Автор: Самойлова Валерия Дмитриевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ №56 "Северяночка"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: Картотека упражнений по развитию фразовой речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством наглядных опор
Тема: Развитие фразовой речи детей с тяжелыми нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование
КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯ-
МИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНЫХ ОПОР
Нижневартовск 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие фразовой речи детей с задержкой психического развития мо-
жет быть эффективно при помощи использования наглядных опор на заняти-
ях по развитию речи. Принцип наглядности в педагогике был всесторонне
проанализирован Константином Дмитриевичем Ушинским. В его педагоги-
ческой системе использование наглядности тесно связано с преподаванием
языка. Константин Дмитриевич считал, что принцип наглядности является
лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе развития
речи.
Цель данного комплекса заключается в том, чтобы помочь ребёнку
самостоятельно формулировать высказывание, которое будет информативным
и простроенным на основных правилах употребления лексико-грамматиче-
ских конструкций.
Воспитательная и развивающая ценность упражнений заключается в
том, что они обеспечивают эффективное формирование умений и навыков,
направленных на развитие речевой деятельности детей.
В данном комплексе подобраны упражнения, способствующие разви-
тию фразовой речи детей с ТНР. План коррекционных занятий был простроен
на основе программы Светланы Гавриловны Шевченко «Подготовка к школе
детей с задержкой психического развития». В ней отражены основные лекси-
ческие темы на год обучения детей с ТНР. Они взяты за основу картотеки
упражнений. По каждой лексической теме было подобрано одно упражнение
с использованием различных наглядных опор, таких как: предметные картин-
ки, мнемотехника, сюжетные и последовательные картинки, фразовый
конструктор. Эти упражнения в дальнейшем педагоги смогут использовать на
занятиях, включая их в конспекты занятий по развитию речи.
Картотека упражнений была составлена с опорой на такие учебно-мето-
дические пособия, как: Н.И. Быкова «Игры и упражнения для развития речи»,
И.Н. Лебедева «Развитие связной речи дошкольников», Н.Л. Лиханова «Ис-
пользование наглядного материала в системе коррекционной работы
2
При работе с данной картотекой упражнений следует учитывать следу-
ющие особенности детей с задержкой психического развития:
–
уровень развития всех компонентов языковой системы: фонетики,
фонематики, лексики, грамматики и связной речи;
–
особенности развития личностной и эмоционально-волевой сфе-
ры: инфантилизм, негативизм, эмоциональная устойчивость, сила воли и др.;
–
уровень развития высших психических функций: произвольной
памяти, внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления,
зрительного восприятия.
Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина в своем пособии «Основы логопедии»
предлагают поэтапно формировать у детей первичные навыки фразовой речи:
1.
этап построения однословных предложений и предложений из
аморфных слов-корней;
2.
этап построения двусловных предложений с использованием про-
стейших грамматических форм слова;
3.
расширение объема предложений, построение сложных предло-
жений.
Исходя их результатов диагностического исследования, можно сделать
вывод, что для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психиче-
ского развития актуальными будут 2 и 3 этапы развития фразовой речи.
Предложенная картотека упражнений может видоизменяться в зависимости
от уровня развития фразовой речи и индивидуальных особенностей детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития с низким и недостаточным уровнем развития фразовой речи акту-
альным станет 2 этап формирвания фразовой речи по методики Т.Б,Филиче-
вой и Г.В.Чиркиной, поэтому при работе с упражнениями из предложенной
картотеки педагог должен формулировать вопрос так, чтобы ребёнок строил
предложение с использованием простых грамматических конструкций.
3
Для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития с высоким и средним уровнем развития фразовой речи актуальным
станет 3 этап формирования навыков фразовой речи: педагог может при по-
мощи дополнительных вопросов расширять фразу, помогать ребёнку строить
сложные предложения.
Общие рекомендации по реализации методической разработки в виде
картотеки упражнений по развитию фразовой речи детей старшего дошколь-
ного возраста с задержкой психического развития:
–
занятия следует проводить в первую половину дня для наиболее
эффективного усвоения учебного материала;
–
все упражнения можно включать в конспекты занятий по разви-
тию речи с учетом лексической темы недели;
–
упражнения можно как усложнять, так и, наоборот, сделать эле-
ментарнее в зависимости от уровня развития фразовой речи детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития;
–
при выполнении упражнения обязательно должна использоваться
наглядная опора из списка приложений;
–
занятия с использованием данных упражнений следует проводить
в индивидуальной форме.
4
Упражнение №1
Лексическая тема: «Детский сад»
Цель упражнения:
развитие фразовой речи; совершенствование грам-
матического строя речи
Ход упражнения:
ребенку предлагается по сюжетной картинке соста-
вить рассказ. Для этого педагог формулирует основные вопросы, на которые
ребёнок должен дать ответ в ходе рассказывания: где происходит действие на
картинке? По каким отличительным признакам ты это определил? Какие дей-
ствия выполняют люди на картинке?
5
6
Упражнение №2
Лексическая тема: «Овощи, фрукты»
Цель упражнения: учить ребёнка правильно и грамотно составлять
фразу
Ход упражнения: ребёнку предлагается составить фразу с использова-
нием фразового конструктора по теме «Фрукты. Овощи». «Посмотри, кто
изображен на картинке? Что делает мама? Сейчас тебе нужно прикрепить
только овощи? Кто это? Что делает мама? Что моет?». В итоге упражнения,
ребёнок проговаривает целую фразу.
7
8
9
10
Упражнение №3
Лексическая тема: «Деревья и кустарники»
Цель упражнения:
развитие фазовой речи с использованием притяжа-
тельных прилагательных
Ход упражнения:
педагог предлагает ребёнку составить предложение,
ответив на вопрос: «Какого дерева лист?»
11
12
13
Упражнение №4
Лексическая тема: «Грибы, ягоды»
Цель упражнения: развитие речи на основе повторения фразы
Ход упражнения: педагог предлагает ребёнку закончить фразу назва-
нием ягод: «Я кладу в корзинку…»
14
15
16
Упражнение №5
Лексическая тема: «Хлеб»
Цель упражнения:
развитие фразовой речи на основе составления
рассказа по последовательным картинкам
Ход упражнения: педагог выкладывает картинки в правильном поряд-
ке перед ребёнком и предлагает ему составить предложения по каждой
17
18
19
20
Упражнение №6
Лексическая тема: «Осень. Периоды осени»
Цель упражнения: учить ребёнка по наглядной опоре составлять пол-
ную, распространенную фразу
Ход упражнения: педагог предлагает ребёнку составить рассказ по на-
глядной опоре, предварительно проговорив, из чего должен состоять рассказ
21
22
Упражнение №7
Лексическая тема: «Перелетные птицы»
Цель упражнения:
учить ребёнка по наглядной опоре составлять пол-
ную, распространенную фразу
Ход упражнения: педагог предлагает ребёнку составить рассказ по на-
глядной опоре, предварительно проговорив, из чего должен состоять этот
рассказ
23
24
Упражнение №8
Лексическая тема: «Наша Россия»
Цель упражнения: развивать у ребенка способность строить фразу с
пояснением
Ход упражнения: педагог предлагает ребёнку посмотреть на картинку
и назвать, что он видит. Далее рассказать, как это относится к символике Рос-
сийской Федерации
25
26
Упражнение №9
Лексическая тема: «Наш край»
Цель упражнения: учить ребёнка составлять фразу в соответствии со
схемой предложения, в которой будет рассказываться о родном городе
Ход упражнения: педагог предлагает ребёнку рассмотреть схему, на-
звать её компоненты. Далее предлагает ребёнку составить фразы о Сургуте.
27
28
Упражнение №10
Лексическая тема: «Я. Мое лицо. Мое тело»
Цель упражнения:
учить ребёнка составлять фразу по теме: «Мое
тело»
Ход упражнения: педагог ставит перед ребёнком задачу – соотнести
части тела с их местами на картинке и назвать, используя фразу: «У мальчика
есть…»
29
30
31
Упражнение №11
Лексическая тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы»
Цель упражнения: развивать у детей способность построения фразы
на основе описания предметных картинок
Ход упражнения:
педагог предлагает ребёнку описать предмет, кото-
рый изображен на картинке
32
33
34
Упражнение №12
Лексическая тема: «Зимующие птицы»
Цель упражнения: развивать простую фразовую речь с использовани-
ем названий зимующих птиц
Ход упражнения: педагог предлагает ребёнку рассказать, кого кормят
мальчик и девочка зимой, начиная свое предложение с фразы: «Зимой маль-
чик и девочка кормят…»
35
36
Упражнение №13
Лексическая тема: «Зима»
Цель упражнения:
развитие фразовой речи на основе установления
причинно-следственных связей
Ход упражнения:
педагог предлагает ребёнку объяснить, как каждая
картинка относится к зиме
37
38
Упражнение №14
Лексическая тема: «Новый год»
Цель упражнения:
развивать у ребенка способность составлять цель-
ное высказывания с использованием правильных грамматических конструк-
ций
Ход упражнения: педагог предлагает ребёнку выбрать один из предме-
тов, который относится к Новому году, и рассказать о нем. Главное, о чем
нужно рассказать: что это за предмет? Как он выглядит? Для чего он нужен?
39
40
Упражнение №15
Лексическая тема: «Дикие животные»
Цель упражнения:
учить ребёнка грамматически правильно оформ-
лять фразу, используя мнемотаблицу
Ход упражнения:
педагог предлагает ребёнку выбрать дикое животное,
которое он будет описывать, а далее составить о нем рассказ с опорой на схе-
му, которая находится перед ним
41
42