Напоминание

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА


Автор: Лозовская Ольга Васильевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств им. М.А. Балакирева" Вахитовского района г. Казани
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Раздел: дополнительное образование





Назад




О.В. Лозовская

МБУДО «ДШИ им. им. М.А. Балакирева»

Вахитовского района г. Казани;

методист, преподаватель-логопед

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ

КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНИКА

В условиях постоянной модернизации современного образования идет

постоянный поиск парадигмы обучения, соответствующей новым условиям в

изменяющемся

мире.

В

контексте

необходимости

создания

научно-

гуманистической

системы

обучения,

актуальным

вопросом

становится

владение учащимися основами успешной коммуникации.

Разработки

ученых

нашли

отражение

в

новом

Федеральном

государственном образовательном стандарте начального общего образования,

из которого следует, что одним из важных психолого-педагогических условий

реализации

программы

начального

общего

образования

является

«формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде

сверстников». А в перечне

универсальных учебных коммуникативных

действий на первом месте стоят: общение, развитие умений корректно и

аргументированно высказывать свое мнение, строить речевое высказывание в

соответствии с поставленной задачей и т.д.

Важнейшим условием формирования коммуникативной компетенции

является целенаправленное развитие речевой культуры ребенка. Речь для

человека

- это наиболее значимый фактор социализации, помогающий

адаптироваться и строить отношения в социуме.

В основе становления речи младших школьников лежит формирование

коммуникативно-речевой

компетенции.

В

программе

начальной

школы

представлены

такие

обязательные

предметы,

как

«русский

язык»,

«литературное чтение», «родной язык», призванные формировать знания

правил родного (русского) языка, грамматики, орфографии, синтаксиса и т.д.

1

Эти дисциплины филологического цикла в различной степени способствуют

формированию коммуникативно-речевой компетенции младших школьников.

Коммуникативно-речевая

компетенция

это

совокупность

знаний,

умений

и

навыков

свободного,

эффективного

общения

в

различных

коммуникативных ситуациях. К сожалению, выпускник начальной школы

далеко не всегда владеет коммуникативно-речевыми умениями и часто не умеет

проявить себя как языковая личность.

Интеграционным предметом, развивающим речевые умения школьников,

на наш взгляд, выступает «риторика».

Наука риторика существует со времён

античности и является не только наукой о красноречии, но и наукой о речевой

целесообразности. Риторика формирует важное качество личности - ясно и

осмысленно доносить свои мысли до других людей. На занятиях по риторике

школьники учатся отвечать на 3 главных вопроса: «Что сказать?», «В какой

последовательности?», «Как сказать?»; учатся правилам речевого поведения;

знакомятся с текстом как единицей речевого общения; изучают основы

публичного выступления и т.д.

В современных средствах массовой информации сейчас часто можно

встретить мнение, что современная система образования в должной мере не

готовит учащихся

к

последующей

профессиональной карьере.

Навыки,

приобретенные детьми в школе, остаются невостребованными впоследствии

работодателями.

Так,

к

примеру,

работодатели

нередко

жалуются

на

недостаточное умение молодых специалистов выстраивать эффективную

коммуникацию с другими людьми. В эпоху повсеместного пользования

интернетом

в

качестве

средства

коммуникации

возникают

проблемы

осмысленности общения и взаимопонимания между людьми.

В изучаемых в средней школе гуманитарных дисциплинах, посвящённых

языку, внимание этим проблемам уделяется недостаточно. Между тем, решение

этого вопроса имеет большое значение для улучшения взаимодействия людей в

обществе. Проблему развития коммуникативных навыков детей реально

наблюдают

современные

родители:

возьмем,

например,

задание

для

2

первоклассника - подготовить сообщение о семейных традициях своей семьи,

или задание второкласснику - подготовить выступление - презентацию об

экологии родного края и т.д. Утрируя сложность примерной тематики задач,

хочется заострить внимание над проблемами образовательного процесса

школы.

Формирование навыков и умений у школьников должно базироваться на

знаниях, полученных на определенных уроках или на элективных курсах,

факультативных занятиях. Предмет риторики из современных образовательных

программ просто исчез, а необходимость в знаниях из этой области осталась.

Взяв во внимание эти факты и, обладая нужными компетенциями, автор

данной статьи разработала и предложила для реализации общеобразовательную

общеразвивающую

программу

«Мастер

красноречия»

(занимательную

риторику) для учащихся 7-11 лет. Программа начала реализовываться в

Детской школе искусств им. М.А. Балакирева (г. Казань) в системе

дополнительного образования в 2020-2021 учебном году.

Дополнительное образование, являясь частью системы образования,

включает в себя различные условия для выявления различных способностей и

навыков обучающегося, помогает легче адаптироваться в современном мире.

Также

дополнительное образование предоставляет обучающимся богатые

возможности для получения дополнительных знаний

по тем областям,

которыми он интересуется. Развитие творческих способностей, воспитание

физически здоровой личности - основа системы дополнительного образования.

Методы активного обучения, разнообразные инновационные технологии,

применяемые

в

системе

дополнительного

образования,

позволяют

сформировать коммуникативные компетенции у обучающихся.

Актуальность программы «Мастер красноречия» очевидна для всех

родителей, чьи дети обучаются по современным образовательным программам,

ставящим не только перед учащимися, но и перед их родителями часто

сложные задачи. Данная программа направлена на развитие речевой культуры,

формирование таких умений, как: ориентироваться в конкретной речевой

3

ситуации, строить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией.

Программа предусматривает создание условий для пополнения словарного

запаса, улучшения дикции, реализации своих ораторских возможностей, а

также, для развития коммуникативных качеств учащихся.

В содержании

программы отражены такие темы, как: общение и его слагаемые; «риторика» -

понятие; личность оратора; речь – средство общения; элементы интонации

речи; типы текстов; практика речевой деятельности и др. В практическую часть

урока входят словесные игры и практические задания, направленные на

формирование творческих способностей у ребят. Практическим результатом

программы должны стать такие важные навыки для учащихся, как умение

ориентироваться в любой коммуникативной ситуации, навык планирования

конкретной коммуникативной ситуации, применение базовых основ публичных

выступлений.

Обучение школьников устному и письменному речевому общению на

занятиях по риторике поможет приобрести речевую практику, необходимую в

дальнейшем для сохранения уровня национальной языковой культуры.

Список литературы.

1.

Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие /

О.А.Баева. – 4-е изд., испр. – М.: Новое издание, 2013 – 368 с.

2.

Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова Культура и искусство речи. Современная

риторика. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс». 2011 г. – 576 с.

3.

Ладыженская Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках 1 класс. В 2

ч. Ч.1/Т.А. Ладыженская и др. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний,

2019.-64с.: ил.

4.

Ладыженская Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках 1 класс. В 2

ч. Ч.2/Т.А. Ладыженская и др. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний,

2019.-64с.: ил.

5.

Ладыженская Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебная

тетрадь для 2 класса. В 2 ч. Ч.1. – Изд. 3-е, перераб. /Т.А. Ладыженская и

др. – М. : Издательство «Ювента»; ООО «Баласс», 2017. – 96 с. : ил.

4

6.

Ладыженская Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебная

тетрадь для 2 класса. В 2 ч. Ч.2. – Изд. 3-е, перераб. /Т.А. Ладыженская и

др. – М. : Издательство «Ювента»; ООО «Баласс», 2017. – 96 с. : ил.

7.

Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.И., Сорокина Г.И.

Учебная тетрадь для 3 класса. — В 2-х частях. — 2-е изд., доп. и

переработ. — М.: Баласс; Ювента, 2013. — 122 c.

8.

Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.И., Сорокина Г.И.

Учебная тетрадь для 4 класса. — В 2-х частях Учебная тетрадь. — 2-е

изд., доработ. — М.: Баласс; Ювента, 2012. — 192 с.

9.

Шипунов С. Харизматичный оратор: руководство к курсу «Словесная

импровизация». – Москва, 2007;

10.Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или Как научиться красиво и

убедительно говорить: Учеб. пособие. – СПб.: «Паритет», 2012. – 192 с.

11.Волков А. А.. Основы риторики, Академический проект, М., 2005г.

12.Гаврикова М. Ю., Гаврикова Н. Ю.. Говорите красиво! Развитие речи

учащихся 4 - 11 классов, Издательство «Панорама», 2005г.

13.Голуб И. Б.. Искусство риторики: Пособие по красноречию, М.. 2005г.

14.Зарецкая Е. Н.. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации, М.,

1999г.

5



В раздел образования