Напоминание

Использование технологии медиации в деятельности дополнительного образования


Автор: Арсеничева Елена Николаевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБУДО ЦДО "Созвездие"
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: Актуальные технологии в сфере дополнительного образования
Тема: Использование технологии медиации в деятельности дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Актуальные технологии в образовательной деятельности

АВТОР: педагог-организатор

Арсеничева Елена Николаевна

МБУДО ЦДО «Созвездие»

Ни у кого не вызывает сомнения, что будущее любой страны зависит

от

подрастающего

поколения.

Поэтому

важнейшим

компонентом

национального богатства становятся человеческие ресурсы или «социальный

капитал». Данное понятие введено западноевропейскими обществоведами,

оно рассматривается

как «клей», который скрепляет общество в единый

организм.

Речь

идет

о

том,

как

люди

общаются

между

собой,

как

сотрудничают и разрешают неизбежно возникающие конфликты интересов.

[1]

В

этой

связи

возрастает

роль

образования,

которое

эксперты

расценивают как одно из приоритетных направлений деятельности.[2].

На территории городского округа г. Воронеж проходит активный процесс

модернизации существующей образовательной сферы,

а также

системы

правовой

защиты

прав

несовершеннолетних

и

молодежи,

по

решению

актуальных проблем.

С

учетом

сложившегося

социально-экономического

положения,

имеющегося опыта программно-целевой политики на территории городского

округа

г.

Воронеж,

в

практическую

деятельность

образовательных

учреждений

внедряются

технологии

медиации,

создаются

соответствующие институты.

Внедрение

подобной

модели

работы

обусловлено

наличием

проработанной

и

устоявшейся

нормативно-правовой

базы,

эффективной

системы взаимодействия муниципального аппарата по решению актуальных

проблем в данной области, зрелого гражданского общества.

Вместе

с

тем,

требуют

дальнейшего

изучения

и

интерпретации,

следующие тенденции и явления:

-структура контингента обучающихся (относительно высокий процент

детей и подростков из социально незащищенных слоев населения, семей

группы «риска»).

-недостаточная информированность родителей и лиц их замещающих о

правах своих детей, что становится порой одной из причин нарушения этих

прав;

-низкая правовая культура значительной части несовершеннолетних и

учащейся молодежи, что выражается в неадекватном отношении к нормам

закона;

-искажение традиционных морально-нравственных устоев, в том числе

понимании демократии, свободы и закона. Опросы, проведенный в ряде

образовательных учреждений страны показали, что около 60% респондентов

законопослушны,

не

сомневаются

в

необходимости

соблюдения

норм

законов,

20,8%

считают,

что

«Если

закон

плохой,

то

следовать

ему

не

обязательно» и остальные – 21,3% «затруднились дать ответ»[3].

В

связи

с

чем,

общепринятыми

концептуальными

подходами

при

внедрении технологий медиации в образовательной сфере соответственно

являются:

-партнерства

и

преемственности

всех

заинтересованных

структур

(муниципальных, государственных и общественных);

-индивидуальный и дифференцированный подход;

-учет

закономерностей

развития,

возрастных

и

индивидуальных

психологических

особенностей,

поэтапность,

последовательность,

преемственность при работе специалистов различных ведомств;

-профилактический подход, раннее выявление, предупреждение асоциальных

проявлений.

К числу таких первоочередных реализованных мер в образовательных

учреждениях относится:

-мониторинг правового пространства и правоприменительной практики в

образовательных учреждениях, осуществляемый

в рамках действующей

ф е д е р а л ь н о го

и

р е г и о н а л ь н о го

з а ко н од ат е л ь с т в а

о

п р а в а х

несовершеннолетних,

на

территории

городского

округа

и

подготовка

соответствующих законодательных инициатив;

-внедрение в повседневную деятельность

практических работников

ювенальных и иных технологий, нацеленных на безусловное и приоритетное

обеспечение

прав,

свобод

и

законных

интересов

каждого

ребенка,

профилактику

асоциальных

проявлений

в

среде

несовершеннолетних,

комплексный и профессиональный подход к решению их проблем с учетом

возрастных и индивидуальных особенностей и другие [4]

Одной

из

важнейших

социально-педагогических

сред,

имеющих

воспитывающее

и

образовательное

значение,

является

особым

образом

организованная

среда

дополнительного

образования.

Воспитательная

деятельность

по

месту

жительства

в

учреждениях

дополнительного

образования – неотъемлемый атрибут системы. Клубы по месту жительства

является мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать с

ровесниками и представителями других поколений на территории клуба,

зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме.

Гибкость

клубов

по

месту

жительства,

как

открытой

социальной

системы,

позволяет

обеспечить

условия

для

формирования

лидерских

качеств,

формирования

социальных

компетенций

и

развития

творческих

способностей детей в различных направлениях: социально-педагогической,

художественной

и

другой

образовательной

деятельности,

которую

они

выбирают сами или с помощью взрослых в соответствии со своими целями,

запросами и потребностями.

Мы используем именно медиативный подход в работе с детьми из семей

группы «риска», при осуществлении работы среди данной категорий детей и

других

подростков

по

профилактике

по

безнадзорности

и

других

асоциальных проявлений, а также

воспитанию культуры конструктивного

поведения в конфликте, созданию условий для выбора ненасильственных

стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса. Исходя из того, что

если конфликты будут играть разрушительную роль в жизни ребенка - их

негативные последствия проявятся и спустя десятилетия. Конструктивное

взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к

точке сборки, как возможности выйти на уровень глубинного понимания

своего

оппонента,

такой

позитивный

опыт

может

быть

плодотворно

использован в дальнейшем. Коммуникация не будет представлять для такого

человека

опасности,

что

значительно

расширит

его

возможности

и

в

профессиональной деятельности, и в личной жизни.

В

конечном

итоге

деятельность

всех

участников

образовательного

процесса позволяет достигнуть:

-

повышение

уровня

правовых

знаний

граждан,

проживающих

на

территории округа по вопросам прав и свобод несовершеннолетних, формам

и методам их защиты.

- совершенствование процедур и механизмов защиты прав и законных

интересов несовершеннолетних в образовательной сфере.

Список литературы:

1.Статья: Институт уполномоченного по правам ребенка: опыт России

зарубежных стран (Ржевская Л.В.) «Юридический мир», 2010, №8;

2.Статья: «Омбудсмен - защитник прав детей» (Пишкова О.В.) «Вопросы

ювенальной юстиции», 2007, №2;

3.Сб.

«Система

работы

по

профилактике

правонарушений

среди

несовершеннолетних

в

образовательных

учреждениях»/Сост.

Г.А.

Ромашкина.- Волгоград, 2006, с.3

4.

Статья:

Особенности

участия

Уполномоченного

по

правам

ребенка

в

правозащитной

деятельности

и

реализации

гражданских

инициатив

(Новикова Т.Ю.) «Юридический мир», 2009, №12



В раздел образования