Автор: Сагирова Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ №51"
Населённый пункт: город Братск Иркутская область
Наименование материала: конспект НОД
Тема: Экспедиция по местам проживания коренных народов Сибири
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №51»
Муниципального образования города Братска.
Конспект образовательной ситуации
в подготовительной группе.
«Экспедиция по местам проживания
коренных народов Сибири».
Составил воспитатель:
Сагирова О.А.
2017г.
Программное содержание:
Способствовать формированию представления детей старшего дошкольного возраста об укладе жизни,
традициях, жилище коренных жителей Сибири эвенков, бурятов, их социальных ролях, нормах и
правилах поведения.
Развивать социальную активность, инициативу, познавательный интерес к истории родного края, желание
создать и обогатить новыми экспонатами мини – музей в группе «Сибирь – мой край родной». Побуждать
к
поиску
возможных
способов
разрешения
ситуаций,
путем
развития
сотрудничества,
дружеского
взаимодействия и взаимопонимания со сверстниками в совместной деятельности.
Воспитывать
толерантные чувства
и уважение к укладу жизни
и традициям народов другой
национальности.
Материалы и оборудование:
Чтение литературы по региональному компоненту о Байкале, укладе жизни эвенов, бурятов и.т.д.
Карта России, 2 рюкзака, компас, фотоаппарат, веревка 5 м, 2 ленточки по 2 м,
Картинки с изображением мужской и женской работы представителей эвенов,
камни серы
для
высечения огня (по 2 камня на каждого ребенка),
Экспонаты для музея чум, юрта, кукла в народном бурятском костюме, фотографии с изображением
этнографического музея под открытым небом «Ангарская деревня»
г. Братск.
Предварительная работа с детьми: лепка собак.
Музыкальное сопровождение: звуки вьюги, лай собак.
Содержание педагогического мероприятия:
Мотивация:
Воспитатель задает детям вопрос:
- «Сибирь наш край!» Как вы ребята это понимаете?
Давайте обратимся к карте и посмотрим, где находится Сибирь?
Дети с воспитателем рассматривают карту России, её можно расположить на столе, на полу или на доске.
Сначала воспитатель обращает внимание детей на границы нашей страны и задает детям вопросы:
Как называется страна, в которой мы с вами ребята живем?
Дети: Россия.
Воспитатель: Значит мы с вами кто? ( Россияне!)
Далее находят на карте сибирский регион, обводят пальцем или указкой границы сибирского региона.
А это наш край Сибирь – значит, как мы можем назвать людей живущих в Сибири (Сибиряки!)
- Мы сибиряки!
- А кто из вас знает, как называется область, в которой мы живем?
- Правильно - Иркутская область.
А как ее легко найти на карте?
- Правильно, надо ориентироваться на озеро Байкал.
-Ребята, вы слышали такое выражение - Край сибирский это «зеленое богатство нашей Родины!» Почему
люди так говорят?
Давайте отметим на карте место, где мы живем, найдите город Братск и наклейте туда герб нашего города
(один ребенок или сам воспитатель, наклеивает герб на место, где указан город Братск).
- Посмотрите ребята, сибирский край раскрашен зеленым цветом. Почему?
Дети дают ответы: потому что в нашем крае много лесов
-А как назвали люди сибирский лес?
Дети: «Тайга»
- Кто живет в тайге (дети могут назвать животных и перечислить их).
- А – люди живут в тайге? (ответы детей).
Далее воспитатель обращает внимание детей на странные метки на карте – треугольник, пятиугольник
(они очень маленькие ).
–Ребята, вы заметили, на карте есть условные обозначения, что они могут обозначать?
Ребята,
на
карте
обозначены
места,
где
появились
и
были
обнаружены,
давным-давно,
поселения
коренных жителей Сибири.
Хотите отправиться в путешествие и узнать об этом поподробнее? Предлагаю вам совершить экспедицию
по
историческим
местам
нашего
края.
Из
экспедиции
путешественники
всегда
привозят,
что-то
интересное, вдруг и нам повезет, что-нибудь найти интересное для нашего музея.
Но просто так в экспедицию не ходят нам надо взять с собой:
карту,
компас,
фотоаппарат,
веревку,
ленточки.
и хорошее настроение.
Дети все перечисленные вещи кладут в рюкзак или мешок.
-
Первое место, куда мы с вами отправимся обозначено треугольником на карте – это север нашей
области.
Как же мы окажемся в прошлом времени в тайге?
Волшебный компас нам поможет, только нам нужно тщательно приготовится, одеться потеплее,(дети
имитируют вместе с воспитателем одевание). Прочитать волшебную закличку:
Дети становятся в круг. В середине круга воспитатель держит компас.
Дети хором читают:
« Мы мороза не боимся !
И в тайге мы очутимся!
Раз! Два! Три!
Волшебный компас
нам дорогу покажи!»
(дети смыкают круг)
Дети читают громко вслух закличку второй раз и слышат звуки вьюги или скрип снега.
За время пока дети читают закличку, воспитатель незаметно выставляет на стол чум.
Воспитатель: Мы ребята с вами очутились в тайге. Помните, на карте мы увидели треугольник…. Как вы
думаете, что бы он мог обозначать?
Подвести детей к тому, что так обозначены поселения северных народов – эвенов.
Достает
куклу в национальном костюме эвенков или картинку с изображением коренных народов в
национальной одежде.
Название
«Эвен»
является
самоназванием
этой
малой
коренной
народности
севера
и
обозначает
«человек». Эвенки это коренные жители нашей Иркутской области. Это народ кочевой. Они переходят с
места на место туда, где больше животных для охоты. Значит основное занятие и труд эвенков - это охота.
Дети подходят к экспонату чума. Рассматривают чум. Свои чумы эвенки ставили по кругу, и называлось
это стойбище. Чум строили из жердей, которые связывали сверху. Зимой чум покрывали – ровдугой -
вываренной кожей животных, а летом чум покрывали тисой – корой березы или сосны. Внутри чума был
очаг, дым от которого выходил в отверстие наверху.
Предлагает детям заглянуть внутрь чума - дети могут увидеть очаг. Меховые подстилки.
Ребята, вся работа у эвенков делилась на мужскую и женскую. У меня есть картинки с изображением
мужской и женской работы коренных жителей Сибири. Сейчас мы с вами попробуем разложить эти
картинки на мужскую и женскую работу. Мальчики будут выбирать мужскую работу, а девочки женскую.
Проводится дидактическая игра «Мужская и женская работа»
- Молодцы ребята, как хорошо вы справились с заданием!
Как вы думаете, какое животное эвенки почитали больше всего?
- Это олень. Чем олени были полезны для людей?
Да, ребята эвенки народ трудолюбивый. А после хорошего труда можно и отдохнуть, а еще лучше
повеселиться. У эвенков был главный праздник «День оленевода». Отмечался он тогда, когда в стойбище
рождались первые оленята, а так как у эвенков не было календаря, то с этого дня у них начинался новый
год! И наступала весна.
Ребята, этот экспонат чума мы с вами возьмем с собой и украсим им наш музей в нашей группе «Сибирь –
мой край родной».
Воспитатель предлагает детям сделать снимок на память об этой находке и предлагает продолжить путь в
другое место, отмеченное на карте пятиугольником.
Вновь раскладывает карту, дети находят пятиугольник и отмечают путь.
Рассматривает и измеряет путь, сообщает детям о том, что им надо перебраться в это место, преодолев
озеро Байкал, которое обозначено на карте голубым цветом.
На чем же мы сможем туда перебраться? Сейчас зима и озеро замерзло.
Ребята, северные жители передвигались по снегу на нартах запряженными собаками.
Предлагает детям построить нарты и пересечь Байкал на санках - нартах и собаках.
Из чего можно построить нарты? Показывает картинку с изображением нарт и собак.
Я вспомнила ребята, ведь не зря мы с вами положили две волшебные ленты в рюкзак .
Предлагает детям разложить на полу две широкие атласные ленты.
( воспитатель достает их из рюкзака) - это будут полозья, а сиденье мы построим из модулей.
- А где же мы добудем собак?
Наводящими вопросами воспитатель инициирует детей на то , что собак они лепили из пластилина на
прошлом занятии. Дети могут предложить использовать эти поделки собак.
Предлагает детям сесть в сани и представить, что нас собаки везут вперед.
(Слышен лай собак) фонограмма постепенно становится тише.
После воспитатель вновь обращает внимание детей на пятиугольник на карте.
Просит детей подумать - на какое жилище указывает этот знак.
Дети могут сказать, что это похоже на юрту.
-Итак, ребята, мы с вами перебрались через Байкал и оказались на территории где в Сибири живут такие
народности как буряты.
Вот в таких. Рассматривают юрту.
Вопросы к детям: кто живет в юрте?
- буряты.
Поселение у бурят называлось – Улус.
Отмечают, из чего ее делали, ( войлок) и что находилось внутри юрты .
Просит детей еще раз посмотреть на жилище бурятов, закрепляет название – юрта, обращает внимание на
то, чем покрыта юрта - войлоком. Спрашивает детей - Что такое войлок? Из чего его получают? Кто дает
людям войлок?
( Животные и их шерсть).
Также педагог обращает внимание детей на то, что внутри юрты тоже, как и у эвенков находился
главный символ – очаг и огонь.
Очаг подвешивался на крюк и женщины бурятки разводили огонь и готовили пищу.
Юрта тоже делилась на женскую и мужскую половину.
Левая сторона была мужская.
- Где она?
А правая женская.
Гостей всегда встречал хозяин.
Встреча всегда сопровождалась рукопожатием двумя руками.
Гость протягивал обе руки, сложенные друг на друга, ладонями вверх, а глава семьи пожимал их снизу и
сверху, при этом его правая ладонь оказывалась сверху.
Давайте и мы попробуем поздороваться так, как здоровались буряты!
Игра «Поздороваемся!»
(Дети здороваются друг с другом и с воспитателем, меняя 2 -3 партнера)
Вот ребята мы и узнали, в каком жилище жили коренные жители Сибири - Буряты. Юрты буряты могли
передвигать с одного места на другое, потому что буряты кочевые народы – слово кочевник обозначает –
переходящий с одного места на другое. Они разводили скот, коров, лошадей и когда на пастбище
заканчивался корм для животных они переносили юрты на другое место, где стада находили себе пищу.
Как вы думаете, каким образом буряты передвигали юрту? Дети ищут ответ. Какие животные могли
помочь человеку передвинуть такое жилище. (Лошади, быки).
А чем буряты занимались?
Правильно, основной труд у бурятов это скотоводство. Они разводили овец, коней, оленей, пасли их на
полях, а когда корм для животных заканчивался они переходили на другое место и юрты переносили с
помощью коней.
Ребята,
а
вы
знаете,
что
у
бурят
было
священное
животное,
которое
они
любили
и
почитали?
и
называлось оно «Бабагай»?
Подумайте, кто бы это мог быть?
Дети дают разные версии ответа, в конце воспитатель сообщает детям что это - медведь.
У бурят тоже не было календаря и поэтому новый год они отмечали тогда, когда медведь просыпался от
зимней спячки, выходил из берлоги, начиналась весна.
Ребята, а у бурят было еще одно животное, которое они любили и почитали - это конь! Конь это –
богатство
бурят.
Коней
они
никогда
не
ругали.
Едва
научившись
ходить,
маленьких
детей
буряты
приучали скакать на коне и арканить, ловить веревкой лошадей или оленей, воспитывали будущее
поколение скотоводов
Давайте и мы с вами поиграем в игру.
Проводится подвижная бурятская игра «Заарканить»
Для игры выбираются двое детей – лошади, остальные арканщики. Аркан из веревки, по сигналу
воспитателя арканщики ловят лошадей.
Вот какие вы ребята молодцы!
Ребята, а как же русские люди оказались в Сибири?
Ответы детей.
А в каких домах они стали жить в юртах или в чумах?
Да ребята русские люди пришли в Сибирь триста лет назад. Они стали строить деревянные дома и жить в
них.
А я вам хочу прочитать стихотворение, про дружбу русских и бурят.
«Как гласит преданье, триста лет назад
Встретились в Сибири русский да бурят.
Русский земледелец возле Ангары
Ковырял лопатой кочки да бугры.
Пас бурят отару где-то в стороне.
И к нему подъехал русский на коне.
Сайбайнууу! – прокричал бурят!
Это означало: Здравствуй русский брат!
Русский улыбнулся и сказал «Привет!»
С незнакомым другом разделил обед.
С той поры частенько виделись они,-
Ближе у обоих не было родни!»
Первые поселения русских людей вы можете посмотреть, посетив музей нашего города
«Ангарская
деревня». Может, кто-то из вас был там? Показать фотографии «Ангарской деревни».
- Посмотрите, как строили дома - вдоль одной улицы. Можно ли было такой дом перенести на другое
место? А был ли он теплым? Надежным? Почему? Ответы детей.
Затем
педагог
говорит
детям
о
том,
что
нам
пора
возвращаться
домой.
А
у
юрты
мы
с
вами
сфотографируемся и возьмем этот ценный экспонат для нашего музея.
Дети вновь читают закличку:
«Компас компас помоги
и домой нас возврати!
У бурят мы побывали,
как живут они, узнали,
у эвенков тоже были
посмотрели, как народы жили
компас, компас помоги
нам дорогу покажи!»
(звучит короткая фонограмма волшебной музыки)
Воспитатель: Вот ребята и вернулись мы домой, в группу.
Теперь наш музей пополнился ценными экспонатами.
Выставляет два макета: Чум, юрту и обращает внимание детей на фотографию русской избы (из музея
Ангарская деревня)
Просит детей дать название этих жилищ человека.
Задает вопросы к детям:
Какой из этих домов самый надежный? Почему?
Какой из этих домов самый теплый? Почему?
Воспитатель делает обобщение для детей:
« Да ребята, со временем русские люди научили бурятов и других народностей Сибири быстро добывать
огонь, потому что русские люди научились добывать огонь с помощью огнива, а затем спичек, бурятам и
эвенкам это очень понравилось. Русские люди научились у бурятов и эвенков выделывать шкуры и шить
из них тулупы, как правильно охотится на животных и передвигаться по снегу на собаках. Русские люди
научили буряток плести шерсть на прялке, а бурятки научили русских готовить бурятскую пищу. А еще
русские научили северные народы мыться в деревянной бане.
Так и живем теперь вместе разные народы в Сибири и имеем общее название – СИБИРЯКИ!»
Предлагаю экспонаты чума и юрты поместить в наш музей и рассказать другим детям из других групп о
нашем музее!
А из экспедиции любой путешественник всегда привозит фотографии. Мы распечатаем фотографии и
создадим фотоальбом на память о нашем путешествии.