Автор: Ксения Федоровна Теткина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Оленёнок"
Населённый пункт: ЯНАО г. Салехард
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: «Путешествие в прошлое электрической лампочки»
Раздел: дошкольное образование
«Путешествие в прошлое электрической лампочки»
Цель:
Познакомить детей с историей электрической лампочки.
Вызвать интерес к прошлому этого предмета.
Закрепить навыки безопасного обращения с электроприборами.
Оборудование: компас, карта, свеча, лучина, керосиновая лампа, электрическая
лампочка, фланелеграф.
Ход занятия.
Воспитатель:
- Ребята, а вы любите путешествовать? (Ответы детей) Давайте мы сегодня с
вами отправимся в путешествие. Но сначала нам нужно собраться в дорогу и взят с собой
все самое необходимое. В первую очередь нам нужно с собой взять дружбу, ведь без нее
нам будет очень трудно идти. (звучит фонограмма песни «Дружба крепкая, не сломается
…»)
-Ребята, а как вы думаете, что еще необходимо взять с собой? (Ответы детей)
(знания, компас, улыбку, хорошее настроение, карту, взаимовыручку, дисциплину)
-Сумка собрана, теперь нам нужно выбрать транспорт. На чем мы будем
путешествовать? (на самолете)
-Как будем путешествовать, знаем, сумку собрали. А вот куда мы отправимся,
знаете?
Мы отправимся в страну, где живут предки электрической лампочки. Давайте
посмотрим на карту. У нас на пути будет много препятствий, и мы все их должны
преодолеть. Итак, заводим моторы, расправляем крылья и летим.
Игра «Самолеты»
Воспитатель:
-Перед нами заколдованное болото. Спускаемся и глушим мотор. Чтобы пройти
через болото, нужно разделиться на три команды. В каждой команде выбираем капитана,
который выполнит определенное задание и тем самым поможет своей команде пройти
через болото.
(капитан 1-й команды прыгает с кочки на кочку, на каждый шаг называет
слова, обозначающие предметы, связанные с электрической лампочкой и ее предками.
Капитан 2-й команды называет слова, обозначающие действия предмета,
связанные с электрической лампочкой и ее предками
Капитан 3-й команды называет слова, обозначающие признаки предметов,
связанные с электрической лампочкой и ее предками
Как только капитаны команд выполнят задания, болото станет сухим, и
команды смогут пройти через него)
Дети выполняют задания.
Воспитатель:
-А сейчас снова посмотрим на карту. Следующее препятствие у нас на пути – это
лес. Пойдемте поближе. Чтобы пройти в лес, нам необходимо выполнить следующее
задание. Вчера мы с вами читали произведение одного писателя. Кто вспомнит, как оно
называется, и кто его автор? (С. Маршак «Сказка про спички»)
-А теперь вспомните кто был предком спичек? (Огниво)
- А кто был предком электрической лампочки? (Огонь)
-Чем огонь служил для людей в те далекие времена (ОН был очагом, плитой,
печкой, освещал помещение)
Чтобы пройти через лес, вам нужно выполнить следящее задание: сделать
звуковой анализ слова «свет».
Дети делают звуковой анализ слова. Один ребенок выполняет задание на
фланелеграфе.
Воспитатель:
- Дальше на нашей карте обозначено неизвестное помещение. Чтобы попасть в
него, тоже необходимо выполнить задания.
Командам раздаются карточки, на которых изображены электрический фонарик,
костер, электролампочка, спичка, спичечный коробок, топор, свечи. Нужно найти лишний
предмет.
-Молодцы! Вы быстро и правильно справились с заданием. Я знаю, что каждый
из вас выучил загадку о предметах, которые находятся здесь. Следующее задание:
отгадать загадки, которые вы будете загадывать друг другу.
-Отгадав загадки, вы сможете увидеть, что находиться в этом помещении.
Воспитатель:
-Перед вами предметы ,которые являются предками электрической лампочки.
Как вы думаете, они расположены в той последовательности, в какой появились,
когда их придумали люди?
Будьте внимательны, возможно, некоторые предметы пропущены.
Дети выполняют задание, воспитатель обобщает результаты.
-Сначала в пещерах люди зажигали огонь в очаге. Затем придумали лучину.
Лучина – это щепка, закрепленная с одного конца. Потом появились свечи, их делали из
пчелиного воска, бараньего сала, затем люди научились делать из нефти керосин, и
появились керосиновые лампы. Много лет прошло, пока люди не догадались использовать
природный газ, и лишь затем появились электролампочки.