Напоминание

«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».


Автор: Светлана Игоревна Севрюкова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №20
Населённый пункт: г.Павлово Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного

возраста.

Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной

из важнейших задач образовательного процесса начиная с дошкольного

возраста. Об этом свидетельствует Распоряжение Правительства РФ от 25

сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения

финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 — 2023

гг.» Тем не менее у большинства родителей дошкольников это вызывает

определенные сомнения «Зачем детям так рано что-то рассказывать про

деньги?». Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко писал,

что «Деньги

великий

воспитатель,

так

как

они

позволяют

воспитывать у детей честность, доброту, великодушие к близким

людям, желание поделиться, способность к самоограничению и привычку

тратить их разумно».

Наши дети растут. И не успеем мы оглянуться, как они станут взрослыми. А

вот станут ли они самостоятельными и благополучными в финансовом

плане? Это вопрос. Если они будут владеть знаниями о деньгах, то скорее

всего «ДА».

В настоящее время, вряд ли найдется ребенок дошкольного возраста,

который не держал в руках монетку. Бесспорно, многие дети знают, что такое

деньги. Но проблема в том, что они растут без навыков обращения с ними. А

ведь кто-то должен преподать им науку правильного отношения к деньгам. К

сожалению, наука денег, это та наука, которой взрослые в отношении с

ребенком очень часто пренебрегают. То ли родители не чувствуют себя

уверенно в разговоре о деньгах. Не знают, как и с чего начать говорить о них

в силу возрастных особенностей ребенка. То ли не считают, что это важно.

Но именно на родителях лежит ответственность — научить ребенка быть

финансово грамотным. Почему? Да потому что только в семье можно

получить столь бесценный опыт.

Попробуем

разобраться,

что

означает

для

ребенка

быть

финансово

грамотным?

Финансовая грамотность помогает понять, что мгновенное удовлетворение

от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от достижения

крупной цели.

Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит:

рассказывать, откуда берутся деньги, как попадают к нам в карманы,

что они не приходят ниоткуда и не даются просто так;

разъяснять, что деньги необходимы для того, чтобы что-то купить и не

только;

учить его понимать ценность денег, что к деньгам нужно относиться

уважительно и бережно;

учить экономить деньги;

принимать решение — потратить деньги сейчас или сохранить их «на

мечту»;

распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды;

учить контролировать свои желания, объяснять, что желания должны

соизмеряться

с

возможностями,

а

потребности

отличаются

от

просто «хочу»; и т.п.

Это только самая необходимая часть этой науки, которую необходимо

преподать своим детям, для того, чтобы они росли в уверенности о своем

финансовом состоянии.

Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?

На это есть несколько причин:

чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами;

чтобы

мог

позволить

себе

жить самостоятельно,

когда

станет

взрослым;

и просто был финансово благополучным.

Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?

Как бы абсурдно это не звучало, но именно дошкольный возраст является

самым

продуктивным

в

плане

заложения

таких

индивидуально-

психологических

особенностей

личности,

как

ответственность,

бережливость, сила воли, которые так необходимы для становления

финансово грамотного человека. Уже с младшего дошкольного возраста

стоит начинать учить ребенка знаниям о деньгах. Именно в этом возрасте он

знакомится с деньгами. А уже в пятилетнем возрасте у детей появляются

финансовые привычки, поэтому задача родителей — учить его обращению с

деньгами.

В дошкольном возрасте можно познакомить ребенка с самой концепцией

денег — то есть, дать ребенку понимание «Что такое деньги?», «Где их

взять?» и «Зачем нужны деньги?». Можно побеседовать с ними о значении

различных монет и бумажных денег. Рассказать им о том, что деньги

используются

для

того,

чтобы

покупать

вещи.

А

расходы

могут

быть «умными» и «неумными», «полезными» и «бесполезными».

Самым

простым и доступным способом преподавания концепции денег для детей

дошкольного возраста является игра в «Магазин». Но не только в игре, а и в

реальной жизни дети также могут участвовать в принятии финансовых

решений, например, помочь с походом в продуктовый магазин. В этом

возрасте можно познакомить ребенка с понятием «копилка».

Как стоит разговаривать с ребенком о деньгах?

Обучение ребенка финансовой грамотности, это гораздо больше, чем один

разговор. Здесь стоит прибегнуть к реальным жизненным ситуациям и

примерам, которые помогут понять все на практике. Они будут учиться не

только со слов, но и через свои действия. Вот несколько идей и

возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах:

Когда он получает подарок деньгами.

Например, от бабушек или дедушек, что происходит довольно часто.

Родители могут помочь ребенку принять решение — потратить деньги

сейчас, например, на сладости и «хотелки», или сохранить, отложить их для

последующих покупок, например, велосипед, о котором он так мечтает.

Когда взрослые пользуются банкоматом.

Некоторые дети думают, что банкомат — это волшебный ящик, который

выдает деньги. Родителям нужно поговорить с детьми о том, что такое

банкомат и как он работает.

В магазине.

Поход по магазинам — это идеальная возможность объяснить ему, что

различные вещи стоят различные суммы. Можно даже попросить ребенка

помочь сравнить цены и найти вариант подешевле.

Оплата счетов и квитанций.

Это вероятно, не то, что обычно родители делают вместе с ребенком. Тем не

менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых расходах в

каждый месяц. Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о

различных способах экономии денег. Например, можно рассказать о том, что

нужно выключать свет, когда в нем нет необходимости. Или открывать кран

тоненькой струйкой, так как это приводит к экономии денег, которые можно

потратить во время семейного отпуска.

Подводя итог, можно сказать следующее: начинать учить детей финансовой

грамотности стоит как можно раньше, в каком бы возрасте они не были. Чем

раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в

своей голове и использовать их в своей будущей жизни. Авербах Бертольд

писал: «Нажить много денег — храбрость, сохранить их — мудрость, а

умело расходовать — искусство». Так давайте поможем детям овладеть

искусством управления деньгами.

Финансового благополучия вам и вашим детям!



В раздел образования