Автор: Наталья Валерьевна Номоконова
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГПОУ "Забайкальский техникум профессиональных технологий и сервиса""
Населённый пункт: город Чита
Наименование материала: научная статья
Тема: Литература как средство формирования нравственных ценностей
Раздел: среднее профессиональное
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Забайкальский техникум профессиональных технологий и сервиса»
Статья
Литература как средство формирования
нравственных ценностей
Выполнила:
Номоконова Н.В.,
преподаватель литературы
Чита, 2024
Литература как средство формирования нравственных ценностей
Номоконова Наталья Валерьевна,
Преподаватель ГПОУ «ЗабТПТиС", г. Чита, Забайкальский край
Литература является средством нравственного воспитания
подростков, однако многие студенты не уделяют ей должного внимания,
отвергают ее пользу, а возможно и не осознают. Чтение текстов классической
литературы на уроках и дома, обсуждение общечеловеческих проблем на
основе
произведений
позволяет
студентам
задуматься
над
вечными
вопросами бытия. Каждый писатель поднимает сложнейшие вопросы: смысл
жизни, любовь, вечность, красота, дружба, страсть, горечь утраты… Все это
волнует, но помогает ли каким-то образом подростку? Я думаю, что польза
от чтения художественной литературы, несомненно, есть. Сегодня мы всё
чаще вспоминаем исторические события, такие как ВОВ, поэтому мой выбор
выпал именно на данную тему – произведения о ВОВ.
В ГПОУ «Забайкальский техникум профессиональных технологий и
сервиса» среди студентов был проведен небольшой опрос:
1)
Перечислите произведения о ВОВ, которые оставили
наибольшей след в Вашей памяти?
2)
Что воспитывают в нас данные произведения?
3)
Какие чувства они вызвали у Вас?
4)
Смогли
бы
Вы
назвать
данные
тексты
«книгами
поколений»?
Среди опрошенных студентов (всего 56 человек) большинство (около
70 %) назвали повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» и рассказ
Михаила Шолохова «Судьба человека». Респонденты уверенно ответили, что
подобные тексты воспитывают в молодом поколении патриотизм и чувство
гордости к памяти тех, кто участвовал в ВОВ. Среди чувств были описаны
следующие: патриотизм, горечь утраты, гордость и ответственность за
будущее страны и народа. На последний вопрос о «книгах поколений» 11
человек затруднились ответить, остальные ответили – «да», «конечно».
Повесть «А зори здесь тихие» Бориса Васильева рассказывает, как
юные девушки-зенитчицы пытаются свести счеты, как личные, так и
народные, с фашистскими захватчиками. Им уже ничего не страшно, главное
– уничтожить противника, хотя ради этой цели приходится отдать
собственную жизнь…Читатель не может остаться равнодушным к судьбе
героинь, наворачиваются слезы. Я считаю, что данная повесть, воздействуя
на эмоции, очищает, развивает духовно, учит сопереживать, бороться за
свободу до последнего. Радует то, что произведение не раз экранизировали,
тем самым сделали его более популярным среди молодых людей. Можно
говорить о том, что юные девушки наравне с мужчинами одержали победу в
той страшной войне, отдав жизнь за наше свободное будущее.
Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» знаком нам со
школьной скамьи, тем не менее, наши студенты его помнят и часто цитируют
в своих творческих работах. История жизни Андрея Соколова типична для
представителей того непростого времени, но описана глубоко и душевно –
книга легко читается, доступна и понятна подростку. Читая данное
произведение, небольшое по объему, на настолько глубокое по содержанию,
можно увидеть все трудности, пережитые народом во время ВОВ, плен,
фашистский концлагерь, потерю близких людей…
Итак, молодое поколение не забывает о таком страшном событии, как
ВОВ, а книги и фильмы позволяют нам переживать за простых людей,
которые оказались героями той эпохи. Исследование подтверждает данный
факт. А книги, которые вспомнили студенты техникума во время опроса, не
забываются, их читают как взрослые, так и подростки. Призываю Вас читать
книги о войне и не забывать подвиг нашего народа: «Читайте, люди, книги о
войне! Не бойтесь слёз, и горечи, и страха…».
Список источников:
1. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности
гражданина России / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. :
Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).