Автор: Смирнова Снежана Анатольевна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "ПГТУ" Йошкар-Олинский аграрный колледж
Населённый пункт: Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Олимпиада по математике для студентов I курса СПО»
Раздел: среднее профессиональное
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЙОШКАР-ОЛИНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ
Методическая разработка
Тема: «Олимпиада по математике
для студентов I курса СПО»
Составила преподаватель
высшей квалификационной
категории Смирнова С.А.
2023 г.
Содержание
Введение..................................................................................................................3
Задания к олимпиаде...............................................................................................4
Решение задач и их разбалловка............................................................................5
Задания для подготовки к олимпиаде..................................................................12
Заключение….........................................................................................................14
Список литературы................................................................................................15
2
Введение
Для повышения интереса у студентов СПО к изучению математики
используются разные средства. Одним из них является проведение олимпиады
внутри учебного заведения.
Цели и задачи такой олимпиады:
Контроль качества знаний у студентов по данной учебной дисциплине;
Развитие умения решать более сложные задачи, чем на занятиях по
математике;
Развитие умения отыскать нестандартный подход к решению той или
иной задачи;
Развитие творческих способностей студентов;
Выявление обучающихся для участия в олимпиадах более высокого
уровня.
В данной методической разработке представлена олимпиада по математике
для студентов I курса СПО. Она состоит из шести задач, охватывающих
различные разделы математики, изучаемых на I курсе:
Функции, их свойства;
Тригонометрия;
Системы уравнений;
Производная и ее приложения;
Интеграл и его приложения;
Стереометрия.
Задачи имеют различный уровень сложности, что позволяет участвовать в
олимпиаде даже тем ребятам, у которых средний уровень подготовки.
Результаты олимпиады оцениваются в баллах. Причем оценивается не
только задача в целом, но и каждый этап ее решения. Максимальное количество
баллов по каждой задаче представлено в таблице в конце разработки.
Время, отводимое на решение олимпиадных задач – 120 минут.
3
Задания к олимпиаде.
1)
Докажите тригонометрическое тождество:
2 cos
2
α ∙ ctg
(
α
−
3 π
2
)
sin
2
α
−
cos
2
α
=
tg 2 α
2)
На рисунке изображен график
y
=
f
'
(
x
)
- производной функции f(x),
определенной на интервале (-7; 14).
а) Найдите количество, точек максимума функции f(x), принадлежащих
отрезок
[-6;13].
б) Найдите промежутки убывания функции f(x). В ответе укажите длину
наибольшего из них
в) В какой точке отрезка [1;6] функция f(x) принимает наибольшее значение.
3)
Найдите область определения функции:
f
(
x
)=
√
3
−
x
log
0,2
(
2 х
+
1
)
4)
Найдите площадь фигуры, ограниченной линиями:
y
=
√
x
,
y
=
1
x
и y=2.
5)
Решите систему уравнений:
{
3
y
∙ 9
x
=
81
lg
(
x
+
y
)
2
−
lgx
=
2 lg3
6)
Решите задачу: Радиус основания первого конуса в 3 раза меньше, чем
радиус основания второго конуса, а высота первого конуса в 5 раз больше, чем
высота второго. Сколько процентов составляет объем первого конуса от объема
второго, если объем второго конуса равен 18? (Ответ округлите до целого
числа).
4
Решение задач и их разбалловка.
Задание №1
Докажите тригонометрическое тождество:
2 cos
2
α ∙ ctg
(
α
−
3 π
2
)
sin
2
α
−
cos
2
α
=
tg 2 α
балл
ы
Выполнены действия:
Решение:
1,5
В числителе и знаменателе
вынесли минус за скобки и
поменяли местами вычитаемое
и уменьшаемое.
В числителе применили
свойство нечетности котангенса
и формулу приведения
ctg
(
−
α
)
=−
ctgα
ctg
(
3 π
2
−
α
)
=
tgα
В знаменателе применили
формулу двойного аргумента
для косинуса.
cos
2
α
−
sin
2
α
=
cos2 α
2 cos
2
α ∙ ctg
(
−
(
3 π
2
−
α
)
)
−(
cos
2
α
−
sin
¿
¿
2α
)=¿ ¿
¿
2 cos
2
α ∙
(
−
ctg
(
3 π
2
−
α
)
)
−
cos2 α
=¿
¿
2 cos
2
α ∙ ctg
(
3 π
2
−
α
)
cos 2 α
=¿
¿
2 cos
2
α ∙ tgα
cos2 α
=¿
2
Выполнили преобразование
tgα
=
sinα
cosα
Применили формулу двойного
аргумента для синуса.
2 Sinα ∙ Cosα
=
sin 2α
¿
2 cos
2
α ∙
Sinα
Cosα
cos 2 α
=¿
¿
2 Cosα ∙ Sinα
cos2 α
=¿
3
Выполнили преобразования.
Доказали тождество.
¿
sin 2 α
cos2 α
=
tg2 α
tg 2 α
=
tg 2α
5
Задание №2
На
рисунке
изображен
график
y
=
f
'
(
x
)
-
производной
функции
f(x),
определенной на интервале (-7; 14).
а) Найдите количество, точек максимума функции f(x), принадлежащих
отрезоку [-6;13].
б) Найдите промежутки убывания функции f(x). В ответе укажите длину
наибольшего из них
в) В какой точке отрезка [1;6] функция f(x) принимает наибольшее значение.
балл
ы
Выполнены действия:
Решение:
1
Определили на чертеже
интервалы на которых
производная
f
'
(
x
)
>
0
и
f
'
(
x
)
<
0
а) Выбрали на отрезке точки,
в которых производная
обращается в нуль. Точки
максимума соответствуют
точкам смены знака
производной с «+» на «-».
Дан ответ
а)
На
отрезке
[-6;13]
производная
обращается в нуль в точках 7,10 и 12.
Причем при переходе через точки 7 и
12, производная меняет знак с «+» на
«-». Следовательно, на данном отрезке
две точки максимума.
Ответ: 2
2
б) Выбрали интервалы на
которых
f
'
(
x
)
<
0
– это
промежутки убывания
функции. Сравнили длину
каждого из них и выбрали
наибольший.
б)
Промежутки
убывания
функции
соответствуют
промежуткам,
на
которых
производная
функции
неположительна,
то
есть
отрезкам
[7; 10]
и
[12; 14]
длиной
3
и
2
соответственно. Длина наибольшего из
них равна 3.
6
Дан ответ
Ответ: 3
3
в) Рассмотрели значение
производной функции на
заданном отрезке.
Дан ответ.
в) Производная функции на отрезке
[1;6] положительна, значит функция
возрастает. Это говорит о том, что
наибольшее
значение
на
данном
отрезке принимает в конечной правой
точке. Это точка х=6
Ответ: 6
Задание №3
Найдите область определения функции:
f
(
x
)=
√
3
−
x
log
0,2
(
2 х
+
1
)
балл
ы
Выполнены действия:
Решение:
1,5
Исходя из следующих условий:
- квадратный корень
существует только из
неотрицательных чисел;
- дробь определена, когда
знаменатель не равен нулю;
- логарифмы определены
только для положительных
чисел;
записали систему неравенств,
которая задает область
определения данной функции
{
3
−
х ≥ 0,
log
0,2
(
2 х
+
1
)
≠0
2 х
+
1
>
0;
,
2,5
Решили каждое неравенство в
системе по отдельности.
{
х ≤3 ,
2 х
+
1≠ 1 ,
х
>
−
1
2
;
❑
⇒
{
х ≤3
х ≠0
х
>
−
1
2
3
Отметили на числовой прямой
множество решений каждого
неравенства системы и нашли
пересечение множеств.
4
Записали область определения
функции.
Дан ответ.
Ответ: х
∈
(
−
1
2
; 0
)
∪
¿
7
3
0
8
Задание №4
Найдите площадь фигуры, ограниченной линиями:
y
=
√
x
,
y
=
1
x
и y=2.
балл
ы
Выполнены действия:
Решение:
1
Искомая фигура получается
при пересечении указанных
линий
y
=
√
x
,
y
=
1
x
и y=2.
Поэтому находим точки
пересечения этих линий.
Отмечаем их на графике.
При
y
=
√
x
и
y
=
1
x
,
получим
√
x
=
1
x
, т. е .
{
x
√
x
=
1
x
>
0
❑
⇒
x=1, то M
(1;1)
При
y
=
√
x
и
y
=
2
, то N(4;2)
При
y
=
1
x
и y
=
2 ,
то
K
(
1
2
; 2
)
2
Искомая
площадь
может
быть найдена как разность
площадей
прямоугольника
КNN
1
K
1
и суммы площадей
криволинейных
трапеций
KMM
1
K
1
и MNN
1
M
1
Вычислили
площадь
прямоугольника КNN
1
K
1
S
=
S
KN N
1
K
1
−(
S
KM M
1
K
1
+
S
MN N
1
M
1
)
S
KN N
1
K
1
=
K K
1
∙ K
1
N
1
K K
1
=
2 , K
1
N
1
=
4
−
1
2
=
7
2
S
KN N
1
K
1
=
2 ∙
7
2
=
7
3
Вычислили площади
криволинейных трапеций.
S
KMM
1
K
1
=
∫
1
2
1
1
x
dx
=
lnx
|
1
2
1
=¿
¿
ln 1
−
ln
1
2
=
ln 2
S
M NN
1
M
1
=
∫
1
4
√
x dx
=
2
3
x
3
2
|
1
4
=¿
¿
2
3
(
4
3
2
−
1
3
2
)
=
2
3
(
8
−
1
)
=
14
3
4
Нашли площадь исходной
фигуры.
Дан ответ.
S
=
7
−
(
ln 2
+
14
3
)
=
7
3
−
ln 2
9
Ответ:
2
1
3
−
ln 2
(кв.ед.)
Задание №5
Решите систему уравнений:
{
3
y
∙ 9
x
=
81
lg
(
x
+
y
)
2
−
lgx
=
2 lg3
балл
ы
Выполнены действия:
Решение:
1
Применили определение
логарифма, выписали область
допустимых значений.
В первом уравнении системы
привели все степени к одному
основанию.
Во втором уравнении
использовали свойства суммы
логарифмов и степени
логарифма.
ОДЗ:
{
x
>
0
x
+
y ≠0
{
3
y
∙ 3
2 x
=
3
4
lg
(
x
+
y
)
2
x
=
lg 3
2
{
3
y
+
2 x
=
3
4
lg
(
x
+
y
)
2
x
=
lg 9
2
В первом уравнении применили
метод уравнивания показателей.
Левая и правая части второго
уравнения приведены к
логарифму по одному
основанию, поэтому применили
метод потенцирования.
Получили равносильную
систему
{
y
+
2 x
=
4
(
x
+
y
)
2
x
=
9
{
y
+
2 x
=
4
(
x
+
y
)
2
=
9 x
3
Решили систему уравнений
методом подстановки.
Выполнив преобразования
нашли корни квадратного
уравнения: x
1
и x
2
{
y
=
4
−
2 x
(
x
+
4
−
2 x
)
2
=
9 x
(
4
−
x
)
2
=
9 x
16
−
8 x
+
x
2
−
9 x
=
0
x
2
−
17 x
+
16
=
0
D
=(−
17
)
2
−
4 ∙ 1∙ 16
=
289
−
64
=¿
225
x
1
=
17
+
√
225
2
=
17
+
15
2
=
16
x
2
=
17
−
√
225
2
=
17
−
15
2
=
1
4
Нашли соответствующие
значения второй переменной:
x
1
=
16
❑
⇒
y
1
=
4
−
2∙ 16
=−
28
10
y
1
и y
2
x
2
=
1
❑
⇒
y
2
=
4
−
2 ∙ 1
=
2
5
Выполнили проверку ОДЗ.
Дан ответ.
ОДЗ
x
1
=
16 , y
1
=−
28
{
16
>
0
16
−
28
=−
12 ≠ 0
x
2
=
1 , y
2
=
2
{
1
>
0
1
−
2
=−
1≠ 0
Ответ: (16;-28), (1;2)
Задание №6
Решите задачу: Радиус основания первого конуса в 3 раза меньше, чем радиус
основания второго конуса, а высота первого конуса в 5 раз больше, чем высота
второго. Сколько процентов составляет объем первого конуса от объема
второго, если объем второго конуса равен 18? (Ответ округлите до целого
числа).
балл
ы
Выполнены действия:
Решение:
1
Выписали формулы для
нахождения объема конусов.
Объем конуса вычисляем по
формуле:
V
=
1
3
π ∙ r
2
∙ h
r
1
, h
1
– радиус и высота первого
конуса
r
2
, h
2
– радиус и высота второго
конуса
V 1
=
1
3
π ∙ r
1
2
∙ h
1
V 2
=
1
3
π ∙ r
2
2
∙ h
2
2
Выразили радиус основания и
высоту первого конуса через
радиус и высоту второго конуса.
Подставили в формулу для
нахождения объема второго
конуса. Объем второго конуса
равен 18.
r
2
=
3r
1
,
h
2
=
1
3
h
1
V 2
=
1
3
π
(
3 r
1
)
2
h
1
5
=
18
11
3
Выполнили преобразования,
нашли для первого конуса
произведение квадрата радиуса
на высоту.
1
3
π ∙ 9 ∙ r
1
2
∙
h
1
5
=
π ∙ 3 ∙ r
1
2
∙
h
1
5
=¿
18
π ∙ r
1
2
∙
h
1
5
=
6
❑
⇒
r
1
2
∙ h
1
=
30
π
4
Подставив полученное значение
в формулу, нашли объем первого
конуса.
V 1
=
1
3
∙ π ∙ r
1
2
∙ h
1
=
1
3
∙ π ∙
30
π
=¿
10
V1=10 (куб.ед)
5
Чтобы
определить
сколько
процентов
составляет
объем
первого
конуса
от
объема
второго, разделили V1 на V2 и
умножили на 100%
Дан ответ.
V 1
V 2
∙100 %
=
10
18
∙100 %
=
56 %
Ответ: 56%
Итоги сведём в таблицу:
Задание
Максимальное
количество баллов
Задание №1
3
Задание №2
3
Задание №3
4
Задание №4
4
Задание №5
5
Задание №6
5
Итого
24
12
Задания для подготовки к олимпиаде:
1)
Найдите область определения функции:
а)
y
=
√
x
+
3
3 x
+
x
2
−
7
,
б)
y
=
lg
(
10 x
2
−
x
)
+
√
3
+
5 x
2)
Найдите площадь фигуры, ограниченной линиями:
а)
y
=
(
1
−
x
) (
x
−
5
)
, y
=
4 и x
=
1
б
¿
у
=
х
3
, у
=
√
х
−
3 ,
у
=
0 и у
=
1
3)
Вычислите объем тела, образованного вращением вокруг оси OX фигуры,
ограниченной линиями:
y
2
=
4 x , x
=
1 , x
=
3
4)
Решите систему уравнений:
а)
{
2
x
∙ 2
y
=
16
log
3
x
+
log
3
y
=
1
б)
{
log
x
y
=
2
log
x
+
1
(
y
+
23
)
=
3
5)
Докажите тождество:
sin 4 α
1
+
cos 4 α
∙
cos 2 α
1
+
cos 2α
=
ctg
(
3 π
2
−
α
)
6)
Упростите выражение
2
cos 2
cos
2 2
3
sin
2
7)
Определите промежутки монотонности функции
y
=
√
1
−
x
+
2 x
8)
Найдите точку локального минимума функции
y
=
x ∙ e
x
+
11
9)
Для расширения жилой площади загородного дома семья решила обшить
мансардный этаж (стены без окон) вагонкой размерами 200 см
15 см.
Загородный
дом
имеет
двускатную
крышу,
имеющую
в
основании
прямоугольник (см.рисунок). высота крыши равна 2,5 м., длины стен дома
равны 12 и 10 м. Скаты крыши равны. Какое количество вагонок потребуется
для того. Чтобы обшить мансардный этаж.
13
10)
Точка A – середина оси цилиндра, высота которого h. Точка B лежит на
основании цилиндра (с центром O и радиусом R), причём угол между AB и
плоскостью основания равен 60
0
. Объём заштрихованной области
V
штрих
=
755 π
.
Найдите площадь боковой поверхности конуса с вершиной A и основанием,
совпадающим с основанием цилиндра.
14
Заключение.
Математические олимпиады играют огромную роль в развитии у
студентов творческих и профессиональных компетенций, в углублении их
знаний в области математики и умений работать индивидуально и в команде.
Олимпиады выявляют наиболее одаренных студентов и формируют кадровый
потенциал для проектной работы и научно-исследовательской деятельности.
Предметная олимпиада является средством, фактором и образовательной
средой личностного развития не только студентов. Она создает условия для
личностного и профессионального роста преподавателей, которые участвуют в
ее подготовке и проведении. Совместная деятельность в ходе олимпиады
обеспечивает содержательное взаимодействие между преподавателями и
студентами, способствует передаче и закреплению социального опыта, создает
условия для установления личностного контакта и заинтересованного диалога
между представителями различных поколений.
15
Список литературы.
1)
Богомолов, Н.В. Математика: учебник для ссузов / Н.В. Богомолов, П.И.
Самойленко. – 3-е изд., стереотип – М.: Дрофа, 2005. – 395 с.
2)
Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа,
геометрия: учебн. для студ. учреждений сред. проф. образования / М.И.
Башмаков. – 3-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2017. – 256 с.
3)
Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа,
геометрия: Задачник: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф.
образования / М.И. Башмаков. – 4-е изд., стер. – М: Издательский центр
«Академия», 2017. – 416 с.
16