Автор: Жижко Ирина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ "Детский сад № 121 г. Орск"
Населённый пункт: город Орск, Оренбургская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Готовность к школе: что это такое?"
Раздел: дошкольное образование
Внимание
От степени сформированности внимания во много зависит продуктивность учебной
деятельности и успеваемость ребенка.
Непроизвольное внимание – возникает само собой, то что ярко, интересно (свойственно
дошкольникам)
Произвольное внимание - требует усилия воли: надо делать то, что не хочется
(необходимо школьникам)
Игры и упражнения, направленные на развитие внимания:
- Найди одинаковые предметы (картинки)
-
Найти отличия между картинками
-
Лабиринты
-
Найди и вычеркни
-
Пазлы
-
Запретная буква (цифра, слово, слог и т.п.)
-
Игра «Черное с белым не носить, «да» и «нет» не говорить»
-
Рисование по точкам и др
-
Игры:
- «Четвертый лишний»
- Упражнение «Раздели на группы и скажи почему» (это упражнение на развитие
умения выделять группы (классифицировать): овощи, фрукты, домашние животные,
дикие животные, одежда, обувь, посуда, школьные принадлежности, транспорт и т.д.)
Игра-упражнение «Продолжи ряд»
Детям предлагается ряд букв, цифр, фигур, в котором просматривается некая
закономерность. Ребенку нужно продолжить ряд (1, 3, 5, 7, …, …)
Упражнение «Расскажи рассказ по картинкам»+ воображение +речь
Детям предлагаются картинки. Их нужно разложить в нужной последовательности и
составить рассказ
Головоломки, ребусы, загадки и т.п.
Настольные игры: шашки, шахматы, домино
Память
Игра «Какой игрушки (картинки) не хватает? – зрительная память
Перед ребенком на 1 мин. Ставятся 4-5 игрушек (картинок), затем просят отвернуться.
Убирают одну игрушку (или переставляют) и спрашивают: «Что изменилось?»
Игра «Прогулка в картинках» - зрительная, слуховая память и внимание
Во время прогулки ребенка просят обращать внимание на все вывески (дорожные знаки).
Дома просят нарисовать или рассказать о тех вывесках (знаках), которые он запомнил.
Упражнение «Запомни картинки (слова)».
Ребенку предлагается запомнить 10 картинок
(или читаются слова) в течение 2 минут.
Затем вспомнить.
Пересказывание сказок, рассказов,
мультфильмов, заучивание стихов
Наиболее важные показатели готовности — это развитие
мышления и речи.
o
Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы,
используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому» .
o
Учите ребят задавать вопросы. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя
заставить мысль работать, если просто сказать «подумай».
Речевое развитие ребёнка
Можно поиграть с дошкольником в слова: пусть он назовёт окружающие
предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в
которых должна встречаться заданная буква.
Не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы
ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтёт несложные
фразы.
Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него
будут проблемы с устными ответами.
Не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает,
помогайте
довести
свою
мысль
до
конца.
Учите
грамотно
отвечать
на
поставленные вопросы (простыми и сложными предложениями)
Приучайте
последовательно
рассказывать
о
произошедших
событиях
и
анализировать их.
Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ.
После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите
пересказать.
Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш
ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над,
под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше,
лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.
Воображение
Упражнения со сказками, рассказами:
-
Придумывание недостающих частей рассказа, сказки, когда одна из них
пропущена + развивается мышление
-
Перевирание сказки (Красная шапочка – вредная, а волк – добрый - «Машины
сказки»)
-
Придумывание сказок, рассказов, рифмование слов и т.д.
Игра «Словотворчество» (Дж. Родари)
Предлагаем детям придумать новые слова с помощью добавления к ним префикса (микро,
анти, мини, макро). Затем эти новые слова нужно объяснить с помощь нескольких
знакомых слов. Например: «микрогиппопотам» - выращивается дома, в аквариуме
Упражнение «Рифмоплет». Детям предлагается такая игра: придумать слова, окончания
которых звучали бы одинаково (мост-хвост). Взрослый может назвать первое слово, а
ребенок рифмует его. Можно усложнить игру и сочинить двустишие.
Упражнение «Способы применения предмета»
Называется какой-либо хорошо известный предмет. Надо назвать как можно больше
различных способов его применения.
Упражнение «Усовершенствуй предмет». Например, ручка. Как можно ее
усовершенствовать? Из ответов детей: ручка
- ложка, ручка-зеркало, ручка-телефон, ручка-телевизор, ручка-радио, ручка-
фонарик и т.д
Упражнение «придумай предложение»
Ребенку даются 3-4 разных слова. Он должен придумать предложение (или
рассказ/сказку), в котором используются все эти слова.
Игра «Дорисуй». Ребенку предлагается целый ряд кружков. Его задача – из каждого
кружка с помощью дополнительных элементов изобразить различные образы (часы, лицо,
солнце, тарелка, ведро (если смотреть сверху))…
o
Пересказывайте сказки, рассказы, мультфильмы, заучивайте стихи
o
Придумывайте недостающие части рассказа, сказки.
o
Перевирайте сказки (Красная шапочка – вредная, а волк – добрый).
o
Играйте в настольные игры: шашки, шахматы, домино
o
Разгадывайте головоломки, ребусы, загадки
Упражнения и занятия, способствующие закреплению пространственного
восприятия:
o
Используйте в разговоре с ребенком пространственные отношения: левое -
правое, низ-верх, под - над, внутри - (снаружи), вперед - назад, нижний левый
угол – верхний правый угол – нижний правый угол – верхний левый угол, около,
выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади
от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше
всего от… и т.д.
o
Рисование узоров по клеточкам под диктовку взрослого
o
Игры с мозаикой (построение симметричных узоров)
o
Игра «Ищем клад» (по запискам или по плану)
o
Игра «Зеркало» (ребенок – зеркало, взрослый – смотрит в зеркало и выполняет
все движения ребенка в зеркальном отображении и наоборот).
o
Развивайте основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании.
«Таланты детей находятся на кончиках их пальцев»
Созревание речевой зоны коры головного мозга стимулируют:
Лепка из глины и пластилина. Рисование или раскрашивание картинок
Изготовление поделок из бумаги.
Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей,
соломы и других доступных материалов.
Конструирование.
Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Завязывание и
развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т.
Нанизывание бус и пуговиц.
Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
Все виды ручного творчества: вязание, вышивание, художественное
выпиливание и т. д.
Переборка круп.
Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
Составитель: Жижко И.В.
МДОАУ «Детский сад № 121 «Золотой колосок» г. Орск»
«Ступеньки к школе»
ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
(упражнения для развития)
Орск, 2024