Автор: Сагирова Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ №51"
Населённый пункт: город Братск Иркутская область
Наименование материала: проект
Тема: Животный мир Прибайкалья
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад общеразвивающего вида №51»
Проект
«Это что за рыжий зверь?»
Автор-составитель: Сагирова О.А., воспитатель
Участники проекта: Дети средней группы «Почемучки», родители, воспитатели.
Исполнители: Дети, родители, воспитатели.
Братск 2017г.
Тип проекта: исследовательский
По содержанию: ребёнок и окружающий мир
По
характеру
участия:
ребёнок-участник
от
зарождения
идеи
до
получения
результата
По характеру контактов: внутригрупповой, в контакте с семьёй
По количеству участников: групповой
По продолжительности: краткосрочный
Сроки реализации: 5 дней
Актуальность: Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом
образовании и воспитании детей. Современное образование удаляет большое внимание
изучению природы родного края (региональный компонент), что позволяет дошкольнику
взаимодействовать
с
природой,
не
нанося
ей
вреда.
У
него
формируются
знания
о
многообразии природы, он знакомится с животным и растительным миром, природы,
человека,
учится
устанавливать
взаимосвязи
организмов
друг
с
другом,
узнает
о
приспособленности животных к среде обитания.
Байкал
является
одним
из
чудес
света.
И
знакомство
с
животным
миром
Прибайкалья
даёт
возможность
формировать
у
детей
представления
об
обитателях,
особенностях
строения
и
приспособления
к
условиям
жизни,
расширять
кругозор
дошкольников.
Постановка проблемы:
На прогулке дети увидели
рыжую маленькую собачку, которая забежала на
территорию детского сада и бегала недалеко от участка. Дети сразу же обратили на нее
внимание, среди них возникло оживление. Кто-то из детей сказал:
- Смотрите, это же лиса!
- Да нет! Это собака!
- Лисы не бегают в садике!
- Да посмотри, у нее хвост пушистый!
- И правда, лиса!
С вопросом: «Может ли лиса бегать в детском саду?», они побежали ко мне. В
ходе образовавшейся спонтанной ситуации, мы решили выяснить, лиса это или нет. И
может ли лиса бегать в детском саду. Было решено, сфотографировать собачку, прийти в
группу
и
сравнить
картинки
лисы
в
энциклопедии
«Животные
Прибайкалья»
с
фотографией.
Мы сравнивали собаку и волка, зайца и кролика и т.д. Так, возник интерес детей и к
другим животным из энциклопедии. Было решено начать проект «Это что за рыжий
зверь?»
Метод трёх вопросов:
Что
мы
знаем
о
д и к и х
ж и в о т н ы х
Прибайкалья?
Ч т о
х о т и м
узнать?
Ч т о
б у д е м
делать?
Живут
в
л е с у
(Матвей)
Мед вед ь
л а п у
сосёт (Рома)
Лиса
пушистая
(Рита)
Зайчик
меняет
шубку (Андрей)
Зайчик и кролик
похожи (Вася)
М о ж е т
л и с а
бегать в детском саду?
(Василиса)
Ч т о
з в е р и
кушают? (Максим)
Как
звери
спят?
(Маша)
Чем
отличаются
домашние
животные
и
дикие? (Кира)
М о г у т
з в е р и
плавать? (Даша)
А
волк
может
укусить людей? (Захар)
А
звери
т ож е
болеют? (Эвелина)
С п р о с и т ь
у
родителей,
что
о н и
з н а ю т
о
ж и в о т н ы х
Прибайкалья.
Посмотреть
есть
л и
д о м а
к н и г и ,
энциклопедии,
фотографии
на
данную
тему.
П о с м о т р е т ь
фильмы о жизни диких
животных Прибайкалья.
С п р о с и т ь
у
воспитателей.
Игровая ситуация: В нашей группе существует музей Байкала. Утром при входе в
группу дети обнаруживают совершенно новую экспозицию, на горизонтальном панно с
изображением Байкала расставлены растения имитирующие тайгу и фигурки животных.
Воспитатель, замечая интерес детей к экспозиции, проводит небольшую беседу о
том, чем было решено заняться на прошлой неделе.
День начинается с просмотра
презентации о животных Прибайкалья.
Цель:
Создать
условия
для
формирования
у
дошкольников
целостного
представления о жизни животных Прибайкалья.
Задачи:
Для детей:
1)
Образовательные
-способствовать формированию элементарных представлений о животном мире
Прибайкалья: лисе, волке, медведе, зайце, белке, рыси.
-расширять
представления
детей
об
условиях
необходимых
для
жизни
животных;
-продолжать учить устанавливать простейшие взаимосвязи;
-систематизировать
представление
детей
о
том,
чем
отличаются
домашние
животные от диких.
2) Развивающие
-развитие эмоционально-чувственного отношения у детей к окружающему миру;
-развивать познавательный интерес, желание узнавать новое;
-развивать любознательность, наблюдательность, поисковую активность;
3) Воспитательные
-
воспитание
элементов
экологической
культуры,
заботливого
и
бережного
отношения к природе.
-воспитывать
потребность
в
речевом
общении,
доброжелательно
взаимодействовать со сверстниками.
Для воспитателей: повысить компетентность по вопросу разработки и реализации
проектов, совершенствование навыков работы по внедрению проектных технологий.
Для родителей: вовлечение родителей в реализацию проекта в группе, помочь
родителям сохранить и развивать любознательность детей.
Предполагаемый результат:
Для детей: у дошкольников сформируется целостное представление о жизни диких
животных Прибайкалья.
Для родителей: увлечение данной темой родителей, активизация их творческой
деятельности, совместное времяпровождение детей и родителей.
Для воспитателей: совершенствуются навыки внедрения проектной технологии,
обновится и пополнится РППС группы.
Оценка результатов проекта:
Для детей: в ходе работы над проектом «Это что за рыжий зверь?» получили ответы
на
все
свои
вопросы,
узнали
много
нового
о
животных
Прибайкалья,
совершили
незабываемое путешествие на берега Байкала.
Для
родителей:
с
помощью
родителей
в
группе
появилась
коллекция
книжек-
малышек о животных Прибайкалья, новые атрибуты для игры-путешествия.
У родителей повысился интерес к событиям происходящим в детском саду.
Для
воспитателей:
пополнили
воспитательно-образовательный
процесс
необходимым методическим материалом, литературой, пополнили видеотеку, изготовили
дидактические
игры,
а
также
в
музей
Байкала
группы
добавилась
новая
экспозиция
«Животные Прибайкалья»
Продукты детско-взрослой деятельности:
Выставка детско-родительских работ: Книжки-малышки «Моё любимое животное».
Выставка детских поделок«Медвежонок из шишки» (конструирование), «Веселые
зайчата» (лепка).
Выставка детских рисунков «Лиса – всему свету краса».
Презентация
проекта:
Игра-путешествие
«Путешествие
в
Байкальский
заповедник»
План реализации проекта по дням
№Способ реализации
Цель
Ответственные
Сроки
1
Постановка
проблемы, метод трёх
вопросов:
Что
мы
знаем
о
животных
Прибайкалья?
Что
хотим
узнать?
Как
нам найти ответы на
вопросы?
Создание РППС по
теме;
информирование
и
ознакомление
родителей
с
темой
и
планом
проекта,
п р и в л е ч е н и е
и х
к
совместной
работе
над
темой проекта.
Воспитател
и, дети, родители
1
этап
Подготови
тельный
2
Подбор
и г р ,
у п р а ж н е н и й
п о
ознакомлению
детей
с
ж и в о т н ы м и
Прибайкалья
Воспитател
и
3
Подбор
детской
художественной
литературы
Воспитател
и, родители
4
Подготовка
видео материала для
показа
мультимедийной
п р е з е н т а ц и и
о
животных
Воспитател
и
Прибайкалья,
ж и в у щ и х
в
естественных
условиях
Проект по дням
Понедельник
1 Игровая ситуация
Утренний сбор
Введение детей в тему
Игра-приветствие «Кто как
здоровается?».
Планы
на
д е н ь
( ч е м
б у д е м
заниматься, что помещено
в центры развития)
Воспитатели, дети
2
э т а п
Основной
Презентация
«Дикие
животные
Прибайкалья»
Продолжить
знакомство
детей с дикими животными
П р и б а й к а л ь я ,
и х
жилищами,
формировать
представление
о
понятии
«пищевые цепи»
Воспитатели. дети
2 Беседа «Кто живёт у
нас в тайге и дома?»
Уточнить
и
расширить
представления
детей
о
д и к и х
ж и в о т н ы х
Прибайкалья
и
домашних
ж и в о т н ы х .
Р а з в и в а т ь
память,
речь,
у м е н и е
о т в еч ат ь
н а
в о п р о с ы
п е д а го г а .
О б о г а щ а т ь
словарный запас: росомаха,
рысь,
кабарга,
куница,
лось.
Воспитатели, дети
3 И г р а
с
м я ч о м
«Назови
животное
ласково»
Развивать
словарь
детей,
продолжать
воспитывать
любовь
и
уважение
ко
всему живому
Воспитатели, дети
4 П о д в и ж н а я
и г р а
«Движения
животных»
Развиватьтворческое
воображение, память детей
и
актёрское
мастерство.
Воспитатели, дети
Воспитывать
интерес
к
игре.
5 Заучивание заклички
«Медведь могучий»
Учить детей рассказывать
заклички
выразительно,
развитие интонации в речи,
развитие памяти
Воспитатели, дети
Д / и
« Ч е м
отличаются?»
Учить
детей
сравнивать
д и к и х
и
д о м а ш н и х
животных
по
внешним
признакам
Воспитатели, дети
6 П о д в и ж н а я
и г р а
«Хитрая лиса»
Учить
детей
соблюдать
правила
игры
и
слушать
команды ведущего
Воспитатели, дети
7 В
ц е н т р е
к н и г и :
Оформление
выставки
книг
по
теме
Обучать умению отбирать
книги по соответствующей
т е м а т и к е ,
р а з в и в а т ь
мышление,
эстетическое
чувство
при
оформлении
выставки
8 Д/и «Все по домам»
Формировать
представления
детей
о
жилищах диких животных,
у м е т ь
п р а в и л ь н о
и х
называть
Воспитатели, дети
9 Р а б о т а
с
родителями:
Предложить
родителям
и
детям
придумать
загадки
о
животных
Прибайкалья
Р а з в и т и е
р е ч е в о е
т в о р ч е с т в о
д е т е й ,
вовлечение
родителей
в
реализацию проекта
Родители, дети
В е ч е р н и й
с б о р.
Рефлексия
Подведение итогов дня
-
Что
сегодня
для
тебя
было новым?
Воспитатели, дети
Вторник
1 Утренний сбор
Обсуждение
планов
на
день
Воспитатели, дети
Загадывание
загадок
о
ж и в о т н ы х
Прибайкалья,
придуманных
родителями и детьми
Р а з в и в а т ь
у м е н и е
дослушивать
загадку
до
конца,
учить
понимать
иносказательный
смысл
загадок
Воспитатели, дети
2 П о д в и ж н а я
и г р а
«Медведь и пчёлы»
Уп р а ж н я т ь
в
б е г е
с
увёртыванием,
развивать
с ко р о с т н ы е
к а ч е с т в а ,
способность
о р и е н т и р о в а т ь с я
в
пространстве
Воспитатели, дети
3 Пальчиковая
и г р а
«Зайчата»
Вызвать
у
детей
желание
в ы у ч и т ь
н о в у ю
п а л ь ч и к о в у ю
и г р у .
Развивать
память,
речь,
умение соотносить слова с
движениями
Воспитатели, дети
4 Т е а т р
н а
фланелеграфе «Маша
и медведь»
В ы з ы в а т ь
р а д о с т н о е
н а с т р о е н и е
у
д е т е й ,
воспитывать
интерес
к
театрализованной
деятельности
Воспитатели, дети
5 Д/и «Чьи детки?»
Способствовать
умению
называть
животных
и
их
детёнышей
Воспитатели, дети
6 В
ц е н т р е
И З О ,
р и с о в а н и е
п о
ш а б л о н а м
д и к и х
животных
Учить
раскрашивать
не
в ы х о д я
з а
к о н т у р ,
р а з в и в а т ь
м е л к у ю
моторику
рук,
умение
подбирать цвет. Закреплять
умение правильно держать
карандаш
Воспитатели, дети
7 Строительная
игра
«Зоопарк»
Р а з в и в а т ь
у м е н и я
сооружать
н е б о л ь ш и е
постройки
из
крупного
строительного материала
Воспитатели, дети
Восприятие ХЛ: С.К
Устинов «Рысь»
Учить
детей
внимательно
слушать,
отвеч ать
н а
вопросы по прочитанному
8 П/и
«У
медведя
во
бору»
Уп р а ж н я т ь
в
б е г е
с
увёртыванием
Воспитатели, дети
9 Р а б о т а
с
родителями:
Создание
книжек-
м а л ы ш е к
« М о ё
любимое животное»
Р а з в и т и е
т в о р ч е с к и х
с п о с о б н о с т е й
д е т е й ,
вовлечение
родителей
в
реализацию проекта
Родители, дети
Вечерний
сбор.Рефлексия
Подведение итогов за день
Ч т о
с е г о д н я
т е б е
понравилось больше всего?
Что не понравилось?
Воспитатели, дети
Среда
1 Утренний сбор
Обсуждение
планов
на
день
Воспитатели, дети
Беседа
«Как
звери
зиму зимуют?»
Развитие
л о г и ч е с ко г о
м ы ш л е н и я
и
р е ч и ,
ф о р м и р о в а т ь
у м е н и е
внимательно слушать
Воспитатели, дети
2 Д/и «Мишки и мяч»
З а к р е п л я т ь
у м е н и е
классифицировать
предметы
по
величине,
большие и маленькие
Воспитатели, дети
3
В о с п р и я т и е
Х Л :
Соколов-Микитов
«Медвежья
семья»,
«Лоси»
У ч и т ь
в н и м а т е л ь н о
слушать
и
отвечать
на
вопросы по прочитанному
Воспитатели, дети
4 Д/и «Кто что любит?»
Закрепить знания детей о
п и щ е в ы х
ц е п о ч к а х
животных Прибайкалья
Воспитатели, дети
5
Д/и «Чей хвост?»
Развитие
спо собно стей
а н а л и з и р о в а т ь
и
з а к р е п л я т ь ,
у м е н и я
называть
и
р а з л и ч ат ь
животных по характерным
признакам
Воспитатели, дети
6
Развлечение
«Сказка
зимнего леса»
В ы з ы в а т ь
р а д о с т н о е
н а с т р о е н и е
у
д е т е й ,
р а з в и в а т ь
у
д е т е й
творческое
воображение,
актёрское мастерство
Воспитатели, дети
7 Просмотр фильмов о
животных
Прибайкалья
Уточнить
и
расширить
представления
детей
о
д и к и х
ж и в о т н ы х
Прибайкалья
Родители, дети
8
Конструирование
«Медвежонок»
Учить
детей
видеть
в
с о с н о во й
и ли
е л о в о й
ш и ш к е
ф и г у р к и
р а з л и ч н ы х животных
(например,
м е д в е д я ) ,
дополнять
п р и р од н ы й
материал
необходимыми
деталями для
получения
задуманного образа. Учить
у к р а ш а т ь
п о д е л к у
дополнительнымидеталями
.
У ч и т ь
г а р м о н и ч н о
вводить
свою
поделку
в
общую композицию
на
полянку. Развивать мелкую
м о
т
о
р
и
к
у рук.
Воспитывать
художе ственный
в к у с ,
формировать
кул ьту ру
труда.
Воспитатели, дети
Вечерний
сбор.Рефлексия
Подведение итогов за день
«Я начну, а ты закончи –
сегодня я узнал, что…..»
Воспитатели, дети
Четверг
1 Утренний сбор
Обсуждение
планов
на
день
Воспитатели, дети
Беседа
о
животных,
какие
бывают,
где
живут?
Р а з в и т и е
р е ч е в о г о
аппарата,
формировать
понятие,
что
животные
м о г у т
б ы т ь
о п а с н ы .
Рассказать
о
правилах
безопасности.
Воспитатели, дети
2 П/и «Волк и зайцы»
Р а з в и в а т ь
с м е л о с т ь ,
л о в к о с т ь ,
у м е н и е
действовать по сигналу
Воспитатели, дети
3 В о с п р и я т и е
Х Л :
русская
н а р од н а я
сказка «Лиса и волк»
Приучать слушать хорошо
знакомые произведения без
наглядного сопровождения,
в о с п и т ы в а т ь
у м е н и е
слушать сказку
Воспитатели, дети
4 С / р о л е в а я
и г р а
«Ветеринарная
лечебница»
Вызывать у детей интерес
к профессии ветеринарного
врача, воспитывать чуткое,
внимательное отношение к
ж и в о т н ы м ,
д о б р о т у,
отзывчивость,
культуру
общения
Воспитатели, дети
5 Игра-драматизация
«Заюшкина избушка»
О т о б р а т ь
с
д е т ь м и
выразительные
средства
п е р е д а ч и
э м о ц и й
и
характеристик персонажей
Воспитатели, дети
6 Л е п к а
« В е с е л ы й
зайчата»
Учить детей лепить зайца,
и с п ол ь зуя
и г ру ш ку
в
к а ч е с т в е
н а т у р ы ;
передавать
форму
частей
и г р у ш к и :
о в а л ь н у ю
(туловище),
о к ру гл у ю
(голова),
цилиндрическую
( н о г и ) ;
п е р е д а в а т ь
пропорциональное
соотношение
частей
и
детали (уши, хвост, лапы);
учить
объединятьвылепленные
части в одно целое, плотно
с о е д и н я т ь
и х
п у т е м
примазывания одной части
к другой.
7 Р а б о т а
с
родителями:
Предложить
родителям
подготовить
атрибуты для
игры
« П у т е ш е с т в и е
в
Байкальский
заповедник» вместе с
детьми дома
Вовлечение
родителей
в
реализацию проекта
Родители, дети
Вечерний
сбор.Рефлексия
Обсуждение итогов за день
«Я буду передавать мячик,
а вы постарайтесь сказать:
Ч т о
с е г о д н я
в а м
з а п о м н и л о с ь
б о л ь ш е
всего»
Воспитатели, дети
Пятница
1 Утренний сбор
Обсуждение
планов
на
день.
Воспитатели, дети
Бе седа
« З н ач е н и е
ж и в о т н ы х
д л я
человека»
Р а з в и в а т ь
и н т е р е с
и
любовь к родной природе,
закреплять знания о диких
животных Прибайкалья.
Воспитатели, дети
2 П / и
« З в е р я т а
в
домиках»
Повышение
физических
с п о с о б н о с т е й
д е т е й ,
у м е н и я
в о в р е м я
Воспитатели, дети
реагировать на сигнал
3 Д / и
« Б у д ь
внимателен»
Закрепить знания детей о
животных
Прибайкалья,
развивать
мышление
и
внимание
Воспитатели, дети
4 Рисование
«Лиса
–
всему свету краса»
Учить детей делать тычок
жесткой полусухой кистью
по
контуру
и
в н у т р и
контура
Воспитатели, дети
5 Выст авка
к н и же к
м а л ы ш е к
« М о ё
любимое животное».
Ра зв ит ие
т в о р ч е с ко г о
интереса
детей,
чувства
гордости за свой труд
Воспитатели,
родители, дети
Третий
этап
Творчески
й
6 В о с п р и я т и е
Х Л :
В.Стародумов
«Лиса
и выдра»
Учить
детей
внимательно
слушать,
отвеч ать
н а
вопросы по прочитанному
Воспитатели, дети
Презентация
проекта
Игра-путешествие
« П у т е ш е с т в и е
в
Байкальский
заповедник»
Формировать элементарное
представление
детей
о
понятии
«заповедник».
С и с т е м ат и з и р о в ат ь
и
закрепить знания детей по
теме
«Дикие
животные
Прибайкалья».
Воспитывать
бережное
и
заботливое
отношение
к
ж и в о т н ы м . О т в е т
н а
вопрос:
«Это
что
за
рыжий зверь?»
Воспитатели, дети
3 Определение дальнейших действий
В ходе реализации проекта выяснилось, что многие
не знают кто такая нерпа.
Постановка новой проблемы
Совместно с детьми решено разобраться вопросе:
«Кто
такая
нерпа?
Почему
ее
на з ыва ют
ластоногой»
Воспитатели, дети
Литература:
1. «Байкал»-издательство «Планета», Москва 1971 г.
2. «Байкал. Баргузинский заповедник» МГК «Северные просторы», Москва 1993 г.
3.
«Байкал
в
вопросах
и
ответах»
Галазий
Г.И.
Восточно-Сибирское
книжное
издательство, 1987 г.
4.
Методический
альманах
«Сибирь-мой
край
родной»
Лаборатория
педагогических технологий МАУ «ЦРО» муниципального образования г. Братск, 2015г.
5. «Путешествие по Байкалу»
Педагогический институт. Кафедра психологии и
педагогики дошкольного образования, Иркутск 2011г.
6.
«Стихи
братских
поэтов
в
образовательной
деятельности
ДОУ»
Практико-
методическое пособие, Братск 2016г.
7. «Сибирячок. Байкал» Детский литературно-художественный журнал 5, 95.