Напоминание

"Счастье материнства"


Автор: Спирина Ульяна Васильевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ "Центр психолого-педагогической помощи семье и детям"
Населённый пункт: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск
Наименование материала: Тренинг для матерей-одиночек
Тема: "Счастье материнства"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГБУ «Центр психолого – педагогической помощи семье и детям»

Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск

Спирина Ульяна Васильевна - социальный педагог

Тренинг психологической поддержки одиноких матерей:

«Как вырастить счастливого ребенка. Счастье материнства»

Тренинг включает в себя три блока, каждый из которых ориентирован на работу с одним из

компонентов структуры неполного материнства.

Первый блок — занятия, направленные на развитие эмоционального компонента, которые ставят

своей главной задачей развитие основных составляющих материнской любви, необходимой для

полноценного развития ребенка в неполной семье

Второй блок — занятия, направленные на развитие когнитивного компонента с целью увеличения

степени

осознанности материнских установок

и

позиций,

расширения

и

систематизации

представлений о себе как о родителе.

Третий блок

— занятия, направленные на развитие поведенческого компонента, которые

способствуют расширению поведенческого репертуара матери.

В ходе реализации тренинга решаются следующие задачи:

• расширить представления о материнстве в целом и о себе как о родителе в частности;

• увеличить степень осознанности материнских установок и ожиданий;

• расширить основные составляющие материнской любви по отношению к своему ребенку;

• изменить формы поведения одинокой матери в воспитании детей, прежде всего, в выборе стиля

воспитания и степени ответственности за совершаемые поступки;

• развить навыки рефлексии, самоанализа, формирование мотивации на внутреннее изменение.

Одной из общечеловеческих ценностей является семья, которая на сегодняшний день, несмотря

на свою «неприкосновенность», терпит серьезные изменения. Усилилась тенденция роста числа

неполных материнских семей, где одиночество для женщины становится нормальным явлением.

Одиночество, которое она разделяет только со своим ребенком, справляясь самостоятельно со

всеми навалившимися на нее трудностями материального и психологического характера, что не

может не сказаться на процессе половой идентификации ребенка, его интеллектуальном развитии,

успешности обучения в школе, выборе профессии и многих других жизненно важных сфер жизни.

Именно поэтому проблема неполного материнства является одной из актуальных на сегодняшний

день, требующих внимания со стороны многих отраслей знаний, в том числе педагогики и

психологии, направленной, прежде всего, на оказание помощи одиноким матерям. Одним из видов

такой помощи является психологический тренинг, целью которого является развитие когнитивного,

эмоционального, поведенческого компонентов материнства в неполной семье.

Перед началом тренинга оговариваются правила взаимодействия.

1. Постоянство - участие в тренинге.

2. Конфиденциальность - информация о происходящем не должна выноситься за пределы.

Данный принцип облегчает включение участников в разговор, способствует самораскрытию без

страха за то, что содержание всего процесса общения станет известным многим людям.

3. Активность - принимать участие во всем происходящем.

4. Искренность в общении и право сказать «НЕТ»

- предполагает открытое выражение своих

мыслей, чувств, но с возможностью не говорить о чем-то, изначально искренне в этом признаться.

5. «Здесь и теперь» - на занятиях можно пользоваться только той информацией об участнике,

которую он представляет о себе сам за время занятий, главными остаются чувства и переживания,

испытываемые человеком в данный момент.

6. «Я-высказывания» - каждый человек должен говорить от себя лично, используя, например, такие

конструкции: «Я считаю, что...», «Я думаю...», отражающие мнение каждого.

7.

Обращение по имени

- необходимо назвать участников по имени и не говорить о

присутствующих в третьем лице.

8. Недопустимость непосредственных оценок человека - при обсуждении следует оценивать не

личность участников группы, а их поступки и действия во время тренинга.

После оглашения правил возможны обсуждения, вопросы, предложения, замечания по

поводу правил. Окончательно согласованные и принятые правила будут являться дальнейшей

основой для тренинговой работы.

1 БЛОК

Счастливый ребенок – какой он?

Ведущий тренинга начинает занятие с рассказа притчи «Мама», таким образом, подводя

участниц к теме занятий.

Притча:

«За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:

— Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?

Бог ответил:

— Я подарю тебе ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе. Ребенок задумался, затем

сказал снова:

— Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья.

Бог ответил:

— Твой ангел будет петь, и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив.

— О! Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка? — спросил ребенок, пристально глядя на Бога.

— А что мне делать, если я захочу обратиться к тебе?

Бог мягко прикоснулся к детской головке и сказал:

— Твой ангел сложит твои руки вместе и научит тебя молиться.

Затем ребенок спросил:

— Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?

— Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.

— Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя...

— Твой ангел расскажет тебе обо мне все и покажет путь, как вернуться ко мне. Так что я всегда

буду рядом с тобой.

В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил:

— Боже, скажи же мне, как зовут моего ангела?

— Его имя не имеет значения. Ты будешь просто называть его Мама».

Обсуждение притчи: Какие чувства, эмоции у вас возникли при прослушивании притчи «Мама».

Кем вы хотите стать для своего ребенка, а кем можете на сегодняшний день. Могу ли вы стать для

своего ребенка тем ангелом, который поведет его по жизни.

Каждый родитель желает своему ребенку самого лучшего, стремится воспитать его

достойным человеком. Но как это сделать? Многие задаются вопросом: «Как воспитать

детей счастливыми?» Что же нужно дать ребенку, что нужно в него заложить с самого детства,

чтобы он вырос и смог сказать про себя: «Я счастливый человек!»?

Воспитываем счастье: с чего начать?

Знать бы только наверняка, как воспитать успешного и счастливого ребенка. В этом вопросе вам

помогут наши советы:

1.

Начните с себя. Не зря фраза «Хочешь сделать мир лучше - начни с себя!» до сих пор пользуется

огромной популярностью. Наши дети являются прямым отражением нас самих. Очень часто

можно заметить, что, подрастая, дети привносят черты поведения своих родителей в свою

повседневную жизнь. Поэтому, если вы хотите видеть своих детей счастливыми, станьте сами

такими. Радуйтесь новому дню, ищите красоту во всем, следите за своим здоровьем и

настроением, покажите своему ребенку, что эта жизнь прекрасна во всех ее проявлениях.

2.

Стабильное эмоциональное состояние. Очень важно не срываться по любому поводу. Вы как

мать должны держать эмоциональную планку. С вас берет пример ваш ребенок, никогда не

нужно об этом забывать. Поэтому, если у вас какие-либо проблемы, переживания или плохое

настроение, постарайтесь не выплескивать их.

3.

Поведение ребенка. Всегда следите за изменениями в поведении ребенка. Дети должны быть для

нас как открытая книга. И если ребенок стал плохо себя вести, то это неспроста. Все процессы в

жизни детерминированы. А это значит, что ребенок вам хочет что-то показать. Стоит детально

разобраться в причинах такого поведения, прежде чем принимать меры.

Так сложилось, что по разным обстоятельствам, вы не получили в материнской любви,

ласки и внимания. Вы, вроде бы, стремитесь дать ребенку все, в чем он нуждается, но что-то идет

не так. Хотя вы сами недолюбленные, теперь есть возможность дать своему ребенку всю любовь,

которую недополучили сами.

И тут встает вопрос: Как это сделать, ведь я этого не знаю, что это? Не беспокойтесь,

умение любить заложено в каждом из нас, нужно только прислушаться к своим чувствам. Если

мы будем правильно относиться к воспитанию наших детей, то все получится.

Ведущий.

Здесь можно предложить девочкам поразмышлять над своими чувствами по

отношению к малышу. О том, какие именно психологические трудности возникают.

Вопросы:

- Какие чувства у вас возникают по отношению к ребенку, когда он: спокоен, плачет, спит,

улыбается, когда одеваете, купаете, когда вам необходимо его оставить с другим человеком и т.д.

- Как часто вы берете ребенка на руки.

- Поете ли вы колыбельные песни, когда укладываете спать.

- Разговариваете ли вы с ребенком в течение дня: когда он бодрствует, при кормления, при

купании, на прогулке.

- Что вас может раздражать в ребенке, и как вы с этим справляетесь.

Вопросы зависят от эмоционального и психологического состояния матери.

Счастливый ребенок, какой он?

Чтобы понять, как вырастить счастливого ребенка, нужно определить, кто вообще такой

счастливый ребенок:

он чувствует, что его любят всегда, независимо от его деяний;

знает, что его всегда защитят;

чувствует, что он уникален и его принимают таким, какой он есть;

оптимистичен и радостен;

знает, что люди, которые его окружают, тоже счастливы.

Для размышления:

Как вы думаете, ваш ребенок чувствует вашу любовь, чувствует себя

счастливым.

Ребенок – личность!

Одной из главных составляющих воспитания является принятие ребенка как личности. То

есть это не просто тот, кого вы родили, а тоже человек — такой же, как и вы.

Очень важно, чтобы

ребенок чувствовал, что его любят и принимают таким, какой он есть. Это придаст ему сил и

уверенности в себе. В младенчестве ребенок воспринимает мир через мать, ее отношение к себе,

через прикосновения, через голос. Не пытайтесь его изменить, сделать таким, как хочется вам, а

работаете над развитием его изначальных качеств.

В связи с этим ни в коем случае нельзя вешать на ребенка «ярлыки». Даже для взрослого

человека это является травмирующей ситуацией, а что уж говорить о шаткой психике ребенка.

Постоянно говоря детям, что они грязнули, толстяки, дураки и прочее, вы заранее программируете

их на соответствие этим словам. Ведь родитель для ребенка — это первый авторитет, и он

подсознательно к вам прислушивается.

Если вы хотите воспитать счастливого ребенка, то уважайте все, что он говорит и делает. Все

их желания и действия должны быть учтены. Поэтому правильным будет прислушиваться к

ребенку.

Отсюда также вытекает то, что общение с ребенком не должно строиться в системе

«командир – подопечный». Важно говорить с ним спокойно и мирно, без ссор, криков и претензий.

Поверьте, так дети понимают лучше.

Вывод по 1Блоку: Ведущему необходимо подвести разговор так, чтобы молодые мамы сами

сделали вывод из состоявшегося разговора. Всё занятие строится так, чтобы мамочка сама пришла к

осознанности материнских установок и позиций, сформировала и систематизации представлений о

себе как о родителе.

2 Блок

Развитие когнитивного компонента материнства в неполной семье

Ведущий: Участницам тренинга предлагается вступить в дискуссию на тему: «Образ

женщины-матери в истории человечества».

Основные вопросы для обсуждения:

а) каков образ современной женщины-матери?

б) чем он отличается от того, что существовал много лет назад?

в) какие факторы повлияли на эти изменения?

г) носят ли они положительный или отрицательный характер для самой женщины, ребенка,

общества в целом?

1 Задание: «Портрет».

Цель: выявить или уточнить существующие у участниц представления о себе как о женщине и о

матери.

Инструкция: «Перед вами два листа. На одном изобразите ваше представление о себе «настоящей»,

какой вы представляете себя в настоящее время, на втором — «будущее Я» то, какой вы видите

себя через 10-15 лет».

После выполнения упражнения проводится обсуждения рисунков.

2 Занятие: «Могу быть мамой».

Цель: осознание родительских установок, ожиданий, отношение к материнству.

Инструкция: «Положите перед собой лист формата А4, расположите его горизонтально. У левого

края напишите вопрос: «Почему (как) я стала матерью?» Справа напишите причины, их может быть

несколько. Писать можно все что угодно.

Теперь у вас имеется список причин. Но у каждой этой причины тоже может быть причина. И

вот вы закончили рисовать схему... Нашли все первопричины... При этом все первопричины

совершенно объективны, и у вас даже имеется некоторое чувство удовлетворения от того, что вы

ловко разложили все по полочкам.

- Затем проводится обсуждение выполненного упражнения.

3 Задание: «Письмо». Это задание лучше дать как домашнее задание, чтобы девочки не торопились,

все обдумали, сформулировали свои мысли. А обсуждение лучше провести при следующей встрече.

Инструкция: «Суть его заключается в написании писем себе и своему ребенку. В письме себе Вы

можете дать себе советы или пожеланием в решении той или иной проблемы, делиться своим

опытом, помечтать о будущем. В письме ребенку расскажите о своих чувствах к нему,

переживаниях и страхах, о том, какой он для вас в настоящий момент и каким вы его хотите видеть

через определенный промежуток времени.

Вывод по 2 Блоку: У каждой свой путь к материнству, не всегда с позитивными эмоциями.

Молодые мамы должны сами разобраться в своих чувствах и определить направление, по которому

она будет идти со своим малышом.

3 Блок

Материнские позиции и установки

Проверка домашнего задания – обсуждения написанных писем. Какие чувства и эмоции возникали

при написании письма.

1Задание:

«Мои качества».

Цель: актуализировать представление о себе как о матери.

Инструкция: Давайте попробуем подумать о том, какими личностными качествами как мать вы

обладаете, какие из них вам помогают, а какие мешают в воспитании детей в одиночку?» После

этого с помощью ведущей создается образ идеальной матери.

2 Занятие: «Цветные руки»

Цель: осознать положительные и отрицательные стороны материнских установок.

Инструкция: «Мы уже поговорили о том, какие у каждой из вас существуют установки. Сейчас

попытаемся их коротко сформулировать и изобразить в виде цветных рук. Вы должны будете

разрисовать сразу же две свои руки, являющиеся отражением ваших материнских установок, одна

из которых является эффективной в воспитании, другая же является полной противоположностью.

После под изображением вы подписываете коротко сформулированные Вами установки, которые

впоследствии будут вами вырезаны.

Затем обсуждение установок, пожелания и впечатлениями.

3 Задание: «Что такое любовь?»

Цель: актуализировать понятие «материнская любовь».

Инструкция: «Понятие «Любовь» очень личное, каждый вкладывает в него свой смысл, который мы

не всегда можем выразить словами. Давайте все-таки попробуем это сделать, а для того, чтобы нам

было легче, предлагаю обратить внимание на высказывания знаменитых людей. (афоризмы

прилагаются).

Теперь попытайтесь представить объект вашей любви (ребенка), какие чувства вы испытываете,

что они значат лично для вас, для него. Попытайтесь кратко сформулировать испытанные эмоции».

Давайте обсудим, насколько совпали наши представления о материнской любви, в чем сходство

и отличие во взгляде.

Вывод по итогам тренинга:

Чтобы ребенок рос в атмосфере любви, понимания, счастья и свободы, нужно просто

постараться эту атмосферу создать, и каждый день работать над тем, чтобы она царила в доме и в

сердце.

Секрет 1: любите без условий.

Психологи, врачи, педагоги по раннему развитию в этом вопросе единодушны: базовое счастье

ребенка составляет его безоговорочная уверенность в том, что он любим только за то, что он есть.

Таким, какой есть. Пусть ваш малыш знает, что он самый любимый без всяких условий. Тогда даже

в самой критической ситуации ему с большой вероятностью захочется прийти к вам и попросить

совета.

Секрет 2:

не подавляйте любопытства.

Ребенок познает мир с первого дня, постепенно наращивая темп. И каждый раз, когда он

решается на что-то новое, — это проявление храбрости. Родители должны в разумных пределах

обеспечить свободу для экспериментов малыша, не одергивая и не запрещая. Еще один важный

момент: не оставлять без внимания вопросы ребенка. Да, сто первое «почему» сложно воспринять

спокойно. Но если вы не чувствуете сил ответить самостоятельно, позаботьтесь хотя бы о

достойном источнике информации, будь то обучающие видео или энциклопедии, чтобы малыш мог

познавать новое. Помните: ребенок, который остается один на один с неразрешимыми загадками

бытия по мере роста их количества теряет уверенность в себе и ту самую врожденную смелость,

которая позволяет упасть 50 раз, но все же научиться ходить, пробуя снова и снова. У крохи будет

уверенность, что жизнь готовит ему еще много интересного и приятного.

Секрет 3: обнимайтесь.

Объятия, прикосновения, поглаживания невероятно ценны и важны для каждого ребенка, ведь

большинство детей в раннем возрасте являются кинестетиками — людьми, которые через касание

воспринимают больше, чем с помощью зрения и слуха. У малышей очень чувствительная кожа — и

чтобы ребенок успокоился, его гладят по спинке или по головке. Не забывайте обнимать, гладить

кроху по спинке, между лопатками — это место, откуда растут крылышки у ангелов, все это

успокаивает, расслабляет или подбадривает.

Секрет 4: учите получать удовольствие.

В эту область удовольствия входит и пища — лакомства, и обычная еда, и запахи. С пищей

важно не переборщить: не стоит вознаграждать малыша едой за успешно выполненную просьбу или

создавать ему праздник из угощений. А вот запахи можно вдыхать по полной программе. Доказано,

что пресловутое «дыхание полной грудью» создает более выраженное ощущение счастья и

свободы, чем многие другие виды физической активности. 10 вещей, которые ребенок не должен

вам!

Секрет 5: открывайте возможности.

Возможности ребенка — то, что нужно и интересно именно ему. Многие родители стремятся

направить ребенка по своему несостоявшемуся пути мечты: если маме не удалось в детстве стать

балериной, она постарается сделать балет мечтой дочери. А малышка, может быть, отлично рисует

или поет и занятия балетом будет воспринимать как тягостную повинность. Выбирая для ребенка

игру, игрушку, одежду, а в будущем секцию, школу, профессию, вуз, задумайтесь о том, дей-

ствительно ли это занятие интересно ему или это ваша мечта.

Секрет 6: поощряйте и учите трудиться.

Любому хотелось бы получить все и сразу, но именно это желание мы обычно называем

инфантильным. Чем скорее малыш поймет всю важность усилий, тем лучше для него и для вас. С

одной стороны, это даст ему внутреннюю опору для движения по жизни. С другой — понимая, что

если как следует постараться, добиться можно практически всего на свете, малыш будет гораздо

позитивнее смотреть на мир вокруг. Фокусируйте внимание на достижениях ребенка – тогда он сам

будет считать себя успешным и свободным.

Секрет 7: доверяйте.

Чрезмерно опекая малыша, слишком переживая за каждое его действие, вы проявляете

недоверие. Если ребенок готов что-либо сделать, например совершает первые попытки, чтобы

выполнить вашу просьбу, а вы, опасаясь то ли за ребенка, то ли за исход дела, отказываете ему в

этом, кого, кроме неуверенной и ни на что не способной личности вы сможете воспитать? Проявляя

доверие к ребенку, выдаете ему крылья — и он будет стремиться это оправдать. Да, придется много

работать над собой, чтобы честно выражать эмоции словами. Но это того стоит: ребенок, с которым

родители всегда были откровенны, учится доверять миру и опираться на других. Во взрослой жизни

это поможет куда лучше, чем установки вроде «кроме родителей ты никому не нужен» или «в этой

жизни никому нельзя доверять. Помните, что каждое ваше слово для ребенка сейчас, что

называется, высекается в камне. И будьте осторожны с установками, которые даете ему на всю

жизнь. 7 фраз, которые нельзя говорить ребенку

Секрет 8: играйте.

Для малышей игра — это жизнь. Ведь именно в игре они обучаются и развиваются. Причем,

играя, карапузы учатся не только считать или читать, они учатся общению, моделируют жизненные

ситуации, перенимают манеру поведения взрослых, поэтому важно играть вместе с ребенком. Так

вы будете намного лучше понимать и чувствовать своего малыша. Поройтесь вместе в песочнице

или соберите железную дорогу, а может, сшейте вместе новое платье для куклы или смешного

зайца из старых детских колготок. Дети очень-очень ценят такие моменты.

Секрет 9: давайте свободу.

Если это не угрожает жизни и здоровью малыша, давайте право совершать собственные шаги и

набивать шишки. Многое в жизни нельзя объяснить словами — даже взрослый человек не поверит,

что ему не стоило совершать то или иное действие, пока не попробует. А дети очень любопытны!

Не предостерегайте чрезмерно, не давите и не опекайте ребенка там, где можно дать ему свободу

действий. Воспитывайте в детях самостоятельность, чувство ответственности за свои действия и их

результат.

Секрет 10: коллекционируйте счастье.

Учите детей быть счастливыми! Счастье посещает нас мгновениями. Нужно с самых первых

дней жизни собирать и коллекционировать счастливые, памятные моменты, чтобы вспоминать о

них много лет. Пусть это будут камешки с морского побережья, засушенные цветочки из

бабушкиного сада, фотографии из зоопарка, на которых запечатлен малыш верхом на слоне,

кусочек цветного стекла, через которое можно смотреть на солнце, фантик от очень-очень вкусной

конфеты. Сидя у костра на берегу реки, украшая новогоднюю елку, впервые в жизни катаясь на

лошадях вместе с ребенком, фиксируйте эти события в памяти. Остановитесь и скажите: «Как здесь

хорошо! Давай запомним этот момент!» Из таких мгновений и складываются счастливые

воспоминания. Любите своего кроху, благодарите за то, что он выбрал своими родителями вас,

цените каждую секунду, проведенную рядом с ним, постарайтесь запомнить самые важные

моменты и достижения в его жизни: первое слово, первый зуб, первый шаг…

Приложение 1

Афоризмы о любви и материнстве

- Дети — якоря, которые удерживают мать в жизни. Софокл

- Дайте нам лучших матерей, и мы будем лучшими людьми. Ж.-П. Рихтер

- Материнство, конечно, дает невыразимое счастье, но это счастье в любви или браке надо выкупать

такой ценой, что я бы никому этого не посоветовала. Ж. Санд

- Мать — всегда против смерти. М. Горький

- Рука, качающая колыбель, управляет миром. У. Валлас

- Будущее нации — в руках матерей. О. Бальзак

- Ни в коем случае нельзя быть матерью-неудачницей, нет ничего хуже для детей. Г. Щербакова

- Никто не может понять ребенка так неправильно, как его мать. Н. Дуглас

- Все прекрасное в человеке — от лучей солнца и от молока матери. М. Горький

- Самое сложное для матери — запомнить то, что у других родителей тоже самые лучшие дети.

- Сердце матери — это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение. О. Бальзак

- Сердце матери — неиссякаемый источник чудес. П. Беранже

- Самая превосходная мать та, которая может заменить детям отца, когда его не станет.И. Гете

- Мать — единственное на земле божество, не знающее атеистов. Э. Легуве

- Материнская любовь — это топливо, которое позволяет обычному человеку совершать

невозможное.

- Одна хорошая мать стоит сотни учителей. Д. Герберт

- Мать — это имя Бога на устах и в сердцах маленьких детей. У. Теккерей

- Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери. В. Белинский

- Материнская любовь — самый общераспространенный и самый общепонятный пример

продуктивной любви; сама ее сущность — забота и ответственность.

- Любовь — единственная страсть, не признающая ни прошлого, ни будущего. О. Бальзак

- Любить кого-нибудь означает желать этому человек только добра. Ф. Аквинский

-Любовь — восхитительный цветок, но требуется отвага, чтобы подойти к краю пропасти и сорвать

его. Стендаль

- Любить — это находить в счастье другого свое собственное счастье. Г. Лейбниц

- Любовь — как дерево; она вырастает сама собой, пускает глубоко корни во все наше существо и

нередко продолжает зеленеть и цвести даже на развалинах нашего сердца. В. Гюго

- Любовь — это все равно что цветок, который в какое-то мгновение можно отдать только кому-

нибудь одному. Р. Олдингтон

- Любовь подобно огню, не знает покоя: она перестает жить, как только перестает надеяться или

бояться. П. Бомарше

Приложение 2

Памятка: «Формы проявления материнской любви»

1. Говорите о своей любви ребенку, в каком бы возрасте он не находился.

2. Проявляйте положительные эмоции по отношению к ребенку бурно, а негативные — сухо,

коротко, тихо.

3. Не скупитесь на похвалу, но обязательно конкретизируйте ее, тогда она будет восприниматься

искренне.

4. Самое подходящее время для положительной оценки поведения ребенка, когда ребенок ведет

себя хорошо.

5. Используйте позитивное общение с ребенком, не обусловленное характером его поведения, —

улыбнитесь, потрепите по щеке, расскажите о своих чувствах.

6. Вкладывайте свои чувства в каждодневную заботу о ребенке.

7. Проводите как можно больше времени вместе, старайтесь выслушать ребенка наедине столько

времени, сколько ему нужно.

8. Дарите небольшие подарки, не связанные ни с каким событием или поступком ребенка, с целью

сделать приятное.

9. Постепенно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела ребенка и передавайте

ответственность ему.



В раздел образования