Автор: Кожина Ирина Анатольевна
Должность: преподаватель профессионального модуля
Учебное заведение: ГБПОУ "Армавирский медицинский колледж" МЗ КК
Населённый пункт: Краснодарский край г. Армавир
Наименование материала: Инновационный подход к обучению при использовании метода кейсов
Тема: Инновационный подход к обучению при использовании метода кейсов
Раздел: среднее профессиональное
Инновационный подход к обучению при использовании метода кейсов
Цель статьи – показать возможности кейсовых технологий на
различных направлениях обучения, рассмотреть новизну данной методики,
показать связь основы фундаментальной системы знаний и современного
стандарта
образования,
имеющего
тенденцию
к
использованию
инновационных
подходов.
Необходимо
также
обозначить
возможные
направления применения метода кейсов в современном аспекте высшего
образования
России.
Доминирующей
целью
реформ,
ведущих
к
модернизации
основ
высшего
образования,
может
служить
плавное
обновление базовой основы знаний за счет новой системы современных
знаний
и
умений,
заключенных
в
инновационные
педагогические
технологии. Применение современных инновационных подходов позволит
плавно и деликатно обновлять систему высшего образования, практически не
затрагивая фундаментальных базовых знаний любой направленности в
обучении.
Актуальность
педагогических
инноваций
безусловна.
Рассмотрение и внедрение их в систему обучения и самообразования
является
процессом
достаточно
чутким
и
требующим
особой
осмотрительности. Процесс педагогических инноваций — это полностью
адресное усовершенствование структуры и концепции высшего образования
внедрением
элементов
инновационных
технологий,
направленных
на
обновление
существующей
систему
фундаментальных
знаний.
Сбалансированное сочетание, включающее в себя классические знания и
обновленную структуру современного получения необходимых навыков и
умений необходимой специализации, и направления обучения, ведет к
созданию специалиста нового профиля. Современные темпы жизни диктуют
такое соотношение параметров и качеств, характеризующих молодых
специалистов, чтобы они могли быть конкурентоспособными на рынке труда.
Необходимость понимания новейших современный технологий, обладание
обновленной
системой
знаний
и
умений,
владение
современными
профессиональными навыками, необходимость быстрой ориентировки и
подстройки под необходимые и постоянно изменяющиеся условия труда —
это современные требования для достойной возможности конкуренции в
качестве современного высоко востребованного специалиста. И здесь можно
подчеркнуть,
и
акцентировать
основную
роль
учреждений
высшего
образования, которая заключается в ориентировании студентов к стандартам
современной информационной среды, в которой обновление и устаревание
знаний происходит темпами, за которыми нельзя угнаться стандартными
способами. Гибкость и мобильность современного специалиста напрямую
зависит от инновационного подхода к образовательной деятельности. При
такой постановке вопроса основным фактором является педагог, который
обладая фундаментальными знаниями, владеет также и современными
методиками обучения. Вводя инновационные изменения в педагогическую
деятельность, а также учитывая наиболее уязвимые ее составляющие и
адаптируя наиболее целесообразные из них в профиль своей работы,
преподаватель-педагог совершенствует свой профессиональный уровень,
улучшает уровень и качество воздействия на студенческую среду на всех
уровнях взаимодействия: от межличностных до образовательных. Данный
процесс
создает
условия
инновационного
развития
образовательных
учреждений
высшего
порядка
и
повышает
качество
подготовки
специалистов. Используя педагогические инновационные методики важно
понимать, что только деликатным и тонким подходом к проблеме сочетания
фундаментальных основ и современных образовательных инноваций можно
добиться эффективных результатов от такого сочетания. Педагогические
установки, несущие обновленные умения и навыки, и нацеленные на
обновление системы существующей фундаментальной базы знаний, должны
гибко вносить в существующую систему образования те необходимые
изменения,
которые
позволят
сохранять
необходимый
потенциал
специализации за счет постоянного притока профильной информации.
Анализ инноваций, используемых в сфере высшего образования, ведет к
следующим выводам: Педагогические инновационные технологии возможно
использовать в интерактивном режиме, как моделирующий инструмент для
выработки
профессионализма
и
процесса
саморазвития
молодого
специалиста.
Полнота
освоения
профессиональных
качеств
будущего
специалиста напрямую зависит от объема примененных инноваций в высшем
образовании в целом. Качество современного высшего образования, а также
уровень развития современных вузов напрямую зависит от применения
инновационных педагогических технологий. В настоящее время существует
достаточное
количество
педагогических
технологий,
обладающих
инновационной
направленностью,
рассматривающих
обновление
существующей системы образования с целью улучшения ее качества и
повышения специализации и профессионализма до современных требований
к данным показателям. Обучение молодых специалистов основам будущей
специализации необходимо, применяя современный подход в данной
проблеме, а также учитывая современный уровень развития производства.
Возможность использовать полученные навыки и умения в реальных
условиях современного производства становится первостепенной задачей для
современного
молодого
специалиста.
Отсюда
следует,
что
обучение
выбранному
профилю
будущей
специализации
и
контроль
качества
приобретения нужного уровня профессионализма должно проходить в
условиях,
максимально
соответствующих
реальным
условиям
производственной среды. Информационные технологии в настоящее время
все большее внедрение получают в системе высшего образования и
используются в равной степени с педагогическими инновациями. Дополняя
друг
друга
и
гармонично
сочетаясь,
технологии
и
педагогические
инновационные
методики
выполняют
функцию
плавного
обновления
фундаментальных основ высшего образования [1]. К наиболее передовым
педагогическим направлениям можно отнести ряд таких методов-приемов,
как практические тренинги, практикумы, модельный подход к имитации
реальных производственных задач, кейсовые технологии. Методических
приемов гораздо больше, но данные направления можно выделить как
основные.
В
качестве
уточнения
можно
добавить,
что
к
данным
педагогическим
технологиям
в
качестве
существенного
дополнения
возможно использовать весь мультимедийный потенциал современного
технического
оснащения.
Такие
технологии
позволяют
открыть
ряд
направлений для обновления и развития системы Высшего образования: −
возможность обновления информационных составляющих обучения для
улучшения восприятия получаемых знаний; − реализованность потенциала
всех характеристик и показателей обучаемого, составляющих будущую
основу профессиональной деятельности, за счет гибкости обучения; −
реализация гибкого и постепенного обновления фундаментальной основы
получаемых знаний, умений и навыков за счет использования элементов
педагогических инноваций и прогрессивных мультимедийных технологий.
Темпы развития современного технологического общества формируют свои
приоритетные направления и уровень подготовки специалистов. Основным
направлением, к которому есть должный интерес в настоящее время,
является развитие практического мышления. Возможность применения
полученных
знаний
вкупе
с
нестандартным
взглядом
на
принятие
необходимых решений в реальных условиях производства является тем
необходимым элементом, которому необходимо обучать, используя все
необходимые методики и технологии. Практическое мышлению необходимо
развивать, постепенно вводя в обучение необходимые для этого элементы.
Способность мыслить одновременно профессионально, практически и
нестандартно является характерным навыком современной профильной
специализации. Это способствует выработке навыка принятия «правильных»
решений, а также возможности отстоять данную позицию аргументированно,
используя полученный опыт. Применяя данные способности на практике,
специалист
имеет
возможность
«просчитать»
и
смоделировать
производственную ситуацию, ее решение и результаты выполненных
операций. Развивая в обучаемых практическое мышление, мы имеет
возможность
заложить
индивидуальный
подход
в
развитие
будущей
специализации требуемого уровня. Интерактивность и гибкая система
обучения позволят усвоить как основной базовый опыт, так и современные
тенденции, и направления, связанные с обновлением информации. Это
позволит обходить быстрое устаревание информационной базы знаний.
Метод
кейсов-педагогическая
технология,
наиболее
подходящая
для
вышеперечисленных
целей,
учитывающая
все
нюансы
сочетания
педагогической направленности с системой формирования практической
базы знаний и навыков любой специализации и направления обучения.
Сущность метода основывается на выработке навыка принятия решения в
ходе работы над ситуационной задачей, отработка принятия оптимальных
путей решения поставленных задач, а также возможность обосновать все
стадии принятия выбранных решений. Данная технология подразумевает под
собой постадийный процесс обучения от простых к сложным основам
решения практических ситуационных задач различного уровня сложности,
реально возникающих в производственных условиях. Впервые об элементах
данной методики упоминается еще в 1870 году. А в 1920 году в Гарвардской
школе бизнеса данный метод был представлен более развернуто. В этот
период была создана основа данной методики обучения. В настоящее время у
данного метода есть возможность вновь обрести довольно широкое
применение
за
счет
сочетания
с
современным
уровнем
техники
и
мультимедийных технологий [2]. Метод кейсов возможно применить в
основном только при наличии сочетания двух принципиальных условий.
Первое из условий — это наличие принципиальной области применения
данной методики. Это может быть наличие базы ситуационных задач,
наиболее близко приближенных к условиям реального производства; наличие
практического материала, содержащего информационную составляющую, из
которой можно сформировать и поставить цели и задачи, а далее
сформировать пути решения поставленных проблем. Другое, и более
основное условие — наличие специалистов, умеющих применять эту
технологию в полном объеме (подбор материала, составление кейсов и т. д.),
но и что еще более важно применять ее в качестве обучающего элемента.
Возможности и сферы применения данного метода достаточно обширны.
Преимущества применения метода кейсов в обучении более чем очевидны,
но было бы неправильным не сказать также и об ограничениях в
использовании
[3].
Метод
кейсов
представляет
собой
продвинутую
модификацию проектной технологии. Обычная проектная деятельность
подразумевает объединение обучающихся для рассмотрения стандартного
запланированного результата после строго регламентированных стадий
работы над проектом. Метод кейсов, также являясь в большинстве своих
направлений коллективной либо групповой работой, формирует навыки
принятия нестандартных решений за счет того, что одновременно выступает
и заданием, и источником начальной информации для формирования
результатов решения. Одним из основных преимуществ данного метода
можно
выделить
совместную
творческую
работу
практической
направленности, объединенную единой тематикой, заключенной в целях
поставленной задачи. Проект, как результат такой работы, создается в ходе
работы
коллективом,
сформированным
именно
для
этой
работы
(заинтересованность в наилучшем выполнении). Работа является по сути
своей
уникальной,
так
как
при
выполнении
поставленной
задачи
формируется одновременно как творческое коллективное решение, так и
материалы, доказывающие адекватность выбранного решения. Данная
методика подразумевает еще один аспект, важный для процесса обучения в
целом. Это возможность интерактивного коллективного обсуждения каждого
элемента или стадии работы поставленной задачи-проекта. Метод кейсов
дает
возможность
развить
практические
навыки
будущего
профессионального
направления
и
ведения
деловых
партнерских
переговоров, практику работы с документацией, приобрести навык работы с
информацией,
выработать
логическое
мышление
при
поиске
многовариантного решения [4]. У метода кейсов также существует ряд
ограничений
в
применении
на
практике.
Данную
педагогическую
технологию
желательно
адаптировать
к
условиям,
сложившемся
и
характерным для образования России, так как всегда необходимо учитывать
все положительные аспекты современного образования, присущего именно
нашей стране. При этом данную методику так же нельзя использовать во всех
специализациях и направлениях обучения. Метод кейсов вполне оправдан,
где в специализации или направлении обучения пресутствует так называемые
практические задачи, в основе которых лежат реальные ситуации из
реального
производственного
процесса.
Разбор
и
решение
таких
ситуационных задач ведет к накоплению практических навыков. Возможно
также использование данной педагогической технологии в дистанционно-
модульном направлении образования, а также при повышении квалификации
и впроцессе переподготовки кадров, с учетом российских норм и требований
в
системе
высшего
образования
[5].
Отрицательным
моментом
использования данного метода является его использование в областях, где
преобладает наличие большого количества типовых практических ситуаций.
В таких случаях метод кейсов используется как рутинный аспект разбора и
запоминания стандартного набора заданий, рассмотрение одной и той же
типовой ситуации под различным углом. При этом технология кейсов
обладает возможностью творчески объединить новейшие знания и аспекты
современной жизни с фундаментальностью базовых знаний, умений и
навыков, а также развить мотивацию к развитию профессионального
потенциала студентов. Метод кейсов ориентирован на формирование
практический умений и навыков. Поэтому его можно рекомендовать к
использованию на заключительной стадии любого направления обучения или
специализации при условии наличия практической основы формирования
навыков. Одним их положительных аспектов данного метода может служить
усиление
образовательно-педагогической
составляющей
большинства
существующих направлений обучения в качестве практической иллюстрации
будущей специальности. Вышеизложенные моменты позволяют рассмотреть
еще одно наиболее важный положительный аспект использования метода
кейсов.
Данный
метод
предоставляет
возможность
формирования
собственных подустановочных целей при работе с исходным материалом,
предназначенным для решения основной проблемы. Как следствие такого
варианта оценки использования метода — возможность отобрать будущих
специалистов с четкой ориентацией на выбранное направление без разброса
профессиональных интересов. Опираясь на вышеуказанные моменты, можно
сделать
ряд
характерных
выводов.
Метод
кейсов
не
однозначен
в
применении в системе высшего образования. Данная технология имеет в себе
как
положительные,
так
и
отрицательные
стороны
при
возможном
применении ее в образовательном процессе. Необходимость адаптации
метода к условиям и особенностям высшего образования России — это
необходимый минимум для возможности использования данного метода.
Литература:
Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного
обучения. М.: Academia, 2007. 336 с.
Виневская А. В. Метод кейсов в педагогике. Ростов: Феникс, 2015 г. 141 с.
Голованова Ю. В. Инновационные элементы и возможности дистанционно-
модульного
образования
как
способ
создания
гибкого
мобильного
специалиста // Бизнес.
Образование.
Право.
Вестник Волгоградского
института бизнеса. 2016. № 2 (35). С. 284–290.
Голованова Ю. В. Кейсовые технологии: проблемы и пути их применения в
системе высшего образования // Бизнес. Образование. Право. Вестник
Волгоградского института бизнеса. 2016. № 3 (36). С. 274–285.
Голованова Ю. В. Проблемы и пути решения дистанционной формы
обучения [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар.
науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый,
2015.
—
С.
163–167.