Напоминание

"Использование головоломок "Пуговицы" в работе с дошкольниками"


Автор: Сдельникова Светлана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Машенька"
Населённый пункт: город Ноябрьск, Ямало - Ненецкий АО
Наименование материала: Мастер - класс для педагогов
Тема: "Использование головоломок "Пуговицы" в работе с дошкольниками"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер – класс для педагогов

«Использование головоломок «Пуговицы» в работе с

дошкольниками»

Цель: повышение педагогической компетенции и творческого потенциала педагогов по

использованию головоломок как средство интеллектуального развития дошкольников.

Задачи:

- познакомить педагогов с приемами использования головоломок;

- повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса в

развитие креативного мышления у воспитанников;

- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью

развития творческого мышления, фантазии педагогов,

- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование различных

видов головоломок в воспитательно – образовательном процессе дошкольников.

Оборудование: набор «Мир головоломок. Пуговицы», коробки в виде чемоданчиков.

Ход мастер-класса:

- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно всех приветствовать на нашей встрече. Мы

очень надеемся, что у нас получится интересное, полезное и конструктивное общение.

- Коллеги, вы любите путешествовать? (ответы педагогов)

- А путешествовать с детьми? (ответы педагогов)

- Мы приглашаем вас в путешествие под названием «Увлекательный мир головоломок для

дошкольников». Когда мы путешествуем, много времени проводим в дороге, и кто-то в

дороге разгадывает кроссворды, кто-то считает столбы, кто-то читает книги, а кто-то

сидит в телефоне.

- Чем же занимаются в это время дети?

- Мы предлагаем поиграть в игры-головоломки. Для этого мы с собой в дорогу взяли

чемоданчики с головоломками.

- Знаете почему?

- С помощью этих предметов можно развивать творческие способности, смекалку,

сообразительность, инициативность, рассудительность, находчивость и логичность в

поступках и действиях.

-

А ведь именно сегодня, во время информационного бума и быстроменяющейся

обстановке в стране, обществу необходимо такое поколение, которое будет решать быстро

нестандартные задачи, мыслить креативно и рационально.

Слово

«головоломка»

произошло

от

выражения

«ломать

голову»

решать

трудноразрешимую задачу. Чтобы найти решение, нужно хорошо подумать, применить

логику и сообразительность.

- Головоломки появились в глубокой древности. Загадки любили разгадывать в разные

времена в разных странах. Первые головоломки появились в четвертом тысячелетии до

нашей эры.

При

организации

работы

с

играми-головоломками

необходимо

придерживаться

следующих принципов:

- Принцип активной позиции ребенка (не делать задания за ребенка, не давать готовых

ответов, не спешить с подсказкой, а подводить к решению с помощью различных

приемов, вопросов);

- Принцип системности и регулярности (не от случая к случаю, а в определенной системе,

во взаимосвязи всего материала: от простого к сложному, от легкого к трудному, от

известного к неизвестному);

- Принцип наглядности (иллюстрации, схемы, объекты, что способствует возможности

увидеть их в реальном, действительном виде, поддержать внимание);

- Принцип интеграции (процесс обучения головоломкам будет более эффективным, если

их включать в различные образовательные области);

- Принцип успешности (ребенок должен почувствовать себя успешным в этом деле,

особенно большое значение имеет первый опыт);

- Принцип вариативности, новизны (загадки, игровые ситуации, художественное слово);

-

Принцип поддержки инициативы (не

следует

критиковать ребенка за

неправильную попытку решения задания, избегать негативной оценки его работы. Не

следует

прерывать

пробы

и

поисковые

действия

ребенка

словами

«не

так»,

«неправильно», «неверно»);

-

Принцип сотрудничества с семьей (повышать активность родителей,

создавать

необходимые условия для того, чтобы они смогли включиться в работу по освоению

головоломок детьми, по привитию интереса детям к интеллектуальным хобби).

Методы и приемы обучения:

- Словесный метод - позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал.

Главным инструментом является слово. Приёмы: объяснения, разговор (беседа), рассказ,

рассуждение.

- Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой

деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями,

пояснениями, показом. Приёмы: развивающие игры, игровые ситуации, введение игрового

персонажа, элементов соревнования, создание эмоциональных ситуаций.

- Наглядный метод –педагог направляет восприятие ребенка на выделение в объектах

основных, существенных признаков, частей, на установление причинно-следственных

связей и зависимостей между объектами и их частями. Приёмы: наблюдение, показ

иллюстраций, схем, показ образца (схема, рисунок, модель), показ способа действия.

-Практический метод – овладение практическими умениями. Приёмы: упражнение -

многократное повторение ребенком умственных или практических действий.

Алгоритм действий работы с головоломкой:

1 этап: Мотивационный – вовлечение ребенка в совместную познавательно-развивающую

деятельность, побуждение интереса к ней и его содержание различными средствами. В

процессе мотивации детей к играм-головоломкам необходимо создать благоприятные

условия для дальнейшего освоения детьми сложных заданий.

2 этап: Ориентировочный – знакомство и подготовка детей к тому, как надо действовать,

что надо делать, с чего лучше начинать, в каком порядке действовать (совместная работа

со взрослым).

Такой ориентировочной работой могут стать логические игры-упражнения, направленные

на познавательное развитие детей дошкольного возраста с различным уровнем

подготовки. В таких играх-упражнениях, так и в самих играх-головоломках должно

происходить «мышление руками», что повлечет за собой развитие мелкой моторики и

речевого развития, а словесные игры-головоломки помогут развить и закрепить навыки

речевого развития.

3 этап: Выполнение самих действий с головоломкой – ребенок способен к выполнению

определённых логических действий, соотносит объекты к определенными категориями по

каким-либо признакам, устанавливает причинно-следственные связи и зависимости,

прогнозирует свои действия на 2-3 шага вперед и обобщает их. Действия ребенка с

головоломкой могут проговариваться в форме внутренней речи, это очень важное

приобретение, которое позволяет выстроить внутренний план действий.

4 этап: Выполнение самих действий с головоломкой.

Практическая часть

(приглашаются участники мастер-класса и присаживаются за

столы, рассматривают чемоданчики с головоломками из набора «Пуговицы»).

К играм-головоломкам ребенка дошкольного возраста необходимо готовить. Такой

подготовкой могут стать логические игры-упражнения, направленные на познавательное

развитие детей.

Головоломки

с

Пуговицами

из

набора

«Мир

головоломок»

принесут

много

положительных эмоций и детям и взрослым. Разноцветные, различные по величине и

замысловатые по форме, несущие сенсорные впечатления.

Как в подготовительных играх-упражнениях, так и в самих играх-головоломках должно

происходить «мышление руками», что повлечет за собой развитие мелкой моторики и

речевого развития.

Начинаем «Разминку для ума»

Логическая игра-упражнение «ПО ОБРАЗЦУ» Задания предполагают составление

фигур (образов) по образцу.

Инструкция-рекомендация: соберите фигуру (собирает взрослый), рассмотрите её с

ребенком, предложите назвать фигуру, посчитать количество деталей, назвать детали, из

которых сложена фигура. Попросите ребенка собрать такую же фигуру, глядя на образец.

В завершении сравнить собранную фигуру с образцом.

Логическая игра-упражнение «ПО ПАМЯТИ» Задания предполагают составление

фигур (образов) по памяти. Инструкция-рекомендация: предложите ребенку рассмотреть

образец (собранный взрослым). Дайте задание дошкольнику собрать такую же фигуру по

памяти, затем закройте образец (листом бумаги, тканью и т.п.). После того, как ребенок

собрал такую же фигуру, он сравнивает ее с образцом и отмечает, совпал ли его вариант.

Логическая игра-упражнение «ПО СХЕМЕ»

Задания предполагают составление фигур (образов) по схеме.

Инструкция-рекомендация: предложите ребёнку рассмотреть фигуру на карточке и

собрать такую же с опорой на схему (карточка). Вы можете усложнить задание,

предложив ребёнку собрать фигуру по памяти. Не забудьте вместе с ним выполнить

проверку результата.

Во время использования головоломок на плоскости при работе со схемой рекомендуем

предложить детям испытывающим затруднения использовать метод наложения деталей на

карточку.

Решение головоломок из набора «Пуговицы»

НАЙДИ ОШИБКУ В РЯДУ (анализ - выделение и изучение отдельных частей объектов

исследования, мысленное расчленение исследуемого объекта на части, установление

связей и отношений между ними. Старшие дошкольники способны овладеть основами

данной мыслительной операции.

Разложи пуговицы, как на карточке; найди ошибку в ряду пуговиц и исправь (убери

лишнюю пуговицу, замени неподходящую, поменяй местами).

ПРОДОЛЖИ

РЯД (закономерность -

это

определенное

правило,

по

которому

происходит повторение или изменение самих элементов или их свойств в соответствии с

заданным правилом). На основе выявленной закономерности старшие дошкольники

способны выстраивать элементарные сериационные ряды и объяснять закономерность, на

основе которой они выстроены.

ЧТО ЛИШНЕЕ? (обобщения - выделения общих свойств, связей и закономерностей

некоторых объектов, мысленное объединение в одну группу предметов и явлений по их

основным свойствам. А также умение исключать предмет или объект, отличающийся от

остальных предметов или объектов по существенным признакам. Дети 5-7 лет могут

выполнять задания как на обобщение, так и на исключение лишнего предмета в ряду

однородных.

Инструкция: посмотри внимательно на картинку, здесь 4 пары пуговиц. Как ты

думаешь, какая пара пуговиц не подходит к остальным трем, какая лишняя и

почему? Подбери вместо нее нужный набор пуговиц.

Заключение

- Считаем, данную работу актуальной, так как в процессе работы с головоломками

развивается все мыслительные процессы, настойчивость, смекалка и умение мыслить

неординарно.

- Решение головоломок - отличный способ проведения досуга, особенно семейного

времяпровождения, ведь они развивают интеллект, сообразительность и креативность

мышления. Правильно найденный ответ на заковыристое задание поднимает уровень

самооценки, вселяет уверенность в собственных умственных способностях и просто

повышает настроение. Если вы ломаете голову, чтобы этакое подарить родному или

близкому – подарите головоломку, и пусть голову ломает он! А если серьезно, это одно из

тех изделий, которое не надоедает, не выходит из моды и выручает в минуты скуки,

оказывая самое положительное влияние на интеллект!

Уважаемые педагоги, к сожалению, наша встреча подходит к концу.

Если у вас есть вопросы, мы готовы на них ответить (вопросы участников мастер-класса).

Спасибо за внимание!



В раздел образования