Автор: Максимовских Ольга Вадимовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 44"
Населённый пункт: г.Саров, Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Использование игровых технологий для развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)»
Раздел: дошкольное образование
«Использование игровых технологий для развития связной речи у детей
с общим недоразвитием речи (ОНР)»
Максимовских О.В.
Одной
из
актуальных
проблем
дошкольного образования на
сегодняшний день является нарушение речевого развития детей. Как
отмечают специалисты, численность детей дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи в последние годы значительно увеличилась.
Внимание
государства
к
проблеме
развития
дошкольного
образования
и как неотъемлемой его части - речевому развитию
проявляется в постоянном обновлении и совершенствовании системы
образования.
В образовательной области «Речевое развитие» одной из основных
задач
образовательной деятельности с детьми является создание условий
для:
развития
связной,
грамматически
правильной
диалогической
и
монологической речи (ФАОП ДО, п.32.3) .
Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе
завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо
владеет устой речью, может использовать речь для выражения своих
мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в
ситуации общения
.
(п.2.6).
Проявляясь как системный недостаток речевого развития ОНР,
негативно сказывается на процессе обучения детей в детском саду, и в
случае не оказания коррекционной помощи - на успешности обучения
ребёнка в школе.
Связная
речь
выступает
как
высшая
форма
мыслительной
деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития
ребенка. Для детей с ОНР характерны:
снижение вербальной памяти и
продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического
мышления.
В результате чего у дошкольника с ОНР наряду с другими
речевыми компонентами, достаточно сложно формируется связная речь.
Детям сложно логично, полно, последовательно, грамматически правильно и
образно оформлять высказывание. Преодоление этих нарушений, требуют
разработки особых подходов к коррекции связной речи.
Проблеме развития и поиску подходов совершенствования связной
речи у детей с ОНР посвящены исследования многих авторов.
Не
существует единой методики по развитию связной речи у детей с ОНР, но
многие авторы выделяют общую структуру, которая основывается на учёте
многокомпонентности
развития
речи
и
в
основном
придерживаются
определённой последовательности:
- пересказ текста (знакомой и не знакомой сказки);
- составление разных видов рассказа
Возникла идея, что возможно повысить результативность работы по
развитию связной речи у воспитанников ОНР посредством игровой
технологии, т.к.
- повыситься мотивация к процессу обучения,
- возрастет активность и непосредственное участие детей,
- будут создаваться благоприятные условия для преодоления барьера в
общении со взрослым, ситуации успеха для каждого ребёнка
Для успешной работы по развитию связной речи логопеду нужно
иметь в своем арсенале традиционные логопедические технологии, но
трудно не согласиться, что в них в полной мере
или частично
присутствует игра как ведущий вид деятельности детей.
Преимущество игровых технологий неоспоримо. В отличие от игр
вообще игровая технология обладает существенным признаком - четко
поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим
результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и
характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Исходя, из выше изложенного были сформулированы цель и задачи
работы с детьми по развитию связно речи
Цель:
развитие
связной
речи
у
детей
с
ОНР
посредством
использования игровых технологий
Задачи:
1.
Формировать навыки образования основных синтаксических
конструкций (фраз и предложений).
2.
Развивать
умение
составлять
рассказы-описания,
загадки-
описания о предметах и объектах.
3.
Развивать умение
пересказывать хорошо знакомые сказки и
короткие тексты.
4.
Совершенствовать умение строить собственное высказывание,
планировать его, ориентироваться в условиях речевой ситуации.
Были намечены этапы работы.
Рассмотрим каждый этап опыта
более
подробно.
Подготовительный
этап
включил
исследование
состояния экспрессивной речи у детей группы, изучение передового
опыта работы по теме, разработку плана действий по реализации опыта,
создание игрового пособия и подбор игр к нему.
Работа по реализации педагогической идеи опыта велась по трём
взаимодополняющим направлениям основного этапа и выражалась в
использовании:
- игровой мотивации как методического приема, помогающего в игровой
форме
руководить
детской
деятельностью
и
добиться
желаемого
результата. Применение игровой мотивации в вводнай части ООД
проходили через использование игрушки - персонажа (картинки, «живых
картинок» на
игровом поле), игровой ситуации, разнообразных
сюрпризных моментов («волшебные» предметы - мешочки, сундучки,
шкатулки, герой-игрушка, аудио и видио фрагмент с персонажем и др.).
Перед каждым подгрупповым занятием традиционно применялась игра
«Наш паровозик с вагончиками»;
- игрового пособия;
- сюжетных занятий. Все игры адаптировались под изучаемую тему, были
связаны общим игровым сюжетом.
Руководствуясь задачами и содержанием по развитию связной речи,
разработанных Н.В.Нищевой, часть занятия, проводили с применением
дидактического пособия «Путешествуем, говорим, рассказываем»
Оно ориентировано на развитие связной речи дошкольников с
учётом
их
возрастных
и
индивидуальных
особенностей,
может
использоваться как в подгрупповой, так и в индивидуальной работе с
детьми.
Пособие построено по типу игры: лабиринт с заданиями. Это
игровое поле
с простым лабиринтом для осуществления ходов-
передвижений к Станциям (домикам) со сказочными героями: «Бабушкой
Беседушкой»,
«Гномом
Говорушей»,
«Бабушкой
Загадушкой»,
«Гномом Сказочник /Рассказчиком». «Путешествие» по станциям в
игровой
форме
отражает
поэтапность
работы
над
построением
грамотного высказывания, начиная с работы над словом до составления
рассказа.
Прохождение по лабиринту, предполагает пошаговое обучение
детей рассказыванию. В ходе одного занятия дети могут "побывать" на
нескольких станциях, т.к. первые две станции могут выполнять роль
подготовительного этапа.
Заканчивается лабиринт "Мешочком с секретом", что повышает
игровую мотивацию, под ним
может быть спрятана интересная
информация по теме,
задания домой
на поиск интересного факта,
поощрение в виде смайликов или раскрасок и т.п.
Для работы с пособием были намечены направления (шаги) по развитию
связной речи с включением определённых дидактических игр.
Целью 1-го направления
работы
являлось
формирование умения
отвечать на вопросы, задавать вопросы.
Посещая домик «Бабушки Беседушки» учили детей отвечать одним
словом на поставленный вопрос. Для этого использовали игры с мячом, а
в качестве наглядной опоры картинны с простым сюжетом: «Кто (что)?»,
«Где растут (живут)?», «Какой, какая, какое? Какие?», «Чей, чья», «Что
делает?».
На втором этапе усложняли задачу и учили детей отвечать на вопросы
словосочетанием. В этом помогали игры с опорными картинками:
«Доскажи», «Пара слов».
На третьем этапе перешли к ответам на вопросы предложением. Широко
использовали игры: «Кто что делает?», «Что где?», «Добавить слово в
предложение (содержащее вопрос)» ,
«Подумай и скажи», «Закончи
предложение» (с
союзами),
«Найди
ошибку»,
«Что
можно
приготовить?».
В играх использовали вопросы разных типов:
прямые вопросы;
подсказывающие искомые признаки («Ребята, вы не видели желтого
игрушечного
утенка?»);
поисковые
(«Почему
зайчонка
назвали
Ушастиком?
Почему
кактус
похож
на
ежа?»);
побуждающие
к
сравнению,
метафоре
(«На
что
похожи
глазки
лисенка?»;
«Что
напоминают лапки утенка?»). Разнообразие вопросов помогало подвести
детей к использованию сравнений, метафор в описательных рассказах.
Для обучения детей умению задавать вопросы постепенно инициативу в
проведении игр, отдавали детям, тем самым
развивали их речевую
активность, самостоятельность в общении со сверстниками.
По мере расширения речевых возможностей детей начали посещать
следующую станцию
-
домик «Гнома
Говоруши».
Целью этого
направления работы было
- обучение
составлению описательных
рассказов.
Игры 1 этапа работы на этой станции были направлены на умение
оречевлять увиденные свойства, качества предмета, его части и т.п.
Этому способствовали игры: «Какой по цвету (величине, форме)?», «У
предмета есть…
(части)»
«Угадай предмет»,
«На что похоже?»,
«Аналогии».
Игры 2 этапа предполагали использование ранее накопленных речевых
умений
при
составлении
рассказов-описаний
в
игровой
форме
с
использованием схем, речевых образцов. Наиболее любимыми стали игры:
«Внимание! Розыск! (Сыщики)» , «Потерянная вещь или Бюро находок»;
«Оживший предмет».
На 2 этапе для повышения концентрации внимания к речи сверстника
использовали пары аналогичных картинок, различающихся 1-2 свойствами.
В этом помогали игры «Кто узнает?», «Опиши предмет», «Скажи что-
нибудь о картинке» Описательные рассказы составляли без опоры на схему.
Оценка рассказов детей давалась от имени
игрового персонажа Гнома
Говоруши.
Следующим направлением работы было составление описательных
загадок при посещении домика «Бабушки Загадушки». На первом этапе
этой работы
использовали уже сформированные умения
составлять
описательные рассказы, только без называния его и организовывали игры:
«Угадай предмет», «На что похоже?», «Аналогии». Мотивацию к речевой
деятельности, а при необходимости и помощь в виде вопросов создавали от
имени Бабушки Загадушки.
На 3 этапе работу организовывали по типу викторин и отбор игр был
соответствующим: «Узнай меня по описанию», «Черный ящик», «Кто за
ширмой?». Такой вид работы стимулировал желание детей как можно точнее
описать предмет или объект, чтобы заработать фишку, а значит победить.
Привлекательным для детей был 3 этап работы, ведь здесь можно
было
взять на себя главную роль в
сюжетно-дидактических играх
«Магазин», «Реклама», «Интервью».
Работа на этой станции пособия создавала условия для развития
речевого творчества, более образной и выразительной речи детей с ОНР, т.к.
при составлении
загадки–описания дошкольники могли обогатить её
собственными сравнениями, синонимами, дополнениями.
Созданное дидактическое пособие позволяло организовывать работу по
обучению пересказу сказок, рассказов.
Посещение домика «Гнома Сказочника» и игры с ним: «Закончи
предложение», «Я начну, а ты продолжи», , «Кто больше увидит?»
(назвать
предметы указанного
цвета
и назначения);
«Кто
лучше
запомнил?» (вспомнить, какие действия выполняют разные персонажи),
«Кто
самый
внимательный?»
(закончить
предложение,
начатое
логопедом,
по
смыслу)
позволяли
ненавязчиво
поработать
над
содержанием сказки или рассказа, запомнить героев, последовательность
повествования, авторские выражения.
Игры
«Где начало рассказа?», «Найди картинке место» помогали
составить наглядный план пересказа.
А игровые приемы «Поможем
Гному рассказать»,
«Сказка для малышей» стимулировали желание
детей к самостоятельному
выразительному
рассказу, ведь Гном
оценивал рассказы детей с помощью смайликов.
Хочется
отметить,
что
пособие
дидактическое
пособие
«Путешествуем,
говорим,
рассказываем»
вариативно
и
может
применяться для решения разных речевых задач.
Отталкиваясь от трудностей детей с ОНР с помощью пособия
можно:
- научить использовать пространственные термины: «ближе», «дальше»,
«вправо», «влево», «вверх», «вниз», определять «короткую»-«длинную»
дорожки до определённой места (точки) движения
;
- развивать умение использовать в речи предлоги, приставочные глаголы
и т.п.
Так же можно
найти новые способы использования
пособия
модифицировать под конкретные условия занятия и такие варианты
многочисленны ( например, выкладывать на дорожку лабиринта камешки
или кристаллы до определенной Станции для отработки звуков и т.д)
М. И. Лисина рассматривала, важнейшим средством развития речи -
общение, направленное на согласование и объединение усилий с целью
налаживания отношений и достижения общего результата. Созданное
дидактическое
пособие позволяет ходе совместных
игр
развивать
коммуникативные навыки детей с ОНР.
Итогом работы с детьми с применением игровых технологий стало
составляющих
связной
речи:
дети
научились
отвечать
полным
предложением
на
вопрос,
значительная
часть
детей
умеют
самостоятельно задавать вопросы по картине, в беседе; при пересказе
сказок и текстов стали соблюдать последовательность изложения,
придерживаются плана, при составлении описательных рассказов и
загадок чаще стали использовать сравнения. Данные полученные в ходе
обследования речи показали повышение уровня связного высказывания
Таким образом, после проведения комплекса логопедических
занятий с включением дидактического пособия "Путешествуем, говорим,
рассказываем"
посредствам
игровой
технологии
отмечена
положительная динамика развития связной речи у детей группы.
Применение
игровой
технологии
позволило
совершенствовать
связность высказывания детей и способствовало решению речевых задач
в целом.
О. С Ушакова утверждала: «Все задачи развития речи детей дошкольного
возраста (обогащение словаря, формирование грамматического строя речи,
звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего
выражения в связной речи».
Практика использования игровой технологии в коррекционной работе
доказывает,
что
её
можно
рассматривать
в
качестве
фактора,
повышающего уровень речевого развития дошкольников с ОНР.