Напоминание

"Формирование и развитие профессионального интереса у обучающихся колледжа в процессе производственного обучения!


Авторы: Оксана Владимировна Елизарова, Оксана Владимировна Елизаров
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБП ОУ "Тверской колледж им. П.А. Кайкова"
Населённый пункт: Тверская область, г. Тверь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование и развитие профессионального интереса у обучающихся колледжа в процессе производственного обучения!
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство промышленности и торговли Тверской области

ГБП ОУ «Тверской колледж им. П.А. Кайкова»

Методическая разработка по теме:

«Формирование и развитие профессионального интереса у

обучающихся колледжа в процессе производственного обучения».

Подготовлено:

Мастером производственного обучения

Елизаровой О.В.

Тверь, 2023-2024 учебный год.

Введение

Актуальность исследования.

Подготовка

человека

к

профессиональной

деятельности

всегда

являлась важной социально-педагогической задачей, от решения которой во

многом зависит уровень экономического и культурно-технологического

развития общества. Глубокие социально-экономические преобразования,

происходящие в Российском обществе за последние годы, привели к

необходимости реформирования всех социальных институтов, в первую

очередь

профессиональных

учреждений,

признанной

удовлетворять

потребности учащихся в выборе профессии, способствовать их адаптации к

реалиям быстроменяющегося мира.

Тема нашего исследования для педагогической и психологической

науки

является

важной

потому,

что

начальное

профессиональное

образование в России переживает в настоящее время период реформ и

призвано

удовлетворить

потребности

личности

в

получении

профессиональной квалификации, а также потребности государства и

общества в подготовке функционально-грамотных, профессионально –

мобильных

специалистов,

способных

быстро

адаптироваться

к

изменяющейся социальной и профессионально-производственной среде.

Материалы нашего исследования свидетельствуют о том, что многие

колледжи, ведущие подготовку специалистов, начинают учебный год с

недоукомплектованными

группами

по

некоторым

специальностям,

некоторые

студенты

переходят

в

течение

года

в

группы

наиболее

популярных

профессий.

Смена

профессий

продолжается

даже

после

окончания колледжа.

Имеет место высокая текучесть кадров и особенно в связи с переменой

неудачно выбранной профессией. Причин, вызывающих смену профессии

несколько. Одной из них, по утверждению статистики, является отсутствие

интереса к профессии. Практика показывает, что у многих обучающихся

колледжа отсутствует интерес к избранной профессии, что приводит к

неудовлетворенности,

разочарованию,

поверхностному

отношению

к

профессиональной подготовке и в результате к отсеву студентов. Вот почему

для претворения в жизнь новых грандиозных задач, чрезвычайно важное

психолого-педагогическое и социально-экономическое значение приобретает

проблема качества подготовки высококвалифицированных служащих и

закрепление их на производстве на основе воспитания, призвания и интереса

к профессии.

Профессиональный

интерес

определяет

активное

отношение

обучающихся к учебе, к труду, к общественно-полезной деятельности.

Высокий

уровень

интереса

к

профессии

улучшает

итоги

производственной деятельности.

Научно-педагогической разработкой этой проблемы занимались Е.С.

Кузьмина , А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, М.Н.Скаткин, В.Н.Шубкина, Г.И.

Щукина и другие ученые решают эту проблему с учащимися ПУ Б.И.

Адаскин, Г.И.Ажикин, С.Я. Батышев, А.А.Вайсбург, А.П.Сейтешев и другие.

Однако некоторые вопросы рассматриваемой проблемы в частности,

отсутствие

научно-обоснованных

рекомендаций

по

формированию

профессионального интереса, места и роли профессионального обучения в

этом процессе, а также использования разнохарактерных познавательных

заданий

на

материале

специальной

технологии

в

качестве

средства

формирования интереса к профессии, не получили достаточного освещения.

На необходимость исследования данного аспекта указывает Б.Н.Адаскин,

А.Н.Сейтешев, О.Ф.Федорова, Г.И. Щукина и др.

Все

отмеченное

выше

свидетельствует,

что

еще

недостаточно

проведено исследований, в которых были бы в комплексе рассмотрены пути

и

средства

формирования

профессионального

интереса

в

процессе

производственного

обучения.

Это

и

определило

тему

нашего

исследования: «Формирование

профессионального

интереса

у

обучающихся колледжа в процессе производственного обучения».

Цель исследования: состоит в разработке и экспериментальной

проверке

психолого–педагогических

условий

формирования

профессионального

интереса

обучающихся

колледжа

в

процессе

производственного обучения.

Объект исследования: Процесс формирования профессионального

интереса обучающихся колледжаив процессе производственного обучения.

Предмет исследования: Формы, методы и средства формирования

профессионального

интереса

обучающихся

колледжа

в

процессе

производственного обучения.

Гипотеза

исследования: состоит

в

том,

что

формирование

профессионального интереса у обучающихся колледжа будет повышена,

если:

будут

изучаться

состояния

и

условия

форсированности

профессионального интереса;

программа экскурсии будет включать в себя три составляющих:

1.

подготовка к экскурсии;

2.

проведение экскурсии;

3.

обсуждение итогов;

-

тренинговая

программа

будет

структурирована

по

принципу

соответствия основным методам познания: анализу и синтезу информации с

учетом групповой динамики и построена на самопознании, самосознании и

саморазвитии личности для повышения интереса к выбранной профессии.

Задачи исследования:

1.

Выявить

теоретические

основания

формирования

профессионального

интереса

обучающихся

колледжа

в

процессе

производственного обучения.

2.

Изучить

состояние

сформированности

профессионального

интереса обучающихся второго курса колледжа.

3.

Выявить

психолого

педагогические

условия

повышения

эффективности форм, методов и средств формирования профессионального

интереса обучающихся колледжа в процессе производственного обучения.

4.

Выявить и экспериментально проверить критерии и показатели

сформированности профессионального интереса обучающихся колледжа.

Методы исследования:

-

изучение

и

анализ

психолого-педагогической

литературы

по

проблеме;

- обобщение педагогического опыта и его анализ с целью выявления

наиболее эффективных методов и приемов развития профессионального

интереса в процессе производственного обучения;

- тестирование, анкетирование, беседа;

- статистические методы обработки результатов.

Решение задач исследования и проверка его гипотезы осуществлялась в

три этапа в течение четырех месяцев.

1 этап: Поисково-теоретический.

Построен на основе изучения, осмысления литературы, опыта работы

колледжа.

На этом этапе мы проанализировали современное состояние проблемы

формирования

и

развития

профессионального

интереса

в

процессе

производственного обучения.

2 этап: Экспериментальный.

Были взяты методики диагностического исследования, позволяющие

определить уровень развития профессионального интереса в процессе

производственного обучения, определены критерии и показатели развития

профессиональных интересов. Полученные данные позволили определить

цели, объект, предмет, выдвинуть гипотезу экспериментальной работы.

Формирующий эксперимент сопровождался:

- внедрением в практику тренинговых занятий;

-

проведение

экскурсий

для

формирования

профессионального

интереса.

Прослеживалась

динамика

изменений,

происходящих

в

экспериментальной и контрольной группах.

3 этап: Заключительно-обобщающий:

. - проведен анализ, систематизация, интерпретации, обобщение

данных теоретического и экспериментального исследования;

- сформированы основные выводы, рекомендации;

- осуществлено текстовое оформление ВКР.

Опытно-экспериментальной базой исследования

был «Тверской

колледж имени Героя Советского Союза П. А. Кайкова» где проводилась

опытно-экспериментальная работа по уточнению и проверке гипотезы.

В исследовании приняла участие три группы обучающихся курса ( всего

66 человек).

Научная новизна и теоретическая значимость:

- обоснован поэтапный подход к формированию профессионального

интереса к профессии на основе практической деятельности обучающихся

при выполнении различных заданий;

-

определен

комплекс

психолого

-

педагогических

условий

формирования профессионального интереса, основанный на индивидуальном

подходе с учащимися в процессе производственного обучения;

-

обоснованы

критерии

и

показатели

сформированности

профессионального интереса в условиях профессионального обучения.

Практическая значимость исследования:

- Исследование состоит в том, что разработано и внедрено новое

содержание работы кабинетов профориентации;

- внедрение в работу профориентации проф. карты, дидактических

материалов для производственного обучения;

-

разработаны

практические

рекомендации

для

мастеров

производственного обучения для формирования интереса к профессии;

- материалы исследования могут быть применены непосредственно в

практике формирования профессионального интереса у учащихся в процессе

производственного обучения колледжа.

Заключение.

Проблема

формирования

профессионального

интересов

у

обучающихся колледжа в процессе производственного обучения еще

недостаточно изучена и требует к себе внимания со стороны ученых,

педагогов, медиков и психологов.

В первой главе «Теоретическое основание изучения и формирования

профессионального интереса у обучающихся колледжа» мы исследовали

специфику

проблемы

«Формирования

профессиональных

интересов

у

обучающихся колледжа».

Теоретический

анализ

этой

проблемы

позволил

нам

обобщить

современные научные представления о данной проблеме.

Данный вид интереса связан с профессией, которую обучающийся

выбрал, этот интерес постоянно развивается в результате целеустремленной

трудовой

деятельности

учащихся

по

овладению

этой

профессии.

Профессиональный

интерес

является

побудительным

фактором,

обуславливающим выбор профессии. А особенно велика его роль в условиях

колледжа, где он оказывает значительное влияние на учебу, труд.

И

так

как

именно

в

юношеском

возрасте

одно

из

важных

новообразований является профессиональное самосознание, то проблеме

профессионального интереса необходимо уделить большое внимание.

Важно именно в эти годы окончательно выявить интерес у учащихся и

по

мере

возможности

развить

те

способности,

на

основе

которых

юноши/девушки могли бы разумно и правильно осуществить выбор

профессии (специальности).

И

поэтому

необходимо

у

обучающихся

колледжа

в

процессе

производственного

обучения

в

наиболее

полной

мере

реализовать

содержательные и методические аспекты формировании и развитии интереса

к профессии.

Теоретический анализ этой проблемы свидетельствует, что одним из

важнейших

аспектов

воспитания

интереса

к

профессии

является

формирования у обучающихся колледжа жизненной целеустремленности,

профессионального идеала.

И поэтому необходимо преподавателям, мастерам производственного

обучения, психологам принимать активное участие в формировании у

обучающихся профессионального интереса, используя: вводные уроки,

экскурсии на базовое предприятие, встречу с передовиками системы СПО,

активизация самих обучающихся в рамках производства для достижения

успеха в работе, подбор занятий для производственного обучения, которые

соответствуют интересам учащихся, учет индивидуальных особенностей

учащихся и многое другое.

Следовательно, формирование и развитие профессионального интереса

является следствием педагогического мастерства.

Очень важно, чтобы мастер производственного обучения осуществлял

подготовку молодых рабочих, служащих отчетливо представляя себе систему

социальных, психологических, психофизиологических качеств необходимых

для освоения той или иной профессии.

А

для

развития

этих

качеств

необходима

целенаправленная

деятельность

мастера

производственного

обучения.

Это

предполагает

использование соответствующих средств.

Теоретический анализ проблемы формирования профессиональных

интересов в процессе производственного обучения позволил:

уточнить

определение

профессионального

интереса,

его

сущность и структуру;

проанализировать

педагогические

условия

развития

и

формирования профессионального интереса обучающихся второго курса

колледжа по специальности «Банковское дело»;

уточнить критерии и показатели развития профессиональных

интересов.

Экспериментально проверена эффективность разработанных нами и

внедренных в практику форм, и методов организации производственного

обучения с целью формирования и развития профессионального интереса у

обучающихся. В ходе решения этой задачи мы пришли к выводу, что

экскурсия

на

базовое

предприятие,

беседы

с

рационализаторами

производства и бывшими обучающимися колледжа, которые работают на

данном предприятии, а также тренинговых занятия являются наиболее

эффективными формами формирования профессионального интереса у

обучающихся колледжа.

В ходе экспериментальной работы мы сделали вывод, что на

формирование и развитие профессионального интереса у обучающихся

колледжа в процессе производственного обучения также влияют следующие

дидактические условия:

внедрение в практику производственного обучения специального

дидактического материала;

внедрение

новых,

более

рациональных

форм

работы

профориентационных кабинетов;

оптимизация кружковой работы;

использование учебно – наглядных пособий, технических средств

обучения.

Предполагалось, что в описываемых условиях наиболее успешные

результаты покажут обучающиеся, обучение которых организовано с

применением вышеперечисленных форм, методов и средств обучения.

Критерии и показатели развития нами были определены: когнитивный,

потребностно – мотивационный и операционно – практический.

Результаты

исследований

свидетельствует,

что

рациональное

использование

материально

технических

возможностей

учебного

заведения, использование таких форм работы, как экскурсии на базовое

предприятие с демонстрацией передовых приемов труда и проведение

тренинга, а также использование современных педагогических технологий и

различных дидактических материалов создают благоприятное условие для

формирования профессиональных интересов у обучающихся колледжа в

процессе производственного обучения.

Проведенное нами исследование в целом, подтвердило правомерность

избранного

пути

по

формированию

профессионального

интереса

у

обучающихся.

Полученные

нами

данные

в

ходе

экспериментальной

работы

подтвердило нашу гипотезу.

Дальнейшее исследование проблемы требует решение следующих

задач:

совершенствование

специального

дидактического

материала,

учебно – наглядных пособий, технических средств обучения;

создание доброжелательного отношения в коллективе, которое

положительно влияет на его сплоченность;

изучение и определение оптимального сочетания методов, форм,

средств формирования профессионального интереса у обучающихся в

процессе производственного обучения;

совершенствование кружков и клубов технического творчества,

общественных

конструкторских

бюро,

курсов

обучения

вторым

и

совмещенным профессиям, конкурсов профессионального мастерства;

совершенствование

работы

общественной

ученической

организации колледжа, которая организуется на основе ученического

самоуправления.

И мы полагаем, что исследовательская работа окажет определенную

помощь инженерно – педагогическим работникам по использованию и

созданию педагогических условий на уроках производственного обучения и

разработанной нами методики.



В раздел образования