Напоминание

Методы обучения студентов техникума основам предпринимательства


Автор: Наталья Геннадьевна Бухарова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ИО "Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса"
Населённый пункт: город Черемхово Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Методы обучения студентов техникума основам предпринимательства
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методы обучения студентов техникума

основам предпринимательства

Автор: преподаватель ГБПОУ ИО «Черемховский техникум промышленной

индустрии и сервиса» Бухарова Н.Г.

В современных условиях востребован высокий уровень экономической подготовки

конкурентоспособного

специалиста,

который

умеет

не

только

поддерживать

функционирование предприятий, но и может рекомендовать направления для улучшения

его финансово-хозяйственной деятельности, а также создать свой собственный бизнес.

Одним из требований образовательных стандартов является широкое использование в

учебном процессе активных и интерактивных методов проведения занятий в сочетании с

неаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков

обучающихся. В зависимости от направления подготовки удельный вес таких занятий в

учебном процессе должен составлять 20–30 % аудиторных занятий [6].

Интерактивные

методы

обучения

является

наиболее

эффективным

путём,

способствующим повышению качества подготовки студентов. В настоящее время

используют три формы взаимодействия со студентами:

Пассивный (классический) метод– это форма взаимодействия преподавателя и

студента, согласно которой преподаватель является основным действующим лицом,

проводя занятия,

а студенты выступают в роли пассивных слушателей.

Связь

преподавателя со студентами осуществляется посредством опросов на практических

занятиях, проведением контрольных работ, тестов и т. д. Основное достоинство пассивной

формы занятий – это несложная подготовка для преподавателя и возможность

преподнести

относительно

большой

объём

учебного

материала

в

ограниченных

временных рамках с использованием современных электронных средств обучения [4].

Активный метод – это форма взаимодействия преподавателя и студентов, при

которой они общаются друг с другом в ходе занятия, т. е. студенты являются активными

участниками занятий. В настоящее время этот метод широко используется во время

проведения семинарских и лабораторных занятий [4].

Интерактивный

(«inter»

взаимный;

«aсt»

действовать)

означает

взаимодействовать, т. е. интерактивное обучение – это обучение, в ходе которого

осуществляется взаимодействие между преподавателем и студентами, между самими

студентами.

Таким образом, интерактивные методы, в отличие от активных, ориентированы на

более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом.

Основная роль преподавателя во время интерактивных занятий – это направлять

деятельность студентов на достижение целей занятия [7].

Мой опыт преподавания показывает, что больше всего студенты запоминают

материал в том случае, когда они не только слушают, но и ещё сами выполняют какие-то

действия (конспектируют, рисуют, работают с литературой, собирают схему и т. п.),

общаясь при этом не только с преподавателем, но и между собой. Этому способствуют

интерактивные методы обучения, которые, в отличие от классических, позволяют решать

в комплексе следующие задачи:

1) формировать у студентов интерес к изучаемой дисциплине;

2) повышать эффективность процесса понимания, усвоения и творческого

применения знаний;

3) развивать интеллектуальную самостоятельность – способность индивидуально

искать пути решения задачи (проблемы);

4) обучаются уважать мнение других членов коллектива, проявлять терпимость к

любой точке зрения;

5) развивать навыки лидера, поскольку студенты получают опыт работы в

коллективе,

в

том

числе

учатся

формировать

собственное

мнение,

отношения,

профессиональные и жизненные навыки [1].

В своей работе я использую следующие основные методы обучения:

– проведение «круглого стола» (дискуссия, дебаты);

– мозговой штурм;

– деловая (ролевая) игра;

– анализ конкретных ситуаций (метод ситуационного обучения);

- метод проектов

1. Проведение «круглого стола» – это метод обучения, одна из форм публичного

обсуждения проблемы и познавательной деятельности студентов, позволяющая закрепить

полученные

ранее,

к

примеру,

на

лекции,

знания,

восполнить

недостаточность

информации, научить культуре ведения беседы. Основная цель проведения «круглого

стола» – это выработка у студентов профессионального умения излагать мысли,

аргументировать и отстаивать своё решение (мнение). Данный метод я использую на

практических и групповых занятиях при обсуждении вопроса, рассмотренного на лекции,

который представляет определённую сложность для усвоения большинства студентов.

При проведении «круглого стола» учитываю следующие организационные вопросы и

методические приёмы:

–совместно со студентами формулиру. вопросы, которые необходимы для всего

стороннего рассмотрения проблемы (задачи);

– распределяю вопросы по подгруппам для цели направленной подготовки;

– в ходе занятия вопросы освещаются в определённой последовательности

специально подготовленными студентами каждой подгруппы;

– после выступления студентов им задаются вопросы, затем студенты группы

высказывают свои мнения, обосновывают свою точку зрения, спорят;

– после каждого рассмотренного вопроса подвожу краткие итоги, и при

необходимости даю правильные ответы по обсуждаемому вопросу. Основную часть

проведения «круглого стола» составляют дискуссия или дебаты. Основная цель дискуссии

– это обучение студентов, выработки одного мнения . Дебаты – обсуждение и обмен

мнениями по предложенному вопросу. Во время занятия студенты приводят примеры,

факты, аргументируют, поясняют, доказывают и т. д. Основное отличие дебатов от

дискуссии состоит в том, что эта форма «круглого стола» предполагает однозначного

ответа на поставленный вопрос – «да» или «нет». Для эффективного проведения занятия

разбиваю группу на сторонников положительного и на сторонников отрицательного

ответа. Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, в том,

что аргументы одной подгруппы студентов убедительнее, чем аргументы другой.

2. Мозговой штурм (от англ. brain storming – штурм мозга) – это оперативный

метод интенсификации процесса группового поиска решения проблемы. Она решается на

основе стимулирования творческой активности, при котором студентам предлагают

высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых

фантастических. Выбираю из общего числа высказанных идей наиболее удачные, которые

могут быть использованы на практике. Цель метода мозгового штурма – создать новые

идеи, получить лучшую идею или лучшее решение, а также поиск направлений решения

задачи.

Перед

проведением

занятия

предлагаю

студентам

основные

принципы

обсуждения: – «выдавать» максимальное количество идей, невзирая на их качество; –

коротко излагать своё предложение (способ решения), при этом должны быть полностью

исключены критика и оценка предлагаемых идей; – высказывать все идеи, приходящие на

ум, какими бы абсурдными они ни показались; – можно дополнять и развивать чужие

идеи, но не критиковать их.

3. Деловая (ролевая) игра – это метод обучения, во время которого происходит

имитация,

моделирование,

упрощенное

воспроизведение

реальной

ситуации

из

профессиональной деятельности в игровой форме. В деловой игре обучение студентов

происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою

отдельную задачу в соответствии со своей ролью и обязанностями. Общение в деловой

игре – это не только совместное усвоение знаний в области изучаемой деятельности, но и

общение, имитирующее коммуникацию людей в процессе работы, т. е. это обучение

совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества [5]. Специфика обучающих

возможностей деловой игры состоит в следующем:

– максимальное приближение учебного процесса к реальной практической

деятельности специалистов соответствующей отрасли;

– это специально организованная деятельность по переводу теоретических знаний

в практическое использование [6]. При подготовке деловой игры я решаю педагогическую

задачу

в

целях

«тренинга»

будущей

профессиональной

деятельности

студентов.

Положительные эффекты, получаемые в процессе деловой игры:

– развиваются логическое мышление, критичность, способность к поиску ответов

на поставленные вопросы, речь, умение общаться в процессе дискуссии;

– студенты знакомятся с организацией работы коллектива, функциями своей

«должности» на личном опыте;

– формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, что поможет

выработать

сдержанность

в

проявлении

эмоций,

уважение

к

мнению

других,

внимательность к товарищам по игре.

4. Анализ конкретных ситуаций (case-study – изучение случая) – это метод,

основанный на моделировании или использовании реальной ситуации в целях анализа

данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия

оптимального решения проблемы [6]. Основная цель метода – анализ предложенной

ситуации

и

поиск

решения

проблемы,

студентами,

используя

приобретённые

теоретические знания. Главное достоинство метода – самостоятельность при принятии

решения, что вызывает неподдельный интерес со стороны студентов к изучаемой

проблематике, которая оформляется и подается в виде кейса – конкретной ситуации.

Практика проведения занятий с использованием кейсов показывает, что студенты с

азартом принимаются за решение проблемы, описанной в кейсе. Анализ конкретных

ситуаций – это эффективный метод активизации учебно-познавательной деятельности

студентов. [4]. Метод ситуационного обучения использую следующим образом: в конце

занятия (лекции,

практического или группового занятия) описываю конкретную

ситуацию, отражающую реальную проблему, которая имела место в профессиональной

деятельности, и ставлю перед студентами задачу на решение конкретной проблемы,

которая будет обсуждаться на предстоящем занятии, при этом рекомендую список

источников для решения рассматриваемой проблемы. Учебную группу, обычно делю на 4-

5 подгрупп по 4-5 человек, в каждой группе назначается –старший. На занятии старший

подгруппы предлагает от имени группы решение проблемы, Каждая подгруппа может

отвечать на вопросы своих коллег, уточняя свои позиции, чтобы убедиться в том, что

предлагаемое

ею решение,

понятно всем

присутствующим в аудитории.

После

презентаций

и

ответов

на

вопросы

подводятся

итоги

занятия:

вначале

слово

предоставляется студентам, которые выделяют, на их взгляд, лучшее предложение по

решению проблемы, а в конце занятия я высказываю своё заключение

5. Метод проектов – (в пер. с греч. – путь исследования) педагогическая

технология, включающая в себя множество специфических форм, приемов и методов,

направленная на развитие творческой, исследовательской и аналитической деятельности

обучающихся [4]. Основные требования к данному методу:

- проявление творческой работы и применение интегрированных знаний при

решении задач;

- способ организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению

определенного результата;

- коллективная работа в процессе решения проблем исследования.

В заключении, хочется отметить, что все вышеперечисленные методы помогают

более детально и конструктивно разобрать темы и усвоить их студентам. Поэтому

подбираю тот или иной метод под конкретную тему с учетом его достоинств и

недостатков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Асаул, А.Н. Организация предпринимательской деятельности : учеб. Пособие /

А.Н. Асаул, А.П. Войнаренко, П.Ю. Ерофеев ; под ред. д.э.н., проф. А.Н. Асаула. – СПБ. :

«Гуманистика», 2014. – 448 с.

2. Ахапкин, С.Д. Компас молодого предпринимателя : учеб. практ. Пособие / С.Д.

Ахапкин, П.В. Забелин, В.Г. Федцов. - М. : ЗАО Издательство Экономика. - 2012. – 246 с

3.Биликтуева, Т.О. Отраслевой образовательный ресурсный центр в управлении

подготовкой специалистов / Т.О. Биликтуева // Среднее профессиональное образование. -

2022. - № 4. – С.8-10

4. Григораш, О.В. Организация деятельности и оценка результатов работы кафедры

: учеб. Пособие / О.В. Григораш, А. И. Трубилин. - Краснодар: КубГАУ, 2022. – 596 с.

5. Красовский, Ю.Д. Мир деловой игры /Ю.Д Красовский. - М.: Экономика, 2019

6. Интерактивные методы обучения в современном вузе [Электронный ресурс] :

Научный журнал. 2014.

7.Система подготовки специалистов высшего профессионального образования

[Электронный ресурс] : Научный журнал. 2014



В раздел образования