заключается в

том, что они обеспечивают эффективное формирование умений и навыков,

направленных на развитие речевой деятельности детей.

В данном комплексе подобраны упражнения, способствующие разви-

тию фразовой речи детей с ТНР. План коррекционных занятий был простроен

на основе программы Светланы Гавриловны Шевченко «Подготовка к школе

детей с задержкой психического развития». В ней отражены основные лекси-

ческие темы на год обучения детей с ТНР. Они взяты за основу картотеки

упражнений. По каждой лексической теме было подобрано одно упражнение

с использованием различных наглядных опор, таких как: предметные картин-

ки, мнемотехника, сюжетные и последовательные картинки, фразовый

конструктор. Эти упражнения в дальнейшем педагоги смогут использовать на

занятиях, включая их в конспекты занятий по развитию речи.

Картотека упражнений была составлена с опорой на такие учебно-мето-

дические пособия, как: Н.И. Быкова «Игры и упражнения для развития речи»,

И.Н. Лебедева «Развитие связной речи дошкольников», Н.Л. Лиханова «Ис-

пользование наглядного материала в системе коррекционной работы

2

При работе с данной картотекой упражнений следует учитывать следу-

ющие особенности детей с задержкой психического развития:

уровень развития всех компонентов языковой системы: фонетики,

фонематики, лексики, грамматики и связной речи;

особенности развития личностной и эмоционально-волевой сфе-

ры: инфантилизм, негативизм, эмоциональная устойчивость, сила воли и др.;

уровень развития высших психических функций: произвольной

памяти, внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления,

зрительного восприятия.

Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина в своем пособии «Основы логопедии»

предлагают поэтапно формировать у детей первичные навыки фразовой речи:

1.

этап построения однословных предложений и предложений из

аморфных слов-корней;

2.

этап построения двусловных предложений с использованием про-

стейших грамматических форм слова;

3.

расширение объема предложений, построение сложных предло-

жений.

Исходя их результатов диагностического исследования, можно сделать

вывод, что для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психиче-

ского развития актуальными будут 2 и 3 этапы развития фразовой речи.

Предложенная картотека упражнений может видоизменяться в зависимости

от уровня развития фразовой речи и индивидуальных особенностей детей

старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического

развития с низким и недостаточным уровнем развития фразовой речи акту-

альным станет 2 этап формирвания фразовой речи по методики Т.Б,Филиче-

вой и Г.В.Чиркиной, поэтому при работе с упражнениями из предложенной

картотеки педагог должен формулировать вопрос так, чтобы ребёнок строил

предложение с использованием простых грамматических конструкций.

3

Для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического

развития с высоким и средним уровнем развития фразовой речи актуальным

станет 3 этап формирования навыков фразовой речи: педагог может при по-

мощи дополнительных вопросов расширять фразу, помогать ребёнку строить

сложные предложения.

Общие рекомендации по реализации методической разработки в виде

картотеки упражнений по развитию фразовой речи детей старшего дошколь-

ного возраста с задержкой психического развития:

занятия следует проводить в первую половину дня для наиболее

эффективного усвоения учебного материала;

все упражнения можно включать в конспекты занятий по разви-

тию речи с учетом лексической темы недели;

упражнения можно как усложнять, так и, наоборот, сделать эле-

ментарнее в зависимости от уровня развития фразовой речи детей старшего

дошкольного возраста с задержкой психического развития;

при выполнении упражнения обязательно должна использоваться

наглядная опора из списка приложений;

занятия с использованием данных упражнений следует проводить

в индивидуальной форме.

4

Упражнение №1

Лексическая тема: «Детский сад»

Цель упражнения:

развитие фразовой речи; совершенствование грам-

матического строя речи

Ход упражнения:

ребенку предлагается по сюжетной картинке соста-

вить рассказ. Для этого педагог формулирует основные вопросы, на которые

ребёнок должен дать ответ в ходе рассказывания: где происходит действие на

картинке? По каким отличительным признакам ты это определил? Какие дей-

ствия выполняют люди на картинке?

5

6

Упражнение №2

Лексическая тема: «Овощи, фрукты»

Цель упражнения: учить ребёнка правильно и грамотно составлять

фразу

Ход упражнения: ребёнку предлагается составить фразу с использова-

нием фразового конструктора по теме «Фрукты. Овощи». «Посмотри, кто

изображен на картинке? Что делает мама? Сейчас тебе нужно прикрепить

только овощи? Кто это? Что делает мама? Что моет?». В итоге упражнения,

ребёнок проговаривает целую фразу.

7

8

9

10

Упражнение №3

Лексическая тема: «Деревья и кустарники»

Цель упражнения:

развитие фазовой речи с использованием притяжа-

тельных прилагательных

Ход упражнения:

педагог предлагает ребёнку составить предложение,

ответив на вопрос: «Какого дерева лист?»

11

12

13

Упражнение №4

Лексическая тема: «Грибы, ягоды»

Цель упражнения: развитие речи на основе повторения фразы

Ход упражнения: педагог предлагает ребёнку закончить фразу назва-

нием ягод: «Я кладу в корзинку…»

14

15

16

Упражнение №5

Лексическая тема: «Хлеб»

Цель упражнения:

развитие фразовой речи на основе составления

рассказа по последовательным картинкам

Ход упражнения: педагог выкладывает картинки в правильном поряд-

ке перед ребёнком и предлагает ему составить предложения по каждой

17

18

19

20

Упражнение №6

Лексическая тема: «Осень. Периоды осени»

Цель упражнения: учить ребёнка по наглядной опоре составлять пол-

ную, распространенную фразу

Ход упражнения: педагог предлагает ребёнку составить рассказ по на-

глядной опоре, предварительно проговорив, из чего должен состоять рассказ

21

22

Упражнение №7

Лексическая тема: «Перелетные птицы»

Цель упражнения:

учить ребёнка по наглядной опоре составлять пол-

ную, распространенную фразу

Ход упражнения: педагог предлагает ребёнку составить рассказ по на-

глядной опоре, предварительно проговорив, из чего должен состоять этот

рассказ

23

24

Упражнение №8

Лексическая тема: «Наша Россия»

Цель упражнения: развивать у ребенка способность строить фразу с

пояснением

Ход упражнения: педагог предлагает ребёнку посмотреть на картинку

и назвать, что он видит. Далее рассказать, как это относится к символике Рос-

сийской Федерации

25

26

Упражнение №9

Лексическая тема: «Наш край»

Цель упражнения: учить ребёнка составлять фразу в соответствии со

схемой предложения, в которой будет рассказываться о родном городе

Ход упражнения: педагог предлагает ребёнку рассмотреть схему, на-

звать её компоненты. Далее предлагает ребёнку составить фразы о Сургуте.

27

28

Упражнение №10

Лексическая тема: «Я. Мое лицо. Мое тело»

Цель упражнения:

учить ребёнка составлять фразу по теме: «Мое

тело»

Ход упражнения: педагог ставит перед ребёнком задачу – соотнести

части тела с их местами на картинке и назвать, используя фразу: «У мальчика

есть…»

29

30

31

Упражнение №11

Лексическая тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы»

Цель упражнения: развивать у детей способность построения фразы

на основе описания предметных картинок

Ход упражнения:

педагог предлагает ребёнку описать предмет, кото-

рый изображен на картинке

32

33

34

Упражнение №12

Лексическая тема: «Зимующие птицы»

Цель упражнения: развивать простую фразовую речь с использовани-

ем названий зимующих птиц

Ход упражнения: педагог предлагает ребёнку рассказать, кого кормят

мальчик и девочка зимой, начиная свое предложение с фразы: «Зимой маль-

чик и девочка кормят…»

35

36

Упражнение №13

Лексическая тема: «Зима»

Цель упражнения:

развитие фразовой речи на основе установления

причинно-следственных связей

Ход упражнения:

педагог предлагает ребёнку объяснить, как каждая

картинка относится к зиме

37

38

Упражнение №14

Лексическая тема: «Новый год»

Цель упражнения:

развивать у ребенка способность составлять цель-

ное высказывания с использованием правильных грамматических конструк-

ций

Ход упражнения: педагог предлагает ребёнку выбрать один из предме-

тов, который относится к Новому году, и рассказать о нем. Главное, о чем

нужно рассказать: что это за предмет? Как он выглядит? Для чего он нужен?

39

40

Упражнение №15

Лексическая тема: «Дикие животные»

Цель упражнения:

учить ребёнка грамматически правильно оформ-

лять фразу, используя мнемотаблицу

Ход упражнения:

педагог предлагает ребёнку выбрать дикое животное,

которое он будет описывать, а далее составить о нем рассказ с опорой на схе-

му, которая находится перед ним

41

42



В раздел образования