Автор: Лозовская Ольга Васильевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств им. М.А. Балакирева" Вахитовского района г. Казани
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Раздел: дополнительное образование
О.В. Лозовская
МБУДО «ДШИ им. им. М.А. Балакирева»
Вахитовского района г. Казани;
методист, преподаватель-логопед
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ
КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА
В условиях постоянной модернизации современного образования идет
постоянный поиск парадигмы обучения, соответствующей новым условиям в
изменяющемся
мире.
В
контексте
необходимости
создания
научно-
гуманистической
системы
обучения,
актуальным
вопросом
становится
владение учащимися основами успешной коммуникации.
Разработки
ученых
нашли
отражение
в
новом
Федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования,
из которого следует, что одним из важных психолого-педагогических условий
реализации
программы
начального
общего
образования
является
«формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде
сверстников». А в перечне
универсальных учебных коммуникативных
действий на первом месте стоят: общение, развитие умений корректно и
аргументированно высказывать свое мнение, строить речевое высказывание в
соответствии с поставленной задачей и т.д.
Важнейшим условием формирования коммуникативной компетенции
является целенаправленное развитие речевой культуры ребенка. Речь для
человека
- это наиболее значимый фактор социализации, помогающий
адаптироваться и строить отношения в социуме.
В основе становления речи младших школьников лежит формирование
коммуникативно-речевой
компетенции.
В
программе
начальной
школы
представлены
такие
обязательные
предметы,
как
«русский
язык»,
«литературное чтение», «родной язык», призванные формировать знания
правил родного (русского) языка, грамматики, орфографии, синтаксиса и т.д.
1
Эти дисциплины филологического цикла в различной степени способствуют
формированию коммуникативно-речевой компетенции младших школьников.
Коммуникативно-речевая
компетенция
–
это
совокупность
знаний,
умений
и
навыков
свободного,
эффективного
общения
в
различных
коммуникативных ситуациях. К сожалению, выпускник начальной школы
далеко не всегда владеет коммуникативно-речевыми умениями и часто не умеет
проявить себя как языковая личность.
Интеграционным предметом, развивающим речевые умения школьников,
на наш взгляд, выступает «риторика».
Наука риторика существует со времён
античности и является не только наукой о красноречии, но и наукой о речевой
целесообразности. Риторика формирует важное качество личности - ясно и
осмысленно доносить свои мысли до других людей. На занятиях по риторике
школьники учатся отвечать на 3 главных вопроса: «Что сказать?», «В какой
последовательности?», «Как сказать?»; учатся правилам речевого поведения;
знакомятся с текстом как единицей речевого общения; изучают основы
публичного выступления и т.д.
В современных средствах массовой информации сейчас часто можно
встретить мнение, что современная система образования в должной мере не
готовит учащихся
к
последующей
профессиональной карьере.
Навыки,
приобретенные детьми в школе, остаются невостребованными впоследствии
работодателями.
Так,
к
примеру,
работодатели
нередко
жалуются
на
недостаточное умение молодых специалистов выстраивать эффективную
коммуникацию с другими людьми. В эпоху повсеместного пользования
интернетом
в
качестве
средства
коммуникации
возникают
проблемы
осмысленности общения и взаимопонимания между людьми.
В изучаемых в средней школе гуманитарных дисциплинах, посвящённых
языку, внимание этим проблемам уделяется недостаточно. Между тем, решение
этого вопроса имеет большое значение для улучшения взаимодействия людей в
обществе. Проблему развития коммуникативных навыков детей реально
наблюдают
современные
родители:
возьмем,
например,
задание
для
2
первоклассника - подготовить сообщение о семейных традициях своей семьи,
или задание второкласснику - подготовить выступление - презентацию об
экологии родного края и т.д. Утрируя сложность примерной тематики задач,
хочется заострить внимание над проблемами образовательного процесса
школы.
Формирование навыков и умений у школьников должно базироваться на
знаниях, полученных на определенных уроках или на элективных курсах,
факультативных занятиях. Предмет риторики из современных образовательных
программ просто исчез, а необходимость в знаниях из этой области осталась.
Взяв во внимание эти факты и, обладая нужными компетенциями, автор
данной статьи разработала и предложила для реализации общеобразовательную
общеразвивающую
программу
«Мастер
красноречия»
(занимательную
риторику) для учащихся 7-11 лет. Программа начала реализовываться в
Детской школе искусств им. М.А. Балакирева (г. Казань) в системе
дополнительного образования в 2020-2021 учебном году.
Дополнительное образование, являясь частью системы образования,
включает в себя различные условия для выявления различных способностей и
навыков обучающегося, помогает легче адаптироваться в современном мире.
Также
дополнительное образование предоставляет обучающимся богатые
возможности для получения дополнительных знаний
по тем областям,
которыми он интересуется. Развитие творческих способностей, воспитание
физически здоровой личности - основа системы дополнительного образования.
Методы активного обучения, разнообразные инновационные технологии,
применяемые
в
системе
дополнительного
образования,
позволяют
сформировать коммуникативные компетенции у обучающихся.
Актуальность программы «Мастер красноречия» очевидна для всех
родителей, чьи дети обучаются по современным образовательным программам,
ставящим не только перед учащимися, но и перед их родителями часто
сложные задачи. Данная программа направлена на развитие речевой культуры,
формирование таких умений, как: ориентироваться в конкретной речевой
3
ситуации, строить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией.
Программа предусматривает создание условий для пополнения словарного
запаса, улучшения дикции, реализации своих ораторских возможностей, а
также, для развития коммуникативных качеств учащихся.
В содержании
программы отражены такие темы, как: общение и его слагаемые; «риторика» -
понятие; личность оратора; речь – средство общения; элементы интонации
речи; типы текстов; практика речевой деятельности и др. В практическую часть
урока входят словесные игры и практические задания, направленные на
формирование творческих способностей у ребят. Практическим результатом
программы должны стать такие важные навыки для учащихся, как умение
ориентироваться в любой коммуникативной ситуации, навык планирования
конкретной коммуникативной ситуации, применение базовых основ публичных
выступлений.
Обучение школьников устному и письменному речевому общению на
занятиях по риторике поможет приобрести речевую практику, необходимую в
дальнейшем для сохранения уровня национальной языковой культуры.
Список литературы.
1.
Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие /
О.А.Баева. – 4-е изд., испр. – М.: Новое издание, 2013 – 368 с.
2.
Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова Культура и искусство речи. Современная
риторика. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс». 2011 г. – 576 с.
3.
Ладыженская Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках 1 класс. В 2
ч. Ч.1/Т.А. Ладыженская и др. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний,
2019.-64с.: ил.
4.
Ладыженская Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках 1 класс. В 2
ч. Ч.2/Т.А. Ладыженская и др. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний,
2019.-64с.: ил.
5.
Ладыженская Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебная
тетрадь для 2 класса. В 2 ч. Ч.1. – Изд. 3-е, перераб. /Т.А. Ладыженская и
др. – М. : Издательство «Ювента»; ООО «Баласс», 2017. – 96 с. : ил.
4
6.
Ладыженская Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебная
тетрадь для 2 класса. В 2 ч. Ч.2. – Изд. 3-е, перераб. /Т.А. Ладыженская и
др. – М. : Издательство «Ювента»; ООО «Баласс», 2017. – 96 с. : ил.
7.
Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.И., Сорокина Г.И.
Учебная тетрадь для 3 класса. — В 2-х частях. — 2-е изд., доп. и
переработ. — М.: Баласс; Ювента, 2013. — 122 c.
8.
Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.И., Сорокина Г.И.
Учебная тетрадь для 4 класса. — В 2-х частях Учебная тетрадь. — 2-е
изд., доработ. — М.: Баласс; Ювента, 2012. — 192 с.
9.
Шипунов С. Харизматичный оратор: руководство к курсу «Словесная
импровизация». – Москва, 2007;
10.Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или Как научиться красиво и
убедительно говорить: Учеб. пособие. – СПб.: «Паритет», 2012. – 192 с.
11.Волков А. А.. Основы риторики, Академический проект, М., 2005г.
12.Гаврикова М. Ю., Гаврикова Н. Ю.. Говорите красиво! Развитие речи
учащихся 4 - 11 классов, Издательство «Панорама», 2005г.
13.Голуб И. Б.. Искусство риторики: Пособие по красноречию, М.. 2005г.
14.Зарецкая Е. Н.. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации, М.,
1999г.
5