Автор: Фурутина Елена Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №175
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Автоматизация звука Р в словах и предложениях "Путешествие за сокровищами"
Раздел: дошкольное образование
Конспект подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения в
подготовительной к школе группе
«Путешествие за сокровищами»
Автоматизация звука «Р» в слогах, словах предложениях.
Цели:
Образовательные:
1)
Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произношение звука «Р».
2)
Продолжать
учить
правильно,
произносить
звук
«Р»
в
слогах
и
слова,
предложениях.
3)
Упражнять в согласовании существительных с числительными 2 и 5.
4)
Упражнять в определении наличия и места звука «Р» в словах.
5)
Продолжать учить подбирать слова – антонимы.
6)
Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова.
Развивающие:
7)
Продолжать развивать речевое дыхание и голос.
8)
Продолжать развивать фонематический слух.
9)
Продолжать развивать внимание, мышление, пространственную ориентировку.
10) Продолжать развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
11) Продолжать формировать навыки учебной деятельности.
12) Воспитывать любознательность.
Оборудование:
карта «Острова в океане»
игрушки: парусник, пират, обезьянка, пальма
набор картинок «Угощение»
сундучок с грушами
пособия для развития мелкой моторики (камешки, карандаш с тесьмой)
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Логопед: Здравствуйте ребята! Поздороваетесь с нашими гостями. Улыбнемся им и
друг другу.
Говори всегда красиво
Смело и неторопливо.
Ясно, четко говори,
И конечно не спеши.
2.Артикуляционная гимнастика
Логопед:
А
чтобы
наш
язычок
четко
и
красиво
говорил
мы
с
вами
сделаем
гимнастику. А поможет нам в этом наша старая знакомая улиточка. Ракушочка с
картинками. Давайте посмотрим и выполним упражнения.
3.Сообщение темы занятия.
Логопед: Сегодня мы отправляемся на поиски сокровищ. А помогать в поисках нам
будет звук, который произносится в словах (рыба, матрос, морской, шторм, корабль).
Вы догадались, что это за звук?
Дети: Звук «Р-Р-Р»
2.Уточнение
артикуляции
звука
«Р»,
характеристика
по
акустическим
признакам.
Логопед: Расскажите о звуке Р? Что делают губы, зубы, язык,
когда мы его
произносим?
Дети: Рот широко открыт. Зубы на большом расстоянии. Язык широкий, его кончик
поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами. Дуем и гудим в
кончик языка, он дрожит.
Логопед: Что ещё вы знаете о звуке «Р»?
Дети: Звук «Р»- согласный звук, произносится твёрдо и звонко с голосом.
Игра: « 4-ый лишний».
Логопед: Прежде чем отправиться в путь, я хочу убедиться, что вы грамотные и
сообразительные. Мы поиграем в игру «4-ый лишний». Слушайте внимательно.
Карандаш, тетрадь, ручка, фломастер.
Дети: Тетрадь.
Логопед: Крыжовник, брусника, груша, смородина.
Дети: Груша.
Логопед: Вертолёт, аэроплан, ракета, парусник.
Дети: Парусник
Логопед: Медведь, заяц, сорока, лиса.
Дети: Сорока
Логопед: Молодцы. Мы поплывём за сокровищами на этом кораблике. А что ещё
нужно для того, чтобы найти сокровища?
Дети: Нужна карта.
Логопед:
У
меня
есть
такая
карта.
Мы
можем
побывать
на
каждом
из
этих
островов и поискать там сокровища.
4. Пальчиковая гимнастика:
Логопед: Давайте столкнём наш парусник на воду. Камни стучат по дну «Р-Р-Р»
(дети перебирают в руках камешки и произносят звук «Р-Р-Р»). Теперь поднимаем
якорь.
Цепь
тяжёлая,
гремит
громко
«Р-Р-Р-Р»
(дети
наматывают
тесьму
на
карандаш и произносят звук «Р-Р-Р-Р» длительно).
4.Автоматизация звука «Р» в слогах.
Логопед: Берём курс на первый остров. Волны плещутся за бортом, раскачивают
наш парусник.
(Дети повторяют за логопедом слоги и делают движения руками).
Пра-про-пры Бро-бра-брэ
Гры-грэ-гро Тра-тру-тры
Кру-кро-кра Фрэ-фра-фро
Дро-дру-дрэ Вры-вро-вра
5.Автоматизация звука «Р» в словах.
Игра: «1-2-5» (Согласование существительных с числительными).
Логопед: На
первом
острове
в
страшной
пещере
живёт
зубастый,
голодный,
трехголовый дракон. Чтобы Дракон подобрел и разрешил нам поискать сокровища,
давайте его накормим из наших запасов. Вы будете угощать его:
Игра: Слово повтори тогда когда названа еда
- Метро, горох, порог, пирог, творог, мороз, мороженое, огород, сорока,
- Пирожное, макароны, сырок, сурок, ворона, дорога, крошка, пробка, картошка.
Молодцы! А теперь посмотрим на картинки. Что на них нарисовано.(
пирожки,
груши, ватрушки, гранаты. Играем в игру: «1-2-5».
( Каждый ребёнок считает свои предметы).
Сокровищ на этом острове мы не нашли.
6.Физкультминутка
(Железнова «Краб»)
7.Игра: «Кокосы» (Определение наличия места звука «Р» в словах).
Логопед:
На
этом
острове
живут
одни
обезьяны.
Они
запасают
кокосы
и
раскладывают их по корзинам. Нам нужно им помочь собрать кокосы. В 1 корзине
лежат кокосы, если звук Р в начале слова, во второй в середине в третьей - в конце.
(Рак, сырок, рынок буран, пар, комар, жираф, герой, макароны, горох)
И на этом острове сокровищ нет. Впереди по курсу следующий остров
К какому острову мы отправляемся? (К третьему).
Логопед: И кто же встречает нас на берегу? (Пират).
Игра: «Наоборот».
Он не старый, а (молодой).
Не плохой, а (хороший).
Не злой, а (добрый).
Не сердитый, а (радостный).
Не ленивый, а (трудолюбивый).
Не больной, а (здоровый).
Пирату очень понравилось, как вы его называли
8. Закрепление звука[ р] в словосочетаниях.
Наш пират очень любит рисовать. Он нарисовал картинки и не знает каким цветом
раскрасить. Давайте ему поможем.
9.Закрепление
звука [р]
предложениях.
По
секрету
он
сказал,
что
сокровища
зарыты в песке на этом острове. А вот и сундук! Что нужно с ним сделать?
(открыть). На сундуке висит кодовый замок. Чтобы открыть замок нужно выполнить
задания пирата. Рассказать по картинкам сказки.
10.Закрепление звука [ р] в связной речи.
Какие
вы
красивые
составили
предложения?
а
теперь
послушайте
какие
предложения составил пират.
Дровами рубят топор.
Сахар грызет Иру.
Горшок растет в цветке.
Дорога едет по грузовику.
Логопед: Вот замок и открылся. Что же там за сокровище? В сундуке лежат сладости
и медали. Наверное, это проделки
доброго пирата. Он решил, что сладости –
настоящее сокровище Угощайтесь ребята!
10.Итог занятия:
Логопед: Пора возвращаться домой, ведь путь был долгим и трудным. А какой звук
помогал вам сегодня в поисках сокровищ? (Звук «Р»).
Логопед: Ребята, а наш пират незнает как правильно нужно произносить звук Р.
Давайте мы его научим расскажем стихотворение и он сразу все запомнит.
Чтоб звук [Р] получился,
Ты с ним долго не возился,
Выполняй всё, как и я.
Всё получится, друзья!
2 ребёнок:
Ротик свой мы открываем,
Язычок приподнимаем,
В бугорочки упираем,
Краешки к зубам прижмем,
Да и сильно дуть начнем.
3 ребёнок:
Язычок наш задрожит,
Никуда не убежит.
Всем он так и говорит:
«Эта сильная струя
Дрожать заставила меня.
Не от страха я дрожу,
Лишь мотор свой завожу».
4 ребенок:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Логопед: Молодцы. Занятие закончено, проходите в группу.