Напоминание

Помогите ребенку научиться решать задачи


Авторы: Бамбышева Елена Надвидовна, Елена Надвидовна Бамбышева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Кристаллик"
Населённый пункт: ЯНАО, г.Салехард
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Помогите ребенку научиться решать задачи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитатель МБДОУ Детский сад «Кристаллик»

Г.Салехард ЯНАО

Бамбышева Елена Надвидовна

Консультация для родителей.

«Помогите ребенку научиться решать задачи».

При решении задач у детей дошкольного возраста развивается логика,

внимание, сообразительность, речь; совершенствуются умения проводить

анализ и синтез, обобщать, конкретизировать. Все необходимые условия для

успешного обучения в школе.

На вопрос, что значит решить задачу, взрослые отвечают - найти

правильный

ответ,

сводя решение

задач к

элементарным

вычислениям.

Наша задача в том, что мы должны научить ребенка рассуждать и думать

решая задачу. Решение задач - это итог всей дошкольной математической

подготовки детей.

Как только ребенок освоит простейшие приемы сложения и вычитания,

понимать зависимость части и целого, можно приступать к обучению

составлять и решать простые математические задачи.

С чего начинать ребенка учить решать задачи?

Давайте вместе разберём универсальный алгоритм, как помочь ребёнку

научиться решать задачи по математике. Важно показать из чего состоит

задача, т.е. познакомить с ее

структурой. Для этого дается

словесный образец задачи, наглядно рассматривается «пирамидка»

части задачи: условие, вопрос, решение, ответ. Условие – часть

задачи, где указано все, что известно. Вопрос – то, что нужно

получить в ответе.

Необходимо

разъяснить

отличия

задачи

от

загадки,

пословицы, рассказа.

В задаче обязательно должно присутствовать не менее 2 чисел и обязательно

содержаться вопрос.

Следует отметить, что вопрос в задаче обязательно

начинается со слова «сколько?». Учить детей анализировать, рассуждать так:

Есть ли в задаче числа? Сколько чисел? Есть ли вопрос в задаче? Например:

2 кольца, 2 конца. Посередине гвоздик. Что это? Это задача или не задача?

Почему?

Затем идет закрепление структуры задачи. Дети учатся самостоятельно

составлять задачи, анализировать ее, осмысливать, выделяя каждый раз условие

и вопрос. Важно научить ребенка ставить вопрос задачи, понимать, какой

именно вопрос может быть логическим завершением условия данной задачи.

Составлять задачи можно по действиям детей, по игрушкам, по картинкам.

1. Знакомим с условием задачи. Будьте терпеливы: прочитайте ему

условие задачи несколько раз, чтобы понять каждое слово. Убедитесь, что это

произошло. Задайте уточняющие вопросы: важно, чтобы ребёнок понял, о чём

речь, что за действие описано и что нужно найти.

Как только он ответит, вы можете быть уверены, что условие и вопрос ему

понятны.

2. Визуализируем. Одного лишь условия может быть мало, чтобы как

следует понять и правильно решить задачу. А потому полезно представлять её

данные визуально. Чем ярче сложится образ, тем проще будет его осмыслить.

Это помогут сделать рисунки, схемы, модели. Если ребёнку

пока непонятны схемы и другие способы

визуализировать

условие

задачи,

попробуйте разыграть сценку. Например, с

игрушками.

Наглядность

позволит

ребёнку

не

только

быстро разобраться в условиях задачи, но и поможет увидеть связь между

ними.

3. Подбираем решение. Когда дети научились составлять задачи,

разбирать их по частям можно переходить к следующему этапу -

уметь правильно подобрать арифметическое действие к задаче

(сложение или вычитание).

Учить детей записывать решение

задачи при помощи цифр и знаков + - =. Учить понимать

смысл задачи,

почему именно нужно сложить или вычесть.

Уточнить смысловое понятие слов: прибежали – убежали, прилетели – улетели,

и

др. Пользоваться

математическими терминами сложение,

вычитание,

получится.

4. Формулируем ответ. Задача решена, осталось сформулировать ответ.

Чтобы сделать это, важно вернуться к её вопросу и проверить,

нужную ли величину нашли в решении. Ответ должен быть

полным

и

точным.

Полученный

ответ

нужно

проверить.

Рекомендуем составить обратную задачу и решить её.

Чтобы

закрепить

умение

решать

задачи

у

ребенка,

необходимо полученный результат зафиксировать. Важно, чтобы у ребёнка

сложился чёткий алгоритм рассуждений и действий.

Рекомендации по решению задач :

1. Задачи на сложение и вычитание рекомендуется решать одновременно - это

помогает лучше понять их различие, выбрать необходимое действие.

2. При решении задач необходимо выбирать числа в пределах 10.

3. Превращайте сложное в простое. Не позволяйте копиться пробелам, иначе

примеры и задачи превратятся из интересных в нерешаемые. Это отпугнёт.

Разбирайте всё, что кажется трудным.

4. Составляйте интересные задачи. Не про землекопов и яблоки, а, например,

покемонов или трансформеров. А ещё детям бывает интересно решать серии

взаимосвязанных задач.

5. Подключите увлечения. Если ребёнку нравятся роботы, техника и

компьютерные игры, расскажите ему, что он может научиться их делать в

будущем. Но для этого нужно хорошо знать математику и другие точные науки.

6. Задействуйте игры. Это могут быть математические настолки, видеоигры,

приложения для смартфонов.



В раздел образования