Напоминание

"Блоки Дьенеша в работе с детьми раннего возраста"


Автор: Борисова Виктория Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Юбилейный" г. Лихославль
Населённый пункт: ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЛИХОСЛАВЛЬСКИЙ РАЙОН, ЛИХОСЛАВЛЬ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Блоки Дьенеша в работе с детьми раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Блоки Дьенеша в игровой деятельности с детьми 2 -3 лет».

Практический материал из опыта работы.

Подготовила: старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Юбилейный» города

Лихославль Тверской области Борисова Виктория Анатольевна.

Игры с блоками Дьенеша направлены на формирование элементарных

математических понятий у детей от 2 лет и старше. Это гораздо больше, чем просто

строительный материал. Это целый кладезь игр на развитие логического,

математического и пространственного мышления!

Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур разного цвета, величины,

объема и размера. Каждая из фигур набора уникальна.

Фигуры различаются по цвету (желтые, красные, синие), по размеру (большие и

маленькие), по форме (треугольные, круглые, квадратные, прямоугольные), по

толщине (толстые и тонкие). Блоки Дьенеша — серьезный инструмент развития при

совместных занятиях ребенка со взрослым. Игры с блоками можно проводить как

произвольные, так и по вспомогательным материалам — альбомам. Обязательно

руководство взрослого. Самостоятельные игры детей с блоками не позволяют

эффективно использовать их развивающий потенциал.

Альбомы есть в продаже и доступны в сети интернет.

Ребенок, накладывая цветные

блоки на цветное изображение на картинке, испытывает радость от того, что на его

глазах плоскостные изображения (кораблик, паровозик, цветок и т. д.)

превращаются в объемные предметы.

Хочу обратить ваше внимание на игры с блоками без альбомов.

Для малышей 2-3 лет на этапе знакомства можно упростить игру, предоставив не

весь набор, а его часть. Для них разработано много простых игр. Их основная цель –

научить ребенка различать свойства объекта, группировать предметы по

определенным признакам. С их помощью можно изучать характеристики объектов:

цвета, формы, объем, размер.

Такие игры будут не только полезны, но и интересны каждому малышу.

Ознакомьтесь с несколькими самыми популярными вариантами игр.

Выбор блоков по одному признаку (цвету, форме, размеру, толщине).

Просим выбрать блоки по одному признаку:

красные/синие/желтые;

квадратные/круглые/прямоугольные/треугольные;

толстые/тонкие

большие/маленькие.

- найди все фигуры красного (желтого, синего) цвета; найди все фигуры как эта по

цвету (показываю фигуру и спрашиваю, какого она цвета);

- найди все фигуры в форме круга (треугольника, квадрата, прямоугольника); найти

все фигуры как эта по форме (показываю и спрашиваю, какая она по форме);

- найти все маленькие (большие фигуры); найти все фигуры как эта по размеру

(показываю и спрашиваю, какая она по размеру – большая или маленькая);

- найти все тонкие (толстые) фигуры; найти все фигуры как эта по толщине

(показываю и спрашиваю, какая она по толщине – тонкая или толстая)

Игра «Какая фигурка лишняя».

Выкладываю три фигурки – две со схожими свойствами, а одна – отличающаяся.

Например: два круга и один треугольник; две красные фигуры и одна – желтая; две

тонкие и одна – толстая; две большие и одна – маленькая. Прошу назвать, какая

фигура лишняя и почему.

Выбор блоков по нескольким признакам.

Просим выбрать блоки по нескольким признакам. На этом моменте вы можете

прочувствовать огромный потенциал развивающего материала. Вариантов таких

выборок огромное количество. Приведу несколько примеров. Например, выбрать

все:

желтые квадраты и прямоугольники;

толстые и круглые фигуры;

маленькие и толстые треугольники;

синие и плоские фигуры.

Выбор по цвету и форме. Желтые квадраты и прямоугольники

Продолжи ряд

Еще одно задание на развитие мышления, продолжение ряда. Оно является

классическим заданием из тестов на интеллект.

Цветовой ряд желтый-красный-желтый

Конструирование

Это творческое направление деятельности невозможно обойти стороной ни для

одной игрушки с геометрическими фигурами. Домик из блоков Дьенеша из квадрата

и треугольника получается за пару секунд и у взрослого и у малыша.

Произвольное конструирование простейших объектов

Игра «Что изменилось».

Перед детьми выкладывают несколько фигур (начиная от 3-4 до 5-6), прошу

внимательно рассмотреть и запомнить их. Потом считалочкой «Раз, два, три,

четыре, пять, будем глазки закрывать!» прошу закрыть глаза и убираю одну из

фигур. Произношу считалочку: «Раз, два, три, четыре, пять, можно глазки

открывать!» и прошу сказать, какой фигуры не стало. Когда дети уже хорошо

справляются с заданием, усложняю его: фигурки не убираются, а меняются местами.

Покорми животных

Поставьте перед малышом несколько его любимых игрушек. Пусть он покормит

каждую парой «печенек» (блоков). Предложите какие-либо условия, к примеру,

медвежонку нужно дать только корм красного цвета, а котенку – квадратной формы.

Эта игра напоминает выборки, но дети воспринимают ее значительно лучше. Редко

кто из малышей отказывается кормить своих любимцев.

Первый раз читая подобный материал, кажется, что такие игры сложные в части

реализации. Я хочу убедить вас в обратном. Просто запомните пару вариантов или

на первый раз выпишите их на листок. Попробуйте поиграть. Если малышу

понравится, то, я уверенна, ваш мозг тут же сгенерирует еще десяток вариантов игр.

«НАКОРМИМ БЕЛКУ И БЕЛЬЧОНКА ПЕЧЕНЬЕМ»

Конспект игровой деятельности с использованием Блоков Дьенеша с детьми 2-3 лет

(круглые формы)

Разработала: старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Юбилейный» города

Лихославль Тверской области Борисова Виктория Анатольевна.

1. «Большое и маленькое печенье». Цель: закрепление умения сравнивать

предметы по двум признакам по размеру большой – маленький и по цвету

желтый-красный-синий. Используются только круглые блоки Дьенеша всех

цветов и размеров, они выложены на тарелке. Задание для детей: К вам пришли в

гости большая белка и маленький бельчонок. Они очень любят печенье. Давайте

их угостим. Выложите из тарелки на стол все желтые печеньки. Большую белку

накормим большим печеньем (большие круглые блоки), а маленького бельчонка

накормим маленьким печеньем (маленькие круглые блоки). Какого размера

печенье у большой белки? Какого размера печенье у маленького бельчонка?

Какого цвета? Выложите из тарелки рядом с большой белочкой все большие

печеньки, а рядом с маленьким бельчонком все маленькие печеньки…

2. «Пирожное для белки и бельчонка». Цель: обучение конструированию по

образцу, закрепление знаний о размере большой-маленький, о форме – круг, о

цвете желтый - красный –синий, понятия «много». Задание для детей: Сделаем

для белки и бельчонка пирожное. Найдите большой желтый круг, положите его

перед собой на стол. А теперь найдите маленький желтый круг, поставьте его на

большой круг сверху – у вас получилось желтое пирожное. Теперь возьмите

красный большой круг и положите сверху красный маленький круг – у вас

получилось красное пирожное. Теперь возьмите синий большой круг и положите

сверху маленький синий круг – у вас получилось синее пирожное. Сколько мы

сделали пирожных? (Много).

3. «Разложи печенье в корзинки». Цель: закрепление умения классифицировать

предметы по одному признаку – по цвету желтое-красное-синее. Задание для

детей: угостим белочек вкусным печеньем, его нужно разложить в корзинки по

цвету: в желтую – желтое печенье, в красную – красное печенье, в синюю –

синее печенье.



В раздел образования