Напоминание

Инновационный подход к обучению при использовании метода кейсов


Автор: Кожина Ирина Анатольевна
Должность: преподаватель профессионального модуля
Учебное заведение: ГБПОУ "Армавирский медицинский колледж" МЗ КК
Населённый пункт: Краснодарский край г. Армавир
Наименование материала: Инновационный подход к обучению при использовании метода кейсов
Тема: Инновационный подход к обучению при использовании метода кейсов
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Инновационный подход к обучению при использовании метода кейсов

Цель статьи – показать возможности кейсовых технологий на

различных направлениях обучения, рассмотреть новизну данной методики,

показать связь основы фундаментальной системы знаний и современного

стандарта

образования,

имеющего

тенденцию

к

использованию

инновационных

подходов.

Необходимо

также

обозначить

возможные

направления применения метода кейсов в современном аспекте высшего

образования

России.

Доминирующей

целью

реформ,

ведущих

к

модернизации

основ

высшего

образования,

может

служить

плавное

обновление базовой основы знаний за счет новой системы современных

знаний

и

умений,

заключенных

в

инновационные

педагогические

технологии. Применение современных инновационных подходов позволит

плавно и деликатно обновлять систему высшего образования, практически не

затрагивая фундаментальных базовых знаний любой направленности в

обучении.

Актуальность

педагогических

инноваций

безусловна.

Рассмотрение и внедрение их в систему обучения и самообразования

является

процессом

достаточно

чутким

и

требующим

особой

осмотрительности. Процесс педагогических инноваций — это полностью

адресное усовершенствование структуры и концепции высшего образования

внедрением

элементов

инновационных

технологий,

направленных

на

обновление

существующей

систему

фундаментальных

знаний.

Сбалансированное сочетание, включающее в себя классические знания и

обновленную структуру современного получения необходимых навыков и

умений необходимой специализации, и направления обучения, ведет к

созданию специалиста нового профиля. Современные темпы жизни диктуют

такое соотношение параметров и качеств, характеризующих молодых

специалистов, чтобы они могли быть конкурентоспособными на рынке труда.

Необходимость понимания новейших современный технологий, обладание

обновленной

системой

знаний

и

умений,

владение

современными

профессиональными навыками, необходимость быстрой ориентировки и

подстройки под необходимые и постоянно изменяющиеся условия труда —

это современные требования для достойной возможности конкуренции в

качестве современного высоко востребованного специалиста. И здесь можно

подчеркнуть,

и

акцентировать

основную

роль

учреждений

высшего

образования, которая заключается в ориентировании студентов к стандартам

современной информационной среды, в которой обновление и устаревание

знаний происходит темпами, за которыми нельзя угнаться стандартными

способами. Гибкость и мобильность современного специалиста напрямую

зависит от инновационного подхода к образовательной деятельности. При

такой постановке вопроса основным фактором является педагог, который

обладая фундаментальными знаниями, владеет также и современными

методиками обучения. Вводя инновационные изменения в педагогическую

деятельность, а также учитывая наиболее уязвимые ее составляющие и

адаптируя наиболее целесообразные из них в профиль своей работы,

преподаватель-педагог совершенствует свой профессиональный уровень,

улучшает уровень и качество воздействия на студенческую среду на всех

уровнях взаимодействия: от межличностных до образовательных. Данный

процесс

создает

условия

инновационного

развития

образовательных

учреждений

высшего

порядка

и

повышает

качество

подготовки

специалистов. Используя педагогические инновационные методики важно

понимать, что только деликатным и тонким подходом к проблеме сочетания

фундаментальных основ и современных образовательных инноваций можно

добиться эффективных результатов от такого сочетания. Педагогические

установки, несущие обновленные умения и навыки, и нацеленные на

обновление системы существующей фундаментальной базы знаний, должны

гибко вносить в существующую систему образования те необходимые

изменения,

которые

позволят

сохранять

необходимый

потенциал

специализации за счет постоянного притока профильной информации.

Анализ инноваций, используемых в сфере высшего образования, ведет к

следующим выводам: Педагогические инновационные технологии возможно

использовать в интерактивном режиме, как моделирующий инструмент для

выработки

профессионализма

и

процесса

саморазвития

молодого

специалиста.

Полнота

освоения

профессиональных

качеств

будущего

специалиста напрямую зависит от объема примененных инноваций в высшем

образовании в целом. Качество современного высшего образования, а также

уровень развития современных вузов напрямую зависит от применения

инновационных педагогических технологий. В настоящее время существует

достаточное

количество

педагогических

технологий,

обладающих

инновационной

направленностью,

рассматривающих

обновление

существующей системы образования с целью улучшения ее качества и

повышения специализации и профессионализма до современных требований

к данным показателям. Обучение молодых специалистов основам будущей

специализации необходимо, применяя современный подход в данной

проблеме, а также учитывая современный уровень развития производства.

Возможность использовать полученные навыки и умения в реальных

условиях современного производства становится первостепенной задачей для

современного

молодого

специалиста.

Отсюда

следует,

что

обучение

выбранному

профилю

будущей

специализации

и

контроль

качества

приобретения нужного уровня профессионализма должно проходить в

условиях,

максимально

соответствующих

реальным

условиям

производственной среды. Информационные технологии в настоящее время

все большее внедрение получают в системе высшего образования и

используются в равной степени с педагогическими инновациями. Дополняя

друг

друга

и

гармонично

сочетаясь,

технологии

и

педагогические

инновационные

методики

выполняют

функцию

плавного

обновления

фундаментальных основ высшего образования [1]. К наиболее передовым

педагогическим направлениям можно отнести ряд таких методов-приемов,

как практические тренинги, практикумы, модельный подход к имитации

реальных производственных задач, кейсовые технологии. Методических

приемов гораздо больше, но данные направления можно выделить как

основные.

В

качестве

уточнения

можно

добавить,

что

к

данным

педагогическим

технологиям

в

качестве

существенного

дополнения

возможно использовать весь мультимедийный потенциал современного

технического

оснащения.

Такие

технологии

позволяют

открыть

ряд

направлений для обновления и развития системы Высшего образования: −

возможность обновления информационных составляющих обучения для

улучшения восприятия получаемых знаний; − реализованность потенциала

всех характеристик и показателей обучаемого, составляющих будущую

основу профессиональной деятельности, за счет гибкости обучения; −

реализация гибкого и постепенного обновления фундаментальной основы

получаемых знаний, умений и навыков за счет использования элементов

педагогических инноваций и прогрессивных мультимедийных технологий.

Темпы развития современного технологического общества формируют свои

приоритетные направления и уровень подготовки специалистов. Основным

направлением, к которому есть должный интерес в настоящее время,

является развитие практического мышления. Возможность применения

полученных

знаний

вкупе

с

нестандартным

взглядом

на

принятие

необходимых решений в реальных условиях производства является тем

необходимым элементом, которому необходимо обучать, используя все

необходимые методики и технологии. Практическое мышлению необходимо

развивать, постепенно вводя в обучение необходимые для этого элементы.

Способность мыслить одновременно профессионально, практически и

нестандартно является характерным навыком современной профильной

специализации. Это способствует выработке навыка принятия «правильных»

решений, а также возможности отстоять данную позицию аргументированно,

используя полученный опыт. Применяя данные способности на практике,

специалист

имеет

возможность

«просчитать»

и

смоделировать

производственную ситуацию, ее решение и результаты выполненных

операций. Развивая в обучаемых практическое мышление, мы имеет

возможность

заложить

индивидуальный

подход

в

развитие

будущей

специализации требуемого уровня. Интерактивность и гибкая система

обучения позволят усвоить как основной базовый опыт, так и современные

тенденции, и направления, связанные с обновлением информации. Это

позволит обходить быстрое устаревание информационной базы знаний.

Метод

кейсов-педагогическая

технология,

наиболее

подходящая

для

вышеперечисленных

целей,

учитывающая

все

нюансы

сочетания

педагогической направленности с системой формирования практической

базы знаний и навыков любой специализации и направления обучения.

Сущность метода основывается на выработке навыка принятия решения в

ходе работы над ситуационной задачей, отработка принятия оптимальных

путей решения поставленных задач, а также возможность обосновать все

стадии принятия выбранных решений. Данная технология подразумевает под

собой постадийный процесс обучения от простых к сложным основам

решения практических ситуационных задач различного уровня сложности,

реально возникающих в производственных условиях. Впервые об элементах

данной методики упоминается еще в 1870 году. А в 1920 году в Гарвардской

школе бизнеса данный метод был представлен более развернуто. В этот

период была создана основа данной методики обучения. В настоящее время у

данного метода есть возможность вновь обрести довольно широкое

применение

за

счет

сочетания

с

современным

уровнем

техники

и

мультимедийных технологий [2]. Метод кейсов возможно применить в

основном только при наличии сочетания двух принципиальных условий.

Первое из условий — это наличие принципиальной области применения

данной методики. Это может быть наличие базы ситуационных задач,

наиболее близко приближенных к условиям реального производства; наличие

практического материала, содержащего информационную составляющую, из

которой можно сформировать и поставить цели и задачи, а далее

сформировать пути решения поставленных проблем. Другое, и более

основное условие — наличие специалистов, умеющих применять эту

технологию в полном объеме (подбор материала, составление кейсов и т. д.),

но и что еще более важно применять ее в качестве обучающего элемента.

Возможности и сферы применения данного метода достаточно обширны.

Преимущества применения метода кейсов в обучении более чем очевидны,

но было бы неправильным не сказать также и об ограничениях в

использовании

[3].

Метод

кейсов

представляет

собой

продвинутую

модификацию проектной технологии. Обычная проектная деятельность

подразумевает объединение обучающихся для рассмотрения стандартного

запланированного результата после строго регламентированных стадий

работы над проектом. Метод кейсов, также являясь в большинстве своих

направлений коллективной либо групповой работой, формирует навыки

принятия нестандартных решений за счет того, что одновременно выступает

и заданием, и источником начальной информации для формирования

результатов решения. Одним из основных преимуществ данного метода

можно

выделить

совместную

творческую

работу

практической

направленности, объединенную единой тематикой, заключенной в целях

поставленной задачи. Проект, как результат такой работы, создается в ходе

работы

коллективом,

сформированным

именно

для

этой

работы

(заинтересованность в наилучшем выполнении). Работа является по сути

своей

уникальной,

так

как

при

выполнении

поставленной

задачи

формируется одновременно как творческое коллективное решение, так и

материалы, доказывающие адекватность выбранного решения. Данная

методика подразумевает еще один аспект, важный для процесса обучения в

целом. Это возможность интерактивного коллективного обсуждения каждого

элемента или стадии работы поставленной задачи-проекта. Метод кейсов

дает

возможность

развить

практические

навыки

будущего

профессионального

направления

и

ведения

деловых

партнерских

переговоров, практику работы с документацией, приобрести навык работы с

информацией,

выработать

логическое

мышление

при

поиске

многовариантного решения [4]. У метода кейсов также существует ряд

ограничений

в

применении

на

практике.

Данную

педагогическую

технологию

желательно

адаптировать

к

условиям,

сложившемся

и

характерным для образования России, так как всегда необходимо учитывать

все положительные аспекты современного образования, присущего именно

нашей стране. При этом данную методику так же нельзя использовать во всех

специализациях и направлениях обучения. Метод кейсов вполне оправдан,

где в специализации или направлении обучения пресутствует так называемые

практические задачи, в основе которых лежат реальные ситуации из

реального

производственного

процесса.

Разбор

и

решение

таких

ситуационных задач ведет к накоплению практических навыков. Возможно

также использование данной педагогической технологии в дистанционно-

модульном направлении образования, а также при повышении квалификации

и впроцессе переподготовки кадров, с учетом российских норм и требований

в

системе

высшего

образования

[5].

Отрицательным

моментом

использования данного метода является его использование в областях, где

преобладает наличие большого количества типовых практических ситуаций.

В таких случаях метод кейсов используется как рутинный аспект разбора и

запоминания стандартного набора заданий, рассмотрение одной и той же

типовой ситуации под различным углом. При этом технология кейсов

обладает возможностью творчески объединить новейшие знания и аспекты

современной жизни с фундаментальностью базовых знаний, умений и

навыков, а также развить мотивацию к развитию профессионального

потенциала студентов. Метод кейсов ориентирован на формирование

практический умений и навыков. Поэтому его можно рекомендовать к

использованию на заключительной стадии любого направления обучения или

специализации при условии наличия практической основы формирования

навыков. Одним их положительных аспектов данного метода может служить

усиление

образовательно-педагогической

составляющей

большинства

существующих направлений обучения в качестве практической иллюстрации

будущей специальности. Вышеизложенные моменты позволяют рассмотреть

еще одно наиболее важный положительный аспект использования метода

кейсов.

Данный

метод

предоставляет

возможность

формирования

собственных подустановочных целей при работе с исходным материалом,

предназначенным для решения основной проблемы. Как следствие такого

варианта оценки использования метода — возможность отобрать будущих

специалистов с четкой ориентацией на выбранное направление без разброса

профессиональных интересов. Опираясь на вышеуказанные моменты, можно

сделать

ряд

характерных

выводов.

Метод

кейсов

не

однозначен

в

применении в системе высшего образования. Данная технология имеет в себе

как

положительные,

так

и

отрицательные

стороны

при

возможном

применении ее в образовательном процессе. Необходимость адаптации

метода к условиям и особенностям высшего образования России — это

необходимый минимум для возможности использования данного метода.

Литература:

Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного

обучения. М.: Academia, 2007. 336 с.

Виневская А. В. Метод кейсов в педагогике. Ростов: Феникс, 2015 г. 141 с.

Голованова Ю. В. Инновационные элементы и возможности дистанционно-

модульного

образования

как

способ

создания

гибкого

мобильного

специалиста // Бизнес.

Образование.

Право.

Вестник Волгоградского

института бизнеса. 2016. № 2 (35). С. 284–290.

Голованова Ю. В. Кейсовые технологии: проблемы и пути их применения в

системе высшего образования // Бизнес. Образование. Право. Вестник

Волгоградского института бизнеса. 2016. № 3 (36). С. 274–285.

Голованова Ю. В. Проблемы и пути решения дистанционной формы

обучения [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар.

науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый,

2015.

С.

163–167.



В раздел образования