Напоминание

Путешествие по карте России


Автор: Сагирова Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ №51"
Населённый пункт: город Братск Иркутская область
Наименование материала: конспект ООД
Тема: Путешествие по карте России
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеобразовательного вида №51»

Муниципального образования города Братска

Конспект образовательной ситуации

для детей старшей группы

«Путешествие по карте России»

Составила воспитатель:

Сагирова О.А.

2017г.

Цель: создать условия для продолжения формирования естественнонаучных

представлений

дошкольников

об

окружающем

мире,

посредством

ознакомления с физической картой России, умения ориентироваться в ней,

различая элементарные условные обозначения.

Задачи:

1. Познакомить

детей

с

такими

географическими

объектами

России,

как

озеро Байкал, река Волга, Черное море. Дать понятие детям о том, в чем их

особенность. Закрепить знания об условных обозначениях на карте: горы,

равнины, реки, моря. А также о компасе и способах ориентирования по

нему.

2.

Развивать

у

детей

географические

представления

о

нашей

стране,

стремление

к

поисково-познавательной

деятельности,

умение

сравнивать,

различать, соединять факты и явления, делать выводы.

3. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Материалы и оборудование:

Воздушный змей, посылка с песком и камнями с Байкала, Волги, Черного

моря, письмо-послание,

карта России, фильм о Байкале, Черном море,

видеозапись от профессора Почемучкина, макет компаса, карточки схемы.

Игровая мотивация:

Дети входят в группу, воспитатель предлагает им присесть на подушки.

Вдруг, в приемной раздается стук хлопающего окна. Воспитатель выходит в

приемную и вносит в группу летающего змея с посылкой.

-Дети посмотрите, к нам в окно влетел летающий змей, да не простой, а с

каким-то посланием и посылкой. Давайте почитаем.

Послание: Здравствуйте ребята, я известный профессор и путешественник

Почемучкин. Я очень люблю путешествовать по разным странам и привозить

разные

сувениры

и

подарки.

Я

узнал,

что

в

вашей

группе

есть

целая

коллекция путешественника, в которой много магнитиков из городов России,

открыток, ракушек, шишек и сувениров. А недавно я побывал в 3 очень

интересных местах и привез вам подарочки для вашей коллекции. Если вы

хотите их получить, вам необходимо отгадать, в каких 3 местах я был, и

узнать, чем они интересны. Поможет вам в поиске вот эти схемы-загадки. Вы

хотите

получить

подарки

от

Почемучкина

в

нашу

коллекцию?

Тогда

попробуем отгадать…

Воспитатель разворачивает схемы-загадки, на которых изображены: озеро,

река, море.

-Ребята, посмотрите внимательно, что напоминают вам эти изображения?

Дети рассматривают и приходят к выводу, что это схемы реки, моря и

озера.

- Где мы можем встретить такие изображения? (на карте)

- Попробуйте отгадать по очертанию, что это?

Дети узнают по очертанию похожему на рыбу или полумесяц озеро Байкал.

-Правильно,

вы

угадали,

это

оз.

Байкал,

давайте

найдем

его

на

нашей

большой карте.

Дети сравнивают очертания озера на схеме с большой картой и определяют

местонахождение озера Байкал.

-Ребята, но тут еще какая-то загадка, сейчас прочитаем.

Загадка: Вы дети правы оказались, и про Байкал вы догадались! Но тайну

озера открыть вам нужно, чем знаменито озеро найдите дружно!

Дети рассматривают внимательно карту, но ответа не находят.

- Откуда мы можем узнать, чем знаменит Байкал?

Дети предлагают поискать ответ в книгах, спросить родителей, гостей…

-Ребята, уменя есть фильм про Байкал, может в нем нам удастся найти ответ?

Дети смотрят фильм и затем делают выводы, что Байкал самый большой

пресноводный водоём, самый старый, а главное самый глубокий не только в

России, но и в мире.

-Молодцы, нашли ответ на первую загадку! Поставим метку-флажок на озеро

Байкал.Это метка нам будет говорить о том, что мы знаем, где находится

озеро!

Дети приклеивают красный флажок на карту.

Воспитатель предлагает детям внимательно разглядеть вторую схему-

загадку, дети узнают по очертаниям, что речь пойдет о реке. Воспитатель

читает вторую загадку:

«От Байкала на запад пойди, через горы, равнины и реки, снова горы мы

встретим в пути, а за ними ответ вы найдете. Перед вами большая река, но

река та совсем необычна. Ты названье на карте прочти и подумай, что в ней

непривычно».

Дети следуют указаниям, называютусловные обозначения на карте, находят

реку, название читает воспитатель, это река Волга.

-Ребята,

как

же

нам

узнать,

чем

же

река

Волга

необычна

и

почему

Почемучкин назвал её самой необычной.

Дети предлагают варианты, как узнать, но все они не подходят.

- Вспомните, как мы научились находить у реки начало и конец, может нам

это поможет узнать, почему Волга самая необычная в России.

Дети

находят

начало

и

конец

реки,

сравнивают

с

остальными

реками

России и находят ответ, что река Волга течет, наоборот, с севера на юг.

-Молодцы

ребята,

мы

хорошо

потрудились

и

разгадали

две

загадки,

отдохнём?

Физкультминутка:

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе раз – это брасс,

Одной, другой – это кроль.

Вышли на берег –

И отправились домой.

-Отдохнули?

А

нам

осталось

разгадать

последнюю

загадку!

Но

сначала

поставим меточку-флажок на р. Волга, чтобы не забыть, где она находится на

карте.

Рассматривают третью схему-загадку и приходят к выводу, что на ней

изображено море.

Читают 3 загадку: «На юг от началаВолги пойдешь, на море российское ты

попадешь, оно огромное, большое и самое….»

- Ребята, тут больше ничего не написано, нам нужно угадать, что это за море

такое огромное и почему оно самое…

Дети

прикладывают

компас

к

карте,

находят

большое

море

на

юге.

Воспитатель читает название, Черное море.

-Ребята, но как же нам узнать какое оно и почему оно самое, самое в России.

И фильма у нас про это море нет, и гости не знают, что же делать. Мне

кажется,

придется

опять

воспользоваться

нашей

картой

России.

Давайте

будем делать выводы.

- Ребята, посмотрите на карту и скажите в России много морей? (много).

-Очень много, они почти со всех сторон окружают нашу страну. Скажите,

если мы приложим наш компас, и посмотрим, с каких сторон расположены

эти моря (на севере, востоке и юге).

-Дети, а как вы думаете, где самые холодные моря в России, а где самые

теплые? (На севере холодные, на юге самые теплые).

- А Черное море, где у нас расположено? (На юге).

-Правильно, значит оно какое? (Теплое).

- Правильно, оно очень теплое, а ещё Почемучкин нам в загадке подсказал,

что оно еще и большое. Значит Черное море это самое…..? (Большое теплое

море в России).

-Правильно! Ребята мы разгадали все 3 загадки, предлагаю оставить метку-

флажок

на

Черном

море

и

открыть

подарки

для

нашей

коллекции

путешественника.

Дети ставят метку и открывают подарок, там находятся песок и камни с

оз. Байкал, Волги и Черного моря. Дети садятся за стол и рассматривают

экспонаты.

-Ребята, скажите, пожалуйста, а песок с озера, реки и моря похож?

-Нет.

Воспитатель предлагает взять детям лупы и рассмотреть каждый образец

внимательно.

Дети

рассматривают

и

делают

выводы,

что

самый

мелкий

песок

на

Байкале, в песке с реки Волга много ракушек, а песок с моря самый крупный и

в нем очень много черных песчинок (воспитатель рассказывает одну из

версий, почему Черное море называют «Черным», связанную с песком).

-Ребята, а теперь рассмотрите внимательно камни, какие они?

Дети описывают экспонаты.

-Дети, а какие камни самые гладкие и почему? (самые гладкие камни с

Черного моря).

-Почему?

Дети не знают.

-Ребята, а ведь мы говорили, что Черное море оно большое и, конечно же, там

бывают большие волны, которые подхватывают камни, перекатывают их с

места на место, постепенно стачивая и выравнивая их поверхность, поэтому

они самые гладкие (показывает видео с морскими волнами).Ребята, поиграем

в игру и попробуем изобразить морские волны.

Подвижная игра: Дети становятся в круг, берутся за руки и по цепочке

поднимают и опускают руки, изображая волнующееся море.

-А я вам сейчас предлагаю, разместить подарки от Почемучкина в нашей

коллекции и присесть на подушки.

Дети относят подарки и садятся.Вдруг в группе раздается звонок по скайпу.

-

Ой,

ребята

нам,

кажется,

кто-то

звонит.

Да

это

же

наш

профессор

и

путешественник Почемучкин!

Профессор:

- Ну что, ребята, понравились вам мои подарки?

- Что сегодня вы узнали нового?

-

Хотите, я вам еще подарков привезу? Тогда продолжайте изучать карту,

чтобы получить их! До новых встреч!

Используемая литература:

Занятие авторское, ссылок на литературу и Интернет-ресурсы не содержит.



В раздел образования