Напоминание

"Учение через обучение


Автор: Иванова Ирина Павловна
Должность: Преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ п. Кедровый
Населённый пункт: пгт. Кедровый, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Учение через обучение
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская музыкальная школа»

посёлка Кедровый

Красноярского края

Методическая разработка

«Учение через обучение»

Выполнила: Иванова Ирина Павловна

Преподаватель по классу фортепиано

2024 год

пгт. Кедровый

Формирование

самостоятельного

музыкального

мышления

начинающего

пианиста

тесно

взаимосвязано

с

развитием

осознанного

восприятия

музыки,

осмысленности

и

выразительности

в

исполнении

музыкального репертуара.

На протяжении всех лет обучения преподаватели специальных классов

стараются расширить кругозор ученика, привить любовь к музыке. Обучение

фортепианной игре сложный и многогранный процесс, его необходимым

элементом является воспитательная работа. При всем её разнообразии она

может быть

сведена к

нескольким

направлениям таким

как:

воспитание

мировоззрения и моральных качеств, воли и характера, эстетических вкусов,

интерес к труду и умению работать.

Воспитательную работу нельзя рассматривать, как некое дополнение к

процессу обучения, она должна составлять с ним органическое единство.

Основная

часть

воспитательной

работы

проводится

на

уроке,

но

и

внеклассной работе необходимо уделять много внимания.

Полноценное обучение музыке невозможно без проявления интереса

со

стороны

ученика,

поэтому

ключевой

для

нас

стала

проблема

формирования интереса и увлеченности музыкой.

Практический опыт показал, что формирование устойчивого интереса

возможно в том случае, если этому способствует определённая среда, в

которой будет зарождаться, а далее развиваться и удерживаться интерес,

становясь важным личностным качеством. Тогда обучающийся становится

мотивированным на конкретный результат, самостоятельным и активным

Один из эффективных путей создания мотивационной среды на уроках

по специальности связан с организацией педагогического процесса, когда на

уроках используются особые методы работы с обучающимся «Учение через

обучение» — метод обучения, при котором учащиеся сами — с помощью

учителя — готовят и проводят урок. Это может касаться отдельных эпизодов

или даже целых частей урока. Основной принцип не нов. Уже в Древнем

Риме бытовала поговорка «docendo discimus» — «обучая, учимся сами». Суть

заключается в том, чтобы научить школьников учиться и передавать свои

знания другим. Педагог является в данном случае режиссёром, который

направляет деятельность обучающихся. Как показывает опыт, этот метод

особенно подходит для учащихся старшего школьного

возраста, так как

соответствует их естественной потребности в коммуникации. Традиционное

обучение является для них излишне созерцательным, в противовес этому

данная

технология

позволяет

построить

учебный

процесс

на

активной

(деятельной) основе.

В целом, формирование интереса учащихся к музыке здесь происходит

двумя

путями.

Первый

путь

-

через

активизацию

музыкально-

исполнительских

способностей:

ученик

в

роли

учителя

анализирует/оценивает

игру

младшего

ученика,

подмечает

ошибки,

показывает, как лучше исполнить фрагмент, предлагает приемы и способы

исполнения.

Второй

путь

-

через

повышение

ответственности

и

внутренней

мотивации

к

обучению.

Проба

себя

в

роли

учителя

позволяет

ощутить

ученику зависимость результата обучения от своей активности на уроке и от

качества

выполнения

домашней

работы.

Развивается

одно

из

ведущих

качеств личности - самостоятельность, что выражается в умении ставить

перед собой определённые цели (например, по отработке муз. произведения)

и добиваться их достижения собственными силами. Так же, побывав в роли

учителя, ученик приобретает особый статус в глазах младших товарищей.

Это очень важный социальный стимул к более высокой успеваемости, к

развитию необходимых навыков и высокой посещаемости (дисциплине).

В

процессе

нескольких

лет

работы

были

найдены

наиболее

оптимальные формы и методы. Желательно проводить уроки педпрактики

один раз в неделю. Продолжительность урока составляет 20 минут. Может

быть пройдено 2 – 3 произведения в год. С учащимися первого класса со

второго

полугодия,

когда

приобретены

первоначальные

навыки

фортепианной игры, а с учащимися 2-го и 3-го класса с октября месяца.

С

учащимися первого класса занимаются ученики

шестого

класса,

второго

класса

седьмого

класса,

с

третьеклассниками

-

учащиеся

выпускного класса.

Обучающиеся

старших

классов

самостоятельно

выбирают

пьесы,

этюды. Они должны тщательно изучить выбранный ими репертуар своего

товарища, уметь хорошо его исполнять, продумать аппликатуру, педаль.

Разученные

пьесы

целесообразно

прослушивать

на

классных

собраниях.

Обсуждение

их

с

последующим

выявлением

достоинств

и

недостатков

исполнения

будут

способствовать

улучшению

качества

самостоятельной

работы

обучающихся.

Желательно,

чтобы

обучающийся

вёл

тетрадь,

в

которой бы указывались недостатки исполнения и определялись дальнейшие

принципы

работы.

Целесообразно

один

раз

в

год

проводить

зачёты

на

которых членами комиссии становятся сами же старшеклассники, подводят

итоги,

выставляют

оценки.

То,

что

дети

видят

результат

своего

труда

является основным отличием от уроков самоуправления в средних школах.

Дополнительный эффект данного метода - «профориентационный», так

как повышается интерес к методической работе и положительное отношение

к профессии музыкального педагога.

Таким образом, занятия по специальности становятся желанной средой,

поддерживающей

развитие

специальных

музыкальных

способностей

обучающегося, как целенаправленными методами, так и через использование

общих механизмов развития личности в подростковом возрасте.



В раздел образования