Автор: Светлана Игоревна Севрюкова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №20
Населённый пункт: г.Павлово Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование
Статья
«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного
возраста.
Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной
из важнейших задач образовательного процесса начиная с дошкольного
возраста. Об этом свидетельствует Распоряжение Правительства РФ от 25
сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения
финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 — 2023
гг.» Тем не менее у большинства родителей дошкольников это вызывает
определенные сомнения «Зачем детям так рано что-то рассказывать про
деньги?». Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко писал,
что «Деньги
–
великий
воспитатель,
так
как
они
позволяют
воспитывать у детей честность, доброту, великодушие к близким
людям, желание поделиться, способность к самоограничению и привычку
тратить их разумно».
Наши дети растут. И не успеем мы оглянуться, как они станут взрослыми. А
вот станут ли они самостоятельными и благополучными в финансовом
плане? Это вопрос. Если они будут владеть знаниями о деньгах, то скорее
всего «ДА».
В настоящее время, вряд ли найдется ребенок дошкольного возраста,
который не держал в руках монетку. Бесспорно, многие дети знают, что такое
деньги. Но проблема в том, что они растут без навыков обращения с ними. А
ведь кто-то должен преподать им науку правильного отношения к деньгам. К
сожалению, наука денег, это та наука, которой взрослые в отношении с
ребенком очень часто пренебрегают. То ли родители не чувствуют себя
уверенно в разговоре о деньгах. Не знают, как и с чего начать говорить о них
в силу возрастных особенностей ребенка. То ли не считают, что это важно.
Но именно на родителях лежит ответственность — научить ребенка быть
финансово грамотным. Почему? Да потому что только в семье можно
получить столь бесценный опыт.
Попробуем
разобраться,
что
означает
для
ребенка
быть
финансово
грамотным?
Финансовая грамотность помогает понять, что мгновенное удовлетворение
от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от достижения
крупной цели.
Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит:
рассказывать, откуда берутся деньги, как попадают к нам в карманы,
что они не приходят ниоткуда и не даются просто так;
разъяснять, что деньги необходимы для того, чтобы что-то купить и не
только;
учить его понимать ценность денег, что к деньгам нужно относиться
уважительно и бережно;
учить экономить деньги;
принимать решение — потратить деньги сейчас или сохранить их «на
мечту»;
распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды;
учить контролировать свои желания, объяснять, что желания должны
соизмеряться
с
возможностями,
а
потребности
отличаются
от
просто «хочу»; и т.п.
Это только самая необходимая часть этой науки, которую необходимо
преподать своим детям, для того, чтобы они росли в уверенности о своем
финансовом состоянии.
Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?
На это есть несколько причин:
чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами;
чтобы
мог
позволить
себе
жить самостоятельно,
когда
станет
взрослым;
и просто был финансово благополучным.
Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?
Как бы абсурдно это не звучало, но именно дошкольный возраст является
самым
продуктивным
в
плане
заложения
таких
индивидуально-
психологических
особенностей
личности,
как
ответственность,
бережливость, сила воли, которые так необходимы для становления
финансово грамотного человека. Уже с младшего дошкольного возраста
стоит начинать учить ребенка знаниям о деньгах. Именно в этом возрасте он
знакомится с деньгами. А уже в пятилетнем возрасте у детей появляются
финансовые привычки, поэтому задача родителей — учить его обращению с
деньгами.
В дошкольном возрасте можно познакомить ребенка с самой концепцией
денег — то есть, дать ребенку понимание «Что такое деньги?», «Где их
взять?» и «Зачем нужны деньги?». Можно побеседовать с ними о значении
различных монет и бумажных денег. Рассказать им о том, что деньги
используются
для
того,
чтобы
покупать
вещи.
А
расходы
могут
быть «умными» и «неумными», «полезными» и «бесполезными».
Самым
простым и доступным способом преподавания концепции денег для детей
дошкольного возраста является игра в «Магазин». Но не только в игре, а и в
реальной жизни дети также могут участвовать в принятии финансовых
решений, например, помочь с походом в продуктовый магазин. В этом
возрасте можно познакомить ребенка с понятием «копилка».
Как стоит разговаривать с ребенком о деньгах?
Обучение ребенка финансовой грамотности, это гораздо больше, чем один
разговор. Здесь стоит прибегнуть к реальным жизненным ситуациям и
примерам, которые помогут понять все на практике. Они будут учиться не
только со слов, но и через свои действия. Вот несколько идей и
возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах:
Когда он получает подарок деньгами.
Например, от бабушек или дедушек, что происходит довольно часто.
Родители могут помочь ребенку принять решение — потратить деньги
сейчас, например, на сладости и «хотелки», или сохранить, отложить их для
последующих покупок, например, велосипед, о котором он так мечтает.
Когда взрослые пользуются банкоматом.
Некоторые дети думают, что банкомат — это волшебный ящик, который
выдает деньги. Родителям нужно поговорить с детьми о том, что такое
банкомат и как он работает.
В магазине.
Поход по магазинам — это идеальная возможность объяснить ему, что
различные вещи стоят различные суммы. Можно даже попросить ребенка
помочь сравнить цены и найти вариант подешевле.
Оплата счетов и квитанций.
Это вероятно, не то, что обычно родители делают вместе с ребенком. Тем не
менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых расходах в
каждый месяц. Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о
различных способах экономии денег. Например, можно рассказать о том, что
нужно выключать свет, когда в нем нет необходимости. Или открывать кран
тоненькой струйкой, так как это приводит к экономии денег, которые можно
потратить во время семейного отпуска.
Подводя итог, можно сказать следующее: начинать учить детей финансовой
грамотности стоит как можно раньше, в каком бы возрасте они не были. Чем
раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в
своей голове и использовать их в своей будущей жизни. Авербах Бертольд
писал: «Нажить много денег — храбрость, сохранить их — мудрость, а
умело расходовать — искусство». Так давайте поможем детям овладеть
искусством управления деньгами.
Финансового благополучия вам и вашим детям!