Напоминание

"Использование педагогических технологий на уроках физической культуры."


Автор: Мавлетову Расулу Рустамовичу
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГБПОУ УХПК
Населённый пункт: Уфа г.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование педагогических технологий на уроках физической культуры."
Раздел: среднее профессиональное





Назад




"Использование педагогических технологий на уроках физической культуры."

К современным педагогическим технологиям относятся множество технологий такие как:

•коллективные способы обучения;

• технологии личностно - ориентированного образования;

• игровые технологии;

• активные методы обучения;

• проблемное обучение;

• информационно-компьютерные технологии;

• технология опережающего обучения с использованием опорных схем;

• технология развивающего обучения;

• метод проектов.

Содержимое разработки

Использование педагогических технологий на уроках физической культуры.

К современным педагогическим технологиям относятся множество технологий такие как:

•коллективные способы обучения;

• технологии личностно - ориентированного образования;

• игровые технологии;

• активные методы обучения;

• проблемное обучение;

• информационно-компьютерные технологии;

• технология опережающего обучения с использованием опорных схем;

• технология развивающего обучения;

• метод проектов.

Мы остановимся только на пяти наиболее используемых нами на нашем предмете

технологиях:

1.Коллективный способ обучения,

Реализуем его в парах, тройках, четверках; группах на всех уроках физической культуры, на

каждом разделе программного материала. Обучающиеся лучше включаются в работу группы,

чем самостоятельно, этот способ даёт возможность детям со слабыми физическими данными

поработать с наиболее подготовленными детьми, получить высокую отметку. Повышается

мотивация к учению и посещению уроков физической культуры.

2. Игровые технологии.

Общеизвестно, что основным видом деятельности младшего школьника является игра.

Соответственно, для успешного развития физических качеств, формирования навыков и

умений в выполнении физических упражнений, активизации и совершенствовании основных

психических процессов, лежащих в основе двигательной активности младших школьников

необходимо как можно шире применять подвижные игры. Как показала практика, применение

игровых технологий с учетом возрастных особенностей не теряет актуальности в средней и

старшей школе. Каждому возрасту соответствует свой набор игр, хотя бывают и исключения.

Результатом широкого применения игровых технологий на уроках физкультуры стало

изменение отношения к предмету. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми

регулярно использовались подвижные игры, посещают уроки физкультуры регулярно и с

удовольствием. Показателем успешности применения игр на уроках стали высокие

результаты в районных соревнованиях. На протяжении последних лет команды школы

занимают призовые места. Особенного успеха мы добились в спортивных играх. Как показал

опрос, это вид спортивной деятельности пользуется наибольшей популярностью.

3.Метод проектов

В большей степени реализуется на уроках физической культуры с обучающимися состоящими

в специальной медицинской группы, часто пропускающим уроки детям, часто болеющим

детям. Либо детям со слабой физической подготовленностью, которые не могут сделать

контрольные нормативы на положительные отметки. Даётся тема реферата, доклада,

электронной презентации и за определённое время обучающийся должен принести

выполненное дома задание.

ИКТ.

Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который

выделяется минимальное количество часов, поэтому использование современных

информационных технологий позволит эффективно решить эту проблему. Электронная

презентация содержит обширный теоретический материал для изучения физической

культуры. Но не менее важен и тот стимул, который несёт в себе процесс подготовки

электронной презентации к углубленному изучению предмета. Именно поэтому в учебных

презентациях мы свели текстовую информацию к минимуму, заменив её схемами,

диаграммами, рисунками, фотографиями, анимациями, фрагментами фильмов, касающихся

физической культуры и спорта. Темы уроков выстраиваются в соответствии с основными

разделами программы по основам знаний предмета физическая культура. Информационная

технология обучения является новой методической системой, позволяющей рассматривать

учащегося не как объект, а как субъект обучения, а компьютер - как средство обучения.

5. Технология активного обучения.

Среди активных форм выделяются: Проблемные диспуты и беседы. Сколько детей, столько и

вопросов возникает на уроке. На все «Зачем?» и «Почему?» сразу не ответишь, поэтому я

предлагаю всем обдумать этот вопрос, а на следующем уроке мы его обязательно

обсуждаем, каждый из детей может высказать свое мнение. Освобожденные от физической

нагрузки учащиеся являются главными докладчиками по этим вопросам. Сообщения по

теории физической культуры также готовят учащиеся, временно освобожденные от урока, это

частично решает проблему сидящих на скамейке.Урок-собеседование. Это также

теоретический урок, на котором происходит защита сообщений или индивидуальных

домашних заданий по определенным вопросам. Урок-консультация. Это в основном урок, на

котором учитель отвечает на вопросы учащихся по самоподготовке, по выполнению каких-

либо упражнений или комплексов вместе с учеником подбираются подводящие упражнения и

упражнения общей и специальной физической направленности. Урок-соревнование.

Соревнования необходимо включать на всех этапах урока и на разных стадиях обучения.

Соревновательные моменты на уроке способствуют развитию физических качеств, развитию

познавательного интереса, повышает степень эмоционального воздействия, стимулирует

активность на уроке. Применения данных педагогических технологий даёт нам возможность

подготавливать физически-развитых детей, выставлять команды на различные соревнования,

конкурсы, Олимпиады, выигрывать, приносить призовые места. Исходя из этого мы можем

сделать вывод о том, что выбранные нами для работы педагогические технологии работают и

приносят положительные результаты. разделы: Спорт в школе и здоровье детей На

сегодняшний день характерной чертой современной концепции физического воспитания

является смещение акцента в сторону повышения образовательной направленности, как

определяющего условия успешного формирования физической культуры личности

школьника. Моя педагогическая деятельность направлена на комплексный подход

преподавания физической культуры, так как считаю её важнейшим и эффективным средством

не только физического, но и интеллектуального, нравственного, эстетического развития.

Решая задачи физического воспитания, я ориентирую свою деятельность на такие важные

компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное

совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим

занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств,

формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Учу школьников

способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания

высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья,

самостоятельных занятий. Конечно, одни только традиционные технологии уже не могут, в

полной мере, помочь мне максимально реализовать поставленные цели и задачи. И я

обратилась к современным образовательным технологиям. Использование широкого спектра

современных педагогических технологий дает мне возможность продуктивно использовать как

учебное, так и внеурочное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и

индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического

развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств.

Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими,

так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития

двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по

физической культуре. А учащемуся с высоким уровнем неинтересно на уроке, рассчитанном

на среднего ученика. Помимо этого обучающиеся физической культуре делятся на основную,

подготовительную и специальную группы. Поэтому и необходимо дифференцирование и

задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений.

Исходя из всего перечисленного, я остановилась на технологии дифференцированного

физкультурного образования.

Технология дифференцированного физкультурного образования

Под дифференцированным физкультурным образованием понимается целенаправленное

физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных

способностей. ТДФО – это способ реализации содержания дифференцированного

физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных

форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования. Содержание ТДФО –

это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным

действиям, развития физических качеств, формирования знаний, методических умений,

технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение

физического совершенства. Я хочу рассказать, как использую данную технологию на своих

уроках.

Обучение двигательным действиям

Обучение провожу целостным методом с последующей дифференциацией (выделяю детали

техники и разделяю их по сложности) и затем интеграцией этих частей разными способами в

зависимости от уровня технической подготовленности обучающихся, с целью более

качественного выполнения упражнения. Обучение двигательным действиям предусматривает

возможность выбора операций для решения тех или иных двигательных задач. В этом случае

каждый обучаемый может освоить двигательное действие в предпочтительном для себя

составе операций, что станет основой для формирования его индивидуального, самого

эффективного, стиля деятельности. Так, например, при закреплении учебного материала, я

условно делю детей в классе на группы, в зависимости от подготовленности. Одной группе

даю подготовительные или подводящие упражнения в облегчённых условиях, другой –

усложнённые подводящие упражнения, третей – действие в целом, но в облегчённом

варианте и т.д. Обучающиеся сильных групп, внутри класса, осваивают учебный материал в

среднем на два урока быстрее средних и слабых учеников, поэтому обучение двигательному

действию заканчивается для них выполнением изучаемого упражнения в соревновательных

условиях, а учащиеся слабых и средних групп продолжают выполнять упражнение по частям

или многократно повторяют его в стандартных условиях. Бывает и так, что для школьников,

подготовленных наиболее слабо, этапа совершенствования вообще не бывает, так как они не

достаточно хорошо освоили учебный материал. Например, ученики не могут освоить

передачу мяча в волейболе, и поэтому они не могут полноценно проявить себя в учебной

игре, и в то время, когда весь класс играет, эти ребята отрабатывают это упражнения в парах.

На занятиях по гимнастике я разрешаю хорошо подготовленным детям добавлять в

комбинации свои элементы, в опорном прыжке изменять высоту снаряда, тогда как менее

подготовленные работают в стандартных условиях. Обязательно провожу индивидуальную

работу с обучающимися, у которых не получается выполнение того или иного двигательного

действия. Эти дети получают индивидуальные задания, как на уроке, так и для домашнего

выполнения.

Развитие физических качеств

Дифференцированное развитие физических качеств, в группах разной подготовленности

осуществляю с использованием как одинаковых, так и разных средств и методов, но величина

нагрузки всегда планируется разная. В результате чего уровень физической

подготовленности обучающихся существенно улучшается по сравнению с исходным уровнем.

В более слабых группах дети раньше заканчивают выполнение заданий, у них остаётся

больше времени на отдых и восстановление. Для обучающихся, имеющих недостаточный

уровень физической подготовленности, использую каrиндивидуальными заданиями (с

указанием упражнений, последовательности их выполнения, дозировки). Так, на уроках по

лыжной подготовке, на этапе усвоения и закрепления навыков передвижения по лыжне,

некоторые обучающиеся, имеющие недостаточный уровень физической подготовленности,

проходят 2 км, тогда как обучающиеся с высоким уровнем физической подготовленности

(почти 70% класса) – 5 км.

В заключительной части урока класс объединяется, все ученики выполняют одинаковые

упражнения, играют.



В раздел образования