Напоминание

Животный мир Прибайкалья


Автор: Сагирова Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ №51"
Населённый пункт: город Братск Иркутская область
Наименование материала: проект
Тема: Животный мир Прибайкалья
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад общеразвивающего вида №51»

Проект

«Это что за рыжий зверь?»

Автор-составитель: Сагирова О.А., воспитатель

Участники проекта: Дети средней группы «Почемучки», родители, воспитатели.

Исполнители: Дети, родители, воспитатели.

Братск 2017г.

Тип проекта: исследовательский

По содержанию: ребёнок и окружающий мир

По

характеру

участия:

ребёнок-участник

от

зарождения

идеи

до

получения

результата

По характеру контактов: внутригрупповой, в контакте с семьёй

По количеству участников: групповой

По продолжительности: краткосрочный

Сроки реализации: 5 дней

Актуальность: Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом

образовании и воспитании детей. Современное образование удаляет большое внимание

изучению природы родного края (региональный компонент), что позволяет дошкольнику

взаимодействовать

с

природой,

не

нанося

ей

вреда.

У

него

формируются

знания

о

многообразии природы, он знакомится с животным и растительным миром, природы,

человека,

учится

устанавливать

взаимосвязи

организмов

друг

с

другом,

узнает

о

приспособленности животных к среде обитания.

Байкал

является

одним

из

чудес

света.

И

знакомство

с

животным

миром

Прибайкалья

даёт

возможность

формировать

у

детей

представления

об

обитателях,

особенностях

строения

и

приспособления

к

условиям

жизни,

расширять

кругозор

дошкольников.

Постановка проблемы:

На прогулке дети увидели

рыжую маленькую собачку, которая забежала на

территорию детского сада и бегала недалеко от участка. Дети сразу же обратили на нее

внимание, среди них возникло оживление. Кто-то из детей сказал:

- Смотрите, это же лиса!

- Да нет! Это собака!

- Лисы не бегают в садике!

- Да посмотри, у нее хвост пушистый!

- И правда, лиса!

С вопросом: «Может ли лиса бегать в детском саду?», они побежали ко мне. В

ходе образовавшейся спонтанной ситуации, мы решили выяснить, лиса это или нет. И

может ли лиса бегать в детском саду. Было решено, сфотографировать собачку, прийти в

группу

и

сравнить

картинки

лисы

в

энциклопедии

«Животные

Прибайкалья»

с

фотографией.

Мы сравнивали собаку и волка, зайца и кролика и т.д. Так, возник интерес детей и к

другим животным из энциклопедии. Было решено начать проект «Это что за рыжий

зверь?»

Метод трёх вопросов:

Что

мы

знаем

о

д и к и х

ж и в о т н ы х

Прибайкалья?

Ч т о

х о т и м

узнать?

Ч т о

б у д е м

делать?

Живут

в

л е с у

(Матвей)

Мед вед ь

л а п у

сосёт (Рома)

Лиса

пушистая

(Рита)

Зайчик

меняет

шубку (Андрей)

Зайчик и кролик

похожи (Вася)

М о ж е т

л и с а

бегать в детском саду?

(Василиса)

Ч т о

з в е р и

кушают? (Максим)

Как

звери

спят?

(Маша)

Чем

отличаются

домашние

животные

и

дикие? (Кира)

М о г у т

з в е р и

плавать? (Даша)

А

волк

может

укусить людей? (Захар)

А

звери

т ож е

болеют? (Эвелина)

С п р о с и т ь

у

родителей,

что

о н и

з н а ю т

о

ж и в о т н ы х

Прибайкалья.

Посмотреть

есть

л и

д о м а

к н и г и ,

энциклопедии,

фотографии

на

данную

тему.

П о с м о т р е т ь

фильмы о жизни диких

животных Прибайкалья.

С п р о с и т ь

у

воспитателей.

Игровая ситуация: В нашей группе существует музей Байкала. Утром при входе в

группу дети обнаруживают совершенно новую экспозицию, на горизонтальном панно с

изображением Байкала расставлены растения имитирующие тайгу и фигурки животных.

Воспитатель, замечая интерес детей к экспозиции, проводит небольшую беседу о

том, чем было решено заняться на прошлой неделе.

День начинается с просмотра

презентации о животных Прибайкалья.

Цель:

Создать

условия

для

формирования

у

дошкольников

целостного

представления о жизни животных Прибайкалья.

Задачи:

Для детей:

1)

Образовательные

-способствовать формированию элементарных представлений о животном мире

Прибайкалья: лисе, волке, медведе, зайце, белке, рыси.

-расширять

представления

детей

об

условиях

необходимых

для

жизни

животных;

-продолжать учить устанавливать простейшие взаимосвязи;

-систематизировать

представление

детей

о

том,

чем

отличаются

домашние

животные от диких.

2) Развивающие

-развитие эмоционально-чувственного отношения у детей к окружающему миру;

-развивать познавательный интерес, желание узнавать новое;

-развивать любознательность, наблюдательность, поисковую активность;

3) Воспитательные

-

воспитание

элементов

экологической

культуры,

заботливого

и

бережного

отношения к природе.

-воспитывать

потребность

в

речевом

общении,

доброжелательно

взаимодействовать со сверстниками.

Для воспитателей: повысить компетентность по вопросу разработки и реализации

проектов, совершенствование навыков работы по внедрению проектных технологий.

Для родителей: вовлечение родителей в реализацию проекта в группе, помочь

родителям сохранить и развивать любознательность детей.

Предполагаемый результат:

Для детей: у дошкольников сформируется целостное представление о жизни диких

животных Прибайкалья.

Для родителей: увлечение данной темой родителей, активизация их творческой

деятельности, совместное времяпровождение детей и родителей.

Для воспитателей: совершенствуются навыки внедрения проектной технологии,

обновится и пополнится РППС группы.

Оценка результатов проекта:

Для детей: в ходе работы над проектом «Это что за рыжий зверь?» получили ответы

на

все

свои

вопросы,

узнали

много

нового

о

животных

Прибайкалья,

совершили

незабываемое путешествие на берега Байкала.

Для

родителей:

с

помощью

родителей

в

группе

появилась

коллекция

книжек-

малышек о животных Прибайкалья, новые атрибуты для игры-путешествия.

У родителей повысился интерес к событиям происходящим в детском саду.

Для

воспитателей:

пополнили

воспитательно-образовательный

процесс

необходимым методическим материалом, литературой, пополнили видеотеку, изготовили

дидактические

игры,

а

также

в

музей

Байкала

группы

добавилась

новая

экспозиция

«Животные Прибайкалья»

Продукты детско-взрослой деятельности:

Выставка детско-родительских работ: Книжки-малышки «Моё любимое животное».

Выставка детских поделок«Медвежонок из шишки» (конструирование), «Веселые

зайчата» (лепка).

Выставка детских рисунков «Лиса – всему свету краса».

Презентация

проекта:

Игра-путешествие

«Путешествие

в

Байкальский

заповедник»

План реализации проекта по дням

№Способ реализации

Цель

Ответственные

Сроки

1

Постановка

проблемы, метод трёх

вопросов:

Что

мы

знаем

о

животных

Прибайкалья?

Что

хотим

узнать?

Как

нам найти ответы на

вопросы?

Создание РППС по

теме;

информирование

и

ознакомление

родителей

с

темой

и

планом

проекта,

п р и в л е ч е н и е

и х

к

совместной

работе

над

темой проекта.

Воспитател

и, дети, родители

1

этап

Подготови

тельный

2

Подбор

и г р ,

у п р а ж н е н и й

п о

ознакомлению

детей

с

ж и в о т н ы м и

Прибайкалья

Воспитател

и

3

Подбор

детской

художественной

литературы

Воспитател

и, родители

4

Подготовка

видео материала для

показа

мультимедийной

п р е з е н т а ц и и

о

животных

Воспитател

и

Прибайкалья,

ж и в у щ и х

в

естественных

условиях

Проект по дням

Понедельник

1 Игровая ситуация

Утренний сбор

Введение детей в тему

Игра-приветствие «Кто как

здоровается?».

Планы

на

д е н ь

( ч е м

б у д е м

заниматься, что помещено

в центры развития)

Воспитатели, дети

2

э т а п

Основной

Презентация

«Дикие

животные

Прибайкалья»

Продолжить

знакомство

детей с дикими животными

П р и б а й к а л ь я ,

и х

жилищами,

формировать

представление

о

понятии

«пищевые цепи»

Воспитатели. дети

2 Беседа «Кто живёт у

нас в тайге и дома?»

Уточнить

и

расширить

представления

детей

о

д и к и х

ж и в о т н ы х

Прибайкалья

и

домашних

ж и в о т н ы х .

Р а з в и в а т ь

память,

речь,

у м е н и е

о т в еч ат ь

н а

в о п р о с ы

п е д а го г а .

О б о г а щ а т ь

словарный запас: росомаха,

рысь,

кабарга,

куница,

лось.

Воспитатели, дети

3 И г р а

с

м я ч о м

«Назови

животное

ласково»

Развивать

словарь

детей,

продолжать

воспитывать

любовь

и

уважение

ко

всему живому

Воспитатели, дети

4 П о д в и ж н а я

и г р а

«Движения

животных»

Развиватьтворческое

воображение, память детей

и

актёрское

мастерство.

Воспитатели, дети

Воспитывать

интерес

к

игре.

5 Заучивание заклички

«Медведь могучий»

Учить детей рассказывать

заклички

выразительно,

развитие интонации в речи,

развитие памяти

Воспитатели, дети

Д / и

« Ч е м

отличаются?»

Учить

детей

сравнивать

д и к и х

и

д о м а ш н и х

животных

по

внешним

признакам

Воспитатели, дети

6 П о д в и ж н а я

и г р а

«Хитрая лиса»

Учить

детей

соблюдать

правила

игры

и

слушать

команды ведущего

Воспитатели, дети

7 В

ц е н т р е

к н и г и :

Оформление

выставки

книг

по

теме

Обучать умению отбирать

книги по соответствующей

т е м а т и к е ,

р а з в и в а т ь

мышление,

эстетическое

чувство

при

оформлении

выставки

8 Д/и «Все по домам»

Формировать

представления

детей

о

жилищах диких животных,

у м е т ь

п р а в и л ь н о

и х

называть

Воспитатели, дети

9 Р а б о т а

с

родителями:

Предложить

родителям

и

детям

придумать

загадки

о

животных

Прибайкалья

Р а з в и т и е

р е ч е в о е

т в о р ч е с т в о

д е т е й ,

вовлечение

родителей

в

реализацию проекта

Родители, дети

В е ч е р н и й

с б о р.

Рефлексия

Подведение итогов дня

-

Что

сегодня

для

тебя

было новым?

Воспитатели, дети

Вторник

1 Утренний сбор

Обсуждение

планов

на

день

Воспитатели, дети

Загадывание

загадок

о

ж и в о т н ы х

Прибайкалья,

придуманных

родителями и детьми

Р а з в и в а т ь

у м е н и е

дослушивать

загадку

до

конца,

учить

понимать

иносказательный

смысл

загадок

Воспитатели, дети

2 П о д в и ж н а я

и г р а

«Медведь и пчёлы»

Уп р а ж н я т ь

в

б е г е

с

увёртыванием,

развивать

с ко р о с т н ы е

к а ч е с т в а ,

способность

о р и е н т и р о в а т ь с я

в

пространстве

Воспитатели, дети

3 Пальчиковая

и г р а

«Зайчата»

Вызвать

у

детей

желание

в ы у ч и т ь

н о в у ю

п а л ь ч и к о в у ю

и г р у .

Развивать

память,

речь,

умение соотносить слова с

движениями

Воспитатели, дети

4 Т е а т р

н а

фланелеграфе «Маша

и медведь»

В ы з ы в а т ь

р а д о с т н о е

н а с т р о е н и е

у

д е т е й ,

воспитывать

интерес

к

театрализованной

деятельности

Воспитатели, дети

5 Д/и «Чьи детки?»

Способствовать

умению

называть

животных

и

их

детёнышей

Воспитатели, дети

6 В

ц е н т р е

И З О ,

р и с о в а н и е

п о

ш а б л о н а м

д и к и х

животных

Учить

раскрашивать

не

в ы х о д я

з а

к о н т у р ,

р а з в и в а т ь

м е л к у ю

моторику

рук,

умение

подбирать цвет. Закреплять

умение правильно держать

карандаш

Воспитатели, дети

7 Строительная

игра

«Зоопарк»

Р а з в и в а т ь

у м е н и я

сооружать

н е б о л ь ш и е

постройки

из

крупного

строительного материала

Воспитатели, дети

Восприятие ХЛ: С.К

Устинов «Рысь»

Учить

детей

внимательно

слушать,

отвеч ать

н а

вопросы по прочитанному

8 П/и

«У

медведя

во

бору»

Уп р а ж н я т ь

в

б е г е

с

увёртыванием

Воспитатели, дети

9 Р а б о т а

с

родителями:

Создание

книжек-

м а л ы ш е к

« М о ё

любимое животное»

Р а з в и т и е

т в о р ч е с к и х

с п о с о б н о с т е й

д е т е й ,

вовлечение

родителей

в

реализацию проекта

Родители, дети

Вечерний

сбор.Рефлексия

Подведение итогов за день

Ч т о

с е г о д н я

т е б е

понравилось больше всего?

Что не понравилось?

Воспитатели, дети

Среда

1 Утренний сбор

Обсуждение

планов

на

день

Воспитатели, дети

Беседа

«Как

звери

зиму зимуют?»

Развитие

л о г и ч е с ко г о

м ы ш л е н и я

и

р е ч и ,

ф о р м и р о в а т ь

у м е н и е

внимательно слушать

Воспитатели, дети

2 Д/и «Мишки и мяч»

З а к р е п л я т ь

у м е н и е

классифицировать

предметы

по

величине,

большие и маленькие

Воспитатели, дети

3

В о с п р и я т и е

Х Л :

Соколов-Микитов

«Медвежья

семья»,

«Лоси»

У ч и т ь

в н и м а т е л ь н о

слушать

и

отвечать

на

вопросы по прочитанному

Воспитатели, дети

4 Д/и «Кто что любит?»

Закрепить знания детей о

п и щ е в ы х

ц е п о ч к а х

животных Прибайкалья

Воспитатели, дети

5

Д/и «Чей хвост?»

Развитие

спо собно стей

а н а л и з и р о в а т ь

и

з а к р е п л я т ь ,

у м е н и я

называть

и

р а з л и ч ат ь

животных по характерным

признакам

Воспитатели, дети

6

Развлечение

«Сказка

зимнего леса»

В ы з ы в а т ь

р а д о с т н о е

н а с т р о е н и е

у

д е т е й ,

р а з в и в а т ь

у

д е т е й

творческое

воображение,

актёрское мастерство

Воспитатели, дети

7 Просмотр фильмов о

животных

Прибайкалья

Уточнить

и

расширить

представления

детей

о

д и к и х

ж и в о т н ы х

Прибайкалья

Родители, дети

8

Конструирование

«Медвежонок»

Учить

детей

видеть

в

с о с н о во й

и ли

е л о в о й

ш и ш к е

ф и г у р к и

р а з л и ч н ы х животных

(например,

м е д в е д я ) ,

дополнять

п р и р од н ы й

материал

необходимыми

деталями для

получения

задуманного образа. Учить

у к р а ш а т ь

п о д е л к у

дополнительнымидеталями

.

У ч и т ь

г а р м о н и ч н о

вводить

свою

поделку

в

общую композицию

на

полянку. Развивать мелкую

м о

т

о

р

и

к

у рук.

Воспитывать

художе ственный

в к у с ,

формировать

кул ьту ру

труда.

Воспитатели, дети

Вечерний

сбор.Рефлексия

Подведение итогов за день

«Я начну, а ты закончи –

сегодня я узнал, что…..»

Воспитатели, дети

Четверг

1 Утренний сбор

Обсуждение

планов

на

день

Воспитатели, дети

Беседа

о

животных,

какие

бывают,

где

живут?

Р а з в и т и е

р е ч е в о г о

аппарата,

формировать

понятие,

что

животные

м о г у т

б ы т ь

о п а с н ы .

Рассказать

о

правилах

безопасности.

Воспитатели, дети

2 П/и «Волк и зайцы»

Р а з в и в а т ь

с м е л о с т ь ,

л о в к о с т ь ,

у м е н и е

действовать по сигналу

Воспитатели, дети

3 В о с п р и я т и е

Х Л :

русская

н а р од н а я

сказка «Лиса и волк»

Приучать слушать хорошо

знакомые произведения без

наглядного сопровождения,

в о с п и т ы в а т ь

у м е н и е

слушать сказку

Воспитатели, дети

4 С / р о л е в а я

и г р а

«Ветеринарная

лечебница»

Вызывать у детей интерес

к профессии ветеринарного

врача, воспитывать чуткое,

внимательное отношение к

ж и в о т н ы м ,

д о б р о т у,

отзывчивость,

культуру

общения

Воспитатели, дети

5 Игра-драматизация

«Заюшкина избушка»

О т о б р а т ь

с

д е т ь м и

выразительные

средства

п е р е д а ч и

э м о ц и й

и

характеристик персонажей

Воспитатели, дети

6 Л е п к а

« В е с е л ы й

зайчата»

Учить детей лепить зайца,

и с п ол ь зуя

и г ру ш ку

в

к а ч е с т в е

н а т у р ы ;

передавать

форму

частей

и г р у ш к и :

о в а л ь н у ю

(туловище),

о к ру гл у ю

(голова),

цилиндрическую

( н о г и ) ;

п е р е д а в а т ь

пропорциональное

соотношение

частей

и

детали (уши, хвост, лапы);

учить

объединятьвылепленные

части в одно целое, плотно

с о е д и н я т ь

и х

п у т е м

примазывания одной части

к другой.

7 Р а б о т а

с

родителями:

Предложить

родителям

подготовить

атрибуты для

игры

« П у т е ш е с т в и е

в

Байкальский

заповедник» вместе с

детьми дома

Вовлечение

родителей

в

реализацию проекта

Родители, дети

Вечерний

сбор.Рефлексия

Обсуждение итогов за день

«Я буду передавать мячик,

а вы постарайтесь сказать:

Ч т о

с е г о д н я

в а м

з а п о м н и л о с ь

б о л ь ш е

всего»

Воспитатели, дети

Пятница

1 Утренний сбор

Обсуждение

планов

на

день.

Воспитатели, дети

Бе седа

« З н ач е н и е

ж и в о т н ы х

д л я

человека»

Р а з в и в а т ь

и н т е р е с

и

любовь к родной природе,

закреплять знания о диких

животных Прибайкалья.

Воспитатели, дети

2 П / и

« З в е р я т а

в

домиках»

Повышение

физических

с п о с о б н о с т е й

д е т е й ,

у м е н и я

в о в р е м я

Воспитатели, дети

реагировать на сигнал

3 Д / и

« Б у д ь

внимателен»

Закрепить знания детей о

животных

Прибайкалья,

развивать

мышление

и

внимание

Воспитатели, дети

4 Рисование

«Лиса

всему свету краса»

Учить детей делать тычок

жесткой полусухой кистью

по

контуру

и

в н у т р и

контура

Воспитатели, дети

5 Выст авка

к н и же к

м а л ы ш е к

« М о ё

любимое животное».

Ра зв ит ие

т в о р ч е с ко г о

интереса

детей,

чувства

гордости за свой труд

Воспитатели,

родители, дети

Третий

этап

Творчески

й

6 В о с п р и я т и е

Х Л :

В.Стародумов

«Лиса

и выдра»

Учить

детей

внимательно

слушать,

отвеч ать

н а

вопросы по прочитанному

Воспитатели, дети

Презентация

проекта

Игра-путешествие

« П у т е ш е с т в и е

в

Байкальский

заповедник»

Формировать элементарное

представление

детей

о

понятии

«заповедник».

С и с т е м ат и з и р о в ат ь

и

закрепить знания детей по

теме

«Дикие

животные

Прибайкалья».

Воспитывать

бережное

и

заботливое

отношение

к

ж и в о т н ы м . О т в е т

н а

вопрос:

«Это

что

за

рыжий зверь?»

Воспитатели, дети

3 Определение дальнейших действий

В ходе реализации проекта выяснилось, что многие

не знают кто такая нерпа.

Постановка новой проблемы

Совместно с детьми решено разобраться вопросе:

«Кто

такая

нерпа?

Почему

ее

на з ыва ют

ластоногой»

Воспитатели, дети

Литература:

1. «Байкал»-издательство «Планета», Москва 1971 г.

2. «Байкал. Баргузинский заповедник» МГК «Северные просторы», Москва 1993 г.

3.

«Байкал

в

вопросах

и

ответах»

Галазий

Г.И.

Восточно-Сибирское

книжное

издательство, 1987 г.

4.

Методический

альманах

«Сибирь-мой

край

родной»

Лаборатория

педагогических технологий МАУ «ЦРО» муниципального образования г. Братск, 2015г.

5. «Путешествие по Байкалу»

Педагогический институт. Кафедра психологии и

педагогики дошкольного образования, Иркутск 2011г.

6.

«Стихи

братских

поэтов

в

образовательной

деятельности

ДОУ»

Практико-

методическое пособие, Братск 2016г.

7. «Сибирячок. Байкал» Детский литературно-художественный журнал 5, 95.



В раздел образования