Автор: Наталья Геннадьевна Бухарова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ИО "Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса"
Населённый пункт: город Черемхово Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Методы обучения студентов техникума основам предпринимательства
Раздел: среднее профессиональное
Методы обучения студентов техникума
основам предпринимательства
Автор: преподаватель ГБПОУ ИО «Черемховский техникум промышленной
индустрии и сервиса» Бухарова Н.Г.
В современных условиях востребован высокий уровень экономической подготовки
конкурентоспособного
специалиста,
который
умеет
не
только
поддерживать
функционирование предприятий, но и может рекомендовать направления для улучшения
его финансово-хозяйственной деятельности, а также создать свой собственный бизнес.
Одним из требований образовательных стандартов является широкое использование в
учебном процессе активных и интерактивных методов проведения занятий в сочетании с
неаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков
обучающихся. В зависимости от направления подготовки удельный вес таких занятий в
учебном процессе должен составлять 20–30 % аудиторных занятий [6].
Интерактивные
методы
обучения
является
наиболее
эффективным
путём,
способствующим повышению качества подготовки студентов. В настоящее время
используют три формы взаимодействия со студентами:
Пассивный (классический) метод– это форма взаимодействия преподавателя и
студента, согласно которой преподаватель является основным действующим лицом,
проводя занятия,
а студенты выступают в роли пассивных слушателей.
Связь
преподавателя со студентами осуществляется посредством опросов на практических
занятиях, проведением контрольных работ, тестов и т. д. Основное достоинство пассивной
формы занятий – это несложная подготовка для преподавателя и возможность
преподнести
относительно
большой
объём
учебного
материала
в
ограниченных
временных рамках с использованием современных электронных средств обучения [4].
Активный метод – это форма взаимодействия преподавателя и студентов, при
которой они общаются друг с другом в ходе занятия, т. е. студенты являются активными
участниками занятий. В настоящее время этот метод широко используется во время
проведения семинарских и лабораторных занятий [4].
Интерактивный
(«inter»
–
взаимный;
«aсt»
–
действовать)
–
означает
взаимодействовать, т. е. интерактивное обучение – это обучение, в ходе которого
осуществляется взаимодействие между преподавателем и студентами, между самими
студентами.
Таким образом, интерактивные методы, в отличие от активных, ориентированы на
более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом.
Основная роль преподавателя во время интерактивных занятий – это направлять
деятельность студентов на достижение целей занятия [7].
Мой опыт преподавания показывает, что больше всего студенты запоминают
материал в том случае, когда они не только слушают, но и ещё сами выполняют какие-то
действия (конспектируют, рисуют, работают с литературой, собирают схему и т. п.),
общаясь при этом не только с преподавателем, но и между собой. Этому способствуют
интерактивные методы обучения, которые, в отличие от классических, позволяют решать
в комплексе следующие задачи:
1) формировать у студентов интерес к изучаемой дисциплине;
2) повышать эффективность процесса понимания, усвоения и творческого
применения знаний;
3) развивать интеллектуальную самостоятельность – способность индивидуально
искать пути решения задачи (проблемы);
4) обучаются уважать мнение других членов коллектива, проявлять терпимость к
любой точке зрения;
5) развивать навыки лидера, поскольку студенты получают опыт работы в
коллективе,
в
том
числе
учатся
формировать
собственное
мнение,
отношения,
профессиональные и жизненные навыки [1].
В своей работе я использую следующие основные методы обучения:
– проведение «круглого стола» (дискуссия, дебаты);
– мозговой штурм;
– деловая (ролевая) игра;
– анализ конкретных ситуаций (метод ситуационного обучения);
- метод проектов
1. Проведение «круглого стола» – это метод обучения, одна из форм публичного
обсуждения проблемы и познавательной деятельности студентов, позволяющая закрепить
полученные
ранее,
к
примеру,
на
лекции,
знания,
восполнить
недостаточность
информации, научить культуре ведения беседы. Основная цель проведения «круглого
стола» – это выработка у студентов профессионального умения излагать мысли,
аргументировать и отстаивать своё решение (мнение). Данный метод я использую на
практических и групповых занятиях при обсуждении вопроса, рассмотренного на лекции,
который представляет определённую сложность для усвоения большинства студентов.
При проведении «круглого стола» учитываю следующие организационные вопросы и
методические приёмы:
–совместно со студентами формулиру. вопросы, которые необходимы для всего
стороннего рассмотрения проблемы (задачи);
– распределяю вопросы по подгруппам для цели направленной подготовки;
– в ходе занятия вопросы освещаются в определённой последовательности
специально подготовленными студентами каждой подгруппы;
– после выступления студентов им задаются вопросы, затем студенты группы
высказывают свои мнения, обосновывают свою точку зрения, спорят;
– после каждого рассмотренного вопроса подвожу краткие итоги, и при
необходимости даю правильные ответы по обсуждаемому вопросу. Основную часть
проведения «круглого стола» составляют дискуссия или дебаты. Основная цель дискуссии
– это обучение студентов, выработки одного мнения . Дебаты – обсуждение и обмен
мнениями по предложенному вопросу. Во время занятия студенты приводят примеры,
факты, аргументируют, поясняют, доказывают и т. д. Основное отличие дебатов от
дискуссии состоит в том, что эта форма «круглого стола» предполагает однозначного
ответа на поставленный вопрос – «да» или «нет». Для эффективного проведения занятия
разбиваю группу на сторонников положительного и на сторонников отрицательного
ответа. Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, в том,
что аргументы одной подгруппы студентов убедительнее, чем аргументы другой.
2. Мозговой штурм (от англ. brain storming – штурм мозга) – это оперативный
метод интенсификации процесса группового поиска решения проблемы. Она решается на
основе стимулирования творческой активности, при котором студентам предлагают
высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых
фантастических. Выбираю из общего числа высказанных идей наиболее удачные, которые
могут быть использованы на практике. Цель метода мозгового штурма – создать новые
идеи, получить лучшую идею или лучшее решение, а также поиск направлений решения
задачи.
Перед
проведением
занятия
предлагаю
студентам
основные
принципы
обсуждения: – «выдавать» максимальное количество идей, невзирая на их качество; –
коротко излагать своё предложение (способ решения), при этом должны быть полностью
исключены критика и оценка предлагаемых идей; – высказывать все идеи, приходящие на
ум, какими бы абсурдными они ни показались; – можно дополнять и развивать чужие
идеи, но не критиковать их.
3. Деловая (ролевая) игра – это метод обучения, во время которого происходит
имитация,
моделирование,
упрощенное
воспроизведение
реальной
ситуации
из
профессиональной деятельности в игровой форме. В деловой игре обучение студентов
происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою
отдельную задачу в соответствии со своей ролью и обязанностями. Общение в деловой
игре – это не только совместное усвоение знаний в области изучаемой деятельности, но и
общение, имитирующее коммуникацию людей в процессе работы, т. е. это обучение
совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества [5]. Специфика обучающих
возможностей деловой игры состоит в следующем:
– максимальное приближение учебного процесса к реальной практической
деятельности специалистов соответствующей отрасли;
– это специально организованная деятельность по переводу теоретических знаний
в практическое использование [6]. При подготовке деловой игры я решаю педагогическую
задачу
в
целях
«тренинга»
будущей
профессиональной
деятельности
студентов.
Положительные эффекты, получаемые в процессе деловой игры:
– развиваются логическое мышление, критичность, способность к поиску ответов
на поставленные вопросы, речь, умение общаться в процессе дискуссии;
– студенты знакомятся с организацией работы коллектива, функциями своей
«должности» на личном опыте;
– формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, что поможет
выработать
сдержанность
в
проявлении
эмоций,
уважение
к
мнению
других,
внимательность к товарищам по игре.
4. Анализ конкретных ситуаций (case-study – изучение случая) – это метод,
основанный на моделировании или использовании реальной ситуации в целях анализа
данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия
оптимального решения проблемы [6]. Основная цель метода – анализ предложенной
ситуации
и
поиск
решения
проблемы,
студентами,
используя
приобретённые
теоретические знания. Главное достоинство метода – самостоятельность при принятии
решения, что вызывает неподдельный интерес со стороны студентов к изучаемой
проблематике, которая оформляется и подается в виде кейса – конкретной ситуации.
Практика проведения занятий с использованием кейсов показывает, что студенты с
азартом принимаются за решение проблемы, описанной в кейсе. Анализ конкретных
ситуаций – это эффективный метод активизации учебно-познавательной деятельности
студентов. [4]. Метод ситуационного обучения использую следующим образом: в конце
занятия (лекции,
практического или группового занятия) описываю конкретную
ситуацию, отражающую реальную проблему, которая имела место в профессиональной
деятельности, и ставлю перед студентами задачу на решение конкретной проблемы,
которая будет обсуждаться на предстоящем занятии, при этом рекомендую список
источников для решения рассматриваемой проблемы. Учебную группу, обычно делю на 4-
5 подгрупп по 4-5 человек, в каждой группе назначается –старший. На занятии старший
подгруппы предлагает от имени группы решение проблемы, Каждая подгруппа может
отвечать на вопросы своих коллег, уточняя свои позиции, чтобы убедиться в том, что
предлагаемое
ею решение,
понятно всем
присутствующим в аудитории.
После
презентаций
и
ответов
на
вопросы
подводятся
итоги
занятия:
вначале
слово
предоставляется студентам, которые выделяют, на их взгляд, лучшее предложение по
решению проблемы, а в конце занятия я высказываю своё заключение
5. Метод проектов – (в пер. с греч. – путь исследования) педагогическая
технология, включающая в себя множество специфических форм, приемов и методов,
направленная на развитие творческой, исследовательской и аналитической деятельности
обучающихся [4]. Основные требования к данному методу:
- проявление творческой работы и применение интегрированных знаний при
решении задач;
- способ организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению
определенного результата;
- коллективная работа в процессе решения проблем исследования.
В заключении, хочется отметить, что все вышеперечисленные методы помогают
более детально и конструктивно разобрать темы и усвоить их студентам. Поэтому
подбираю тот или иной метод под конкретную тему с учетом его достоинств и
недостатков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Асаул, А.Н. Организация предпринимательской деятельности : учеб. Пособие /
А.Н. Асаул, А.П. Войнаренко, П.Ю. Ерофеев ; под ред. д.э.н., проф. А.Н. Асаула. – СПБ. :
«Гуманистика», 2014. – 448 с.
2. Ахапкин, С.Д. Компас молодого предпринимателя : учеб. практ. Пособие / С.Д.
Ахапкин, П.В. Забелин, В.Г. Федцов. - М. : ЗАО Издательство Экономика. - 2012. – 246 с
3.Биликтуева, Т.О. Отраслевой образовательный ресурсный центр в управлении
подготовкой специалистов / Т.О. Биликтуева // Среднее профессиональное образование. -
2022. - № 4. – С.8-10
4. Григораш, О.В. Организация деятельности и оценка результатов работы кафедры
: учеб. Пособие / О.В. Григораш, А. И. Трубилин. - Краснодар: КубГАУ, 2022. – 596 с.
5. Красовский, Ю.Д. Мир деловой игры /Ю.Д Красовский. - М.: Экономика, 2019
6. Интерактивные методы обучения в современном вузе [Электронный ресурс] :
Научный журнал. 2014.
7.Система подготовки специалистов высшего профессионального образования
[Электронный ресурс] : Научный журнал. 2014