Автор: Лукьянова Ольга Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад №5"
Населённый пункт: Приморский край, г. Дальнереченск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "В мире сказок"
Раздел: дошкольное образование
Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «В мире
сказок.»
Цель: Обобщить знания детей о русских народных сказках.
Обучающие задачи: учить узнавать отрывки и героев из сказок; учить осмысливать и оценивать
характеры и мотивы поступков героев;
Развивающие задачи: развивать речевую активность детей через устное народное творчество;
развивать воображение, фантазию, мышление, зрительное восприятие;
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к сказкам.
- Дети, а вы любите сказки? (Ответы детей) Очень хорошо, что вы все любите сказки, значит,
знаете много сказок. Какие знаете сказки? (Ответы детей)
- Молодцы, много сказок знаете. А как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке
есть чудо, то она… (чудесная);
- есть волшебство, то... (волшебная);
- есть добро, то… (добрая);
- есть радость, то… (радостная);
- есть загадки, то... (загадочная);
- есть мудрость, то… (мудрая) и т.д.
- А если бы вам удалось попасть в сказку, кем бы вы хотели стать? (Ответы детей)
И отгадаете , какая это сказка. Игра «Угадай сказку, найди отгадку» ИЛЛЮСТРАЦИИ
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну подскажите имя её. (Красная Шапочка.)
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился…(колобок)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (три медведя)
Чуть женой крота не стала
И усатого жука!
Вместе с ласточкой летала
Высоко под облака. (Дюймовочка)
На неведомых дорожках
Дом ее на курьих ножках.
Темный лес вокруг стоит,
Огонек в окне горит. (Баба Яга)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)
Педагог: Скажите, почему некоторые сказки называются народными?
Дети: Потому что их сочинил русский народ.
Педагог: А если их написал сказочник, автор, то, как они называются?
Дети: Такие сказки называют авторскими.
Педагог: А вы знаете ребята, что есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса
и волшебные предметы.
Прекрасную царевну колдун превратил в лягушку. Из косточек коровы выросла золотая яблонька
с наливными яблочками. На сером волке верхом царевич доскакал до далекого царства, откуда
прилетает жар-птица…
Что ни сказка, то новое чудо! Какие вы знаете волшебные сказки?
Ответы детей.
Педагог: Есть сказки о животных – о проделках лисы, глупости волка и медведя, о петухе,
журавле, цапле, раке. Лиса, хотя и хитрит, но и сама попадает впросак: за жадность журавль
наказал ее – оставил без угощения. И хотя в сказках действуют животные, но в их характерах мы
узнаем людей – чаще всего хитрых, жадных, скупых, трусливых. Какие вы еще знаете сказки?
Ответы детей
Педагог: Есть бытовые сказки, в которых описывается жизнь простых людей: бедного мужика
или ловкого солдата. В этих сказках есть насмешка над барином, попом, купцом, самим царем. Из
всех героев бытовых сказок интереснее всех Иванушка-дурачок. Вокруг него люди жадничают,
обманывают друг друга, хитрят, хотят нажить богатство, а Иван лежит себе на печи и бывает рад
немногому – красной рубахе, гороху, доброму слову. И вот счастье приходит именно к нему, а не
к тем, кто тянул руки к богатству, желал себе высокого чина. Дурачок женится на красавице
царевне, сам становится писаным красавцем. Приведите пример бытовых сказок.
Ответы детей.
Педагог: Ребята, а кто приходит на помощь героям во всех сказках?
Дети: Волшебная фея, добрая королева.
Педагог: А назовите мне сказки и сказочных героев, которых вы знаете. (Ответы детей.)
Педагог: Чем же отличаются сказки от других произведений?
Дети: В сказках могут говорить и звери и растения, с ними происходят необычные приключения.
Педагог: Что всегда побеждает в сказках добро или зло? (Ответы детей.)
ФИЗМИНУТКА.
«Король»
Шел король по лесу
Шел король по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем,
Ножками подрыгаем , подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем.
Головкой покачаем
И снова начинаем.
(дети веселятся)
Воспитатель. Давайте ещё поиграем.
«Назови сказку правильно».
Внимательно слушайте, как я называю сказки. Исправьте мои ошибки.
«Сестрица Алёнушка и братец Никитушка».
«Петушок Ряба».
«Гуси-вороны».
«Даша и медведь».
«Царевна-индюшка».
«По собачьему велению».
«Бюро находок»
Воспитатель: Посмотрите, ребята! Какие сказочные персонажи могли потерять эти вещи?
золотой ключик?
хрустальную туфельку?
корзинку с пирожками?
стрелу?
Ребенок: Ключик потерял Буратино.
Ребенок: Туфельку потеряла Золушка.
Ребенок: Корзинку с пирожками потеряла Красная Шапочка.
Ребенок: Иван царевич потерял стрелу.
Пазлы «Сложи картинку и назови сказку.
Отгадывание кроссворда «Русские народные сказки».
Педагог: Ребята, а вы слышали пословицу «Сказка ложь, да в ней намек-добрым молодцам урок»
Дети: Сказка - это не быль и не что - то другое, сказка - это то, чего не было, но хоть сказка и не
быль, она всё - равно говорит нам о чём то важном и поучает нас.
Педагог: Вам понравилось путешествовать по сказкам? Что нового вы сегодня узнали?(ответы
детей)