Напоминание

"Готовность к школе: что это такое?"


Автор: Жижко Ирина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ "Детский сад № 121 г. Орск"
Населённый пункт: город Орск, Оренбургская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Готовность к школе: что это такое?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Внимание

От степени сформированности внимания во много зависит продуктивность учебной

деятельности и успеваемость ребенка.

Непроизвольное внимание – возникает само собой, то что ярко, интересно (свойственно

дошкольникам)

Произвольное внимание - требует усилия воли: надо делать то, что не хочется

(необходимо школьникам)

Игры и упражнения, направленные на развитие внимания:

- Найди одинаковые предметы (картинки)

-

Найти отличия между картинками

-

Лабиринты

-

Найди и вычеркни

-

Пазлы

-

Запретная буква (цифра, слово, слог и т.п.)

-

Игра «Черное с белым не носить, «да» и «нет» не говорить»

-

Рисование по точкам и др

-

Игры:

- «Четвертый лишний»

- Упражнение «Раздели на группы и скажи почему» (это упражнение на развитие

умения выделять группы (классифицировать): овощи, фрукты, домашние животные,

дикие животные, одежда, обувь, посуда, школьные принадлежности, транспорт и т.д.)

Игра-упражнение «Продолжи ряд»

Детям предлагается ряд букв, цифр, фигур, в котором просматривается некая

закономерность. Ребенку нужно продолжить ряд (1, 3, 5, 7, …, …)

Упражнение «Расскажи рассказ по картинкам»+ воображение +речь

Детям предлагаются картинки. Их нужно разложить в нужной последовательности и

составить рассказ

Головоломки, ребусы, загадки и т.п.

Настольные игры: шашки, шахматы, домино

Память

Игра «Какой игрушки (картинки) не хватает? – зрительная память

Перед ребенком на 1 мин. Ставятся 4-5 игрушек (картинок), затем просят отвернуться.

Убирают одну игрушку (или переставляют) и спрашивают: «Что изменилось?»

Игра «Прогулка в картинках» - зрительная, слуховая память и внимание

Во время прогулки ребенка просят обращать внимание на все вывески (дорожные знаки).

Дома просят нарисовать или рассказать о тех вывесках (знаках), которые он запомнил.

Упражнение «Запомни картинки (слова)».

Ребенку предлагается запомнить 10 картинок

(или читаются слова) в течение 2 минут.

Затем вспомнить.

Пересказывание сказок, рассказов,

мультфильмов, заучивание стихов

Наиболее важные показатели готовности — это развитие

мышления и речи.

o

Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы,

используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому» .

o

Учите ребят задавать вопросы. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя

заставить мысль работать, если просто сказать «подумай».

Речевое развитие ребёнка

Можно поиграть с дошкольником в слова: пусть он назовёт окружающие

предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в

которых должна встречаться заданная буква.

Не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы

ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтёт несложные

фразы.

Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него

будут проблемы с устными ответами.

Не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает,

помогайте

довести

свою

мысль

до

конца.

Учите

грамотно

отвечать

на

поставленные вопросы (простыми и сложными предложениями)

Приучайте

последовательно

рассказывать

о

произошедших

событиях

и

анализировать их.

Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ.

После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите

пересказать.

Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш

ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над,

под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше,

лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.

Воображение

Упражнения со сказками, рассказами:

-

Придумывание недостающих частей рассказа, сказки, когда одна из них

пропущена + развивается мышление

-

Перевирание сказки (Красная шапочка – вредная, а волк – добрый - «Машины

сказки»)

-

Придумывание сказок, рассказов, рифмование слов и т.д.

Игра «Словотворчество» (Дж. Родари)

Предлагаем детям придумать новые слова с помощью добавления к ним префикса (микро,

анти, мини, макро). Затем эти новые слова нужно объяснить с помощь нескольких

знакомых слов. Например: «микрогиппопотам» - выращивается дома, в аквариуме

Упражнение «Рифмоплет». Детям предлагается такая игра: придумать слова, окончания

которых звучали бы одинаково (мост-хвост). Взрослый может назвать первое слово, а

ребенок рифмует его. Можно усложнить игру и сочинить двустишие.

Упражнение «Способы применения предмета»

Называется какой-либо хорошо известный предмет. Надо назвать как можно больше

различных способов его применения.

Упражнение «Усовершенствуй предмет». Например, ручка. Как можно ее

усовершенствовать? Из ответов детей: ручка

- ложка, ручка-зеркало, ручка-телефон, ручка-телевизор, ручка-радио, ручка-

фонарик и т.д

Упражнение «придумай предложение»

Ребенку даются 3-4 разных слова. Он должен придумать предложение (или

рассказ/сказку), в котором используются все эти слова.

Игра «Дорисуй». Ребенку предлагается целый ряд кружков. Его задача – из каждого

кружка с помощью дополнительных элементов изобразить различные образы (часы, лицо,

солнце, тарелка, ведро (если смотреть сверху))…

o

Пересказывайте сказки, рассказы, мультфильмы, заучивайте стихи

o

Придумывайте недостающие части рассказа, сказки.

o

Перевирайте сказки (Красная шапочка – вредная, а волк – добрый).

o

Играйте в настольные игры: шашки, шахматы, домино

o

Разгадывайте головоломки, ребусы, загадки

Упражнения и занятия, способствующие закреплению пространственного

восприятия:

o

Используйте в разговоре с ребенком пространственные отношения: левое -

правое, низ-верх, под - над, внутри - (снаружи), вперед - назад, нижний левый

угол – верхний правый угол – нижний правый угол – верхний левый угол, около,

выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади

от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше

всего от… и т.д.

o

Рисование узоров по клеточкам под диктовку взрослого

o

Игры с мозаикой (построение симметричных узоров)

o

Игра «Ищем клад» (по запискам или по плану)

o

Игра «Зеркало» (ребенок – зеркало, взрослый – смотрит в зеркало и выполняет

все движения ребенка в зеркальном отображении и наоборот).

o

Развивайте основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании.

«Таланты детей находятся на кончиках их пальцев»

Созревание речевой зоны коры головного мозга стимулируют:

Лепка из глины и пластилина. Рисование или раскрашивание картинок

Изготовление поделок из бумаги.

Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей,

соломы и других доступных материалов.

Конструирование.

Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Завязывание и

развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.

Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т.

Нанизывание бус и пуговиц.

Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

Все виды ручного творчества: вязание, вышивание, художественное

выпиливание и т. д.

Переборка круп.

Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Составитель: Жижко И.В.

МДОАУ «Детский сад № 121 «Золотой колосок» г. Орск»

«Ступеньки к школе»

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

(упражнения для развития)

Орск, 2024



В раздел образования