Автор: Сагирова Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ №51"
Населённый пункт: город Братск Иркутская область
Наименование материала: конспект ООД
Тема: Путешествие по карте России
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеобразовательного вида №51»
Муниципального образования города Братска
Конспект образовательной ситуации
для детей старшей группы
«Путешествие по карте России»
Составила воспитатель:
Сагирова О.А.
2017г.
Цель: создать условия для продолжения формирования естественнонаучных
представлений
дошкольников
об
окружающем
мире,
посредством
ознакомления с физической картой России, умения ориентироваться в ней,
различая элементарные условные обозначения.
Задачи:
1. Познакомить
детей
с
такими
географическими
объектами
России,
как
озеро Байкал, река Волга, Черное море. Дать понятие детям о том, в чем их
особенность. Закрепить знания об условных обозначениях на карте: горы,
равнины, реки, моря. А также о компасе и способах ориентирования по
нему.
2.
Развивать
у
детей
географические
представления
о
нашей
стране,
стремление
к
поисково-познавательной
деятельности,
умение
сравнивать,
различать, соединять факты и явления, делать выводы.
3. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Материалы и оборудование:
Воздушный змей, посылка с песком и камнями с Байкала, Волги, Черного
моря, письмо-послание,
карта России, фильм о Байкале, Черном море,
видеозапись от профессора Почемучкина, макет компаса, карточки схемы.
Игровая мотивация:
Дети входят в группу, воспитатель предлагает им присесть на подушки.
Вдруг, в приемной раздается стук хлопающего окна. Воспитатель выходит в
приемную и вносит в группу летающего змея с посылкой.
-Дети посмотрите, к нам в окно влетел летающий змей, да не простой, а с
каким-то посланием и посылкой. Давайте почитаем.
Послание: Здравствуйте ребята, я известный профессор и путешественник
Почемучкин. Я очень люблю путешествовать по разным странам и привозить
разные
сувениры
и
подарки.
Я
узнал,
что
в
вашей
группе
есть
целая
коллекция путешественника, в которой много магнитиков из городов России,
открыток, ракушек, шишек и сувениров. А недавно я побывал в 3 очень
интересных местах и привез вам подарочки для вашей коллекции. Если вы
хотите их получить, вам необходимо отгадать, в каких 3 местах я был, и
узнать, чем они интересны. Поможет вам в поиске вот эти схемы-загадки. Вы
хотите
получить
подарки
от
Почемучкина
в
нашу
коллекцию?
Тогда
попробуем отгадать…
Воспитатель разворачивает схемы-загадки, на которых изображены: озеро,
река, море.
-Ребята, посмотрите внимательно, что напоминают вам эти изображения?
Дети рассматривают и приходят к выводу, что это схемы реки, моря и
озера.
- Где мы можем встретить такие изображения? (на карте)
- Попробуйте отгадать по очертанию, что это?
Дети узнают по очертанию похожему на рыбу или полумесяц озеро Байкал.
-Правильно,
вы
угадали,
это
оз.
Байкал,
давайте
найдем
его
на
нашей
большой карте.
Дети сравнивают очертания озера на схеме с большой картой и определяют
местонахождение озера Байкал.
-Ребята, но тут еще какая-то загадка, сейчас прочитаем.
Загадка: Вы дети правы оказались, и про Байкал вы догадались! Но тайну
озера открыть вам нужно, чем знаменито озеро найдите дружно!
Дети рассматривают внимательно карту, но ответа не находят.
- Откуда мы можем узнать, чем знаменит Байкал?
Дети предлагают поискать ответ в книгах, спросить родителей, гостей…
-Ребята, уменя есть фильм про Байкал, может в нем нам удастся найти ответ?
Дети смотрят фильм и затем делают выводы, что Байкал самый большой
пресноводный водоём, самый старый, а главное самый глубокий не только в
России, но и в мире.
-Молодцы, нашли ответ на первую загадку! Поставим метку-флажок на озеро
Байкал.Это метка нам будет говорить о том, что мы знаем, где находится
озеро!
Дети приклеивают красный флажок на карту.
Воспитатель предлагает детям внимательно разглядеть вторую схему-
загадку, дети узнают по очертаниям, что речь пойдет о реке. Воспитатель
читает вторую загадку:
«От Байкала на запад пойди, через горы, равнины и реки, снова горы мы
встретим в пути, а за ними ответ вы найдете. Перед вами большая река, но
река та совсем необычна. Ты названье на карте прочти и подумай, что в ней
непривычно».
Дети следуют указаниям, называютусловные обозначения на карте, находят
реку, название читает воспитатель, это река Волга.
-Ребята,
как
же
нам
узнать,
чем
же
река
Волга
необычна
и
почему
Почемучкин назвал её самой необычной.
Дети предлагают варианты, как узнать, но все они не подходят.
- Вспомните, как мы научились находить у реки начало и конец, может нам
это поможет узнать, почему Волга самая необычная в России.
Дети
находят
начало
и
конец
реки,
сравнивают
с
остальными
реками
России и находят ответ, что река Волга течет, наоборот, с севера на юг.
-Молодцы
ребята,
мы
хорошо
потрудились
и
разгадали
две
загадки,
отдохнём?
Физкультминутка:
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег –
И отправились домой.
-Отдохнули?
А
нам
осталось
разгадать
последнюю
загадку!
Но
сначала
поставим меточку-флажок на р. Волга, чтобы не забыть, где она находится на
карте.
Рассматривают третью схему-загадку и приходят к выводу, что на ней
изображено море.
Читают 3 загадку: «На юг от началаВолги пойдешь, на море российское ты
попадешь, оно огромное, большое и самое….»
- Ребята, тут больше ничего не написано, нам нужно угадать, что это за море
такое огромное и почему оно самое…
Дети
прикладывают
компас
к
карте,
находят
большое
море
на
юге.
Воспитатель читает название, Черное море.
-Ребята, но как же нам узнать какое оно и почему оно самое, самое в России.
И фильма у нас про это море нет, и гости не знают, что же делать. Мне
кажется,
придется
опять
воспользоваться
нашей
картой
России.
Давайте
будем делать выводы.
- Ребята, посмотрите на карту и скажите в России много морей? (много).
-Очень много, они почти со всех сторон окружают нашу страну. Скажите,
если мы приложим наш компас, и посмотрим, с каких сторон расположены
эти моря (на севере, востоке и юге).
-Дети, а как вы думаете, где самые холодные моря в России, а где самые
теплые? (На севере холодные, на юге самые теплые).
- А Черное море, где у нас расположено? (На юге).
-Правильно, значит оно какое? (Теплое).
- Правильно, оно очень теплое, а ещё Почемучкин нам в загадке подсказал,
что оно еще и большое. Значит Черное море это самое…..? (Большое теплое
море в России).
-Правильно! Ребята мы разгадали все 3 загадки, предлагаю оставить метку-
флажок
на
Черном
море
и
открыть
подарки
для
нашей
коллекции
путешественника.
Дети ставят метку и открывают подарок, там находятся песок и камни с
оз. Байкал, Волги и Черного моря. Дети садятся за стол и рассматривают
экспонаты.
-Ребята, скажите, пожалуйста, а песок с озера, реки и моря похож?
-Нет.
Воспитатель предлагает взять детям лупы и рассмотреть каждый образец
внимательно.
Дети
рассматривают
и
делают
выводы,
что
самый
мелкий
песок
на
Байкале, в песке с реки Волга много ракушек, а песок с моря самый крупный и
в нем очень много черных песчинок (воспитатель рассказывает одну из
версий, почему Черное море называют «Черным», связанную с песком).
-Ребята, а теперь рассмотрите внимательно камни, какие они?
Дети описывают экспонаты.
-Дети, а какие камни самые гладкие и почему? (самые гладкие камни с
Черного моря).
-Почему?
Дети не знают.
-Ребята, а ведь мы говорили, что Черное море оно большое и, конечно же, там
бывают большие волны, которые подхватывают камни, перекатывают их с
места на место, постепенно стачивая и выравнивая их поверхность, поэтому
они самые гладкие (показывает видео с морскими волнами).Ребята, поиграем
в игру и попробуем изобразить морские волны.
Подвижная игра: Дети становятся в круг, берутся за руки и по цепочке
поднимают и опускают руки, изображая волнующееся море.
-А я вам сейчас предлагаю, разместить подарки от Почемучкина в нашей
коллекции и присесть на подушки.
Дети относят подарки и садятся.Вдруг в группе раздается звонок по скайпу.
-
Ой,
ребята
нам,
кажется,
кто-то
звонит.
Да
это
же
наш
профессор
и
путешественник Почемучкин!
Профессор:
- Ну что, ребята, понравились вам мои подарки?
- Что сегодня вы узнали нового?
-
Хотите, я вам еще подарков привезу? Тогда продолжайте изучать карту,
чтобы получить их! До новых встреч!
Используемая литература:
Занятие авторское, ссылок на литературу и Интернет-ресурсы не содержит.