Напоминание

«Приключения Капельки»


Автор: Сидорова Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №31 "Медвежонок"
Населённый пункт: г Нижневартовск, АО Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра
Наименование материала: Познавательно- исследовательская и опытно- экспериментальная деятельность в форме квест-игры
Тема: «Приключения Капельки»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Познавательно- исследовательская

и опытно- экспериментальная деятельность в форме квест-игры

Группа старшего дошкольного возраста (дети от 5 до 6 лет)

Тема: «Приключения Капельки»

Интеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, художественно

– эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Цель: Обобщение закрепление знаний и представлений детей о неживой

природе – о воде; прививание интереса к исследовательской деятельности.

Задачи:

Обучающие

:

- уточнять и расширять знания детей о воде;

-продолжать знакомить со свойствами воды;

-обобщать знания детей о состояниях воды в окружающей среде, о

круговороте воды в природе.

- формировать диалогическую речь;

- активизировать и обогащать словарный запас детей;

- формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру,

стремление к новым открытиям.

Развивающие:

-развивать

любознательность,

наблюдательность,

мышление,

речь

воспитанников, способность к преобразованию; умение делать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к воде;

- воспитывать самостоятельность, наблюдательность, взаимовыручку.

Методические приемы:

Словесные:

рассказ

воспитателя,

беседа,

пояснение,

напоминание,

рассуждение, повторение, поощрение, художественное слово.

Наглядные: наблюдение, демонстрация наглядных пособий

Практические: опытно-экспериментальная деятельность.

Предварительная работа

:

- беседа с детьми о значении воды;

- чтение художественной литературы (Л. Тарасенко сказка «Путешествие

капельки») ;

- эксперименты с водой;

- просмотр презентации на тему «Круговорот воды в природе»;

- наблюдение на прогулках за состояниями воды (лужи, снег, изморось,

гололёд и т. д)

Оборудование: Ёмкости с водой, ёмкости разные по форме, пластиковые

прозрачные стаканчики, пластмассовые ложечки, стаканчики с молоком и

водой, сахар, краска пищевая, термос, зеркало, заранее заморожен лед,

перчатка – медицинская, халаты(для детей), изображения состояний воды

(облако, ручей, река, море). Части карты.

Видеозапись и аудиозапись,

bluetooth колонка, проектор, экран. Медали. Изображение круговорота воды.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель:

-Здравствуйте, ребята и уважаемые гости, послушайте, пожалуйста, загадку и

скажите, про что она:

Она необходима всем, всем, всем.

Одним чтобы плыть,

Другим – чтобы жажду утолить,

Третьим – что-нибудь помыть,

А хозяйкам, чтобы кушанье разное варить!

Воспитатель:

-Как вы думаете, о чем загадка?

Дети: О воде

Воспитатель: Правильно о воде.

Сегодня 22 марта отмечается Праздник Всемирный день воды (показ слайда)

Слышится плач (аудиозапись).

Воспитатель:

Ой, что это, ребята? Кажется кто-то плачет? Кто же это

плачет?

Включается видеозапись с изображением Капельки.

Голос Капельки: Здравствуйте, ребята. Это я, Капелька. Однажды я вышла

погулять вместе со своими подружками-капельками. Вдруг налетел злой

ураганный ветер, и унес меня далеко от дома. Я заблудилась. Помогите,

пожалуйста, вернуться мне домой»

Голос Злого ветра:

Ха-ха-ха. Вы никогда не сможете вернуть капельку

домой, пока не выполните мои сложнейшие задания. За каждое выполненное

задание

вы

получите

элемент

карты.

По

карте

вы

узнаете,

где

живёт Капелька. Не выполните мои задания – не вернётся Капелька домой!

Плач Капельки (звуки воды)

Воспитатель:

Ребята,

поможем

нашей Капельке

вернуться

домой?

Выполним задания Злого ветра?

Дети: Да

Голос Злого ветра:

Вот моё первое задание. Чтобы узнать где живёт Капелька, нужно отгадать

мои загадки.

Пушистая вата

Плывёт куда - то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Облака)

Звонкий, громкий, озорной

Появляется весной.

И бежит до моря,

Звонко тараторя…(Ручей)

Тихо, между берегами

Широка и глубока,

Наполняясь родниками

Вдаль бежит, течёт… (Река)

Из него вода не пьётся,

Потому что не вкусна —

И горька и солона.

Кругом вода,

А с питьём беда.

Кто знает, где это бывает? (В море)

Дети

стоят

полукругом.

По

мере

отгадывания

загадки

воспитатель

показывает иллюстрацию отгадки.

Воспитатель: Ребята, так где же может жить наша Капелька?

Дети: В морях, океанах, в реках

Воспитатель: Значит куда нам нужно вернуть Капельку?

Дети: В водоём – в реку, море, океан.

Голос Злого Ветра: Молодцы, справились с заданием. Это было слишком

легко для вас. Вот вам кусочек карты и следующее задание. А теперь я хочу

узнать, знаете ли вы, что же такое вода? И знаете ли вы, какими свойствами

она обладает?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а давайте Злому ветру расскажем и покажем, какие

свойства есть у воды? Предлагаю вам заняться исследованием воды.

Согласны?

Ответы детей.

Воспитатель

:

Ребята, дайте вспомним правила поведения во время опытов

1. Не шуметь.

2. Никого не толкать.

3. Давать возможность высказываться своим товарищам.

4. Слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опыта.

Опыт №1 Вода – жидкая, течет.

Воспитатель даёт детям два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и

предлагает аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Поче-

му? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла

бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Опыт №2 Вода жидкая не имеет формы. Вода твердая имеет форму.

Воспитатель: Вода – это жидкость. Её можно налить во что-нибудь. Куда

можно налить воду?

Дети: В стакан, в ведро, в вазу, в бутылку, в тарелку.

Дети наливают воду в разные ёмкости: кувшин, тарелку, стакан, банка низкая

и широкая, узкий в высокий сосуд, в перчатку, на поверхность стола.

Воспитатель: Что происходит?

Дети: Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на

ровном месте расползается лужицей.

Воспитатель: Значит делаем вывод, что жидкая вода не имеет формы и

принимает

форму

того

предмета,

в

котором

находится.

Воспитатель: (Показывает кусочки льда)

Ой, а что это произошло с нашей водой?

Дети: Она замерзла, превратилась в лёд.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть кусочек льда

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, лед - это вода?

Дети: Лед - это твердая вода

Воспитатель: Какой формы этот кусочек льда?

Дети: В форме куба

Воспитатель: Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в

миску, положим на стол или на ладошку?

Дети опускают лёд в разные ёмкости.

Дети: Нет, в любом месте он остается кубиком

Воспитатель: Что же нам нужно сделать, чтобы получить воду изо льда?

Дети: Растопить

Вывод: Вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. Она не имеет

формы и принимает форму сосуда, в котором находится, становится твердой,

если ее заморозить (превращается в лёд).

Опыт №3

Прозрачность воды.

Перед детьми стоят два прозрачных

стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить

ложечки.

Воспитатель: В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему?

Дети: Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим ложку, а в

стаканчике с молоком – нет.

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?

Дети: Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.

Голос Злого Ветра: Молодцы, справились с заданием. Вот вам кусочек

карты. Вы доказали мне, что знаете свойства воды. Показали, что вода

бывает жидкая и не имеет формы, твёрдая, если её заморозить, рассказали,

что вода прозрачная….А знаете ли вы какой ещё бывает вода?

Воспитатель: Конечно, мы знаем и сейчас продемонстрируем тебе…

Опыт №4 Пар – это вода.

Воспитатель берёт термос с кипятком. Открывает его, чтобы дети увидели

пар.

Воспитатель: Что это?

Дети: Пар

Но нужно еще доказать, что пар - это тоже вода. Воспитатель помещает над

паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их

детям.

Вывод: Пар- это тоже вода

Воспитатель: Как думаете, мы справились с заданием Злого ветра?

Дети: Да.

Голос Злого Ветра: Молодцы, справились с заданием. Вот вам кусочек

карты, но и это ещё не всё…

Воспитатель: Ну что же, нам предстоит выполнить ещё много заданий от

Злого ветра, поэтому предлагаю вам отдохнуть вместе с капелькой.

Музыкальная игра «Капельки» (музыка и слова А. Яранова)

С неба капельки летели, (дети бегают)

В ручейки попасть хотели,

И захватывая дух,

Капельки упали - бух! (присели)

Капельки - прыг-прыг, (прыгают)

Капельки - хлоп-хлоп, (хлопают)

Капельки - топ-топ-топ-топ-топ. (маршируют)

Воспитатель: Отдохнули? Пора двигаться дальше.

Голос Злого Ветра: Я уверен, что со следующим заданием вы не справитесь.

Покажите мне, что ещё можно сделать с водой?

Опыт № 5 «Что растворяется в воде?»

Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в

различных емкостях.

Воспитатель:

Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить

сахарный песок?

Дети добавляют сахар, перемешивают, и все вместе наблюдают, что

изменилось.

Воспитатель:

Изменилась ли вода? Стала она мутной или осталась

прозрачной? Растворился ли сахарный песок?

Дети: Вода осталась прозрачной, а сахарный песок растворился.

Воспитатель: Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую

краску?

Дети добавляют краску, перемешивают.

Воспитатель: Что изменилось?

Дети: Вода изменила цвет?

Воспитатель: Растворилась ли краска?

Дети: Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала не прозрачной.

Воспитатель: Растворится ли в воде мука?

Дети добавляют в воду муку, перемешивают.

Воспитатель: Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли

мука в воде?

Дети: Вода стала мутной, мука не растворилась в воде.

Воспитатель: Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не

растворились в воде?

Ответы детей.

Вывод: вода растворяет вещества, но не все, (вода растворитель, но не все

вещества в ней растворяются).

Голос Злого ветра: Меня устраивают ваши ответы. Вот вам кусочек карты,

но и это ещё не всё…Ха-ха-ха… Загрязнили воду! А можете ли вы сделать её

снова чистой? Сумеете сделать воду чистой – получите ещё один фрагмент

карты.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли сделать так, чтобы вода

снова стала чистой?

Дети: Да. И сейчас мы тебе это покажем, Злой ветер!

Опыт №6 «Фильтрация воды»

Для этого возьмем: ситечко, бинт, вату и емкости для воды. Очищаем воду с

песком. Для этого на дно ситечка нужно положить вату и слой бинта. Взять

другой сосуд с грязной водой и переливать её через воронку в пустой сосуд.

Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой. Затем ещё

раз пропустить через фильтр и получим чистую воду.

Вывод: Воду можно очистить с помощью ваты и бинта.

Воспитатель показывает фильтр для воды.

Голос Злого ветра: Молодцы, ребята. Вот теперь поверил, что можете снова

сделать воду чистой. (Отдаёт фрагмент карты)

Что-то в горле у меня запершило. Вот бы сейчас попить вашей чистой

водички, и сразу бы всё прошло…

Воспитатель: Погоди, Злой ветер. Такую воду пить нельзя.

Голос Злого ветра: Как это – нельзя -O- Вы же ее пропустили через фильтр,

она теперь чистая.

Воспитатель: Верно, чистая. Но не совсем. Такая вода не пригодна для

питья. Там могут остаться микробы. А знаешь ли ты, Злой ветер, что нужно

сделать, чтобы можно было её пить?

Голос Злого ветра:

Оооох! Не знаю… Но буду признателен, если вы

подскажете мне…

Воспитатель: Эх, ты… Не знаешь… А мы знаем. Так уж и быть, подскажем

тебе и покажем. Ребята, подскажите, что нужно сделать с водой, чтобы она

стала пригодной для питья?

Дети: Прокипятить.

Воспитатель: Правильно. Кипячение убивает микробы и бактерии.

Вывод: Чтобы вода стала пригодной для питья, её нужно прокипятить.

Процесс кипячения убивает микробы.

Ветер отдаёт последний фрагмент карты.

Дети получают последние элементы карты и собирают её.

Воспитатель: Давайте с вами посмотрим на плакат и подумаем, что же здесь

изображено?

Дети: Круговорот воды в природе.

Воспитатель: Итак, ребята, где же проживает капелька воды?

Делают вывод о том, что капелька живёт везде – в облаках, реке, озере, море,

океане.

Голос Злого ветра: Вот уж молодцы, ребята, удивили меня. Справились с

моими сложными заданиями. Я, кажется, даже подобрел, и хочу попросить

у Капельки прощения. Прости меня, Капелька, за то что унес тебя далеко от

дома. И хочу теперь своей великой силой воздуха вернуть тебя домой.

Воспитатель: Как здорово! Только пообещай нам, больше не обижать

маленькую Капельку. А мы с ребятами будем за тобой следить, чтобы ты

выполнил своё обещание.

Голос Злого ветра: Обещаю, больше никого не обижу. До свидания.

Капелька

:

-Вот спасибо вам, друзья!

Домой теперь вернусь я.

Вы, ребята, не скучали,

О воде всё рассказали.

За это вас благодарю

И памятные подарки вам дарю!

(Дети в подарок получают маленькие капельки)

Воспитатель: Капелька осталась довольна, ей очень понравилось у нас в

гостях, но пора прощаться, ведь наверняка ее заждались дома. Но мы

грустить не будем, потому что каждому из вас она оставила маленькую

частичку себя.

Подведение итогов:

Воспитатель: Наше увлекательное путешествие подошло к концу. Давайте

поделимся друг с другом своими впечатлениями о проделанной работе?

- Что понравилось больше всего?

- Что нового вы узнали?

- Какими свойствами обладает вода? (Вода- это жидкость, она не имеет

цвета, вкуса, запаха. Вода может быть твердой - льдом, и газообразной-

паром).

- Что для вас было самым трудным? (ответы детей)



В раздел образования