Авторы: Бамбышева Елена Надвидовна, Елена Надвидовна Бамбышева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Кристаллик"
Населённый пункт: ЯНАО, г.Салехард
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Помогите ребенку научиться решать задачи
Раздел: дошкольное образование
Воспитатель МБДОУ Детский сад «Кристаллик»
Г.Салехард ЯНАО
Бамбышева Елена Надвидовна
Консультация для родителей.
«Помогите ребенку научиться решать задачи».
При решении задач у детей дошкольного возраста развивается логика,
внимание, сообразительность, речь; совершенствуются умения проводить
анализ и синтез, обобщать, конкретизировать. Все необходимые условия для
успешного обучения в школе.
На вопрос, что значит решить задачу, взрослые отвечают - найти
правильный
ответ,
сводя решение
задач к
элементарным
вычислениям.
Наша задача в том, что мы должны научить ребенка рассуждать и думать
решая задачу. Решение задач - это итог всей дошкольной математической
подготовки детей.
Как только ребенок освоит простейшие приемы сложения и вычитания,
понимать зависимость части и целого, можно приступать к обучению
составлять и решать простые математические задачи.
С чего начинать ребенка учить решать задачи?
Давайте вместе разберём универсальный алгоритм, как помочь ребёнку
научиться решать задачи по математике. Важно показать из чего состоит
задача, т.е. познакомить с ее
структурой. Для этого дается
словесный образец задачи, наглядно рассматривается «пирамидка»
части задачи: условие, вопрос, решение, ответ. Условие – часть
задачи, где указано все, что известно. Вопрос – то, что нужно
получить в ответе.
Необходимо
разъяснить
отличия
задачи
от
загадки,
пословицы, рассказа.
В задаче обязательно должно присутствовать не менее 2 чисел и обязательно
содержаться вопрос.
Следует отметить, что вопрос в задаче обязательно
начинается со слова «сколько?». Учить детей анализировать, рассуждать так:
Есть ли в задаче числа? Сколько чисел? Есть ли вопрос в задаче? Например:
2 кольца, 2 конца. Посередине гвоздик. Что это? Это задача или не задача?
Почему?
Затем идет закрепление структуры задачи. Дети учатся самостоятельно
составлять задачи, анализировать ее, осмысливать, выделяя каждый раз условие
и вопрос. Важно научить ребенка ставить вопрос задачи, понимать, какой
именно вопрос может быть логическим завершением условия данной задачи.
Составлять задачи можно по действиям детей, по игрушкам, по картинкам.
1. Знакомим с условием задачи. Будьте терпеливы: прочитайте ему
условие задачи несколько раз, чтобы понять каждое слово. Убедитесь, что это
произошло. Задайте уточняющие вопросы: важно, чтобы ребёнок понял, о чём
речь, что за действие описано и что нужно найти.
Как только он ответит, вы можете быть уверены, что условие и вопрос ему
понятны.
2. Визуализируем. Одного лишь условия может быть мало, чтобы как
следует понять и правильно решить задачу. А потому полезно представлять её
данные визуально. Чем ярче сложится образ, тем проще будет его осмыслить.
Это помогут сделать рисунки, схемы, модели. Если ребёнку
пока непонятны схемы и другие способы
визуализировать
условие
задачи,
попробуйте разыграть сценку. Например, с
игрушками.
Наглядность
позволит
ребёнку
не
только
быстро разобраться в условиях задачи, но и поможет увидеть связь между
ними.
3. Подбираем решение. Когда дети научились составлять задачи,
разбирать их по частям можно переходить к следующему этапу -
уметь правильно подобрать арифметическое действие к задаче
(сложение или вычитание).
Учить детей записывать решение
задачи при помощи цифр и знаков + - =. Учить понимать
смысл задачи,
почему именно нужно сложить или вычесть.
Уточнить смысловое понятие слов: прибежали – убежали, прилетели – улетели,
и
др. Пользоваться
математическими терминами сложение,
вычитание,
получится.
4. Формулируем ответ. Задача решена, осталось сформулировать ответ.
Чтобы сделать это, важно вернуться к её вопросу и проверить,
нужную ли величину нашли в решении. Ответ должен быть
полным
и
точным.
Полученный
ответ
нужно
проверить.
Рекомендуем составить обратную задачу и решить её.
Чтобы
закрепить
умение
решать
задачи
у
ребенка,
необходимо полученный результат зафиксировать. Важно, чтобы у ребёнка
сложился чёткий алгоритм рассуждений и действий.
Рекомендации по решению задач :
1. Задачи на сложение и вычитание рекомендуется решать одновременно - это
помогает лучше понять их различие, выбрать необходимое действие.
2. При решении задач необходимо выбирать числа в пределах 10.
3. Превращайте сложное в простое. Не позволяйте копиться пробелам, иначе
примеры и задачи превратятся из интересных в нерешаемые. Это отпугнёт.
Разбирайте всё, что кажется трудным.
4. Составляйте интересные задачи. Не про землекопов и яблоки, а, например,
покемонов или трансформеров. А ещё детям бывает интересно решать серии
взаимосвязанных задач.
5. Подключите увлечения. Если ребёнку нравятся роботы, техника и
компьютерные игры, расскажите ему, что он может научиться их делать в
будущем. Но для этого нужно хорошо знать математику и другие точные науки.
6. Задействуйте игры. Это могут быть математические настолки, видеоигры,
приложения для смартфонов.